Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра в мире животных и человека

Поиск

 

Игра не является прерогативой исключительно человека. Играют все высшие животные [102]. Чем выше на эволюционной лестнице находятся животные, тем большей сложности достигают их игры, тем больше времени они требуют в дневном распорядке и тем больше вероятности, что элементы игры сохранятся и во взрослом состоянии (рис. 7.1) [225]. Активно обсуждается предположение о связи эволюции приматов с игровым поведением [210].

 

Рис. 7.1. Животные любят играть не меньше, чем люди (Б. Галдикас-Бриндамур, 1975)

 

Игра включает в себя и подражание, и собственно экспериментирование. Если первое составляет воспитательное и коммуникативное свойство игры, то последнее отражает творческий потенциал игры. Именно в игре человек отдыхает от принуждения к работе и обретает безотчетное наслаждение свободой [56].

Эксперименты X. Ф. Харлоу (И. F. Harlow) [236] продемонстрировали тот факт, что лишенные возможности играть со своими сверстниками детеныши высших обезьян в дальнейшем становятся агрессивными, не могут влиться в сообщество животных и не оставляют потомства: они не проявляют сексуального поведения, свойственного данному виду.

По исследованию игр животных можно многое сказать об их умственных возможностях. Наблюдение за особенностями игр в человеческом сообществе также позволяет сделать вывод о том, в каких временных рамках мы находимся. Например, агон (древнегреч. – борьба, игра) характеризует эллинскую цивилизацию, рыцарский турнир – европейское средневековье, кулачный бой – русскую культуру, современное телевидение предлагает бесчисленные игры, целью которых являются денежные призы [8].

Однако существует и различие игрового поведения животных и людей: в большинстве животных сообществ взросление предполагает полное исчезновение или резкое сокращение игрового поведения. Человек же характеризуется удивительным постоянством в игре. В человеческом обществе играют и дети, и взрослые. Однако в разные возрастные периоды игры меняются, как меняются и цели, ради которых затеваются игры.

 

Игра как феномен культуры

 

Безусловно, игра является основой всей человеческой культуры [103], поскольку, как далеко мы не заглянем в историю человечества, мы обязательно столкнемся с тем или иным ее проявлением. Взрослую игру обычно рассматривают либо как продолжение детской с некоторым изменением акцентов, либо как напоминание о золотом времени детства. При этом во взрослой игре пытаются отыскать либо корни детской, либо некоторые ее параллели. Теория взрослой игры, в отличие от детской, менее разработана.

Игру представить может любой, даже если в языке нет такого понятия. Все серьезное можно отрицать, но не игру. Взрослая общность выстраивается через формы и функции игры. В основе наиболее значимых форм общественной жизни лежит игра, являющаяся их проформой [186]: например, суд, выборы президента, войны, встречи на высшем уровне, выступления на ассамблеях ООН, защиты дипломов и диссертаций и т. д.

Однако слишком разительно отличается безмятежная игра малыша (рис. 7.2) от того болезненного действия, которое производит взрослый человек, бесконечно забрасывая фишки в отверстие игрального автомата с тайной надеждой на безумный выигрыш, или от способов, применяемых претендентами на пост президента для дискредитации других кандидатов.

 

Рис. 7.2. Игра ребенка

 

И. Хейзинга [186] попытался выявить основные признаки игры, объединяющие, казалось бы, несопоставимые ситуации:

– игра всегда добровольна, а потому это способ реализации свободы (свободы от жесткой детерминации жизни, от сословных рамок, от меркантильности);

– игра – это способ снятия напряжения монотонной жизни через радостную мобилизацию духовных и физических сил;

– игра ограничена во времени и в пространстве и защищена этим пространством;

– игра имеет правила, структурирующие ее и позволяющие ей возобновляться;

– хотя в игре и есть неопределенность, но игра стремится к ее разрешению, а потому и к гармонии;

– в игре нет выгоды, и она вовлекает человека, активизируя его способности;

– игра сплачивает людей в группы, которые поддерживают друг друга на протяжении жизни.

«Это действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы и необходимости. Настроения игры есть отрешенность и воодушевление – священное или просто праздничное, смотря по тому, является ли игра посвящением или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку» [186].

Выделенные И. Хейзингой параметры игры характеризуют ее как некоторый теоретический конструкт, не имеющий отношения к действительности. Реальная игра часто разительно отличается от декларируемых в ней правил. В основе большинства игр лежит принцип «честной игры», открытого состязания, отсутствия выгоды. Именно таковыми должны были являться (вне зависимости от реального протекания событий) рыцарские турниры, художественные конкурсы, конкурсы красоты, спортивные состязания, философские диспуты.

Основное направление развития цивилизованных сообществ на земле шло в сторону коммерциализации жизни, при которой на первый план выступает выгода. Но как только результатом игры становятся деньги или статус, позволяющий иметь много денег, игра прекращает свои полномочия как честная игра, как способ реализации свободы. Это подтверждает нарастающее число допинговых скандалов в Олимпийских играх и международных соревнованиях, бесконечные публикации о подтасовках на конкурсах красоты, творческих конкурсах и даже философских диспутах. Коммерциализация игры лишает ее всех привилегий творческой активности, а потому мы не будем касаться в дальнейшем изложении такого типа игр, которые являются лишь субпродуктом, заменителем игры как свободного и творческого времяпровождения человека. В этом случае маской игры прикрываются специально разработанные механизмы порабощения человека обществом потребления, включения его в непрерывную вереницу событий купи-продай. Большинству дошкольников недоступны эти особенности современной действительности, а потому, играя, они делают это совершенно безвозмездно.

В исторической действительности игра имела и сакральное (священное) значение. Это означает, что в определенный момент игры человек не только реализовывал самого себя в некотором действии, но и участвовал в созидании мира совместно с богами. Именно поэтому все религиозные обряды внешне похожи на игру и активно принимают ее. Примером такого благожелательного отношения может быть театрализованное представление, рассказывающее о рождении Иисуса, в рождественские праздники, которое приветствуется католической церковью.

В архаических обществах эта сакральная игровая реальность была даже более важной, чем окружающая человека действительность. Например, в Древнем Китае люди верили, что музыка, танцы, священные состязания поддерживают правильное течение мировых событий, предохраняют мир от распада. В Древней Греции во время спортивных игр прекращалась любая другая деятельность и, прежде всего, военные действия, поскольку нарушение правил игры с этой точки зрения влекло нарушение правил бытия вообще. В современном иудаизме в момент священного отдыха нельзя работать, а нарушение этого запрета грозит нарушителю тяжелыми карами [8]. Игра как форма поддержания мироустройства продолжает жить в индивидууме, проявляясь в ритуалах и навязчивых действиях при неврозе или измененных состояниях сознания, например, во время сильного стресса.

Роль игры как механизма снятия напряжения – катарсиса – подчеркивал и М. М. Бахтин (1972). С его точки зрения, основной особенностью игры является то, что она не интересуется результатом, поскольку направлена на реализацию эмоций.

Очевидно, что все перечисленные характеристики игры в полной мере подходят под определение творчества. Связь игры с творчеством признавали еще психологи XIX века. Первые психологические работы напрямую выводили эстетическую деятельность из песен и танцев традиционных и архаических культур. Т. Рибо [148] утверждал, что игра представляет собой более общее понятие, в которое включается в том числе и эстетическая деятельность, то есть творчество в данной классификации – это один из видов игры. Уже в самом раннем возрасте у детей обнаруживаются творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх. Т. Рибо идет даже дальше, полагая, что человеку присущи частные инстинкты, проявляющиеся в форме творчества, которые сначала реализуются в игре, а затем – в искусстве. Он выделил и основные признаки инстинкта творчества: интуиция, способности к игре, бескорыстность, гедонизм. С этой точки зрения не всякая игра – искусство, но всякое искусство, будучи иллюзорным, – игра [147].

Итак, игру и искусство роднит свобода. Игра освобождает, крушит гнетущие ценности, смеется над оскопляющей идеологией, раскрепощает жизненную энергию, возвращает человеку вкус к жизни [186].

Игра – основополагающий фактор человеческой жизни. Она образует связь между внутренним, субъективным представлением человека о мире и внешним миром. Она связывает воедино сон и явь и придает им смысл. Именно творческий способ наблюдения, более чем что-либо иное, заставляет человека признать, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Вне игры внутренняя реальность характеризуется покорностью, при которой мир и его детали принимаются, но лишь в аспекте того, что им нужно следовать или под них подстраиваться. Покорность чревата для индивида чувством безнадежности, бессмысленности всего, в том числе и жизни [295].

 

Сущность детской игры

 

О детской игре написано бесконечно много, что позволяет любой тезис о ней подкрепить соответствующей цитатой.

Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе [160].

Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре [56]. «В действительной жизни дитя не более как дитя – существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [178].

Игра для ребенка выполняет многообразные функции, среди которых: социализация, обучение общению, воспитание, отдых, удовольствие, компенсация. В игре складывается способность ребенка управлять своим поведением [201]. Он не выполняет ту деятельность, которая обыденна для взрослого, но переживает в процессе ее имитации приятные ощущения человека, владеющего ситуацией. Ребенок не способен осуществлять то, что делает взрослый, но в игре он похож на него в мире, отличном от действительности, но позволяющем реализовать те эмоции, которые пока еще нельзя прочувствовать в реальности из-за незрелости физической и психологической, отсутствия умения, навыков, знаний.

Ребенок смотрит на созданный им мир очень серьезно, одушевляя его. Он прекрасно отличает, несмотря на все увлечения, придуманный им мир от действительного и охотно ищет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых и видимых предметах действительной жизни. В этом он похож на поэта, который делает то же, что и играющее дитя: он создает мир, к которому относится очень серьезно, то есть вносит много увлечения, в то же время резко отделяя его от действительности [183].

В игре ребенок может быть свободным и всемогущим, независимым и самостоятельным. В ней он развивается физически (рис. 7.3), эмоционально (рис. 7.4), интеллектуально (рис. 7.5) и эстетически (рис. 7.6).

 

Рис. 7.3. Физическое развитие ребенка во время игры

 

Рис. 7.4. Игра выплескивает эмоции ребенка и способствует их структурированию

 

Рис. 7.5. Интеллектуальная игра

 

Рис. 7.6. Эстетика в песке

 

Игра помогает переходить из одной возрастной группы в другую. В традиционных обществах она является важной составляющей ритуала инициации – перехода ребенка из мира детства в мир взрослых. При отсутствии таковых игр в развитых обществах молодежь сама придумывает себе соревнования, часто нарушающие социальные устои общества, имеющие для подростков символический смысл перехода в более старшую группу [8].

Существуют разнообразные виды игры. Они могут быть традиционными, передающимися из поколения в поколение детей, и свободными. Среди свободных высшей формой можно считать ролевую игру, в которой дети отрабатывают свойственные данной культуре отношения между людьми. К такому типу относятся «Дочки-матери», «Разбойники» и т. д. Все, с чем сталкивается малыш, перерабатывается в игру: школа, больница, магазин. Эта игра обучает ребенка соблюдать правила, существующие в сообществе, в котором он развивается. Ребенок, наблюдая соответствующее поведение взрослых, повторяет его и усваивает способы поведения в разных ситуациях. Если ранее вся его энергия уходила на то, чтобы справиться со своим телом, то теперь эта же энергия питает созидание.

Игра формирует представления ребенка об отношениях в окружающем его мире. Уникальность игровой ситуации состоит в том, что в ней ребенок, с одной стороны, ведет себя сообразно со своими желаниями, с другой – добровольно подчиняется правилам, существующим в игре и отражающим взаимоотношения в большом мире. Меняя роли, ребенок прощупывает границы своего «Я» (рис. 7.7). Он упражняется, регулярно повторяя приобретенные навыки. Научившись говорить, непрерывно повторяет сказанное взрослым, одеваться – надевает подряд все, что есть в квартире, уразумев, что такое «Я», он начинает активно изображает других или животных [129].

Эти игры могут отличаться свободной импровизацией, в которой используются все подручные материалы для воплощения замыслов. Дети часто применяют нетипичные вещи, для того чтобы разбудить фантазию. В послевоенные годы, когда не было ни кубиков, ни конструкторов, я использовала 50-томное сочинение В. И. Ленина для создания всего, что было необходимо в игре: пианино, стола или дивана. Благо 50 томов (!!!) позволяли фантазировать. Спички, разодетые в лепестки цветов, играли всех необходимых персонажей на шахматной доске, на которой дома и весь окружающий их ландшафт были выполнены из шахматных фигур.

 

Рис. 7.7. Карабас и Буратино

 

Игры могут быть подражательными и фантазийными. Подражательные игры обычно занимают наибольшее место среди детских игр. Они часто служат только отголоском того, что ребенок видел или слышал от взрослых. Эти элементы прежнего опыта никогда не воспроизводятся точно так же, как они происходили в действительности. «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [147].

Слово «фантазия» происходит от греческого слова, обозначающего «стать видимым». Она предполагает особую восприимчивость человека к внутреннему образу. Фантазии присущи детскому возрасту [275]. Эти фантазии, с одной стороны, ограничены маленьким опытом ребенка, с другой стороны, именно этот небольшой опыт позволяет ему соединять то, что никогда не объединил бы человек, имеющий чуть больший опыт. От того, какую пищу в виде разнообразия опыта фантазия ребенка получает в детстве, зависит, в какой степени он, став взрослым, сумеет справиться со своими задачами и сопереживать окружающим.

В данном разделе мы не будем описывать все функции игрового поведения ребенка и все виды игр. Мы рассмотрим здесь игру исключительно с точки зрения ее ценности в творческой самореализации личности.

Игра ребенка похожа на древнейшие формы искусства, когда оно еще не разделилось на творчество литературное и музыкальное, драму и танец, авторство и исполнительство [111]. Ребенок, в какую бы игру он ни играл, всегда одновременно и автор, и исполнитель, и режиссер в одном лице (рис. 7.8).

 

Рис. 7.8. Ребенок в своей игре автор, режиссер и исполнитель в одном лице

 

Но, как и само понятие детства, игра хрупка и зависит от общества, которое может поддерживать или уничтожать ее. Рынок игрушек, как и любой другой рынок, требует формирования у детей психологии потребителя. И тогда игра фантазии превращается в бесконечную игру приобретения. Коммерциализация детской игры с этой точки зрения наносит максимальный урон творческой самореализации личности. Для куклы Барби необходимы платья, аксессуары, комната, муж, дети и т. д. Все это не нужно делать самому ребенку. Это следует покупать и покупать, подчиняясь замыслу производителей игрушек, не предпринимая усилий для фантазирования. Как и все, что относится к живому, творческий потенциал быстро исчезает, если не востребуется активно. Игрушка перестает быть объектом интимно-духовного общения, проекцией внутреннего мира ребенка. Нарушена оптимальность общения с игрушкой во времени, стала невозможной преемственность предметного мира детства разных поколений [8]. Однако последствия этого процесса не исследованы.

Игры со временем не исчезают, а перемещаются в сферу досуга, их молекулы растворяются в разнообразнейших формах жизнедеятельности взрослого человека; игра возрождается в творчестве и воплощается в искусстве, которое, какие бы общественные функции оно себе ни приписывало, всегда остается игрой [8].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.209 (0.014 с.)