Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие



Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

· налоги;

· дотации;

· фиксированные цены.

 

Влияние налогов на рыночное равновесие рассмотрим на примере введения налогов:

а) для продавца;

б) для потребителя.

До введения налога линия спроса занимала положение D, а линия предложения S. Равновесная цена соответствовала Р, равновесный объем – Q. В результате введения налога произойдет сдвиг кривой предложения влево вверх S2 на величину Т грн. (налог – неценовой фактор, он увеличивает расходу производителя, снижая его прибыль, т.е. способствует сокращению объема производства и росту цены). На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится от Q до Q1, а цена вырастет от Р до Р+. Однако, количество товара Q1, при прошлом равновесии производитель мог бы предлагать на рынок только по цене Р- (см. рис. 2.20).

Общая сумма уплачиваемого налога будет равна площади прямоугольника Р- Р+ АВ. Налог, согласно поставленному условию уплачивается продавцом (или производителем), но бремя налога распределяется между продавцом и покупателем. Так, взнос продавцов будет равен площади прямоугольника РВСР-, а взнос покупателя – РВАР+.

 

Q1 Q
Р  
Р+    
Р
Р-
А
В
С
D
S
S1
T

 

 

Рисунок 2.20. Влияние на рыночное равновесие налога при уплате его продавцом

 

 

 

Рассмотрим второй вариант – налог вносят в бюджет покупатели. Введение дополнительного налога для покупателей снизит их реальные доходы, т.е. потребитель почувствует себя беднее. Так как, это неценовой фактор, то кривая спроса сместиться влево вниз, т.е. покупатели будут готовы покупать тот же объем товара, при условии, что его цена будет ниже предыдущей равновесной (см. рис. 2.21).

 

Р  
Р+    
Р
Р-
А
В
С
D
S
T
D1
Q1 Q

 

 

Рисунок 2.21. Воздействие на рыночное равновесие налога при уплате его покупателем

· чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога выплачивается покупателем;

· чем больший наклон имеет линия предложения и меньший линия спроса, тем большая часть налога выплачивается продавцом.

 

Следующим инструментом государственного регулирования рынка являются дотации.

Дотация – это отрицательный налог или «налог наоборот». Она может устанавливаться в процентах к цене товара, или в абсолютной сумме к единице товара. Дотации могут получать как производители (продавцы), так и потребители (покупатели).

Наиболее неэффективным методом государственного регулирования рынка является установление фиксированных цен на товары и услуги, потому что это затрудняет действие рыночного механизма, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен может осуществляться двумя способами:

· установление верхнего предела цен («потолок цены»);

· установление нижнего предела цен («пол цены»).

Установление верхнего предела цены – это процесс законодательного введения максимальной верхней границы цены на отдельные товары. Установление нижнего предела цены – это процесс зак5онодательного введения минимальной нижней границы цены на отдельные товары

 

Раздел 3. Эластичность спроса и предложения

Общее понятие эластичности

Эластичность – это степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величины.

Другими словами, способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.

Коэффициент эластичности – э то числовой показатель, отражающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

Выделяют следующие виды эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность предложения по цене;

· перекрестная эластичность спроса по цене;

· точечная эластичность спроса;

· дуговая эластичность спроса;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность технического замещения;

· эластичность прямой линии.

Ценовая эластичность спроса

Зависимость объема спроса на товар от изменения цен на него называется эластичностью спроса по цене. Эластичность спроса по цене показывает, на какой процент увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на 1 %.

Математически эластичность спроса по цене может быть выражена в виде следующего коэффициента эластичности:

процентное изменение объема спроса D % Q

E = =

процентное изменение цены D % P

Исходя из математических правил, процентное изменение можно рассчитать по формуле:

Q2 – Q1

D % Q =

(Q2 + Q1): 2

Где, Q1 - объем спроса до его изменения,Q2 - объем спроса после его изменения,По аналогии определяется процентное изменение цены:

P2 – P1

D % P =

(P2 + P1): 2

Где,

Р1 – цена спроса изначальная,

Р2 – цена спроса после изменения.

Определение процентных чисел позволяет записать полную формулу для вычисления эластичности:

(Q2 – Q1): (Q2 + Q1)

Ed =

(P2 – P1): (P2 + P1)

Закон спроса говорит о том, что: чем больше цена, тем меньше спрос, и, наоборот, при прочих равных условиях. Следовательно, цена и спрос изменяются в противоположных направлениях, т.е. значение коэффициента эластичности спроса по цене всегда отрицательно. Поэтому, в экономической теории принято оперировать с абсолютным значением эластичности спроса. Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может меняться от нуля до бесконечности.

В зависимости от размера Ed различают следующие формы эластичности спроса по цене:

 

1. Эластичный спрос (Ed > 1)

P

 

 


P2

10 %

 


P1 D

20 %

 

 


Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.1. Кривая эластичного спроса

2. Неэластичный спрос (Ed < 1)

P

 

 


P2

10 %

 

P3 D

4 %

 


 

Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.2. Кривая неэластичного спроса

 

Величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Например, 10 % увеличение цены ведет к 4 % снижению спроса (Ed=0,4). Эта форма эластичности свидетельствует о том, что спрос менее чувствителен к изменению цены. На практике неистинный спрос предъявляется потребителями на товары первой необходимости.

 

3. Спрос с единичной эластичностью (E=1)

 

 

P

 

 


P2

10 %

 


P1 D

10 %

 

 


Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.3. Кривая спроса с единичной эластичностью

 

Процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара. Например, 10 % увеличение цены товара ведет к 10 % снижению спроса. (Ed=1).

 

4. Совершенно эластичный спрос (Ed ® ¥)

P

 

 

P2

1 %

 

P1 D

 

 


Q1 Q

 

Рисунок 3.4. Кривая совершенно (абсолютно) эластичного спроса

 

Самое малое изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до предела своих возможностей или полностью отказываться от покупок. Абсолютно эластичный спрос характерен для сезонных товаров. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке в период массового сбора.

 

5.Совершенно неэластичный спрос (Ed=0).

 


P

D

 

P2

 

 

P1

 

Q Q

 

Рисунок 3.5. Кривая совершенно (абсолютно) неэластичного спроса

 

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:

 

1. Наличие заменителей данного товара. Чем больше заменителей данного продукта, тем больше эластичность спрос на него.

Например, спрос на кукурузное масло эластичен, поскольку его можно без особого ущерба заменить на любое другое растительное масло.

2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости имеет неэластичную форму, а спрос на товары, не играющие важные роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

Например, не зависимо от колебаний цен на хлеб, мыло, туалетную бумагу, эти товары будут приобретаться потребителями в практически неизменных количествах. Тогда как, колебания цен на телевизоры, компьютеры, автомобили, будут, либо стимулировать дополнительное их приобретение, либо провоцировать полный отказ от потребления этих товаров отдельными индивидами.

3. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длительном. Т.е. количество времени, которым располагает потребитель, предопределяет возможность выбора. Чем больше времени, тем больше заменителей данного товара можно найти.

4. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.

5. Доступ к товару. Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на него.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.022 с.)