Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная финансовая политика РФ

Поиск

Отказ во второй половине 80-х годов от монополии государственной собственности на средства производства стал причиной кризиса планово-директивной финансовой политики СССР.

В 1991-1996 гг. Стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики.

Основа современной финансовой политики — это признание сво­боды предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственно­сти и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

Разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Основанный на отказе государства от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводе их на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изьятию доходов. Снижение налогового изьятия возможно только при сокращении расходов бюджета. Проблема изменения расходов бюджета имела два главных аспекта:

1. Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита.

2. Изменение порядка предоставления бюджетных средств.

Получила новое направление система государственного кре­дита. Государство стало использовать его рыночные фор­мы — различные формы краткосрочных и среднесрочных госу­дарственных займов при отказе от прямого кредитования рас­ходов со стороны Центрального Банка.

Изменяется в последнее время организация бюджетной сис­темы. На смену централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельно­сти и равноправии бюджетов всех уровней.

Большое значение в плане активизации финансовой поли­тики имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого по­средством бюджета, все более широкое развитие получает гори­зонтальное перераспределение средств, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяют­ся между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

Широкое распространение получила система внебюджетных фондов государства. Она позволяет сконцентрировать необходи­мые средства для целевого финансирования социальных расхо­дов(Негосударственные пенсионные фонды).

Развитие рыночных методов управления привело к демоно­полизации страхового дела и появлению страхового рынка — созданию независимых частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению в соотноше­нии между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней.

Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и кон­трольных органов: Государственная налоговая служба, Феде­ральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государст­венный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием госу­дарственных органов контроля широкое развитие получил не­зависимый аудиторский финансовый контроль.

Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный характер. В 1995 — 1998 гг. намечен ряд мероприя­тий по совершенствованию финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита федерального бюджета до уровня 3% ВВП, снижение темпов инфляции. Основная задача следующего этапа (с 1998 г.) по мере накопления финансовых ресурсов — полная сбалансирован­ность доходов и расходов федерального бюджета.

В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета.

Будет продолжаться государственная поддержка структур­ной перестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвести­ции, будут предоставляться в первую очередь для промышлен­ных высокоэффективных проектов на конкурсной осно­ве. Предоста­вление государственных гарантий будет производиться в рам­ках имеющихся бюджетных средств. Будет расширяться прак­тика применения инвестиционных налоговых кредитов как час­ти инвестиционной политики государства.

Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социаль­ные нужды.

Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы:

·реформирование бюджетной системы в целом на основе са­мостоятельности и равноправия всех бюджетов;

·установление регламента бюджетного процесса; уточнение системы межбюджетных отношений;

·укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Большое внимание должно уделяться развитию и регулиро­ванию рынка ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное соче­тание обращения на этом рынке государственных и корпора­тивных ценных бумаг, что позволит, с одной стороны, обеспе­чить потребности государства в средствах покрытия бюджетно­го дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормаль­ного перелива финансовых ресурсов между отдельными пред­приятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проб­лемы — установление государственного контроля за финансо­вым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.

 

Финансовый механизм

Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, которые применяются в обществе в условиях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы: 1) функционирование бюджетного механизма; 2) механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций; 3) механизм функционирования внебюджетных фондов; 4) механизм функционирования местных финансов; 5) функционирование страхового механизма; 6) механизм функционирования финансового рынка. Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи. Структура финансового механизма включает в себя: 1) финансовое регулирование; 2) финансовое стимулирование; 3) финансовые рычаги; 4) нормативное и правовое обеспечение; 5) информационное обеспечение. Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.

Правовое и нормативное обеспечение включают в себя: 1) законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.); 2) указы Президента РФ (по налогообложению); 3) постановления Правительства РФ; 4) приказы и письма министерств и ведомств; 5) устав юридического лица.

Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.101 (0.007 с.)