Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль бюджетирования в финансовой политике.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Одним из видов краткосрочного финансового планирования является бюджетирование. Бюджет организации - эффективное средство планирования и контроля над ее доходами и расходами, а также обеспечения соответствия расходов доходам для предотвращения дефицита или отвлечения из оборота (иммобилизации) ресурсов. Бюджетирование - процесс формирования, построения бюджетов в организации, являющийся инструментом финансового моделирования, связанный с производственным процессом и индивидуален. Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедуры формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль над фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты); типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений. Таким образом, бюджетирование формирует систему финансовых рычагов, типовых процедур и механизмов построения и проведения финансовой политики. Цель создания системы бюджетирования — управление экономикой, финансами и финансовым состоянием организации путем координации деятельности всех структурных подразделений на достижение единой, количественно определенной цели. Решение задач финансовой политики обеспечивается выполнением функций бюджетирования. Основными функциями системы бюджетирования являются: • планирование и координация; Функции планирования и координации составляют основу бюджетирования. С одной стороны, они конкретизируют стратегические планы организации, а с другой — консолидируют информацию тактического и оперативного характера, связывая стратегическую и оперативно-тактическую составляющие планирования. • принятие решений и делегирование полномочий; Принятие решений и делегирование полномочий обусловлено тем, что система бюджетирования четко определяет процедуры принятия управленческих решений и разграничивает ответственность по ним. • оценка деятельности; Оценка деятельности производится на основе показателей исполнения бюджета, которые могут служить одной из характеристик текущей деятельности организации и качества ее результатов. • оценка и переоценка тенденций; Оценка и переоценка тенденций связана с тем, что построение бюджетов основывается на прогнозах, и прежде всего на прогнозе продаж, поэтому в бюджете организации отражается состояние «внешней среды», а точнее, производится прогнозирование и оценка динамики развития бизнес-процессов в будущем. • взаимодействие и мотивация персонала; Взаимодействие и мотивация персонала обеспечивается тем, что деятельность по формированию, корректировке, контролю и анализу бюджета предусматривает тесное общение сотрудников различных служб организации. • контроль и анализ. Контроль и анализ осуществляют регулярное сопоставление достигнутых результатов с запланированными. Анализ отклонений дает возможность своевременно принимать необходимые решения. Организационные аспекты финансовой политики бюджетирования. Построение финансовой политики бюджетирования связано, прежде всего, с постановкой системы бюджетирования на предприятии. Этапы постановки системы бюджетирования: • формирование финансовой структуры заключается в разработке модели структуры, устанавливающей ответственность и позволяющей контролировать источники возникновения доходов и расходов; • создание структуры бюджетов состоит в определении общей схемы формирования основного бюджета организации; • разработка методик и процедур управленческого учета — разрабатывается учетно-финансовая политика организации, т.е. совокупность способов ведения бухгалтерского учета; • разработка регламента планирования осуществляется для определения процедуры планирования, мониторинга, анализа причин невыполнения планов, а также текущей корректировки планов; • внедрение системы бюджетирования включает работы по составлению операционных и финансовых бюджетов на планируемый период, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям организации и реальным условиям. Обязательным условием начала работ по постановке системы бюджетирования считается разработанная и утвержденная организационная структура, которая дает представление об основных направлениях деятельности, соотношении уровней управления и функциональных обязанностей работников организации. Выделяют следующие подходы к построению бюджета: Политика построения бюджета сверху вниз предполагает составление бюджета исходя из целевых параметров, намеченных руководством организации. За достижение установленных показателей в этом случае отвечают руководители нижестоящих звеньев, не имеющие полного представления, на основании чего сформированы эти показатели. Обратный подход в политике построения бюджета снизу вверх заключается в том, что подразделения сами формируют свои планы и передают их вышестоящему руководству, на основе чего руководство определяет финансовые цели всей организации. При комбинированном подходе сначала определяют общие цели, вытекающие из стратегии организации и рыночных прогнозов по принципу сверху вниз, а затем составляют реальный бюджет по принципу снизу вверх. При разработке системы бюджетирования часто опираются на построение финансовой структуры. Отличие модели финансовой структуры от организационной структуры состоит в том, что организационная структура отражает распределение ответственности по выполняемым производственным и управленческим функциям, а модель финансовой структуры — распределение ответственности за формирование доходов и расходов организации. Финансовая структура формируется выделением центров финансовой ответственности. Центр финансовой ответственности - это структурное подразделение или множество подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, оказывающих непосредственное воздействие на доходы и расходы от этих операций и отвечающих за реализацию поставленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов и достижение определенного финансового результата их деятельности. Центр дохода — центр финансовой ответственности, руководитель которого в пределах выделенного бюджета отвечает за максимизацию дохода от продаж. Центр затрат — центр финансовой ответственности, его руководитель отвечает за выполнение своих функций в пределах установленного бюджета расходов. Данный центр непосредственно не выходит на финансовый результат, не приносит прибыль, а лишь может способствовать росту прибыльности организации выполнением функций данного центра затрат и экономией расходов. Центр прибыли - центр финансовой ответственности, по котором) может быть рассчитан финансовый результат. Руководитель такого центра нацелен на максимизацию прибыли, рентабельности и для достижения этой цели может варьировать ценами и затратами. Центр инвестиций — связан с инвестиционной деятельностью, результаты его деятельности оцениваются на основании показателей эффективности инвестиций. Бюджетный контроль. Система взаимосвязанных бюджетов включает два основных блока: 1. систему операционных бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов); 2. систему финансовых бюджетов. Система операционных бюджетов включает: бюджет продаж, бюджет запасов готовой продукции, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок материалов и бюджет производственных запасов), бюджет прямых производственных (операционных) затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет себестоимости реализованной продукции, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов. Помимо операционных и финансовых бюджетов могут использоваться вспомогательные бюджеты и специальные бюджеты. Среди вспомогательных бюджетов наибольшее значение имеют план капитальных затрат и кредитный план. Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов, например налоговый бюджет, бюджет распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ. Важным этапом процесса бюджетирования является бюджетный контроль. бюджетный контроль – это составная часть финансово-экономического контроля, которая рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых управленческими структурами организации по проверке законности, целесообразности и эффективности реализации финансовых средств предприятия. А так же действий, производимых в производстве и реализации готовой продукции, использования и/или привлечения кредитных займов, соответствие всех действий компании и ведение документации соответственно государственным нормативным актам. Основными элементами системы контроля являются: 1. объекты контроля — бюджеты структурных подразделений; 2. предметы контроля — отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т. д.); 3. субъекты контроля — структурные подразделения организации, осуществляющие контроль над соблюдением бюджетов; 4. технология контроля бюджетов — осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых. В рамках контроля информация аккумулируется и анализируется по центрам возникновения затрат и центрам ответственности. Центр возникновения затрат — это структурное обособленное подразделение, например участок, по которому организуется планирование, учет затрат на производство в целях управления и контролирования издержек. Центр ответственности — это структурное обособленное подразделение предприятия, возглавляемое руководителем, который отвечает за результаты работы. Проверка смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и в целом процесса бюджетирования включает: 1. анализ и оценку обоснованности принятых стратегий бюджетирования, используемых методов составления бюджетов или смет (форм плановых расчетов), методов расчета основных финансовых показателей бизнес-плана, методов оптимизации прибыли; 2. анализ и оценку состава и видов бюджетов (бизнес-планов) организации и ее структурных подразделений, их форм, структуры, отражаемых в них данных; 3. анализ и оценку временных (год, квартал, месяц и т. д.) и пространственных (взаимосвязи подразделений) параметров бюджетов; 4. анализ и оценку процедур формирования (включая согласование показателей, утверждение и контроль) бюджетов и бизнес-планов, ответственности за их формирование и исполнение; 5. анализ и оценку процедур контроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствия значений бюджетных показателей утвержденным плановым лимитам (нормам), выполнения бюджетного регламента (в частности, на предмет оперативности контроля, анализа отклонений и установления их причин); 6. анализ потребности в ТМЦ, запасах готовой продукции, изменений уровня потребности и запасов в рамках бюджетного периода в бюджете производства и запасов; анализ влияния на процессы реализации рекламной деятельности, условий политики, конъюнктуры рынка и так далее; 7. анализ динамики цен и роста или снижения затрат, причины изменений (в бюджете продаж); 8. анализ норм расходов по видам прямых затрат в течение периода бюджета, оценка доли материальных затрат в стоимости производимой продукции; 9. анализ уровня рентабельности, объемов производства, изменений в уровне получаемой прибыли в зависимости от изменений факторов, анализа сбалансированности производства и реализации в бюджетном периоде; анализ планируемых издержек в связи с изменениями объемов производства; 10. анализ необходимого уровня затрат на продвижение товара на рынок, расходов по его транспортировке, упаковке, рекламе, маркетинг, расходы посредникам процесса реализации, заложенных в бюджете коммерческих издержек; анализ постоянных затрат, заложенных в бюджете управленческих затрат, анализ их распределения по видам производственной деятельности; 11. анализ ожидаемой выручки, прибыли, рентабельности, изменений в соответствии с прошлыми периодами, резервов, фондов, оптимизации учетных процессов; анализ и оценку принимаемых мер по отклонениям в бюджетах. Сущность подсистем. Реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляет финансовые решения. Финансовая подсистема отвечает за наличие в нужное время и в нужном объеме финансовых ресурсов. Финансовая подсистема организации обеспечивает выполнение следующих функций: а) разработка и реализация инвестиционной политики на предприятии помощью финансовых инструментов; б) анализ финансовой отчетности; в) выпуск ценных бумаг; г) прогнозирование денежных поступлений и расходов организации. Основой финансовой подсистемы выступает финансовая стратегия и политика предприятия. Инжиниринг и реинжиниринг. Набор приемов и методов, используемый для проектирования бизнеса в соответствии с поставленными целями, называют инжинирингом. Основные из этих методов и приемов представляют собой: • бухгалтерский учет (финансовый и управленческий); • экономический анализ (финансовый и управленческий); • мониторинг финансово-хозяйственной деятельности; • финансовое планирование; • бюджетирование; • финансовое регулирование; • финансовый контроль и др. Таким образом, инжиниринг бизнеса выступает в роли арсенала приемов и методов проектирования бизнеса как средства проведения финансовой политики. Политика инжиниринга может быть направлена не только на текущее усовершенствование бизнеса, но и на существенное, ускоренное улучшение деятельности фирмы. Совокупность методов и средств, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности организации путем моделирования, анализа и перепроектирования существующих, создания принципиально новых бизнес-процессов, называют реинжинирингом. Реинжиниринг используется как комплексное средство реорганизации предприятия или отдельных его организационных единиц и характеризуется единовременностью осуществления преобразований, применением новейших информационных технологий, высоким риском проводимых изменений. Реинжиниринг проводится в 3-х стадиях: Реорганизация - преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия (преобладают организационно-управленческие аспекты). Реформирование - изменение принципов действия предприятия, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности, улучшению финансовых результатов (доминируют производственно-экономические аспекты). Реструктуризация - комплексная оптимизация системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующая принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению, в числе которых могут использоваться методология бизнес-реинжиниринга, информационные технологии и системы и др.2 (гармонично сочетаются все аспекты деятельности предприятия).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.214 (0.009 с.) |