Основы микроэкономики и проблема выбора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы микроэкономики и проблема выбора.



Функциональный анализ.

Предполагает следующую последовательность в процессе проведения исследования:выявляется типичное качество явления;устанавливаются факторы на него влияющие;определяется способ взаимосвязи факторов и качества – функция.

3. Равновесный подход. Означает, что микроэкономика изучает состояние в ней относительной стабильности, т.е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния

4. Метод верифицируемости (проверяемости). каждая выдвинутая теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике.

Методы нормативной микроэкономической теории:

В микроэкономике преобладает идеальное моделирование. Оно бывает:

Знаковое моделирование.

Знаковое моделирование предполагает использование формул и графики. Графические модели обладают значительной объясняющей способностью, потому используются чаще.

Существует два типа графиков:

а) графики эмпирических зависимостей

б) графики теоретических зависимостей – выступают в форме теоретического отображения зависимости между экономическими переменными

В зависимости от целей исследования в микроэкономике используются два типа моделей:

1. Оптимизационные модели – описывают поведение отдельных экономических субъектов, стремящихся к достижению своей цели.

2. Равновесные модели – представляют собой результат взаимодействия совокупности субъектов, описывают условия совместимости индивидуальных целей.

Основы микроэкономики и проблема выбора.

Микроэкономика базируется и развивается на основе двух фундаментальных фактов:

1. Материальные потребности общества, т. е. материальные потребности составляющих его индивидов и институтов, буквально безграничны. материальные потребности представляют собой желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность

Предложение: понятие, величина, факторы, которые на него влияют

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

[править]Закон предложения

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

[править]Эластичность предложения

объем предложения – это максимальное количество какого-то товара, что согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

Если все факторы, кроме цены данного товара, принять за неизменные, то функция будет отображать зависимость количества предлагаемой продукции только от ее цены:

QSx= f(Px),

где,

QSx – объем предложения на товар «х»,

Рх – цена товара «х».

Зависимость объема предложения от цены может быть разной, однако наиболее типичной есть следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот (т.е. имеет место прямая зависимость). Именно эту зависимость описывает закон предложения.

Функция предложения от цены может задаваться тремя способами:

1. Аналитическим.

QSx = - a + b Px (например: QSx = -2 + 2P).

2. Табличным.

3. Графическим.

 


S

 

 

Рисунок 2.3. Кривая предложения

Полученная линия называется кривой предложения. Она имеет обычно положительный наклон и выпуклый в сторону объема (линия спроса, как правило, выпуклая к началу координат). Как частный случай может использоваться линейный характер функций спроса и предложения (прямые линии).

Закон предложения применяется для большинства товаров, но он не действует:

1) когда недостаточно времени чтобы сделать дополнительный товар;

2) когда товар не может быть сделан независимо от времени.

 

Тогда кривая предложения будет иметь вид:

 

 

 

 

 

 


x

Рисунок 2.4. Кривая предложения для случаев, когда закон предложения не действует.

к неценовым факторам, которые влияют на объем предложения. К ним относятся:

Цены на исходные ресурсы. Чем ниже расходы производителя на исходное сырье, материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок.

Технологические возможности производителей зависят от развития научно-технического прогресса.Чем выше уровень прогресса, тем эффективнее становится производство, т.е. на каждую единицу израсходованных ресурсов вырабатывается все больше конечной продукции

Цены на другие товары. Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости как в потреблении, так и в производстве.

Число продавцов. Чем больше производителей выпускают данный вид товара, тем больше рыночное предложение, т.е. кривая предложения смещается вправо и вниз.

Ожидание производителей.

Налоги и дотации. Большинство предприятий рассматривают налоги как расходы, связанные с производством. Поэтому повышение налогов будет увеличивать расходы производителя и сокращать предложение, которое в свою очередь вызовет сдвиг кривой предложения влево и вверх

Взаимодействие спроса и предложения.

Раздел 3. Эластичность спроса и предложения

Общее понятие эластичности

Эластичность – это степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величины.

Другими словами, способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.

Коэффициент эластичности – э то числовой показатель, отражающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

Выделяют следующие виды эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность предложения по цене;

· перекрестная эластичность спроса по цене;

· точечная эластичность спроса;

· дуговая эластичность спроса;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность технического замещения;

· эластичность прямой линии.

Ценовая эластичность спроса

Зависимость объема спроса на товар от изменения цен на него называется эластичностью спроса по цене. Эластичность спроса по цене показывает, на какой процент увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на 1 %.

Математически эластичность спроса по цене может быть выражена в виде следующего коэффициента эластичности:

процентное изменение объема спроса D % Q

E = =

процентное изменение цены D % P

Исходя из математических правил, процентное изменение можно рассчитать по формуле:

Q2 – Q1

D % Q =

(Q2 + Q1): 2

Где, Q1 - объем спроса до его изменения,Q2 - объем спроса после его изменения,По аналогии определяется процентное изменение цены:

P2 – P1

D % P =

(P2 + P1): 2

Где,

Р1 – цена спроса изначальная,

Р2 – цена спроса после изменения.

Определение процентных чисел позволяет записать полную формулу для вычисления эластичности:

(Q2 – Q1): (Q2 + Q1)

Ed =

(P2 – P1): (P2 + P1)

Закон спроса говорит о том, что: чем больше цена, тем меньше спрос, и, наоборот, при прочих равных условиях. Следовательно, цена и спрос изменяются в противоположных направлениях, т.е. значение коэффициента эластичности спроса по цене всегда отрицательно. Поэтому, в экономической теории принято оперировать с абсолютным значением эластичности спроса. Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может меняться от нуля до бесконечности.

В зависимости от размера Ed различают следующие формы эластичности спроса по цене:

 

1. Эластичный спрос (Ed > 1)

P

 

 


P2

10 %

 


P1 D

20 %

 

 


Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.1. Кривая эластичного спроса

2. Неэластичный спрос (Ed < 1)

P

 

 


P2

10 %

 

P3 D

4 %

 


 

Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.2. Кривая неэластичного спроса

 

Величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Например, 10 % увеличение цены ведет к 4 % снижению спроса (Ed=0,4). Эта форма эластичности свидетельствует о том, что спрос менее чувствителен к изменению цены. На практике неистинный спрос предъявляется потребителями на товары первой необходимости.

 

3. Спрос с единичной эластичностью (E=1)

 

 

P

 

 


P2

10 %

 


P1 D

10 %

 

 


Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.3. Кривая спроса с единичной эластичностью

 

Процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара. Например, 10 % увеличение цены товара ведет к 10 % снижению спроса. (Ed=1).

 

4. Совершенно эластичный спрос (Ed ® ¥)

P

 

 

P2

1 %

 

P1 D

 

 


Q1 Q

 

Рисунок 3.4. Кривая совершенно (абсолютно) эластичного спроса

 

Самое малое изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до предела своих возможностей или полностью отказываться от покупок. Абсолютно эластичный спрос характерен для сезонных товаров. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке в период массового сбора.

 

5.Совершенно неэластичный спрос (Ed=0).

 


P

D

 

P2

 

 

P1

 

Q Q

 

Рисунок 3.5. Кривая совершенно (абсолютно) неэластичного спроса

 

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:

 

1. Наличие заменителей данного товара. Чем больше заменителей данного продукта, тем больше эластичность спрос на него.

Например, спрос на кукурузное масло эластичен, поскольку его можно без особого ущерба заменить на любое другое растительное масло.

2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости имеет неэластичную форму, а спрос на товары, не играющие важные роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

Например, не зависимо от колебаний цен на хлеб, мыло, туалетную бумагу, эти товары будут приобретаться потребителями в практически неизменных количествах. Тогда как, колебания цен на телевизоры, компьютеры, автомобили, будут, либо стимулировать дополнительное их приобретение, либо провоцировать полный отказ от потребления этих товаров отдельными индивидами.

3. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длительном. Т.е. количество времени, которым располагает потребитель, предопределяет возможность выбора. Чем больше времени, тем больше заменителей данного товара можно найти.

4. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.

5. Доступ к товару. Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на него.

Эластичность спроса

=

По доходу

Эластичность предложения

Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на какой процент увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на 1%.

 

Процентное изменение цены

 

Математически формула расчета коэффициента эластичности предложения записывается:

 

(Q2-Q1):(Q2+Q1)

E =

(P2-P1):(P2+P1)

 

 

Где,

Q1 – объем предложения товара до изменения цены;

Q2 – объем предложения товара после изменения цены;

P1 – цена товара до изменения;

P2 – цена товара после изменения.

формы эластичности предложения:

1. Эластичное предложение (Ed > 1). Величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для долгосрочного периода (когда предприятие имеет возможность приспособиться к изменению рыночной конъюнктуры)
Р
S
10%
20%

Рисунок 3.9. Кривая эластичного предложения

 

2. Неэластичное предложение (Е < 1). Величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для краткосрочного периода (когда предприятие, может приспособиться к рыночным трансформациям только за счет ближайших резервов).

Р
S
10%
2%
Q

Рисунок 3.10. кривая неэластичного предложения

 

3. Абсолютно (совершенно) эластичное предложение (Е → ∞). Эта форма эластичности предложения имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малейшем изменении цены. Она характерна для долгосрочного периода, а кривая предложения принимает горизонтальное положение.

Р
S
Q

Рисунок 3.11. Кривая абсолютно эластичного предложения

 

4. Абсолютно (совершенно) неэластичное предложение (Е = 0). Имеет место тогда, когда величина предложения абсолютно не изменяется при изменении цены. Эта форма эластичности свойственна текущему (мгновенному) периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

 

Р
S
Q

 

Рисунок 3.12. Кривая абсолютно неэластичного предложения

Понятие «эластичность предложения» применимо к таким переменным, как:

· ставка процента;

· уровень заработной платы;

· цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве данной продукции.

 

По способности и скорости реакции предприятия на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

Мгновенный (текущий) период – это период, в течение, которого производители не имеют возможности приспособиться к изменению цены, т.к. товар уже произведен и доставлен к месту продажи Краткосрочный период – это период, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, не осуществляя никаких капиталовложений. Долгосрочный период (Sd) – это период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, осваивая капиталовложения, путем закупки нового, более производительного оборудования, дополнительного найма рабочей силы, строительства новых производств.

Перекрестная эластичность предложения бывает:

· положительная для взаимодополняемых товаров, т.е. при увеличении цены на товар У объемы предложения товара Х увеличиваются, и наоборот (производство фотоаппаратов и фотопленки);

· отрицательная для взаимозаменяемых товаров, т.е. с ростом цен на товар У объемы предложения товара Х сокращаются, и наоборот (автобус и такси);

· нулевая для независимых или нейтральных товаров, т.е. цена товара У вообще не влияет на объемы производства товара Х (тетради и бананы).

 

 

Терминология

Объект микроэкономики – это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами.

Оптимизационные модели – описывают поведение отдельных экономических субъектов, стремящихся к достижению своей цели.

Равновесные модели – представляют собой результат взаимодействия совокупности субъектов, описывают условия совместимости индивидуальных целей.

полезность - это удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров или пользования услугами.

Экономические или производственные ресурсы – это все природные, людские и произведенные человеком ресурсы которые используются для производства товаров и услуг

Производство – это переработка веществ природы для непосредственного потребления или дальнейшего производства.

Экономические ресурсы (или факторы производства) (economic resources) - это элементы, используемые для производства экономических благ.

Редкость - это условия, когда наши потребности превосходят ограниченные ресурсы, способные удовлетворить эти потребности.

Стихийный порядок – это метод координации процесса выбора, при котором независимые индивиды приспосабливают свои действия к информации и стимулам, поступающим из ближайшего окружения.

Иерархия – это метод координации выбора, при котором действия независимых индивидов подчинены инструкциям центральной власти.

Выбор – это действие, связанное с отбором среди ограниченных альтернатив.

Смысл выбора - эффективность, т.е. такое использование редких ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

альтернативные издержки – это затраты на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях.

Предложение – это количество продукта, которое готов продать продавец по определенным ценам за некоторый период времени.

объем предложения – это максимальное количество какого-то товара, что согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

Равновесная цена - это единственная цена, из всех возможных, при которой отсутствуют как избыточные предложения, так и избыточный спрос.

Зависимость объема спроса на товар от изменения цен на него называется эластичностью спроса по цене.

Эластичность – это степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величины.

Коэффициент эластичности – э то числовой показатель, отражающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

Точечная эластичность – это эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения. Она является постоянной величиной повсюду, вдоль кривой спроса или предложения.

Перекрестная эластичность спроса – это степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара.

Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.

Эластичность спроса по доходу – это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей.

 

 

Функциональный анализ.

Предполагает следующую последовательность в процессе проведения исследования:выявляется типичное качество явления;устанавливаются факторы на него влияющие;определяется способ взаимосвязи факторов и качества – функция.

3. Равновесный подход. Означает, что микроэкономика изучает состояние в ней относительной стабильности, т.е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния

4. Метод верифицируемости (проверяемости). каждая выдвинутая теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике.

Методы нормативной микроэкономической теории:

В микроэкономике преобладает идеальное моделирование. Оно бывает:

Знаковое моделирование.

Знаковое моделирование предполагает использование формул и графики. Графические модели обладают значительной объясняющей способностью, потому используются чаще.

Существует два типа графиков:

а) графики эмпирических зависимостей

б) графики теоретических зависимостей – выступают в форме теоретического отображения зависимости между экономическими переменными

В зависимости от целей исследования в микроэкономике используются два типа моделей:

1. Оптимизационные модели – описывают поведение отдельных экономических субъектов, стремящихся к достижению своей цели.

2. Равновесные модели – представляют собой результат взаимодействия совокупности субъектов, описывают условия совместимости индивидуальных целей.

Основы микроэкономики и проблема выбора.

Микроэкономика базируется и развивается на основе двух фундаментальных фактов:

1. Материальные потребности общества, т. е. материальные потребности составляющих его индивидов и институтов, буквально безграничны. материальные потребности представляют собой желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.113 с.)