Принципы организации финансов предприятий.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации финансов предприятий.



Принципы организации финансов предприятий.

1. Принцип плановости, который обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса, т. е. возможности осуществления нормальных расчетов. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля.

2. Финансового соотношения сроков – обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимаются и возможности их сохранения от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (ценные бумаги, депозиты и т. п.).

3. Гибкости (маневрирования) – обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.

4. Минимизация финансовых издержек – финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым «дешевым» способом.

5. Рациональности – вложение капитала должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски.

6. Финансовой устойчивости – обеспечение финансовой независимости, т. е. соблюдения критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине (0,5) и платежеспособности предприятия, т. е. его способности к погашению своих краткосрочных обязательств.

Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:

♦ сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);

♦ отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т. д.);

♦ виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

♦ организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Финансовые ресурсы предприятия.

Финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т. е. его финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления.

Финансовые ресурсы предприятия – это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.

Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой на готовый продукт. Но именно потенциально, поскольку работники материальной сферы производят не финансовые ресурсы, а продукты труда в натуральной форме.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от продажи товаров выделяются отдельные элементы стоимости (возмещения, оплаты труда и прибыль). Не случайно прибыль, хотя и создается на стадии производства, но количественно формируется в процессе стоимостного распределения.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах предопределяет финансовое благополучие предприятия, т. е. его финансовую устойчивость и платежеспособность в любой период года.

По источникам формирования финансовые ресурсы делятся на собственные и заемные. Собственные – это средства предприятия, сформированные в момент его создания в виде уставного капитала. Данные средства находятся в распоряжении предприятия на всем протяжении его существования. Собственными источниками пополнения дополнительной потребности в финансовых ресурсах предприятия является нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет, средства инвесторов (новых и существующих), а также эмиссионный доход.

Источниками пополнения приравненными к собственным является кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия (устойчивые пассивы), целевое финансирование из бюджета и вышестоящих организаций.

В случае недостатка средств из собственных источников предприятия могут привлекать заемные средства в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов и ссуд банков, бюджетных ссуд и займов юридических и физических лиц.

Финансовые ресурсы предприятий направляются на следующие цели:

♦ финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

♦ реальные и финансовые инвестиции;

♦ образование денежных фондов специального назначения;

♦ платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

♦ погашение кредитов и ссуд;

♦ благотворительные цели.

Анализ ликвидности.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения ко­торых в денежную форму соответствует сроку погашения обя­зательств.

Анализ ликвидности баланса проводят в 3 этапа:

• группировка статей актива баланса по степени ликвид­ности;

• группировка статей пассива баланса по степени сроч­ности их оплаты;

• расчет и анализ коэффициентов ликвидности.

Активы предприятия в зависимости от скорости превращения их в деньги делятся на четыре группы

1. Наиболее ликвидные активы А1 — денежные средства и крат­косрочные финансовые вложения. Используя коды строк полной формы баланса (форма № 1 по ОКУД), можно записать алгоритм рас­чета этой группы:

A1 = стр. 260 + стр. 250 New (1250 + 1240)

2. Быстро реализуемые активы А2 — дебиторская задолженность и прочие активы:

А2 = стр. 230 + стр. 240 + стр. 270 new (1230 + 1260)

3. Медленно реализуемые активы A3 — «Запасы», кроме строки «Расходы будущих периодов», и плюс из раздела I баланса — строка «Долгосрочные финансовые вложения»:

А3 = стр. 210 - стр. 216 + стр. 140 new (1210 + 1150)

4. Трудно реализуемые активы А4 — статьи раздела I баланса за исключением строки, включенной в группу «Медленно реализуе­мые активы»:

А4= стр. 190 - стр. 140 new (1100 – 1150)

Необходимо отметить, что не существует единого мнения по поводу группировки статей баланса по степени ликвидно­сти и срочности обязательств.

Например, В.В. Ковалев считает, что дебиторская задол­женность, сроком оплаты свыше 12 месяцев относится к труд­нореализуемым активам, а краткосрочные финансовые вложе­ния в России не являются наиболее ликвидными активами. Действительно не все краткосрочные финансовые вложения можно отнести к группе А1, а только высоколиквидные крат­косрочные ценные бумаги.

«Прочие оборотные активы» в некоторых методиках фи­нансового анализа относятся к группе быстрореализуемых ак­тивов, а в других - к группе A3.

Обязательства предприятия (статьи пассива баланса) также де­лятся на четыре группы и располагаются по степени срочности их оплаты.

1. Наиболее срочные обязательства П1 — кредиторская задол­женность:

П1 = стр. 620 new (1520)

2. Краткосрочные пассивы П2 — краткосрочные кредиты и займы и расчеты по дивидендам:

П2 = стр. 610 + стр. 630 new (1510)

3. Долгосрочные пассивы П3 - долгосрочные обязательства:

П3 = стр. 590 new 1400

4. Постоянные пассивы П4— строки раздела IV баланса плюс строки 630—660 из раздела VI. В целях сохранения баланса актива и пассива итог этой группы уменьшается на данные строки «Расходы будущих периодов - раздела 2 актива баланса:

П4 = стр. 490 + стр. 640 + стр. 650 + стр. 660 — стр. 216

New 1300 +1530 +1540 + 1550

Постоянные пассивы не нужно путать с устойчивыми пассивами:

устойчивые пассивы, которые не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в обороте и используются на вполне законных основаниях. Минимальная постоянная величина устойчивых пассивов всегда находится в распоряжении предприятия, оно ими пользуется, не изыскивая специальные дополнительные источники для финансирования хозяйственной деятельности и формирования собственных оборотных средств. К устойчивым пассивам относятся:

1. Минимальная переходящая задолженность по оплате труда, отчислениям во внебюджетные социальные фонды, которая обусловлена естественным расхождением между сроком начисления и датой выплаты заработной платы, перечисления обязательных платежей.

2. Минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей.

3. Задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам и акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил.

4. Задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате (предоплате) продукции.

5. Задолженность бюджету по некоторым видам налогов, начисление которых происходит раньше срока платежа.

 

 

Для определения ликвидности баланса надо сопоставить прове­денные расчеты групп активов и групп обязательств.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют ме­сто соотношения

А1>П1 А2>П2

АЗ>ПЗ А4<П4

При анализе ликвидности баланса рассчитываются сле­дующие коэффициенты.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал):

- коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как от­ношение наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов (сумма кре­диторской задолженности и краткосрочных кредитов):

Нормальное ограничение — Кал 0,2 - 0,5.

Коэффициент пока­зывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время;

2. Коэффициент критической ликвидности (Ккл):

Характеризует ожидаемую платежеспособность предпри­ятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.

рассчитывается как от­ношение суммы наиболее ликвидных активов и быстро реализуемых к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов (сумма кре­диторской задолженности и краткосрочных кредитов):

В западной литературе приводится ориентировочное нижнее значение показателя -1, а в методике Сбербанка РФ - К кд > 0,8.

2. Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) (Ктл):

 

рассчитывается как от­ношение суммы оборотных активов (наиболее ликвидных, медленно реализуемых и быстро реализуемых) к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов (сумма кре­диторской задолженности и краткосрочных кредитов):

Показывает платежные возможности предприятия, оце­ниваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализацией готовой продукции, но и продажи в случае необходимости прочих элементов мате­риальных оборотных средств. Нормальным для данного коэф­фициента считается значение около двух и выше, однако, в со-временной Российской практике наблюдается тенденция к снижению границы до 1.

Содержание расходов организации

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением других обычных видов деятельности. К ним также относится возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности формируются из:

♦ расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

♦ расходов, возникающих непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи;

♦ расходов, возникающих в процессе продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, по поддержанию их в исправном состоянии);

♦ коммерческих расходов;

♦ управленческих расходов.

Для формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

♦ материальные затраты;♦ затраты на оплату труда;♦ отчисления на социальные нужды;♦ амортизация;♦ прочие затраты.

Прочими расходами являются:

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

♦ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

♦ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

♦ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

♦ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

♦ отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

Планирование прибыли.

Методы прогнозирования и планирования финансовых результатов в настоящее время не регламентированы, но достаточно подробно описаны в литературе. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли – метод прямого счета и аналитический, которые применяют с определенными ограничениями и сегодня.

Метод прямого счета.Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цену реализации и на себестоимость каждой единицы. Разница между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям. При этом используют формулу П = В – З или П = П1 + ПТ – П2,

где П– прибыль; В – выручка от реализации продукции по оптовым ценам; З – полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы; П1 и П2 – соответственно прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планового года; ПТ – прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:

♦ определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

♦ составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;

♦ исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем элементам;

♦ установление цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.

Аналитические методы планирования прибыли

Эти методы находят применение при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу. Базой расчета могут служить затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).

С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции «сравнимой и несравнимой» по следующей формуле:

П = Т × (1000– З)/1000,

где П – валовая прибыль от выпуска товарной продукции; Т – товарная продукция в ценах реализации предприятия; З – затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции.

При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют влияние на нее изменений по сравнению с отчетным годом отдельных факторов: себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет включает девять стадий:

1. Расчет прибыли по сравнимой товарной продукции на основании базовой рентабельности. При этом в целях сопоставимости производится пересчет всей сравнимой товарной продукции планового года на себестоимость отчетного года исходя из предусмотренного ее изменения.

2. Определение влияния изменения себестоимости сравнимой товарной продукции на прибыль. Для этого сопоставляют сравнимую товарную продукцию планового года по себестоимости отчетного и планового года. Разница – сумма прибыли (убытка) от изменения себестоимости.

3. Определение влияния на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте. Рассчитывают средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменения ассортимента.

4. Расчет влияния качества на прибыль по сравнимой товарной продукции. Он производится на основании коэффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдельные сорта. Цену 1-го сорта принимают за 100 %, цену 2-го сорта исчисляют в процентном отношении к цене 1-го сорта и т. д.

5. Расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции. Определяют товарную продукцию, на которую введены новые цены, влияние рассчитывается как произведение указанной продукции в ценах реализации и изменение цен (в процентах).

6. Исчисление прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции. Себестоимость переходящих остатков умножают на рентабельность продукции соответственно отчетного и планового года.

7. Расчет прибыли от продаж. Определяют валовую прибыль с учетом влияния рассмотренных факторов и прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции и включают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет.

8. Определение прибыли по несравнимой товарной продукции. Эту прибыль находят прямым методом как разницу между ценой реализации предприятия и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

9. Расчет общей прибыли от продаж. Суммируют прибыль от продаж сравнимой и несравнимой продукции.

Факторный метод

Факторный метод планирования прибыли включает четыре этапа.

1. Определение базовых показателей отчетного периода. В качестве таких показателей применяют: валовую прибыль; прибыль от продаж; прочие доходы и расходы; себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг; структуру себестоимости по элементам затрат.

2. Постановка задач хозяйственной деятельности. В качестве таких задач могут выступать рост объема производства, снижение себестоимости, увеличение прочих доходов и т. д.

3. Определение индексов инфляции. Индексы инфляции рассматривают на базе собственных аналитических наблюдений, прогнозных экспертных оценок специалистов, прогнозов, публикуемых в печати, и т. д. Рекомендуется применять следующие важнейшие индексы инфляции:

♦ индекс роста цен на выпускаемую продукцию;

♦ индекс роста цен на потребляемые материальные ценности;

♦ индекс роста расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

♦ индекс изменения амортизационных отчислений, связанных с переоценкой основных фондов;

♦ индекс роста прочих затрат.

4. Расчет прибыли исходя из целей хозяйствования, инфляции, базовых показателей.

Концепция и принципы

1. Учет по методу начисления, согласно которому, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.

2. Непрерывность деятельности предполагает, что компания будет действовать в обозримом будущем и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и принимаемая основа должна раскрываться.

Качественные характеристики определяются четырьмя основными атрибутами отчетности, делающими ее полезной для пользователей:

1. Понятность. Основным качеством информации представленной в финансовой отчетности, является ее доступность для понимания пользователем.

2. Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки.

3. Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи могут положиться на нее как представляющую правдиво то, что она должна представлять.

4. Сопоставимость. Измерение и отражение финансовых результатов от аналогичных операций и других событий должны осуществляться по методологии, единой для всей компании и на протяжении ее существования, равно как для разных компаний.

Уместность и надежность раскрываются более подробно через дополнительные характеристики. Уместность связана с существенностью. При этом информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могли повлиять на экономическое решение пользователей, принятое на основании финансовой отчетности. Существенность, скорее показывает порог или точку отсчета, и не является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной. Надежность раскрывается через пять характеристик:

1. Правдивое представление. Для того, чтобы быть надежной, информация должна правдиво представлять операции и прочие события, которые она либо должна представлять, либо от нее обоснованно ожидается, что она будет это представлять.

2. Преобладание сущности над формой. Информация должна правдиво представлять операции и другие события в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой.

3. Нейтральность. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть непредвзятой, то есть не оказывать влияние на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата.

4. Осмотрительность. Это введение определенной степени осторожности в условиях неопределенности, так чтобы активы или выгоды не были завышены, а обязательства или расходы - занижены.

5. Полнота. Чтобы быть надежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на нее. Пропуск может сделать информацию ложной или дезориентирующей с точки зрения ее уместности.

31. Виды и содержание финансовых планов коммерческой организации. Финансовое планирование в составе бизнес плана.

3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

3.1 Перспективный финансовый план

Перспективный финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темп расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, является составной частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития фирмы. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу факторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, кроме этого, особое внимание отводится учету фактов риска.

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии фирмы является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.

Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.

3.2Текущее финансовое планирование

Составной частью перспективного плана является текущее финансовое планирование, которое представляет конкретизацию его показателей. Для текущего планирования применяются формы: план доходов и расходов по операционной и инвестиционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план. Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованием к отчетности. Текущий финансовый план предпринимательской фирмы разрабатывается на основе данных, которые характеризуют:

- финансовую стратегию фирмы,

- результат финансового анализа за предшествующий период,

- планируемые объекты производства и реализации продукции, а также других экономические показатели операционной деятельности фирмы,

- система разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов,

- действующую систему налогообложения и т.д.

Для составления финансового документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж. Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде, после план движения денежных средств и план баланса.

Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов. Он служит хорошей проверкой плана прибыли и убытков и движения наличных средств. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса, структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала), инвестиционного проекта.

В целом же процесс текущего финансового планирования осуществляется на фирме в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

3.3 Оперативное финансовое планирование

В целях контроля за поступлением фактической выручки и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее.

Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов [4, с. 339].

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите.

Целью разработки платежного календаря является определение конкретной последовательности и сроков осуществления всех расходов предприятия, что позволяет сбалансировать потоки денежных средств и обеспечить своевременное перечисление платежей в бюджет и нормальное финансирование хозяйственной деятельности.

При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерской службой, которая обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия (организации), об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, а также о расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам.

Информационной базой платежного календаря выступают: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных вложений; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; договоры; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные сроки платежей для финансовых обязательств.

Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями будет означать недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры: перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период; ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции; принять меры по изысканию дополнительных источников.

Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги.

Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план. Кассовый план (бюджет) - это план оборота наличных денежных средств предприятия, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу.

Регулярное составление и исполнение кассового плана призвано обеспечить финансовый контроль за движением наличных денежных средств на предприятии, их эффективное использование и своевременное получение.

Финансовый план предприятия - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Основнаяцельфинансового планирования состоит в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями.

К основнымзадачам финансового планирования относятся:

-обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за чсет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовое планирование охватывает широкий спектр финансовых отношений:

- между предприятием и различными субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции (работ, услуг) и при коммерческом кредитовании;

- собственниками предприятия, трудовыми коллективами и отдельными работниками при оплате труда персонала предприятия;

- субъектами хозяйствования и хозрасчетными подразделениями внутри них при формировании и распределении централизованных фондов финансовых ресурсов, предназначенных для решения общих задач;

- предприятиями, объединениями и государственным бюджетом при внесении платежей в бюджет, внебюджетные фонды и получение ассигнований из бюджета;

- предприятиями и коммерческими банками;

- предприятиями и страховыми организациями.

Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и тактическим планам [7, с. 564].

Согласно рис.1.3. процесс финансового планирования включает несколько этапов, рассмотрим их более подробно [3, с. 361].

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период времени. Это делается на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении средств. Эти документы содержат данные для анализа и расчета финансового состояния предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Подводится общий итог, который дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап - это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективному финансовому планированию: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса. Эти документы включаются в структуру научно-обоснованного бизнес плана предприятия.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми на предприятии.

Пятый этап - это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.021 с.)