Бюджетирование на предприятии. Виды бюджетов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетирование на предприятии. Виды бюджетов.



Бюджет – это смета доходов и расходов фирмы. Составление бюджетов является неотъемлемой элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

Таким образом, в широком смысле бюджетирование можно понимать как систему тотального планирования и контроля целей, потенциала, мероприятий и ресурсов, необходимых для их достижения. Бюджетирование является инструментом достижения более высоких результатов деятельности организации посредством повышения эффективности процессов управления. И главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуются функциями системы бюджетирования:

♦ постановка плановых финансово-экономических целей;

♦ контроль достижения плановых целей посредством своевременного сопоставления фактических и запланированных результатов;

♦ анализ причин, вызвавших отклонения, и последующая корректировка планов.

Можно выделить шесть основных принципов бюджетирования:

1. Согласование целей

2. Соподчиненность

3. Ответственность

4. Постоянство целей

5. Последовательность,

6. Соответствие финансовому (бухгалтерскому) учету

Таким образом, современное внутрифирменное планирование и управление, основанное на системе бюджетирования, представляет собой целенаправленные, последовательные, а также ограниченные определенными принципами действия, позволяющие разрабатывать сбалансированные и оптимальные.

Результаты изучения экономической литературы, где уделено достаточное внимание классификации бюджетов, можно обобщить в табл. Классификация бюджетов по основным классификационным признакам

 

Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия, называемый основным или головным.

Выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

1. система операционных бюджетов;

2. система финансовых бюджетов.

Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:

♦ бюджет продаж;

♦ бюджет производства;

♦ бюджет производственных запасов;

♦ бюджет прямых затрат на материалы;

♦ бюджет производственных накладных расходов;

♦ бюджет прямых затрат на оплату труда;

♦ бюджет коммерческих расходов;

♦ бюджет управленческих расходов;

♦ прогнозный отчет о прибыли.

Результатом текущего финансового плана является разработка трех основных документов:

♦ бюджета движения денежных средств;

♦ бюджета доходов и расходов;

♦ плана бухгалтерского баланса

33. Классификация методов финансового планирования.

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов, т. е. конкретных способов и приемов расчетов показателей. Среди известных методов планирования можно выделить следующие:

♦ нормативный;

♦ расчетно-аналитический;

♦ балансовый;

♦ оптимизации плановых решений;

♦ экономико-математические;

♦ анализ безубыточности;

♦ бюджетного планирования.

Сущность и содержание нормативного методапланирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

1. федеральные нормативы. Они являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и предприятий. К ним относятся ставки федеральных налогов; ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование; ставки рефинансирования коммерческих банков, утвержденных Банком России, и нормы обязательных резервов банков, депонируемых в Центральном банке России; минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ открытого и закрытого типа и др.;

2. нормативы отдельных субъектов Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных образований) действуют в отдельных регионах Российской Федерации. К ним относятся ставки республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и т. д.;

3. отраслевые нормативы применяются в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, акционерные общества и т. п.). Эти нормативы включают нормы предельных уровней рентабельности предприятий монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению и др.;

4. нормативы предприятия – это нормативы, разрабатываемые непосредственно предприятием и используемые им для регулирования производственно-торгового процесса и финансовой деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах; нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия; нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли; норматив отчисления в ремонтный фонд и др.

Главным нормативом любой компании является норма прибыли на инвестированный капитал. Именно эта ставка служит основой расчета планового объема прибыли фирмы и определяющих ее показателей – объема продаж и суммы издержек.

Продажные цены со скидками, находящиеся под постоянным контролем и вниманием руководителей компании, и себестоимость изделий или услуг, управлять которой часто не удается простыми способами. Предельные цены по многим видам изделий контролирует рынок.

Третья группа нормативных характеристик, которые должны быть основой организации труда и заработной платы, обеспечивать рост производительности, совмещать рост зарплаты работников со снижением затрат на единицу изготавливаемой продукции.

Четвертая группа нормативных показателей связана с установлением оптимального уровня складских запасов. В первую очередь это касается запасов сырья и материалов: их размер определяется производительностью оборудования, объемами реализации и сроками поставки.

Пятая группа нормативов обеспечивает эффективность управления денежными потоками. Еженедельные и ежемесячные нормативы денежных остатков обеспечивают контроль за финансовой деятельностью подразделений и компании в целом. Важным показателем здесь также является предельный размер дебиторской задолженности по каждому покупателю.Сущность и содержание расчетно-аналитического метода планирования показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь показателей может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, прогнозировании динамики активов и пассивов и др. Разновидностями расчетно-аналитических методов являются рассмотренные в теме 3 аналитических метода планирования прибыли, а также метод составления бухгалтерской отчетности на основе «процента от продаж».

Сущность метода процента от реализации заключается в решении двуединой задачи:

1. на основе запланированного роста объема продаж на предстоящий хозяйственный год, выраженного в процентах, определить будущие расходы, активы и обязательства в виде процента от продаж;

2. на основе полученных финансовых параметров составить сбалансированные форматы прогнозной информации:

♦ прогноза отчета о прибылях и убытках (плана доходов и расходов);

♦ прогноза баланса активов и пассивов;

♦ прогноза отчета о движении денежных средств;

♦ сметы наличности (календарного плана).

Решение задачи не вызывает особых затруднений и выполняется в такой последовательности:

1. увеличение всех связанных активов из отчетного баланса на процент от продаж;

2. определение объема нераспределенной прибыли. Нераспределенная прибыль планового года равна нераспределенной прибыли на конец отчетного периода плюс чистая прибыль планового года за вычетом прибыли на потребление;

3. определение суммы долга;

4. вычисление дефицита источников финансирования как разности между приростом активов и суммой изменения источников (долга и нераспределенной прибыли).

Главное достоинство этого метода – простота и ясность. Основные недостатки планирования методом процента от продаж:

♦ сомнительное предположение, что предприятие постоянно работает на полную мощность, все связанные ресурсы сбалансированы, а для роста объема продаж нужны лишь капитальные вложения;

♦ при наличии у предприятия недогруженных активов использование данного метода вызовет усиление степени недозагрузки, что может привести к серьезным искажениям в конечных параметрах всего финансового плана.

Однако при всех перечисленных недостатках этот метод популярен не только потому, что он прост, но и потому, что для использования других методов финансового планирования предприятие порой не располагает достаточным количеством данных.

34. Инвестиционная политика – составная часть общей финансовой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления его производственного потенциала.

При выработке инвестиционной политики необходимо предусмотреть:

1. достижение экономического, научно-технического и социального эффекта от рассматриваемых мероприятий. При этом для каждого объекта инвестирования используются конкретные методы оценки эффективности. По итогам такой оценки осуществляется отбор отдельных инвестиционных проектов по критерию их эффективности (рентабельности). При прочих равных условиях принимаются к реализации те из них, которые обеспечивают предприятию максимальную эффективность;

2. получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах;

3. рациональное распоряжение средствами на реализацию бесприбыльных инвестиционных проектов, т. е. снижение расходов на достижение соответствующего социального, научно-технического или экологического эффекта реализации данных проектов;

4. использование предприятием государственной поддержки для повышения эффективности инвестиций в форме гарантий Правительства РФ, бюджетных ссуд и т. д.;

5. привлечение субсидий и льготных кредитов международных финансово-кредитных организаций и частных иностранных инвесторов;

6. обеспечение минимизации инвестиционных рисков, связанных с реализацией конкретных проектов;

7. обеспечение ликвидности инвестиций следует предусматривать в силу значительных изменений внешней инвестиционной среды, конъюнктуры рынка или стратегии развития предприятия в предстоящем году. Из-за воздействия этих факторов часто приходится принимать решение о своевременном выходе из неэффективных проектов и реинвестировании высвобождающегося капитала. С этой целью по каждому инвестиционному объекту следует оценить уровень ликвидности инвестиций. По итогам оценки проводится ранжирование реальных проектов по критерию их ликвидности. Отбираются для реализации те из них, которые имеют максимальный уровень ликвидности;

8. соответствие мероприятий, которые предусматривается осуществить в рамках инвестиционной политики, законодательным и другим правовым актам Российской Федерации по вопросам регулирования инвестиционной деятельности.

При разработке инвестиционной политики учитываются следующие факторы:

1) финансовое положение предприятия;

2) технический уровень производства, наличие у него незавершенного строительства и неустановленного оборудования;

3) возможность получения оборудования по лизингу;

4) наличие у предприятия как собственных капиталов, так и возможности привлечения заемных средств в форме кредитов и займов;

5) финансовые условия инвестирования на рынке капитала;

6) льготы, получаемые инвестором от государства;

7) коммерческая и бюджетная эффективность намечаемых к реализации инвестиционных проектов;

8) условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.

Потребность предприятия в инвестиционных ресурсах соответствует расходам, которые необходимы с начала периода реализации инвестиционной политики. Стоимость объектов незавершенного строительства, оплаченного неустановленного оборудования, иные затраты истекших лет не включаются в общий объем капитальных вложений предстоящего периода.

При разработке инвестиционной политики предприятия рекомендуется определить общий объем инвестиций, способы рационального использования собственных средств и возможности привлечения дополнительных денежных ресурсов с кредитного и фондового рынков. Инвестиционные проекты в рамках долгосрочной стратегии предприятия целесообразно согласовывать между собой по объемам выделяемых ресурсов и срокам реализации исходя из достижения максимального общего экономического эффекта (дохода или прибыли), получаемого в процессе реализации инвестиционной политики.

Текущее финансовое планирование заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий год все источники финансового развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить его постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.
Теоретически должны разрабатываться три основных документа: план движения денежных средств; план отчета о прибылях и убытках; план бухгалтерского баланса.
Основная цель разработки этих документов - оценка финансового положения предприятия на конец планируемого года. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году с разбивкой по кварталам. Для его разработки используются следующие данные:
финансовая стратегия предприятия;
результаты финансового анализа за предшествующий период;
планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;
система разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов, средних ставок кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п.
Практически текущее финансовое планирование ограничивается составлением финансового плана предприятия, который представляет собой баланс доходов и расходов предприятия в планируемом периоде. Финансовый план состоит из 4 разделов, в которых отражены:
доходы и поступления финансовых средств;
расходы и отчисления на собственные нужды предприятия;
взаимоотношения с государственным бюджетом как по платежам в бюджет, так и по ассигнованиям из бюджета.

Оперативное планирование дополняет текущее планирование. Это связано с тем, что финансирование планируемых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана. А также расчет потребности в краткосрочном кредите.
Назначение платежного календаря заключается в управлении денежными потоками предприятия, маневрировании собственными и заемными денежными ресурсами и обеспечении нормальной работы предприятия.
Период планирования (неделя, декада, месяц, квартал) определяется предприятием самостоятельно с учетом экономической целесообразности.
Платежный календарь составляется по произвольной форме. В этом плане все источники поступлений денежных средств должны быть увязаны с расходами предприятия. План состоит из двух разделов: 1) расходы; 2) поступления средств. В первом разделе указываются все предстоящие расходы и платежи. Во втором указываются планируемые источники покрытия. Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств, то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В этом случае должны быть приняты меры по изысканию дополнительных источников средств или переносу части не первоочередных расходов на следующий календарный период. Решения принимаются заблаговременно и оперативно.
Платежный календарь отражает реальное движение финансовых ресурсов на предстоящий период, позволяет регулировать доходы и расходы предприятия, обеспечивать устойчивое финансовое положение.
Информационной базой платежного календаря является план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений, выписки по счетам предприятия и приложения к ним, договора, внутренние прогнозы, график выплаты заработной платы, установленные сроки платежей для финансовых обязательств и другие документы, подтверждающие реальное движение денег.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.107.77 (0.013 с.)