Компьютерная этика как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютерная этика как наука



В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы. Само употребление выражения "компьютерная этика" весьма условно, эта дисциплина очень молода, она появилась на рубеже 70-х — 80-х гг. XX столетия, и наряду с ней употребляются такие термины, как "информационная этика", "киберэтика".


Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов: 1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники; 2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий; 3) группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением статуса, т.е. преимущественно правовые проблемы.

В рамках компьютерной этики выделяется особая область, называемая "хакерской этикой", основание которой заложили хакеры, пионеры, стоявшие у истоков современных информационных технологий. А с развитием сети Интернет в обиход входит и понятие "сетевой этики" или "нэтикета" (производное от net - сеть и etiquette - этикет), обозначающее совокупность правил, сложившихся среди пользователей глобальной сети.


Принципы компьютерной этики

В рамках компьютерной этики были разработаны следующие принципы:

1) privacy (тайна частной жизни) - право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей.

Принцип "прайвеси" несёт важную смысловую нагрузку. Соблюдение этого принципа особенно важно в связи с созданием многочисленных автоматизированных банков данных, содержащих различные сведения о личности. Поэтому одной из главных моральных норм создателей и пользователей информационных систем должно быть обязательство по соблюдению конфиденциальности доверенной информации.

2) accuracy (точность) - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям;

3) property (частная собственность) - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права;

4) accessibility (доступность) - право граждан на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте. Это один из главных принципов информационного общества, определяет право гражданина на доступность необходимой для него информации, разрешённой для доступа.

Во всех кодексах наряду с этими заповедями и общечеловеческими моральными нормами (честное исполнение своих обязанностей, профессиональная и социальная ответственность, повышение квалификации, расовое равноправие и т.п.) содержатся нормы, основанные на соблюдении этих главных моральных принципов


Кодекс компьютерной этики

Наиболее яркое свое воплощение компьютерная этика получила в области разработки моральных кодексов. Весьма показательно отношение к рассматриваемой проблеме в США, где первый кодекс компьютерной этики был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, ученые и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчеркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий. Впоследствии были разработаны и приняты кодексы во многих других организациях США, связанных со сферой информационных технологий, таких как "Ассоциация разработчиков компьютерных технологий" (ACM), "Ассоциация менеджеров информационных технологий" (DPMA), "Ассоциация пользователей информационных технологий в США" (ITAA), "Ассоциация сертифицированных компьютерных профессионалов" (ICCP).

На основе этических стандартов, используемых в кодексах, "Международная федерация по информационным технологиям" (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учетом местных культурных и этических традиций. Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:

1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям;

2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;

3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;

4) не использовать компьютер для воровства;

5) не использовать компьютер для распространения ложной информации;

6) не использовать ворованное программное обеспечение;

7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность;

8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;

9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете;

10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.


1.4. Кодекс по Компьютерной Этике в российских организациях и университетах

Несколько десятилетий назад, когда университеты, институты и другие организации начали использовать компьютерные технологии, понятие этики применительно к их работе было, по большей части, непонятным. Они были более обеспокоены безопасностью своих файлов и предпринимали шаги для их сохранности. И только после развития сетевых технологий, которые превратились в Интернет, этика стала предметом беспокойства. Сегодня, это проблема дня. Отчеты насыщены оскорблениями студентов и преподавателей колледжей и университетов. Предпринимаются действия, которые либо откровенно незаконны, либо просто грубы. Многие из подобных действий совершаются по наивности или неведению, но другая часть - при полном осознании нарушения правил хорошего тона, закона, или политики. В настоящее время предпринимаются огромные усилия включить информационную технологию во все стадии деятельности университетов, институтов и других организаций. Можно предположить, что подобные усилия направлены на изменение культуры конкретной организации путем полномасштабного внедрения компьютерной и информационной технологии, и что ответной мерой стали попытки принять Кодекс по этике использования этой технологии.

В феврале 1997 г была произведена попытка ознакомиться с интернетовскими страницами на предмет компьютерной этики. Было выявлено полное отсутствие информации о кодексах этики или принятой конкретной организацией политики корректного использования компьютерных технологий. Некоторые организации ссылаются на нечто похожее, однако никакого определенного разъяснения не приводится. С одной стороны, можно посетовать на то, что на российских интернетовских страницах очень мало доказательств существования кодексов этики или политики в области корректного использования компьютерных технологий.

Первый кодекс компьютерной этики был разработан и принят в Институте инженеров электроники и электротехники (IEEE) в 1979 г. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчёркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий.

Позднее были разработаны и приняты кодексы этики Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий (АСМ), Ассоциацией менеджеров информационных технологий (ДРМА), Ассоциацией пользователей информационных технологий в США (ITAA), Ассоциацией сертифицированных компьютерных профессионалов (ICCP). В 1987 г. был разработан и принят кодекс компьютерной этики для преподавателей высшей и средней школ. Кодексы послужили основой для создания специальных курсов, которые сейчас преподаются во всех школах и большинстве университетов.

На основе этических стандартов, используемых в перечисленных кодексах, Международная федерация по информационным технологиям (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учётом местных культурных и этических традиций.

Основой всех кодексов служат ранее изложенные десять заповедей (подобно библейской нагорной заповеди Иисуса Христа, в которой также содержится десять моральных постулатов).

Принципы privacy (тайна частной жизни), accuracy (точность), property (частная собственность) и accessibility (доступность) нашли отражение в "Национальном кодексе деятельности в области информатики и телекоммуникаций", разработанном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и опубликованном в журнале PC Week 29 за 1996г. Кодекс распространяется на все виды деятельности - производство, продажу, пользование средствами информатики и телекоммуникаций. Кодекс определяет, что эта деятельность должна быть законной, пристойной, честной и правдивой.

Юридические и физические лица, действующие в области информатики и телекоммуникаций, добровольно принимают на себя следующие бессрочные обязательства.

1. Не производить, не копировать и не использовать программные и технические средства не приобретённые на законных основаниях.

2. Не нарушать признанные нормы авторского права.

3. Не нарушать тайны передачи сообщений, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных.

4. Не извлекать прибыль от использования товарного знака, принадлежащего другой фирме или продукции.

Кодекс включает и другие моральные нормы и открыт для добровольного присоединения любого физического или юридического лица, действующего в области информатики или телекоммуникаций. Кодекс хранится в депозитарии Торгово-промышленной палаты. К сожалению, публикация кодекса не вызвала большого интереса и широкого обсуждения проблем компьютерной этики среди российских специалистов и пользователей.

Особые этические нормы выработались среди пользователей Internet. В преамбуле сетевого кодекса этики говорится "Internet не подлежит цензуре и управляется правилами нэтикета (производное от net - сеть и etiquette - этикет). Правила гласят: не рекомендуется делать тех вещей, которые не поощряются в цивилизованном обществе - ругаться, оскорблять людей, разжигать национальную рознь, подбрасывать подмётные письма, взламывать пароли. Не рекомендуется писать сообщения в верхнем регистре (эквивалент громкого крика), новым пользователям группы новостей прочитать файл часто задаваемых вопросов, прежде чем их задавать, использовать специальные значки из сочетаний знаков препинаний для выражения эмоций (:-(- мне грустно,:-) - это была шутка и др.). Запрещается распространение рекламы через группы новостей. Пользователи, нарушающие нэтикет могут получить флеймы (предупреждения), указывающие на их ошибки поведения. Если же неэтичные действия будут продолжаться, то пользователь рискует получить массу ненужной информации, что может полностью лишить его возможности работы в сети.

Действенность этических норм в обществе определяется отношением к проблеме государственных органов, уровнем самосознания каждого индивида, мерой и способами общественного воздействия в случае их нарушения. В США, Австралии, Великобритании и других европейских странах созданы институты, исследующие проблемы социального воздействия компьютерных технологий на личность и общество, разрабатывающие соответствующие рекомендации и нормы и методы их внедрения в общественное сознание.

Анализируя практику использования информационных технологий в России, с сожалением приходится констатировать, что как специалисты так и пользователи часто нарушают общепринятые нормы компьютерной этики. По разным оценкам, уровень использования пиратского программного обеспечения в России достигает 90%, в то время как в странах, где уделяется достаточное внимание проблемам этического использования информационных технологий, этот уровень не превышает 30%. Достаточно часто предпринимаются попытки несанкционированного доступа в защищаемые информационные системы, многие начинающие программисты считают своей доблестью написать программу-вирус, в компьютерных магазинах можно свободно приобрести вредоносные программы. Поэтому одной из задач информационного общества является пропагандирование и разъяснение норм компьютерной этики.

Однако не следует и забывать, что действующими уголовным и кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушения авторских прав и преступления в сфере компьютерной информации.


Принципы виртуальной этики

Научное осмысление проблем, связанных с виртуальной реальностью вообще и с реальностью Интернет-коммуникации в частности, только начинается. Как и всякое неизведанное явление, Интернет порождает множество противоречивых ожиданий - от необоснованных страхов до неоправданных надежд, что сопровождается неоднозначностью этических оценок этого феномена.

Поэтому очевидна необходимость создания виртуальной этики - как области прикладной этики, в задачи которой должны входить морально-философская рефлексия и нравственная оценка процессов виртуальной коммуникации; теоретическое обоснование этических норм и принципов, регулирующих поведение в этой сфере; и, наконец, создание механизмов, обеспечивающих соблюдение этих норм и принципов.

Специфика виртуальной этики определяется спецификой объекта исследования. Интернет никому не принадлежит, никем не контролируется, а следовательно - не управляется, участник виртуальной коммуникации, как правило, анонимен и в любой момент может уйти от контакта, а возможности законодательного регулирования

этой области жизнедеятельности сравнительно невелики, по крайней мере, на данный момент. Это дает пользователю иллюзорное ощущение неограниченной свободы - вплоть до вседозволенности. Однако, как и в любой социальной среде, в Интернете возникают свои неписаные правила и нормы, определяющие права и обязанности участников взаимодействия и позволяющие Сети поддерживать собственное существование, не прибегая к внешнему силовому регулированию. Эти правила носят название нетикет (от net - «сеть» и etiquette - «этикет»).

В целом правила нетикета не сильно отличаются от этикета традиционного: они предполагают уважение к партнерам по коммуникации и опираются на базовое этическое правило взаимности, т.е. «золотое правило» морали. Так, в преамбуле одной из версий нетикета говорится: «При работе в сети прежде всего не следует делать того, что не поощряется в любом цивилизованном обществе. А именно - разжигать национальную рознь, оскорблять людей, ругаться матом, воровать, умышленно пытаться что-то сломать, призывать к свержению существующего строя и т.п.»

Вместе с тем, наряду с универсальными этическими стандартами и правилами вежливости, равно применимыми как к реальному, так и к виртуальному общению, нетикет содержит ряд специфических норм, обусловленных особенностями коммуникативного канала. Например, при переписке по электронной почте не рекомендуется писать сообщения заглавными буквами (что эквивалентно громкому крику), экспериментировать со шрифтами, злоупотреблять «смайликами» (специальными обозначениями, служащими для выражения эмоций). Следует излагать свои мысли точно, грамотно и по возможности лаконично, избегая двусмысленных формулировок. Невежливо отправлять вложенные файлы без предварительного уведомления и посылать письма с незаполненным полем «Тема». Не допускается распространение «спама» - т.е. любой незатребованной корреспонденции, в частности, рекламы.

Не менее важным механизмом этической регуляции Сети являются профессиональные этические кодексы, сфера действия которых, однако, не ограничивается узкими группами компьютерных специалистов, но распространяется на всех субъектов информационного общества. Наиболее известные из них - это кодексы, разработанные и принятые Ассоциацией менеджеров информационных технологий, Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий, Ассоциацией пользователей информационных технологий в США, Ассоциацией сертифицированных компьютерных профессионалов.

На основе этических стандартов, используемых в перечисленных кодексах, Международная федерация по информационным технологиям (IFIP) рекомендовала национальным организациям других стран разработать собственные варианты кодексов компьютерной этики с учетом местных национальных и культурных традиций.

Наряду с общечеловеческими этическими нормами (социальная и персональная ответственность, равноправие партнеров по коммуникации, точное и добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей и т.п.), во всех кодексах фиксируются базовые права, принадлежащие каждому взрослому участнику виртуальной коммуникации. Эти права так же основаны на соблюдении тех же (рассматривались ранее) главных моральных принципов компьютерной этики. Напомним некоторые из них:

Принцип «общедоступности», один из главных нормативных принципов информационного общества, гарантирует право граждан на коммуникацию и предполагает доступность любой информации в любой общественной сфере для каждого субъекта коммуникации.

Принцип «сохранения тайны частной жизни» выражает право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее других людей и органов власти. Поэтому одной из главных моральных норм создателей и пользователей информационных систем является обязательство по соблюдению конфиденциальности доверенной информации.

Принцип «неприкосновенности частной собственности» является основой имущественного порядка в экономике. Применительно к виртуальной этике следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права.

Соблюдение вышеизложенных прав обеспечивается рядом более частных принципов, например, принципом свободы слова, принципом толерантности (уважения чужого мнения), принципом предупредительности (предполагающим соблюдение норм сетевого этикета), принципом точности (основанном на соблюдении инструкций по эксплуатации информационных систем) и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 3287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.018 с.)