Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совместное творчество ребенка и взрослого↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ребенок открыт миру, готов к любым движениям вперед, но у него мало опыта – единственного источника творческих идей. Взрослый закрыт в той или иной мере от мира, так как уже знает, какую боль приносит непосредственность. Он накопил опыт, который теперь часто ограничивает творческую активность. Мы уже упоминали, что общество часто поощряет вариативное поведение в детстве и препятствует ему во взрослом состоянии. Очевидно, что возможны разные сочетания этих свойственных разным возрастам качеств, приводящие к неодинаковым последствиям для каждой пары взрослый – ребенок. Если в паре ведущим будет взрослый, то, скорее всего, ребенок, начав крайне интенсивно развиваться и проявив не свойственную возрасту творческую активность (поскольку она спровоцирована взрослым видением), быстро впитает особенности восприятия и представления взрослого и будет создавать то, что нравится взрослому, поскольку любит его и биологически запрограммирован точно чувствовать его настроение. Так часто бывает с вундеркиндами, поражающими общественность недюжинными возможностями в раннем детстве, но позднее ничем не выделяющимися из основной массы представителей искусства. В паре с таким ребенком обычно находится сильный талантливый отец или учитель. Если в паре главенствовать будет ребенок, то, даже в раннем детстве не обнаружив чего-то знаменательного, весьма скоро он остановится в развитии как личность творческая. Ребенок бесконечно любит все, что он делает. Не получая адекватной обратной связи от взрослого, он будет воспроизводить одни и те же рисунки, сказки, музыкальные пьески, которые постепенно перестанут соответствовать его растущим требованиям к себе и другим, утратят свежесть и непосредственность, но приобретут нарочитость и примитивизм. Его собственный внутренний критик представит взрослого как некомпетентного в оценке его творений, а потому и сам будет слишком суров к ним. Поскольку в этой паре взрослый не смог научить ребенка интенсивно работать, чтобы достигать результата, творческая активность с наступлением подросткового возраста резко прекратится. Наконец, возможно уникальное сочетание лучших качеств каждого возраста, когда лидерство взрослого будет проявляться лишь в том манящем направлении, которое будет увлекать ребенка, но не ограничивать его в восторге перед миром. В каждом ребенке просыпается художник. Вообразим ситуацию, в которой друг пришел к художнику. Видя, что художник упорно трудится, желая облегчить ему жизнь, друг приносит ему готовую картину. В лучшем случае художник выразит недоумение, а в худшем – обидится. Эта ситуация является аналогом некоторых типов взаимодействия взрослого (друга) и ребенка (художника). Желая облегчить ребенку путь постижения мира, взрослый слишком рано дает ему наводящие советы или даже приносит уже готовые вещи, ограничивая возможности ребенка собственным, уже достаточно стереотипным мироощущением [129]. Каким же образом ребенок может учиться, то есть быть учеником, оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Мы уже говорили, что ребенок строит свой рисунок как интеллектуальную модель мира, а не как его зримый аналог. Он рисует не то, что видит, а то, что знает. Это знание в рисунке он обобщает до символического описания, доступного ему на этом уровне развития. Но для взрослого важна внешняя похожесть рисунка ребенка на то, что он изображает. Предлагая ребенку технику повышения точности изображения, взрослые обедняют детское рисование, лишая его наиболее высокой, «мироустроительной» функции, а детское творчество – внутренней самостоятельности [131]. Не осознавая того, учителя могут разрушить результаты мироустроительной работы ребенка, борясь с «линией земли» и «линией неба». Это столкновение разных интеллектуальных и мировоззренческих концепций может разрушить творческий потенциал ребенка. Взрослый должен работать не с техникой рисунка, которая сменится, как только ребенок перейдет на другой интеллектуальный уровень, а с личностью ребенка, возможностями его восприятия и обобщения результатов этого восприятия. Творчество взрослых – это созидание, большой труд и самоотдача. Именно этому взрослый должен учить ребенка: желанию творить, а не разрушать, получать удовольствие от сделанного, доводить начатое до конца, преодолевать себя на этом пути, получать удовольствие от процесса дарения. Взрослый не ускоряет и не тормозит мироустроительную функцию ребенка. Он оберегает ее, в том числе от самого себя, от попыток навязать ребенку свое видение мира. Именно будущая уникальная картина мира, созданная собственными усилиями малыша, ляжет в основу его уже взрослой творческой активности. Желая облегчить ребенку этот нелегкий путь первого творческого достижения – создания собственной картины мира, – взрослый прекращает его рост как созидателя. Подобные ошибки взрослые совершают регулярно. По дороге домой из детского сада, желая быть внимательными к малышу они спрашивают ребенка о том, что было в детском саду. Ему нечего ответить на это, так как в данный момент движения по дороге он ошеломлен потоком событий, совершающихся вокруг него. Все это так разительно отличается от того, с чем он сталкивался в течение дня, что ему хочется приобщиться к этому. Если бы взрослый говорил с ним об этих сиюминутных событиях, то научил бы его видеть. А вечером перед сном, когда нет внешних отвлекающих моментов, или за совместным ужином, где все рассказывают о своих делах, ребенок гордо, как и другие «большие», мог бы припомнить, что происходило тогда, когда взрослых не было рядом с ним. Пытаясь вспомнить все это под отвлекающий аккомпанемент внешнего мира, он обучается не замечать его, а значимыми постепенно будет считать требуемые от него взрослыми мысленные конструкции о переживаниях, которые не испытывает. Взрослый слишком рано переводит малыша на другую интеллектуальную ступеньку, не дав возможность ему самому сделать это шаг. То же самое происходит, когда ребенка обучают рассказывать, что изображено на рисунке в книжке. Он быстро научится рассказывать о том, чего не переживал, утратив возможность понимания поведения другого на основании собственного опыта. Он выучит слова, за которыми не будет чувства. Не стоит торопиться ставить зеркало перед детьми. Чтобы найти себя, нужно не зеркало (через которое видишь себя глазами других), а общение с другими, их отклик и умение декодировать эти сигналы. Только личный опыт взаимодействия с другими поможет понять ребенку, кто же он есть. Подобная торопливость возможна и в играх. Малыши долго играют не в прятки, как думает взрослый, а в «отыскалки». Им важно не спрятаться, а быть найденными. Именно поэтому они испытывают столько восторга, когда взрослый в который раз находит их на том же самом месте. Они ведь еще не знают, что взрослый их видит. Закрывая глаза и прячась каждый раз под один и тот же стол, малыш полагает, что взрослый будет искать его по всему миру, а не прямо пойдет к известному ему месту. Поэтому так тревожно ожидание и столько радости, когда взрослый все-таки находит потаенное место. Понимание законов физики о том, что свет распространяется по прямой линии, придет к ребенку с опытом, когда он вдруг сам догадается, что если он видит кого-то, то и этот кто-то тоже видит его. Вот рассказ четырехлетнего ребенка о том, как устроен мир. «О, это очень просто. Солнце притягивает Землю. А Земля убегает. А иначе наш детский садик упал бы на Солнце и тут бы был пожар. И все сгорело бы. И эта комната, и все игрушки». Слишком раннее приобщение к сложным знаниям создает не правильную картину мира, как думают взрослые, а столь же ложную, как и в том случае, когда ребенку рассказывают сказку о строении мира. Не стоит слишком рано рассказывать о столь сложных вещах, о том, откуда рождаются дождь и снежинки. Пока у ребенка главенствуют образы, логические конструкции также перерабатываются в образы, но подчас ложные, так как детское мироощущение пока не способно их объять. Для построения «правильной» картины мира необходима самостоятельная работа ребенка по открытию законов этого мира: все вещи падают на землю, а некоторые (воздушный шарик) взмывают вверх. И есть место, где эти законы нарушаются. Это ванна. Здесь можно бесконечно бросать предмет, но он не будет погружаться в воду, а поплывет. Только когда ребенок сам задаст вопрос «почему?» – он готов услышать ответ, а взрослый должен быть готов его воспроизвести. Самостоятельное исследование, позволяющее открывать законы, а не приобретать их в готовом виде вместе с манной кашей, позволит развить творческий потенциал ребенка. В совместном творчестве взрослый имеет фантастическую возможность вновь начать видеть мир глазами ребенка, широко открытыми для восприятия действительности. Взрослый может адаптировать детские идеи, встраивать их в принятые данной культурой рамки, а не структурировать их в соответствии со своими представлениями. Принимая созданное ребенком, не оценивая с точки зрения качества, но поощряя вложенный труд, он может предоставлять ему выбор двигаться дальше, подчеркивая заинтересованность в самом процессе, а не в продукте. Ведь результатом детского творчества является не конкретный рисунок или выученный танец, а те изменения, которые произошли с личностью ребенка в процессе созидания. Личность же ребенка выстраивается, как и в библейской истории, по образу и подобию взрослого. Наблюдая за увлеченным взрослым, он сам становится увлеченным, вбирая те ценностные представления, которые разделяет наставник. Видя упорство взрослого, он и сам будет упражнять свою волю, доводя начатое дело до конца. Импринтинг направляет ребенка на воспроизведение поведения родителя. Любя, дети в максимальной степени копируют этот эталон. Вот как П. А. Флоренский описывает свое приобщение к музыке: «В одной из комнат нашего дома тетя Соня штудировала немецких классиков, преимущественно Гайдна, Моцарта, Бетховена… Эти звуки, в особенности Моцарта и Бетховена, были восприняты мною вплотную, не как хорошая музыка, даже не как очень хорошая, но как единственная. "Только это и есть настоящая музыка", – закрепилось во мне с раннейшего детства» [172]. Задачей совместного творчества является развитие чувственной сферы ребенка, а не передача ему логических объяснений и технологий. Полученное «даром» не ценится и быстро утрачивается, тогда как добытое опытом сохраняется навсегда. В совместном творчестве взрослый может обрести новое видение, а ребенок – личность. Результат любого воспитательного воздействия на ребенка будет зависеть от силы воздействия, и способности ребенка гнутся под ним. Укрепляя личность ребенка, взрослый придаст ему устойчивость в будущем взрослом творчестве.
Словарь к 8-й главе
Адаптация (приспособление) – термин, который применяется к широкому кругу явлений. С позиции теории эволюции адаптация – это механизм, который лежит в основе освоения растениями и животными новых мест обитания и обеспечивает выживание в конкурентной борьбе. Для большинства физиологов адаптация – это частное явление приспособления к конкретным условиям существования. Психологи используют его для определения интеллекта. В этом случае под адаптацией понимается приспособление к постоянно меняющимся социальным и психологическим условиям с применением разнообразных знаний и умений. Деиндивидуализация личности – дезадаптивное изменение личности, при котором она отказывается от своих уникальных качеств, поскольку за них нужно ежечасно бороться, а для этого необходимо иметь соответствующие ресурсы. Дезадаптивное творчество – творчество, в основе которого лежит невротическое изменение личности. Конформность – соглашательская позиция.
Список литературы
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Смысл, 1995. 2. Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003. 3. Альтшуллер Г. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. 4. Альтшуллер. Г., Шапиро О. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1956. № 6. С. 37–49. 5. Ананьев Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М.: Наука, 1956. 6. Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопросы психологии. 1963. № 5. С. 83–98. 7. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество. Сборник. Л.: Наука, 1982. С. 236–242. 8. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб: Изд-во СПб. ун-та, 2003. 9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 10. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 272–295. 11. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. СПб: Прайм-Еврознак, 2002. 12. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2.: Интонация. Л.: Музыка, 1971. 13. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001. 14. Бабаева Ю. Д. Особенности эмоционального развития одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. Материалы I Международной конференции / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. Самара; Москва: РПО, 2000. С. 57–67. 15. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. 16. Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 17. Бартенева 3. С, Шустова Л. А. Оценка креативности речевой продукции детей младшего школьного возраста // Детская речь: психолингвистические исследования. М.: ПЕР СЭ, 2001. С. 102–119. 18. Бауэр Т. Зрительный мир грудного ребенка // Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С. 109–124. 19. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1979. 20. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М.: Художественная литература, 1972. 21. Бахтин М. М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 22. Бейтс Э. Интенции, конвенции, символы // Психолингвистика. М., 1984. С. 50–103. 23. Бехтерев В. М. Объективная психология. Т. 1–3. СПб.: Изд-во Сытина, 1907–1910. 24. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни, СПб.: Изд. Нотабене, 1999. 25. Бехтерева Н. П., Данько С. Г., Старченко М. Г., Шемякина Н. В. Электроэнцефалографические исследования креативного мышления как когнитивно-специфического функционального состояния мозга // Мат. межд. конф. «Творчество: взгляд с разных сторон». Москва – Звенигород, 2005. 26. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.: Мир, 1988. 27. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2002. 28. Богоявленская Д. Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 2. С. 54–65. 29. Богоявленская М. Е., Богоявленская Д. Б., Горячева Т. Г. Анализ регуляторной сферы одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. Материалы I Международной конференции / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. Самара; Москва: РПО, 2000. С. 125–130. 30. Бродский И. Поклониться тени. СПб.: Питер, 2002, С. 12. 31. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. 32. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во института практической психологии, 1996. 33. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924. 34. Бьеркволл Ю. – Р. С музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни / Пер. с норвежского. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский центр «БЛИЦ», 2001. 35. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. 36. Величковский Б. М. Об уровнях когнитивной организации: неоконченный сценарий Бернштейна // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1998. № 4. С. 13–23. 37. Веракса Н. Е. Развитие умственной одаренности в детском возрасте мозга // Мат. межд. конф. «Творчество: взгляд с разных сторон». Москва – Звенигород, 2005. 38. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 39. Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. 40. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–75. 41. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во АПН СССР, 1968. С. 91–110. 42. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 43. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Пер. с англ. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. 44. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 45. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных способностей // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. С. 245. 46. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под. ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433–456. 47. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 2005. 48. Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. 49. Гицеску Г. Пластическая анатомия. Пластическая морфология. Экспрессивность. Т. 3. Бухарест: Меридиане, 1966. 50. Глинская И. П. Доперспективные способы передачи пространственной информации и некоторые вопросы обучения рисованию младших школьников // Художественное образование в школе. Л.: Просвещение, 1973. С. 103–132. 51. Глоуер В. И. Дети пишут стихи. М.: Прогресс, 1964. 52. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1993. 53. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с франц. Т. 1. М.: Мир, 1992. 54. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М.: Магистр, 1993. 55. Греченко Т. Н. Творчество как результат особого функционального состояния нейронов // Мат. межд. конф. «Творчество: взгляд с разных сторон». Москва – Звенигород, 2005. 56. Гросс К. Душевная жизнь детей / Пер. с нем. СПб.: Изд-во А. Ф. Сухова, 1906. 57. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 58. Данюшевская Т. И. Развитие восприятия отношений светлого и величины у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1958. № 4. С. 116–127. 59. Дидро Д. Собрание сочинений. Т. 1–10. М. – Л., 1935–1947. 60. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека. М.: Наука, 1953. 61. Джеймс В. Психология. СПб.: Знание, 1916. 62. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс, Эксмо, 2002. 63. Доман Г. Как научить ребенка читать? /Пер. с англ. М.: Фирма «Изд-во ACT» OOO, 2000. 64. Доман Г., Доман Дж. Дошкольное обучение ребенка / Пер. с англ. М.: Аквариум, 1995. 65. Доман Г., Доман Дж. Как развивать интеллект ребенка / Пер. с англ. М.: ACT, 1999. 66. Доман Г., Доман Дж. Как обучить ребенка математике? / Пер. с англ. М.: ACT, 1999. 67. Доман Г., Доман Дж. Как сделать ребенка физически совершенным / Пер. с англ. М.: Аквариум, 1999. 68. Донская И. Зависть // Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учеб. пособ. по педагогической антропологии / Под ред. Б. И. Бим-Бада и О. Е. Кошелевой. М.: Изд-во УРАО, 1998. С. 110–114. 69. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.: Латерна Вита, 1995. 70. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Иматон, 2001. 71. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 4. С. 83–89. 72. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособ. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 73. Дункер К. О процессах решения практических проблем // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 258–268. 74. Дюфрен М. Искусство и политика// Вопросы литературы. 1974. № 4. С. 109. 75. Замятин Е. И. Психология творчества // Художественное творчество и психология: Сборник. М.: Наука, 1991. С. 158–162. 76. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Психологическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 77. Запорожец А. В., Лисина М. И. Психологические проблемы развития детского восприятия // Развитие восприятия в раннем детстве и дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1966. 78. Зернов Б. А. Рисунок и его формообразующая роль в творчестве Пикассо и Клея // Западно-Европейская графика XV–XX вв. М.: Искусство, 1985. С. 159–190. 79. Иваненко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. 80. Иванова Э. И. Сказка – притча и веселые герои // Дошкольное воспитание. 1986. № 1. С. 64–66. 81. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М.: Форум-Инфра-М, 2005. 82. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 235–249. 83. Колесникова Е. А. Творчество как предмет исследования в русской психологической литературе (конец XIX – начало XX в.). Автореф. дисс. ученой степени кандидата психологических наук. М.: МПГУ, 1997. 84. Кольцова М. М. Обобщение как функция мозга. М.; Л.: Наука, 1967. 85. Кононенко М. А., Галкина Т. В. Музыкально-исполнительская одаренность: соотношение общих и специальных компонентов // Мат. межд. конф. «Творчество: взгляд с разных сторон». Москва – Звенигород, 2005. 86. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997. 87. Кузьмин Ю. И., Галунов В. И., Ильина Л. Н. Процессы становления речи у детей // Сенсорные системы. 1997. № 3. 88. Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: Практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, 2001. 89. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда / Пер. с франц. М.: Логос, 1997. 90. Лебединский А. К. Адаптация // БМЭ. 2-е изд. М.: Медицина, 1956. Т. 1. С. 193. 91. Левин В. А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. 92. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М.: Лайда, 1994. 93. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Изд-во ИПП; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. 94. Леонтьев А. Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Доклады на совещании по вопросам психологии (3–8 июня 1953 г.). М.: Наука, 1954. 95. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 96. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 97. Леонтьев Д. А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л. С. Выготского: Четвертая Международная конференция. М.: РГГУ, 2004. С. 214–223. 98. Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2005. 99. Лихтенберг Г. К. Афоризмы. 2-е изд. М.: Наука,1965. 100. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 101. Лобок А. М. Антропология мифа. Екатеринбург: Отдел образования администрации Октябрьского района, 1997. 102. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологических и культурных сферах // Природа. 1966. № 11. С. 42–52. 103. Луначарский А. В. Игра // Издание театрального раздела Наркомата по просвещению. 1918. В. 1. С. 1. 104. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во МГУ, 1963. 105. Люблинская А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Вопросы общей и детской психологии. М.: Издательство АПН РСФСР, 1954. 106. Люблинская А. А. Детская психология: Учеб. пособ. для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. 107. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998. 108. Малых С. Б., Егорова М. О, Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998. 109. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. Воронеж: МОД ЭК, 2003. 110. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 111. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. 112. Менчинская Н. А. Проблема обучения, воспитания и психологического развития ребенка. М.: Изд-во МПСИ, 2004. 113. Мид М. Культура и мир детства. М.: Мир, 1988. 114. Морозов В. П. Исследование способности человека к восприятию инвертированной во времени речи // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 1. С. 61–68. 115. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 116. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1998. 117. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. Львов: Инициатива, 2001. 118. Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия. СПб.: Речь, 2002. 119. Науменко Г. И. Фольклорная азбука. М.: Изд. центр «Академия», 1996. 120. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Наука, 1972. 121. Назайкинский Е. В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М.: Изд-во Музыка, 1973. 122. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М.: Изд-во Музыка, 1980. 123. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры) / Автор-составитель М. Ю. Новицкая. М.: АРКТИ, 1999. 124. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. 125. Николаева Е. И. Психофизиология: Учеб. для вузов. М: ПЕР СЭ, 2008. 126. Николаева Е. И., Гладких Н. В. Что асимметрично в функциях мозга? // ЭКО. 2003. № 3. С. 179–188. 127. Николаева Е. И., Белова С. С, Тренин Е. М. Вербальная ассоциация. Елец: Изд. ЕГУ, 2009. 128. Николаенко Н. Н. Творчество и мозг. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. 129. Нойшюц К. Куклы своими руками / Пер. со швед. М.: Evidentis, 2001. 130. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 131. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. СПб.: Речь, 2004. 132. Оствальд В. Великие люди. СПб.: Вятское книжное изд-во, 1910. 133. Петрянов И. В., Трифонов Д. Н. Великий закон. М.: Педагогика, 1984. 134. Петухов В. В. О культурно-исторической психологии творчества // Культурно-исторический подход и проблемы творчества / Под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. М.: РГГУ, 2003. С. 383–390. 135. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1964. 136. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Пер. с франц. М.: Изд. Иностр. лит., 1963. 137. Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. М.: Мир, 1997. 138. Полуэктова Н. М. Проблемы и противоречия творческого образа жизни // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь / Под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. С. 33–50. 139. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. 140. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 141. Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука, 1976. 142. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1998. 143. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Ф. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. 144. Пуанкаре А. Математическое открытие // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 356–365. 145. Ранк О. Миф о рождении героя. М.: Рефл-бук, 1997. С. 117–132. 146. Разумникова О. М. Отражение структуры интеллекта в пространственно-временных особенностях фоновой ЭЭГ // Физиология человека. 2003. Т. 29, № 4. С. 32–40. 147. Рибо Т. Творческое воображение / Пер. с фр. Е. Предтеченского и В. Ранцева. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1901. 148. Рибо Т. Психология чувств. СПб.: Юж. – рус. кн. изд-во Ф. А. Иогансона, 1898. 149. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итал. М.: Прогресс, 1978. 150. Робертс Р. Д., Мэттьс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 4. С. 3–26. 151. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 152. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. М.: Советская книга, 1946. 153. Рудкевич Л. А. Я знаю будущее моего ребенка. СПб.: Изд. группа «Весь Петербург», 2004. 154. Салахова Л. А. Что рисуют дети в детском саду вальдорфской ориентации // «Вдохновение добра» в лечебной педагогике и социальной терапии. 1998. № 1–2. С. 18–36. 155. Селли Дж. Очерки по психологии детства. М.: Изд. К. Тихомирова, 1904. 156. Семенович А. В. Проблемы онтогенеза межполушарных взаимодействий: нейропсихологический подход // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: Изд-во НИИ мозга РАМН, 2003. С. 276–285. 157. Семенович А. В., Архипов Б. А., Фролова Т. Г., Исаева Е. В. О формировании межполушарного взаимодействия в онтогенезе // 1-я Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 215–224. 158. Сергиенко Е. А., Дозорцева А. В. Функциональная асимметрия полушарий мозга // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. М.: Научный мир, 2004. С. 218–257. 159. Симерницкая Э. Т. Доминантность полушарий. М.: Изд-во МГУ, 1978. 160. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 161. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. 162. Сонькин В. Д. Теоретические основы физиологии развития // Новые исследования. 2004. № 1–2. С. 360. 163. Стернберг Р., Григоренко Е. Л. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности / Ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 1997. 164. Стернберг Р., Григоренко Е. Л. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности / Ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 111–127. 165. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 166. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961(б). С. 9–20. 167. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., Л.: Изд-во АМП РСФСР, 1961. С. 39–251. 168. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Просвещение, 1947. Вып. 11. С. 16–17. 169. Тинякова Е. А. Катя Тинякова. Крупицы детского творчества. Курск, ГУИПП, 1997. С. 49–52. 170. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. 171. Тихомирова Т. Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 4. С. 133–141. 172. Трубачев С. Музыкальный мир П. А. Флоренского// Советская музыка. 1988. № 8. С. 81–89. 173. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 174. Ушаков Д. В. Мышление и интеллект // Психология XXI века / Ред. В. Н. Дружинин. М: ПЕР СЭ, 2003. С. 291–353. 175. Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: ИП РАН, 2003. 176. Ушаков Д. В. Тесты интеллекта, или Горечь самопознания // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 2. С. 76–93. 177. Ушакова Т. Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2004. 178. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. С. 439. 179. Учитель. Журнал для наставников, родителей и всех желающих заниматься воспитанием и обучением детей, издаваемый И. Паульсоном и Н. Весселем. СПб.: Изд-во Сытина, 1862. 180. Фарбер Д. А. Динамика полушарной асимметрии ЭЭГ в онтогенезе // Современные проблемы нейробиологии. Тбилиси, 1986. С. 367–372. 181. Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г., Мачинская Р. И. Возрастные особенности функциональной специализации полушарий при когнитивной деятельности // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: Изд-во НИИ мозга РАМН, 2003. С. 317–318. 182. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. 183. Фрейд 3. Я и Оно. Труды разных лет / Пер. с нем. Кн. 1. Тбилиси: Мерани, 1991. 184. Хазратова Н. В. Экспериментальное изучение формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. № 4. С. 83–93. 185. Хамори И. Долгий путь к мозгу человека. М.: Мир, 1985. 186. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с гол. М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1992. 187. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск, ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. 188. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Наука, 1972. 189. Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. 1962. Вып. 2. С. 465–576. 190. Черникова Н. А. Психологическая характеристика литературного творчества младших школьников. М.: Педагогика, 1960. 191. Чернявская И. С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова. М.: Просвещение, 1982. 192. Чубук Н. Ф. Герой детского литературного творчества: две основные формы воплощения // Мир психологии. 2002. № 1. С. 142–151. 193. Чудновский В. Э., Юревич В. С. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990. 194. Чуковский К. И. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1966. 195. Шабельников В. К. Творчество – это действие или деятельность? // Культурно-исторический подход и проблемы творчества / Под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. М.: РГГУ, 2003. С. 158–165. 196. Шадриков В. Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. Т. 4, № 5. С. 3–10. 197. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 198. Шнеерсон Г. М. О письмах Шенберга // Музыка и современность. Сб. ст. Вып. 4. М.: Музыка, 1966. С. 330–401. 199. Штерн В. Психология раннего детства / Пер с нем. СПб.: Изд-во Сытина, 1915. 200. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии / Пер. с нем. СПб.: Издательство Пирожкова, 2001. 201. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 202. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии/ Вопросы психологии. № 6. 1985. С. 14–26. 203. Amabile Т. М. Children's artistic creativity: Detrimental effects of competition in a field setting // Personality and Social Psychology Bulletin. 1982. V.8. P. 573–578. 204. Amabile Т. М. Beyond Talent: John Irving and the Passionate Craft of Creativity // American Psychologist. 2001. V. 56, N4. P. 333–336. 205. Andress B. Toward an integrated development theory for early childhood education // Council for research in music education: Bulletin. 1989. N86. P. 10–17. 206. Artley N. L., Van-Horn R., Friedrich D. D., Carroll J. L. The relationship between problem finding, creativity and cognitive style // Creative Child and Adult Quarterly. 1980. V. 5. P. 20–26. 207. Bambarger J. The mind behind the musical ear // How children develop musical intelligence. Cambridge, London: Harvard University Press, 1991. 208. Berry C. The Nobel scientists and the origins of scientific achievements // British Journal of Sociology. 1981. V. 32. P. 381–391. 209. Bowers K. S., Regher G., Balthazard C, Parker K. Intuition in the context of discovery // Cognitive Psychology. 1990. V. 22. P. 72–110. 210. Bruner J. Nature and uses of immaturity // American Psychologist. 1972. N 8. N. 35. 211. Bruner J. Play // Prospects. 1986. № 1. P. 48. 212. Butcher J. L., Niec L. N. Disruptive Behaviors and Creativity in Childhood: The Importance of Affect Regulation. Creativity Research Journal. 2005. V. 17, N 2–3. P. 181–193. 213. Campbell D. T Blind variation and selective retention in creative thought processes. Psychological Review. 1960. V. 67. P. 380–400. 214. Carlsson I. Anxiety and Flexibility of Defense Related to High or Low Creativity // Creativity Research Journal. 2002. V. 14, N 3–4. P. 341–349. 215. Carson D. К., Bittner M. Т., Cameron D. M., Brown B. R., Meyer S. S. Creative thinking as a predictor of school-aged children's stress responses and coping abilities. Creativity Research Journal. 1994. V. 8. P. 145–158. 216. Charles R. E., Runco M. A. Developmental Trends in the Evaluative and Divergent Thinking of Children // Creativity Research Journal. 2001. V. 13, N. 3–4. P. 417–437. 217. Claxton A. E, Pannells Т. С, Rhoads P. A. Developmental Trends in the Creativity of School-Age Children // Creativity Research Journal. 2005. V. 17, N. 4. P. 327–335. 218. Csikszentmihalyi M. Implications of a Systems Perspective for the Study of Creativity // Handbook of Creativity / ed. by R. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 313–335. 219. Cobb E. The ecology of imagination in childhood. N. Y. Columbia University Press, 1977. 220. De Casper A. J. Human bonding: Newborn prefer their mother's voices // Sciences. 1980. V. 208. P. 233–239. 221. Demorest S. M., Serling R. С The integration of pitch and rhythm in musical judgment: Testing age-related trends in novice listeners // Journal of Research in Music Education. 1997. V. 45, N 1. P. 67–79. 222. Davis, J. Drawing's demise: U-shaped development in graphic symbolization. Unpublished manuscript, Harvard Project Zero, Harvard University Cambridge, MA, 1993. 223. Feldman, D. H. Nature's gambit: Child prodigies and the development of human potential. New York: Teachers College, Columbia University, 1991. 224. Frank В., Harrington D. M. Creativity, Intelligence and Personality // Annual Review of Psychology. 1981. P. 439–476. 225. Galdikas-Brindamour B. Orangutans, Indonesia's People of the Forest // National Geographic. 1975. V. 148, N 4. P. 445–474. 226. Gardner H. Art, mind, and brain: A cognitive approach to creativity. New York: Basic Books, 1982. 227. Garlick D. Understanding the Nature of the General Factor of Intelligence: The Role of Individual Differences in Neural Plasticity as an Explanatory Mechanism // Psychological Review. 2002. V. 109, N 1. P. 116–136. 228. Golom С. The Child' s creation of a pictorial word. Los Angeles, CA: University of California Press, 1992. 229. Golomb С. Young children's Sculpture and Drawing. A study in Representational Development. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1974. 230. Goodenough E L. Measurement of Intelligence by drawings. N. Y: Harcourt, Blace and World, 1926. 231. Griffin M., McDermott M. R. Exploring a tripartite relationship between rebelliousness, openness to experience and creativity // Social Behavior and Personality. 1998. V. 26. P. 347–356.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.013 с.) |