Виды рынков ценных бумаг, их характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды рынков ценных бумаг, их характеристика



Рынок ценных бумаг – это рынок, где производятся операции с ценными бумагами (выпуск в обращение, погашение, залог и т.п.). Здесь тоже действуют продавцы, покупатели и посредники. Проводятся реклама и маркетинговые исследования.

Основой рынка ценных бумаг являются товарный рынок, деньги и капитал.

На данный момент в России можно выделить следующие основные сегменты рынка ценных бумаг:

1. государственные ценные бумаги (облигации, выпущенные федеральными органами власти и облигации субъектов федерации); государственные ценные бумаги выпускаются в виде облигаций или иных ценных бумаг и составляют часть государственного долга. Если они депонированы в рублях, то относятся к части внутреннего долга, а если в валюте – внешнего (чаще всего это облигации).

2. муниципальные ценные бумаги (эмитенты – органы местного самоуправления); муниципальные облигационные займы получили развитие в ряде государств с высокой степенью самостоятельности местных органов (так как по ним предоставляются налоговые льготы, на рынке ценных бумаг им отводится важное место).

3. корпоративные ценные бумаги (акции и облигации корпоративных эмитентов), векселя и различные суррогатные ценные бумаги (складские свидетельства и варранты); эмиссионные корпоративные ценные бумаги выпускаются в виде акций и облигаций. Корпоративные ценные бумаги выпускаются предприятием, привлекают временно свободные капиталы, что позволяет стимулировать наиболее перспективные отрасли производства. Предприятия могут выпускать и векселя, но данные бумаги не являются эмиссионными и используются главным образом для проведения взаимозачетов.

Данные сегменты развиваются параллельно, выполняют свои задачи, имеют свою специфику, структуру и технологию функционирования первичного и вторичного рынков.

Структура рынка ценных бумаг России

Первичный рынок Вторичный рынок
Рынок акций  
Рынок облигаций  
Рынок государственных краткосрочных облигаций Фондовые биржи
Рынок облигаций государственного сберегательного займа Фондовые отделы товарных бирж – ранее выпущенные акции и финансовые инструменты
Рынок облигаций федерального займа  
Рынок облигаций валютного займа  
Рынок казначейских обязательств  
Рынок финансовых инструментов  
Рынок золотого сертификата  

На первичном рынке происходит продажа всех существующих видов ценных бумаг, а на вторичном рынке идет их перепродажа.

Торговля ценными бумагами ведется в рамках организованного рынка, когда сделки заключаются с использованием биржевых торговых систем. Организаторы торговли являются профессиональными участниками рынка, а проводимая ими деятельность контролируется биржевым комитетом. В торговых сессиях принимают участие дилеры.

Собственно операции с ценными бумагами на бирже от имени членов биржи осуществляют уполномоченные ими физические лица – трейдеры, имеющие лицензию государственных регулирующих органов.

Фондовые биржи – это особым образом организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, с постоянным местом и временем заключения сделок, где происходят операции по их купле-продаже.

На фондовой бирже продаются акции не всех компаний, а только зарегистрированных на данной бирже. Процедура включения акций в котировочный список биржи называется листингом.

Листинг – это предпродажная проверка акций на обеспеченность активами.

Подавая бирже заявку на листинг, компания представляет детальную информацию о себе. Комитет биржи по листингу выносит решение о включении акций в торговлю на бирже. Если решение положительное, то подписывается официальное соглашение о листинге. АО выплачивает бирже определенную сумму за операцию включения в листинг.

На фондовых биржах России и фондовых отделах товарных бирж концентрируются для перепродаж в основном акции и финансовые инструменты (сертификаты, опционы, фьючерсы, векселя).

 

 

9. Функции финансов, структура и сущность финансовой системы

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, политических и социальных задач.

Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы – это экономическая категория. Их сущность заключается в том, что они всегда имеют денежную выражения, отражая процесс движения денег (в различных формах) и инвестиционных ценностей, заменяющих в какой-то момент времени денежные средства (ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, объекты вложения капитала).

Так как финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, их роль и значение зависят от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях. Не всякие денежные отношения выражают финансовые. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Признаки финансов

1. денежные отношения между двумя субъектами;

2. субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений;

3. в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет;

4. регулярное поступление средств в бюджет производилось благодаря налогам, сборам и другим платежам государственного принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства.

Этапы развития финансов

1. неразвитая система финансов – основная масса денежных средств (1/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику.

2. появилось большое разнообразие финансовых отношений – финансы становятся одним из важнейших фундаментов косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства, в т.ч. воспроизводство материальных благ рабочей силы и производственных отношений.

 

Первым общегосударственным фондом стал государственный бюджет, где главным источником поступления являются налоги.

Налоги бывают прямые и косвенные.

Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств стал фонд государственного имущественного и личного страхования.

Третьим общегосударственным фондом стал фонд государственного социального страхования.

Таким образом финансы охватывают 2 сферы:

1. на уровне государства – экономические отношения, связаны с формированием денежных фондов, сосредоточенных в государственный бюджет.

2. на уровне предприятия - экономические отношения, касающиеся децентрализованных денежных фондов на предприятии.

Назначение финансов

1.они выражают денежные отношения,

2.обеспечивают потребности государства и предприятия в денежных средствах,

3.контролируют расходование этих средств.

 

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода.

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Функции финансов

1. распределительная - проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу, формируются они при распределении национального дохода среди участников материального производства (1 группа – рабочие, служащие, фермеры, крестьяне и 2 группа – предприятия сферы материального производства).

Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

2. стимулирующая – заключается в воздействии на развитие предприятий и отраслей в нужном обществу направлении. Т.е., государство с помощью распределения денежных фондов может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса.

3. контрольная – проявляется в отслеживании распределения ВВП по соответствующим фондам и целевому назначению.

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях:

1.как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки),

2.как система финансовых отношений; при этом понятие «система» предполагает наличие связей.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Централизованные финансы – это экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, сосредоточенных в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – это денежные отношения, позволяющие осуществлять кругооборот денежных фондов предприятия.

Таким образом, централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне, а децентрализованные – на микроуровне.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Если финансовую систему представить как сеть учреждений, то можно выделить 3 уровня:

1. Федеральный уровень (Министерство финансов),

2. Субъекты Федерации (финансовые управления и финансовые отделы при МФ области),

3. Районный уровень (райфинотделы).

Все они занимаются разработкой и исполнением бюджета.

Финансовая система России включает в себя следующие звенья финансовых отношений:

 

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет – основной финансовый план страны, утверждается Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в % к фонду оплаты труда.

Основными по размерам и значению являются социальные фонды – пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, где государство выступает в качестве заемщика денежных средств.

Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

В отраслевом разрезе страхование делится на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности. С переходом к рыночным условиям хозяйствования появилась еще одна отрасль страхования – страхование предпринимательских рисков (добровольное и обязательное).

Фондовый рынок – это особый вид финансовых отношений, возникший в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.

Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода. Участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк.

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов.

 

 

10. Дать характеристику финансовым отношениям организации

Финансовые отношения – возникающие в процессе формирования и использования фондов денежных средств специального назначения, необходимых для решения задач социально-экономического развития на разных уровнях и этапах этого процесса.

Финансовые отношения возникают на определенной стадии общественных отношений, одной из четырех: производства, распределения, обмена, потребления.

Отношения производства и потребления связаны непосредственно с кругооборотом реальных денежных средств по поводу производства товаров и оказания услуг. Но они вступают в потребление в результате отношений распределения новой стоимости путем формирования разных фондов денежных средств, после чего наступает черед отношений обмена.

Следовательно, только на стадии отношений распределения возникают финансовые отношения.

Финансовые отношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов экономических отношений:

1. финансовые отношения носят денежный характер, в их основе – деньги. Эти отношения регулируются правовыми методами с помощью норм финансового права. Не все денежные отношения суть финансовые. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

2. финансовые отношения носят распределительный характер; они возникают на стадии воспроизводственного процесса, на которой новая стоимость в виде прибыли хозяйствующих субъектов и ВВП государства распределяется по фондам денежных средств, имеющих целевое назначение. При этом предполагается, что каждый субъект финансовых отношений должен получить свою долю.

3. финансовые отношения обеспечивают субъектам этих отношений формирование доходов и накоплений, имеющих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений.

4. одной из сторон финансовых отношений всегда выступает государство в лице законодательных органов власти и органов исполнительной власти.

5. только государство может диктовать правила, условия финансовых отношений. Для всех юридических лиц (независимо от формы собственности и организационно-правовых форм), физических лиц и их семей предписания (указания) государства обязательны для исполнения.

 

11. Виды и формы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует рассматривать как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющую своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливается Бюджетным кодексом Р.Ф., иными нормативно-правовыми актами Р.Ф., субъектов Р.Ф. и органов местного самоуправления.

 

Виды финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторской деятельностью. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.

 

Формы финансового контроля

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов и расходов, финансовых планов учреждений, организаций и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной росписи, в ходе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сметных финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям.

Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного периода и финансового года в целом.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого лица.

Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.

Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающий детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности.

В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой Р.Ф., Министерством финансов Р.Ф., Министерством Р.Ф по налогам и сборам, ЦБ РФ., Государственным таможенным комитетом РФ., а также контрольно-ревизионными службами федеральных органов исполнительной власти и иными органами, осуществляющими контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета.

 

12. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий

На организацию финансов хозяйствующих субъектов влияют:

- организационно-правовая форма деятельности (определяется Гражданским кодексом), определяет содержание финансовых отношений в процессе создания уставного капитала (ст.83,90,73,99 ГК РФ). Имущество государственных и муниципальных предприятий формируется на базе государственного и муниципального имущества. Финансовые отношения между учредителями строятся в зависимости от организационно-правовой формы деятельности хозяйствующего субъекта,

-отраслевые технико-экономические особенности. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов,

 

Отраслевые особенности, влияющие на организацию финансов предприятия:

-различия в технологии и характере труда разных отраслей, сказывающиеся на составе и структуре производственных фондов, уровне материально-технической оснащенности производства, видах и структуре оборотных средств, уровне и квалификации работающих и т.д,

-разная длительность производственного цикла и различный характер нарастания затрат в процессе производства; эти различия отражаются на величине, структуре и источниках формирования оборотных средств, взаимоотношениях с банками и партнерами, порядке и сроках выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, составе финансовых льгот,

-зависимость производства от природно-климатических условий, влияющих на качество и количество продукции, уровень затрат на ее производство, финансовые результаты деятельности предприятий и т.п.,

-зависимость экономических условий хозяйствования от возможности получения дохода рентного характера, наличие которых вызывает потребность в специальном механизме финансового регулирования, что может быть обеспечено за счет использования налоговых рычагов,

-различия в экономических условиях хозяйствования производственных инфраструктурных отраслей, что сказывается на источниках формирования финансовых ресурсов, формах их использования, взаимоотношениях с бюджетом и внебюджетными фондами и т.д.

Только полный учет всех отраслевых технико-экономических особенностей, характерных для соответствующего вида производственной деятельности, позволит создать финансовый механизм, в наибольшей степени учитывающий потребности производства, нужды производителя и потребителя продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.047 с.)