Виды денег и понятие денежного обращения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды денег и понятие денежного обращения



Виды денег и понятие денежного обращения

Деньги в своем развитии выступают в двух видах:

1. действительные – деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены. Они обладают устойчивостью и благодаря этому выполняют все 5 функций,

2. заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

· металлические знаки стоимости,

· бумажные знаки стоимости (бумажные и кредитные деньги).

 

Бумажные деньги – это знаки, представители полноценных денег, возникших исторически из металлического обращения.

Первые бумажные деньги появились в Китае в 12 веке, а в Европе – в 1769 году. Бумажные деньги выполняют роль покупательного и платежного средства, т.е выполняют 2 функции. Эмитентами бумажных денег являются либо государство (государственное казначейство), либо Центральный банк. По экономической природе бумажные деньги неустойчивы, подвержены процессам инфляции. Неустойчивость связана с тем, что выпуск денег регулируется не столько потребностью товарооборота в них, сколько постоянно растущими потребностями государства в финансовых ресурсах, поэтому бумажные деньги не могут выполнять роль сокровища.

Недостатки, присущие бумажным деньгам, могут устраняться при помощи кредитных денег.

Кредитные деньги возникают тогда, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа. Появление кредитных денег связано с их функцией как средства платежа.

Электронные деньги – это деньги на расчетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства.

Кредитные карточки – это средство расчетов, заменяющее наличные деньги и чеки, а также позволяющее получить в банке краткосрочную ссуду.

 

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи.

Методы регулирования денежного обращения

Денежное регулирование это меры государства, предназначенные для достижения соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

Методы денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации являются важным элементом денежной системы страны. Основные из них:

-установление ориентиров роста денежной массы;

-валютное регулирование, включая валютные интервенции;

-рефинансирование кредитных операций путем установления учетной ставки рефинансирования;

-установление нормативов обязательных резервов коммерческих банков, депонированных Центральным банком Российской Федерации;

-установление Центральным банком Российской Федерации процентных ставок по операциям;

-укрепление устойчивости национальной валюты;

-эмиссия ценных бумаг от своего имени;

-проведение кредитной экспансии и кредитной рестрикции с учетом изменения общей экономической политики государства;

-совершенствование методов расчетов и платежей.

 

 

Наличное и безналичное денежное обращение

Наличное денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются в операциях купли-продажи между физическими лицами; в платежах физических лиц за коммунальные услуги, по выплате страхового возмещения по договорам страхователя, в расчетах по выплате заработной платы, премий, пенсий, пособий, стипндий, в расчетах заготовительных организаций системы потребительской кооперации с населением.

Безналичное денежное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег: перечисление средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. К возникновению такого обращения привело развитие кредитной системы и появление средств на счетах в банках и других кредитных организациях.

Основными инструментами безналичного обращения являются: ценные бумаги (векселя, чеки), кредитные карточки.

Базовыми категориями денежного обращения являются:

* денежная единица – это исторически сложившаяся, законодательно закрепленная единица измерения количества денег, цен, товаров и услуг,

* денежная масса – это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа,

* денежно-кредитная политика – это совокупность денежно-кредитных инструментов (нормы резервов, уровня процента, сроков кредита, параметров денежной массы и т.п.) и институтов денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ, Минфин и пр.).

 

Функции денег и закон денежного обращения

Функция денег как меры стоимости. Деньги являются единицей счета, т.е единицей, на основе которой назначаются цены и ведутся счета. Оценка товаров, работ, услуг осуществляется в ценах, а цены назначаются в денежных единицах государства (в Р.Ф в рублях).

Функция денег как средства обращения. Деньги являются посредником в сделках купли-продажи.

Функция денег как средства накопления и сбережения. Без этой функции не возможен экономический рост, но чтобы сохранить определенную сумму в государстве должен поддерживаться исходный уровень покупательной способности в течение длительного периода.

Функция денег как средства платежа. В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги. В результате возникает необходимость купли-продажи с рассрочкой платежа, т.е. в кредит.

Функция мировых денег. Эта функция реализуется в процессе обслуживания экономических связей между странами. Все шире в качестве мировых денег используются конвертируемые валюты.

Закон денежного обращения

Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег, необходимое для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

1. количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая),

2. уровня цен товаров и тарифов (связь прямая),

3. скорости обращения денег (связь обратная).

Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:

1. общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая),

2. уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег),

3. степенью развития безналичных расчетов (зависимость обратная),

4. скоростью обращения денег, в том числе кредитных (зависимость обратная).

Математическая формула закона денежного обращения имеет следующий вид: Д = (Р – К + П – В) / О, где:

Д - количество денег(денежная масса), Р - сумма цен товаров (услуг, работ), подлежащих продаже, К – сумма цен товаров (услуг, работ), платежи по которым выходят за пределы данного периода времени (т.е.проданных в рассрочку), П - сумма цен товаров (услуг, работ), сроки платежей по которым уже наступили, В - сумма взаимно погашаемых платежей, О – скорость оборота денег за данный период времени.

Инфляция, ее формы проявления, виды и типы

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, возникшее в середине 18 века, в связи с огромным выпуском бумажных денег.

 

Формы проявления инфляции

1. неравномерный рост цен на товары и услуги,

2. обесценивание денежной массы,

3. понижение курса национальной валюты по отношению к иностранной,

4. увеличение цены золота, выраженного в национальной валюте.

 

Факторы проявления инфляции

1. диспропорция между различными сферами народного хозяйства:

накопление и потребление,

спрос и предложение,

расходы и доходы государства,

денежная масса и потребности государства,

кредитная экспансия (завоевание).

2. кризис государственных финансов:

дефицит бюджета,

рост государственного долга,

эмиссия денег.

3. мировые валютные кризисы:

сырьевые,

энергетические,

валютные.

Виды инфляции

1. умеренная (ползучая). Ежегодные темпы прироста цен от 3-10%. Характерна для экономически развитых стран. Рассматривают ее как стимул производства.

2. галопирующая – среднегодовые темпы прироста цен от 20-100%, иногда до 200%. Преобладает в развивающихся странах и вызывает беспокойство в обществе.

3. гиперинфляция – прирост цен более 1000% в год или более 50% в неделю. Возникает в результате ломки всей экономической структуры страны и приводит к дезорганизации производства и рынка.

Типы инфляции

1. инфляция спроса, возникает при избыточном спросе, т.е. предложение меньше спроса. На рынке появляется дефицит продукции, что приводит к резкому росту цен. Много денег при малом количестве товаров, производство не удовлетворяет потребности населения. Следовательно, возникает избыток спроса.

2. инфляция издержек, возникает когда расходы на производство товара и оказания услуг возрастает быстрыми темпами под влиянием специфики развития производства и деятельности государства. Увеличение издержек производства приводит к увеличению цен.

 

Виды ценных бумаг

Основными видами ценных бумаг являются: акции, облигации, а также другие финансовые инструменты: векселя, сертификаты, закладные, варранты, опционы, фьючерсы и др.

Акция – это вид ценной бумаги, выпускаемой акционерным обществом, она свидетельствует о внесении определенных средств в имущество акционерного общества и удостоверяет право собственности ее владельцев на долю в уставном капитале.

Акции выпускаются на неограниченный срок и не подлежат погашению. Акционер отвечает по обязательствам АО только своим вкладом. В случае банкротства данного предприятия акционер рискует потерять только деньги, которые он затратил на покупку акций. Выпуск акций может осуществляться в определенном соотношении к величине уставного капитала.

Акция дает право ее владельцу на получение части прибыли (дивиденда) от деятельности акционерного общества и на участие в управлении им.

Дивиденд – начисляемый по решению акционерного собрания на каждую акцию ежегодный доход.

Бумага первичная, эмиссионная. Перепродажа ее требует внесения изменения в реестр акционеров, долевая, бессрочная, негосударственная, обычно именная.

Акции бывают как в документарной, так и в бездокументарной форме.

Большая часть акций – обыкновенные – дают право на участие в управлении акционерным обществом; привилегированные акции - дают право на определенную долю активов предприятия при его ликвидации, но не имеют преимущественного права на покупку ценных бумаг при проведении дополнительной эмиссии (фиксированные дивиденды).

Акции могут быть свободнообращающимися и иметь ограничения в порядке обращения.

Облигация – долговая денежная бумага, приносящая доход в форме %, на которой указан срок ее ограничения.

Облигации, как правило, являются первичными, но могут быть и вторичными (закладные по ипотеке), также государственными и негосударственными, доходными и бездоходными, документарными и бездокументарными.

Облигация – эмиссионная бумага, обычно срочная.

Облигации бывают государственных займов, местных займов – муниципальные облигации хозяйствующих субъектов.

Облигация всегда имеет объявленный номинал, по которому и погашается, иногда вместе с выплатой последней части предусмотренного % дохода.

Облигация также как и акция имеет номинальную, эмиссионную и рыночную стоимость.

Облигации могут выпускаться государством или АО, они являются долговыми обязательствами. Доход по облигациям, выпускаемым государством, выплачивается в форме выигрышей. По облигациям, выпускаемым АО, доход выплачивается в виде фиксированного процента от номинальной стоимости. Облигации от акций отличаются тем, что их владельцы не являются членами АО и не имеют права голоса.

Вексель – безусловное письменное денежное обязательство должника о возврате долга. Имеет документарную форму, устанавливается срок, может быть именным или ордерным. Переводной вексель – доход в виде % или дисконта.

Сберегательные (депозитные) сертификаты – письменные свидетельства банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющие право вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему.

Сертификаты дают возможность банкам привлечь свободные денежные средства, могут перепродаваться на вторичном рынке.

Закладные (ипотечные ценные бумаги) - ценные бумаги, документы о залоге должником недвижимого имущества (земли, строений), дающие кредитору право продажи заложенного имущества при неуплате долга в срок.

В закладной обязательно должен указываться кредитный или иной договор, исполнение которого обеспечивается ипотекой.

Варрант – удостоверение, дающее его владельцу право приобретать ценные бумаги по цене, предусмотренной договором, в течение определенного периода времени или бессрочно.

Опцион – контракт, предусматривающий право лица, которое приобрело опцион, в течение определенного срока купить по установленной цене оговоренное количество акций у лица, продавшего опцион. Опцион дает право не только купить, но и продать ценные бумаги.

Фьючерс – сделка, заключенная на бирже, предусматривающая куплю-продажу ценных бумаг по фиксированной в момент заключения сделки цене, с уплатой денежной суммы через определенный промежуток времени. В отличие от опциона, фьючерс не право, а обязательство купли-продажи.

Ваучер (приватизационный чек) – ценная бумага, дающая право на долю государственной собственности.

 

 

Признаки финансов

1. денежные отношения между двумя субъектами;

2. субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений;

3. в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет;

4. регулярное поступление средств в бюджет производилось благодаря налогам, сборам и другим платежам государственного принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства.

Этапы развития финансов

1. неразвитая система финансов – основная масса денежных средств (1/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику.

2. появилось большое разнообразие финансовых отношений – финансы становятся одним из важнейших фундаментов косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства, в т.ч. воспроизводство материальных благ рабочей силы и производственных отношений.

 

Первым общегосударственным фондом стал государственный бюджет, где главным источником поступления являются налоги.

Налоги бывают прямые и косвенные.

Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств стал фонд государственного имущественного и личного страхования.

Назначение финансов

1.они выражают денежные отношения,

2.обеспечивают потребности государства и предприятия в денежных средствах,

3.контролируют расходование этих средств.

 

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода.

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Функции финансов

1. распределительная - проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу, формируются они при распределении национального дохода среди участников материального производства (1 группа – рабочие, служащие, фермеры, крестьяне и 2 группа – предприятия сферы материального производства).

Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

2. стимулирующая – заключается в воздействии на развитие предприятий и отраслей в нужном обществу направлении. Т.е., государство с помощью распределения денежных фондов может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса.

3. контрольная – проявляется в отслеживании распределения ВВП по соответствующим фондам и целевому назначению.

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях:

1.как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки),

2.как система финансовых отношений; при этом понятие «система» предполагает наличие связей.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Централизованные финансы – это экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, сосредоточенных в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – это денежные отношения, позволяющие осуществлять кругооборот денежных фондов предприятия.

Таким образом, централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне, а децентрализованные – на микроуровне.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Если финансовую систему представить как сеть учреждений, то можно выделить 3 уровня:

1. Федеральный уровень (Министерство финансов),

2. Субъекты Федерации (финансовые управления и финансовые отделы при МФ области),

3. Районный уровень (райфинотделы).

Все они занимаются разработкой и исполнением бюджета.

Финансовая система России включает в себя следующие звенья финансовых отношений:

 

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет – основной финансовый план страны, утверждается Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в % к фонду оплаты труда.

Основными по размерам и значению являются социальные фонды – пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, где государство выступает в качестве заемщика денежных средств.

Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

В отраслевом разрезе страхование делится на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности. С переходом к рыночным условиям хозяйствования появилась еще одна отрасль страхования – страхование предпринимательских рисков (добровольное и обязательное).

Фондовый рынок – это особый вид финансовых отношений, возникший в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.

Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода. Участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк.

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов.

 

 

10. Дать характеристику финансовым отношениям организации

Финансовые отношения – возникающие в процессе формирования и использования фондов денежных средств специального назначения, необходимых для решения задач социально-экономического развития на разных уровнях и этапах этого процесса.

Финансовые отношения возникают на определенной стадии общественных отношений, одной из четырех: производства, распределения, обмена, потребления.

Отношения производства и потребления связаны непосредственно с кругооборотом реальных денежных средств по поводу производства товаров и оказания услуг. Но они вступают в потребление в результате отношений распределения новой стоимости путем формирования разных фондов денежных средств, после чего наступает черед отношений обмена.

Следовательно, только на стадии отношений распределения возникают финансовые отношения.

Финансовые отношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов экономических отношений:

1. финансовые отношения носят денежный характер, в их основе – деньги. Эти отношения регулируются правовыми методами с помощью норм финансового права. Не все денежные отношения суть финансовые. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

2. финансовые отношения носят распределительный характер; они возникают на стадии воспроизводственного процесса, на которой новая стоимость в виде прибыли хозяйствующих субъектов и ВВП государства распределяется по фондам денежных средств, имеющих целевое назначение. При этом предполагается, что каждый субъект финансовых отношений должен получить свою долю.

3. финансовые отношения обеспечивают субъектам этих отношений формирование доходов и накоплений, имеющих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений.

4. одной из сторон финансовых отношений всегда выступает государство в лице законодательных органов власти и органов исполнительной власти.

5. только государство может диктовать правила, условия финансовых отношений. Для всех юридических лиц (независимо от формы собственности и организационно-правовых форм), физических лиц и их семей предписания (указания) государства обязательны для исполнения.

 

11. Виды и формы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует рассматривать как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющую своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливается Бюджетным кодексом Р.Ф., иными нормативно-правовыми актами Р.Ф., субъектов Р.Ф. и органов местного самоуправления.

 

Виды финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторской деятельностью. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.

 

Формы финансового контроля

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов и расходов, финансовых планов учреждений, организаций и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной росписи, в ходе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сметных финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям.

Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного периода и финансового года в целом.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого лица.

Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.

Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающий детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности.

В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой Р.Ф., Министерством финансов Р.Ф., Министерством Р.Ф по налогам и сборам, ЦБ РФ., Государственным таможенным комитетом РФ., а также контрольно-ревизионными службами федеральных органов исполнительной власти и иными органами, осуществляющими контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета.

 

12. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий

На организацию финансов хозяйствующих субъектов влияют:

- организационно-правовая форма деятельности (определяется Гражданским кодексом), определяет содержание финансовых отношений в процессе создания уставного капитала (ст.83,90,73,99 ГК РФ). Имущество государственных и муниципальных предприятий формируется на базе государственного и муниципального имущества. Финансовые отношения между учредителями строятся в зависимости от организационно-правовой формы деятельности хозяйствующего субъекта,

-отраслевые технико-экономические особенности. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов,

 

Отраслевые особенности, влияющие на организацию финансов предприятия:

-различия в технологии и характере труда разных отраслей, сказывающиеся на составе и структуре производственных фондов, уровне материально-технической оснащенности производства, видах и структуре оборотных средств, уровне и квалификации работающих и т.д,

-разная длительность производственного цикла и различный характер нарастания затрат в процессе производства; эти различия отражаются на величине, структуре и источниках формирования оборотных средств, взаимоотношениях с банками и партнерами, порядке и сроках выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, составе финансовых льгот,

-зависимость производства от природно-климатических условий, влияющих на качество и количество продукции, уровень затрат на ее производство, финансовые результаты деятельности предприятий и т.п.,

-зависимость экономических условий хозяйствования от возможности получения дохода рентного характера, наличие которых вызывает потребность в специальном механизме финансового регулирования, что может быть обеспечено за счет использования налоговых рычагов,

-различия в экономических условиях хозяйствования производственных инфраструктурных отраслей, что сказывается на источниках формирования финансовых ресурсов, формах их использования, взаимоотношениях с бюджетом и внебюджетными фондами и т.д.

Только полный учет всех отраслевых технико-экономических особенностей, характерных для соответствующего вида производственной деятельности, позволит создать финансовый механизм, в наибольшей степени учитывающий потребности производства, нужды производителя и потребителя продукции.

 

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация Р.Ф – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Р.Ф., а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Классификация доходов бюджетов Р.Ф является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; она основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Группы доходов состоят из статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов Р.Ф – группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Р.Ф. отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

 

Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения – это отношения между органами власти РФ., субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:

-сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений,

- самостоятельность бюджетов всех уровней,

-законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней,

-объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований,

-единство бюджетной системы,

-равенство всех бюджетов Р.Ф.

Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

В 1994 году в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов).

Функции страхования

1. рисковая – обеспечивает перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования при наступлении страховых событий.

2. предупредительная – предполагает своевременное заключение договора страхования и перечисление страховых взносов с целью обеспечить финансирование мероприятий, связанных с сокращением страхового риска.

3. сберегательная призвана обеспечить целевое формирование и использование средств страхового фонда.

Страховые отношения возникают при заключении договора страхования между страховщиком и страхователем.

Страховщик – это юридическое лицо (государственные страховые компании, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования и перестрахования), имеющее право осуществлять страховую деятельность.

Страхователь -это юридическое или физическое лицо, имеющее страховые отношения со страховщиком на основании заключаемого на добровольной основе договора или в силу закона.

Страховые посредники:

1. страховые агенты – физические и юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.

2. страховые брокеры -юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей и осуществляет независимую посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы либо страховщика, либо страхователя.

Классификация страхования

1. по формам:

обязательное;

добровольное.

2. по объектам страхования:

личное страхование (жизнь и здоровье граждан);

имущественное страхование (товарно-материальные ценности и имущественные интересы страхователя, транспортное страхование, жилищное);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.249.42 (0.171 с.)