Методы и приемы организации обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и приемы организации обучения



 

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами

Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

 

 

9.

Игры для детей раннего и младшего возраста

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Цель игр, приведенных ниже, - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

- Возьми мишку и посади в машину.

- Возьми мишку из машины.

- Посади в машину куклу.

- Покатай куклу машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ?

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.

Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп.

Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.

Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.

Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.

Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

ГРОМКО – ТИХО

Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

 

ИДИТЕ С НАМИ ИГРАТЬ!

Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ!

Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

ДУЕТ ВЕТЕР

Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

 

Игры, развивающие речевое дыхание.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.

ОДУВАНЧИК

Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

ПУЗЫРЬ

Цель: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!»

Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с». Игра возобновляется.

СНЕЖИНКИ

Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

ЛИСТОПАД

Цель: Учить плавному, свободному выдоху.

Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.

Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

 

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

МЫШЛЕНИЕ

Мышление как ребенка, так и взрослого всегда предполагает решение какой-либо задачи, что обозначает необходимость соотношения целей задачи с ее условиями.

Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. Это проявляется в решении простых задач по конструированию, т.е. конструирование по образцу.

Ребенок повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.

К четырем годам мышление становится наглядно-образным. Это значит, что некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи становится образ.

Основное направление развития образного мышления — овладение способностью к замещению и пространственному моделированию, т.е. формированию умения использовать при решении разнообразных умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки.

Если ребенок строит и применяет пространственные модели, он в наглядной форме понимает устройство предметов и событий в мире, выявляет скрытые отношения вещей, учитывает их в своей деятельности, лучше их взаимодействие. Малыш оперирует заменителями и пространственными моделями «в уме», представляет себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее предвидит результат собственных действий. А это и есть понимание, мышление.

На пятом году жизни ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и тем, как они взаимодействуют друг с другом. Малыша продолжает интересовать, как предмет выглядит, но больше его внимание привлекает, из каких частей состоят предметы, как они между собой взаимодействуют.

До 4-х лет умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходило через практические действия с предметами. Ребенку необходимо было обязательно потрогать предмет, чтобы понять его. На пятом году некоторые задачи ребенок уже может решать в уме, опираясь на образное представление. Средством решения задач становится не действие, а образ, мышление приобретает наглядно-образный характер. Ребенок становится как бы естествоиспытателем.

К четырем годам для развития интеллекта малыша родителям необходимо предоставить ему возможность приобрести опыт манипуляции с различными предметами, обеспечить знаниями о различиях между предметами (цвет, форма, размер и т.д.}. В 4-5 лет обогащение жизненного опыта ребенка происходит за счет накопления образов и представлений о связях и отношениях между отдельными предметами и их частями. Ребенку следует помочь накапливать чувственный опыт взаимодействия с миром и научить отражать его через модели, образы предметов.

Уровень понимания ребенком предмета выражается в действиях с предметами и их наглядными образами, которые возникают в голове ребенка {их строение, функционирование и т.д.). Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, малыш пытается сформировать целостное представление об окружающем его мире. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка выражается в формировании представлений о мире в виде наглядных образов как едином, непротиворечивом целом.

В таблице отображены основные действия ребенка, характеризующие его успешное развитие.

Название реакции Приблизительный возраст проявления Время проявления
Осуществляет выбор карточек по образцу Знает название 3-4-х цветов Различает 2-3... Выбирает из 3-х предметов самый большой или самый маленький Преднамеренно складывает в колонку кубики или кольца по размеру Понимает значение предлогов НАД, ПОД, В 3 года  
Выполняет поделку из 2-3-х элементов Копирует мост с модели из 3-х кубиков Изображает фигуру человека с двумя-четырьмя частями тела, не считая головы 3,5 года  
Рисует человека с шестью частями тела Строит мост из 6-ти кубиков 4 года  

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

И ВОСПРИЯТИЯ

Умение мыслить в этом возрасте подразумевает:

1) выделение существенных признаков предмета;

2) синтезирование различных признаков в целое представление о предмете;

3) сравнение разных предметов и выявление различий в них;

4) осмысление содержания жизненных ситуаций, подражание и проигрывание их с заменой одних объектов другими;

5) умение осуществлять «превращение», когда один и тот же предмет заменяет другие предметы по какому-либо признаку.

ВО ЧТО С ЭТИМ МОЖНО ИГРАТЬ?

Цель: развитие творческого мышления, формирование у ребенка

умения замещать одним предметом другие.

Материал: несколько предметов, не имеющих однозначного назначения: палочка, кубик, коробка, камешек и т.п.

Ход игры

Ведущий предлагает рассказать, как, по каким признакам эти предметы могут быть использованы вместо реального предмета. Если ребенок затрудняется, возьмите любой предмет и назовите возможные варианты.

Обязательное условие: должно быть соблюдено некоторое сходство с предметом. Так, температуру можно измерить палочкой-«термометром», а не коробочкой.

ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ

Цель: научить ребенка операции сравнения; развитие внимания;

освоение малышом слов-антонимов.

Ход игры

Ведущий говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» — надо идти, как раньше; если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры.

На освоение слов тяжелыйлегкий ведущий выдает пустые пакеты и просит показать, как несут легкую сумку, а как — тяжелую. Дети показывают. После этого по команде «Сумка легкая!» показывают, как несут легкую сумку, «Сумка тяжелая!» — как тяжелую.

Аналогично строится упражнение быстромедленно и т. П.

ЕЛЬ, ЕЛКА, ЕЛОЧКА

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц туло-

вища и конечностей; тренировка внимания, развитие операций сравнения.

Ход игры

Ведущий предлагает детям «пойти в лес» — дети идут по залу. Ведущий рассказывает: "В лесу стоят высокие ели — встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги выпрямлены) и раздвигают руки — «ветви» — слегка в сторону, ладонями вперед.

«Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели — елки, они пониже, но такие же стройные». Затем ведущий предлагает детям встать, как елки: принять правильную осанку, но в полуприсяде.

«Пойдем, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они, совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные. Ведущий просит детей «стать маленькими елочками». Дети садятся на корточки, держат голову прямо, спина выпрямлена, ладони слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз.

После того как дети освоят движения, ведущий предлагает им согласно команде принимать необходимое положение тела {ели, елки, елочки). Самые внимательные получают жетоны.

ГДЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ МЯЧ?

Цель: развитие координации движений мышц пальцев и кистей

рук; тренировка зрительного анализатора; координация зрительного и двигательного анализаторов; овладение понятиями больше — меньше.

Материал: мячи разного размера (диаметром 20 и 10 см), 2 коробки.

Ход игры

Ребенок стоит перед двумя коробками, в одной из которых лежат большие мячи, в другой — маленькие. Ведущий дает ему подержать большой и маленький мячи, поднять их, сравнить по весу, размеру.

Затем ведущий просит принести большой мяч. Если ребенок не ошибся, его награждают жетоном; если ошибся и принес маленький мяч вместо большого, ведущий снова объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка обводит по окружности большой и маленький мячи, одновременно называя: «Большой мяч», «Маленький мяч».

Если ребенок смог принести мяч правильно, то задача усложняется: ведущий перемешивает мячи в одной коробке и снова просит принести какой-либо мяч.

КРУГ, КВАДРАТ

Цель: обучение различению предметов по форме; развитие коор-

динации движений мышц пальцев рук.

Материал: 5 кругов и 5 квадратов, 2 разноцветные коробки.

Ход игры

Ведущий знакомит ребенка с кругом, квадратом. Просит его подержать в руках круг и квадрат, закрыть глаза и обвести их по контуру, найти в них отличия.

После этого ведущий показывает квадрат и кладет его в коробку одного цвета, а круг — в коробку другого цвета. Затем спрашивает: «Где у нас лежит квадрат? Куда мы его положили?»

Наложив круг на круг, ведущий показывает и поясняет, что эти фигуры одинаковые. Начиная с третьей пары, к группировке предметов по форме привлекают ребенка. Ведущий показывает ребенку, что в одной стороне коробки лежат круги, а в другой — квадраты, и предлагает ему из общей коробки достать и разложить квадраты к квадратам, а круги — к кругам.

Для контроля за правильностью группировки предметов ребенка просят наложить фигуру на предмет соответствующей группировки.

НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ

Цель: развитие, координации зрительного, слухового и моторного

анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Материал: несколько флажков и жетонов разного цвета.

Ход игры

Ведущий разбивает играющих на число групп, соответствующее числу флажков. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с флажками своего цвета. После слов ведущего «Идите гулять!» дети расходятся по площадке (комнате). По команде «Найди свой цвет!» дети собираются возле того флажка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.

ЗАГАДКИ

Цель;

научить ребенка по ряду признаков определять предмет, развивать внимание, творческое воображение.

Ход игры

Ведущий читает загадки. Дети их отгадывают. Ведущий обращает внимание на выделенные в загадке свойства предметов. Затем просит ребенка придумать свою загадку о том же предмете.

Следует поощрять любую попытку ребенка самому сочинить загадку, пусть даже самую простую, т.к. для детей четырех-пяти лет это задание достаточно сложное.

ЗАГАДКИ

Перед волком не дрожал, От медведя убежал, Но лисице на зубок Все ж попался... (колобок).

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок — Покатился... {колобок}.

С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган, Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? Вот подсказка вам, друзья: Его девочка Мальвина Назыала... (Буратино).

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит).

Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете Больше нет ни одного, Потому что он не птица, Не тигренок, не лисица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок. Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка И зовется... (Чебурашка).

Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (черепахи).

У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя — маленький хвост, Спереди у зверя — хвост большой, Ну конечно, это он! Ну конечно, это... (слон).

И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете — На поляне, на опушке. Мы — зеленые... (лягушки).

На ветке не птичка — Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка. Кто же это?.. (Белка).

Я в любую непогоду Уважаю очень воду И от грязи берегусь — Чистоплотный, серый... (гусь).

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие ребенка трех-пяти лет становится все более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать. В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет тем самым его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий по изучению свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявлению связей и действий с ними малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами.

Развивающие занятия для этого возраста включают обучение ребенка выявлять и учитывать 8 своих действиях свойства предметов, умению использовать условные заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи). Для успешного освоения этих навыков, а также для того, чтобы задания соответствовали особенностям данного возраста, их необходимо включать в доступные и интересные ребенку виды деятельности: игру, рисование, лепку, конструирование и т.д.

Замечательно развивают восприятие загадки. Пытаясь отгадать загадку, ребенок начинает искать в окружающих предметах свойства, описанные в ней. Например: «Два брюха, четыре уха» (подушка); «Летом серый, а зимой белый» {заяц). Следует всячески поощрять желание ребенка самому составлять загадки.

По мере усложнения психики и развития психических процессов происходит их переплетение и взаимовлияние друг на друга. Так, загадывая и отгадывая загадки, ребенок одновременно развивает восприятие, внимание, творческое мышление, речь.

Предлагаем вам использовать игры для развития восприятия ребенка из главы «Игры для развития мышления», т.к. они носят комплексный характер и развивают как мышление, так и восприятие.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную.

Основная задача познавательного воображения — воссоздание объективной реальности, «достраивание»' целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения ребенок может творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, «достраивать» целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего "Я». Она проявляется, во-первых, через многократное воспроизведение {или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций: малыш как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует себя сильным, смелым, всемогущим.

Своего апогея аффективное воображение достигает к 4-м годам. В 4-5 лет число необузданных фантазий, детских страхов снижается. Доминирующее значение начинает приобретать познавательное воображение при рисовании, конструировании, разыгрывании различных игровых сюжетов.

В 4-5 лет основной фазой в развитии ребенка является следование образцам. Как ранее одно-двухлетний ребенок при осваивании какого-либо движения мог многократно его повторять и постепенно овладевал правильными движениями, так и теперь малыш воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен многократно рисовать шаблонные графические схемы.

В воображение малыша начинает включаться процесс планирования. Если раньше фантазии ребенка были неуправляемы, он не мог предсказать, что получится, и лишь потом объяснял результат своей деятельности, то теперь, в 4-5 лет, ребенок в состоянии разделить свою деятельность на этапы: он может спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат, а затем приступить к следующему этапу.

Ребенок в 4-5 лет уже имеет значительный жизненный опыт, знания об окружающем мире, и он учитывает законы этого мира в своей деятельности. В результате рациональных действий фантазии малыша становятся более «приземленными», реально отражающими разные стороны жизни ребенка.

Следует внимательно относиться к фантазиям малыша, фиксировать результаты его творчества. Записи сохранят пережитые счастливые мгновения «открытий» и вызовут приятные воспоминания.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.078 с.)