Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итоги и противоречия национальной политики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Россия представляет собой особую цивилизацию, выработавшую свой собственный, не повторяющийся в других цивилизациях способ сосуществования народов. Здесь любое изменение общественного устройства является национальной проблемой не может быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (в этом отличие революции в России от других великих революций - в Англии и Франции). И обратно - решение любой проблемы национальной политики в России реализуется через изменение государственного устройства, экономического или социального порядка. Термин "национальный" мы применяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включая русский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры, поскольку нация - продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строго говоря, в массовом сознании и политической мысли не было национализма. Он культивировался в узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытые социально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при активном участии русской радикальной интеллигенции, которая видела в нем оружие против царизма. В ходе борьбы с государством вот уже более века "национальный вопрос" - один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. И Российская империя, и СССР одними представляются как "тюрьма народов", другими - как земной рай "семьи народов". Оба эти мифа мешают познанию и пониманию. До Февраля 1917 г. сильных сепаратистских движений, имевших массовую поддержку, в Российской империи не было. Из 160 депутатов IV Государственной думы от национальных районов 150 поддерживали идею "единой и неделимой России". Тенденции ее распада возникли именно с разрушением "центра", с самоликвидацией монархии. Вопреки нынешним мифам, традиции собственной государственности нерусские народы на территории России, за исключением Литвы, не имели. Последние присоединенные к России Хива, Коканд и Бухара государствами в полном смысле не были, т.к. таких народов не существовало. В принятой в 1924 году Конституции СССР содержались многие демократические принципы. Был создан специальный орган Наркомнац национально -территориального устройства новой Федерации, который был призван заниматься, в частности и проблемами межнациональных отношений. Это ведомство в свое время вело активную деятельность среди представителей всех национальностей. В 40 губерниях были образованы свои наркоматы по делам национальностей. Это позволяло достаточно успешно решать проблемы "национально-территориального строительства", то есть управлять этнонациональными и межнациональными процессами, воспитывать в духе интернационализма. При Наркомнаце действовало несколько учебных заведений, свои издательства, Коммунистический университет трудящихся Востока, Коммунистический университет нацменьшинств Запада и тому подобные, которые проводили огромную работу с учетом интересов различных национальностей, улучшения качества их образования, воспитания местных национальных кадров, перебазировались сотни фабрик и заводов, отсталые районы страны. На месте шло интенсивное строительство. Это был грандиозный процесс революционного обновления жизни, расширения и укрепления межнационального сотрудничества на принципиально иной основе. И подвергать сомнению искренность сложившегося братства народов -- значит пытаться оценивать реалии прошлого мерками нынешнего состаяния. Сегодня, безусловно, наивным выглядит столь категоричное деление на "нации -- угнетателей" и "нации -- трудящихся". Тем более, что такой классовый подход порой: распространялся и на те народы, нации и народности, которые еще прошли стадию формирования классов и где отсутствовала четкая классовая структура общества. За годы Советской власти были достигнуты бесспорные успехи в сфере межнациональных отношений, равно как и издержки этой политики, которых, к сожалению, оказалось немало. Особенно это проявилось в годы сталинских репрессий. Многие представители национальной интеллигенции были уничтожены, подвергались преследованиям и насильственному переселению целые народы: чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, что, разумеется, не могло не отразиться на их национальном самочувствии. Фактически было уничтожено целое сословие -- казачество. Из-за подобного рода ошибок, а также преступлений, национальное самосознание многих народов пребывало во "взорванном состоянии". Нынешние национальные отношения аккумулируют в себе как огромный, многовековой опыт сотрудничества и братства народов России, так и тяжелый груз, противоречий и конфликтов. О последнем сейчас пишут во сто крат чаще, чем о ярких примерах сотрудничества и взаимопомощи. В конечном итоге главным ориентиром национальной политики Российской Федерации является формирование новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое пространства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение своей работы я хотел бы отметь ту сложность, с какой мне пришлось изыскивать материалы по рассматриваемому вопросу. Не совсем понятно, почему так но во многих изданиях посвященных истории России тех лет, в основном пропускаются моменты становления Союзного государство, либо рассматриваются очень скудно и поверхностно. Несмотря на объективные трудности я постарался ответь на поставленные вопросы в силу найденного материала. Скорее всего сейчас эта тема, тема интеграции республик в Союзное государство становиться вновь актуальна, в связи возможным предстоящим объединением в Союзное государство России и Белоруссии. Возможно, что бы не было того чего мы пережили (взлет и падение Союзного Государства), надо пересматривать раз за разом уроки времен становления Советского государства. Ведь история показывает, что сплоченные государства намного прочнее и счастливее в жизни нежили мелкие разрозненные государства. 19. Позиции в партии и обществе по вопросу о путях строительства Жизнь партии в 20-е годы (как и в последующие) характеризовалась дискуссиями о путях и перспективах социалистического строительства в СССР. Созданная в трудные годы борьбы с царизмом и вышедшая из нее партией, которая стала правящей, она пользовалась в начале 20-х годов значительным авторитетом. Чрезвычайная сложность задач, разруха, отсталая экономика, массы неграмотных, нищая деревня, отсутствие каких-либо прочных демократических традиций и другие обстоятельства требовали от партии, с одной стороны, единства действий, строгой дисциплины, научно обоснованной политики, с другой - развития внут- Осенью 1924 г. развернулась новая дискуссия с троцкистами. Троцкий выступил со статьей «Уроки Октября», где пытался не просто переписать историю партии, но и подменить ленинизм троцкизмом. Особый удар он нанес по Зиновьеву и Каменеву, напомнив об их позиции накануне Октября. Но троцкисты и в этот раз потерпели поражение. Так почему же произошел раскол в руководстве партии? Сказались сложность задач социалистического строительства в такой стране, как Россия (сочетание передовых отраслей промышленности - машиностроение, металлургия и других с отсталым сельским хозяйством, низким уровнем культуры населения, сложностью национальных проблем); склонность чле-
20. Разработка и осуществление курса на сплошную коллективизацию. Хронологические рамки: 1929 -1937 гг. Определение: коллективизация - замена системы мелкособственнического крестьянского хозяйства крупными обобществленными с/х производителями. Две проблемы: в какой мере соотносятся национальные особенности России (крестьянская поземельная община) и коллективизация, и в какой мере строительство социализма предполагает коллективизацию. Экономические предпосылки. Сельское хозяйство в 1925 г.: размер посевов почти сравнялся с уровнем 1913 года, а валовой сбор зерновых даже превысил довоенный. Купля-продажа земли запрещена, но разрешена аренда. Общее количество - 24 млн. крестьянских хозяйств (основная масса середняки - 61%). 1926 -1927 гг. - посевные площади на 10% превосходят довоенные. Валовой сбор превосходит довоенный на 18-20%. Общее количество хозяйств 25 млн. (основная масса по-прежнему середняки 63%). В основном, преобладает ручной труд. Валовой сбор зерна растет, а товарный хлеб почти не увеличивается. Возникают трудности с хлебозаготовками, которые в 1927-28 гг. перерастают в кризис: срыв плана хлебозаготовок, введение в городах карточек. Причины кризиса: низкая производительность, низкая товарность, хлебный стачки порождены неэквивалентным обменом между городом и деревней. Низкие закупочные цены на хлеб толкают крестьян на саботаж хлебозаготовок, а правительство в ответ прибегает к чрезвычайным мерам: увеличение налогов, жесткая дисциплина в сроках платежей, конфискации, репрессии, раскулачивание. Политические предпосылки. Связаны с волевым решением Советского руководства. Оно делает вывод о несостоятельности мелкого крестьянства в сложившейся ситуации и ставит задачу по обеспечению госконтроля над с/х, и тем самым пытается решить проблему бесперебойного поступления средств на индустриализацию. В основу курса на коллективизацию легли выводы экономиста и статистика Немчинова. Курс на коллективизацию (принял 15-й съезд партии в 1927 г.). Началу коллективизации предшествовала подготовка к ней, которая состояла: в технической помощи селу, в создании МТС, в развитии кооперации, в финансовой помощи колхозам и совхозам, в политике ограничения кулачества, в помощи рабочего класса. Основные формы кооперирования: ТОЗы (товарищества по обработке земли), артели (колхозы), коммуны (обобществление достигает крайней степени). Год великого перелома. В ноябре 1929 г. вышла статья Сталина «Год великого перелома», которая стала идеологическим обоснованием форсированной коллективизации: «В колхоз пошли середняки, значит можно начинать форсирование коллективизации». В 1929-1930 гг. приняты ряд постановлений ЦК, ЦИК и СНК, которые конкретизировали курс на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса. При проведении коллективизации большевистская партия опиралась на часть беднейшего крестьянства и рабочий класс. 35 тыс. рабочих было направлено в деревню для организации колхозов. Меры против кулаков. Против активных противников советской власти применялись карательные меры (выселение в отдаленные районы, получение земли за пределами колхозного массива). Критерии разделения кулаков и подкулачников были очень нечеткими (иногда попадали зажиточные крестьяне). Всего было раскулачено около 1 млн. крестьянских хозяйств. Перегибы в коллективизации: принуждение к вступлению в колхозы, необоснованное раскулачивание, принудительное обобществление жилых построек, мелкого скота, птицы, огородов. Как результат: массовый убой скота (уничтожена 1/2 поголовья), массовый выход крестьян из колхоза, волна восстаний (кулацких мятежей). 2 марта 1930 г. - выходит статья Сталина «Головокружение от успехов». Вину за перегибы в проведении коллективизации и раскулачивании он возложил на местное руководство. 14 марта 1930 г. - постановление ЦК о борьбе с искривлением партийной линии в колхозном движении - началось преодоление перегибов и, как следствие, распускаются насильно созданные колхозы. К августу 1930 г. в них осталось чуть более 20% хозяйств. Новый подъем колхозного движения приходится на осень 1930 и 1931 год. Расширяется государственный сектор на селе - создаются совхозы. Были огосударствлены машинно-тракторные станции (МТС), действовавшие ранее как акционерные предприятия. В начале 1931 г. началась новая волна раскулачивания, давшая бесплатную рабочую силу для многочисленных строек пятилетки. Результатом репрессий стал рост колхозов. К концу 1932 года в колхозах и совхозах состояло более 60% хозяйств. Этот год был объявлен «годом сплошной коллективизации». Голод 1932-1933 гг. Если 1930 г. дал высокий урожай, то в 1932-м разразился неожиданный голод. Причины: неблагоприятные метеорологические условия (засуха), падение урожайности в связи с коллективизацией, отсталая техническая база, рост заготовок (в города и на экспорт). География голода - Украина, Южный Урал, Северный Кавказ, Казахстан и Поволжье. Жертвы голода: 3-4 млн. человек. 7 августа 1932 г. в СССР был принят Закон об охране социалистической собственности, названный в народе «законом о трех колосках», предусматривавший десятилетний срок заключения или расстрел за хищение колхозного имущества. Именно в этот период для получения валюты и оплаты заграничных счетов было вывезено за границу 18 млн. центнеров зерна. Коллективизация приостановилась. Но уже летом 1934 г. было объявлено о начале ее завершающего этапа. Завершение коллективизации. В 1932 г. была преодолена уравнительность в колхозах - введены трудодни, сдельщина, бригадная организация труда. В 1933 г. - созданы политические отделы и МТС (1934 г. - 280 тыс. тракторов). В1935 г. - отменена карточная система. 1937 г. - колхозам вручены государственные акты на вечное владение землей. Колхозный строй победил окончательно. 90% хозяйств состояло в колхозах и совхозах. К 1937 г. ценой колоссальных жертв (человеческих и материальных), коллективизация завершилась. Итоги коллективизации: Негативные - сокращение сель/хоз. производства, подрыв производительных сил с/х. По некоторым показателям, уровня 1928 г. удалось достичь только в середине 1950-х гг. Произошло коренное изменение уклада жизни основной массы населения страны (раскрестьянивание). Большие людские потери - 7-8 млн. (голод, раскулачивание, переселение). Позитивные - высвобождение значительной части рабочих рук для других сфер производства. Постановка продовольственного дела под контроль государства в преддверии Великой Отечественной войны. 21. Социально-экономические и политические итоги и последствия
22. Индустриализация в СССР: понятие, сущность, источники, итоги, 1). Определение: индустриализация - это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности. 2). Предпосылки индустриализации. В 1928 г. страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 г., но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую. 3). Необходимость индустриализации. Экономическая - крупная промышленность, и в первую очередь группа А (производство средств производства), определяет экономическое развитие страны в целом, и развитие с/х, в частности. Социальная - без индустриализации невозможно развитие экономики, а, следовательно, и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения. Военно-политическая - без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь. 4). Условия индустриализации: до конца не устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватает опытных кадров, потребность в машинах удовлетворяется за счет импорта. 5). Цели, методы, источники и сроки индустриализации. Цели: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной мощи и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма. Источники: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных. Методы: государственная инициатива поддержана энтузиазмом снизу. Доминируют командно-административные методы. Сроки и темпы: Сжатые сроки индустриализации и ударные темпы ее осуществления. Рост промышленности планировался - 20% в год. 6). Начало индустриализации. Декабрь 1925 г. - 14 съезд партии подчеркнул безусловную возможность победы социализма в одной стране и взял курс на индустриализацию. В 1925 г. закончился восстановительный период и начался период реконструкции н/х. 1926 г. - начало практического осуществления индустриализации. В промышленность вложено около 1 млрд. рублей. Это в 2.5 раза больше, чем в 1925 году. В 1926-28 гг. крупная промышленность выросла в 2 раза, а валовая промышленность достигла 132% от уровня 1913 г. 7). Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки (1928-1935 гг.), снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового производства, массовые аварии и поломки, как следствие - поиск виновных. 8). Довоенные пятилетки. За годы первой пятилетки (1928/1929 - 1932/1933 гг.), принятой 5 съездом Советов в мае 1929 г., СССР превратился из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную. Было построено 1500 предприятий. Несмотря на то, что первый пятилетний план оказался значительно недовыполнен практически по всем показателям, промышленность совершила огромный скачок. Были созданы новые отрасли - автомобильная, тракторная и др. Еще больших успехов промышленное развитие достигло в годы второй пятилетки (1933 - 1937 гг.). В это время было продолжено строительство новых заводов и фабрик, резко возросла численность городского населения. В то же время велик был удельный вес ручного труда, не получила должного развития легкая промышленность, мало внимания уделялось строительству жилья, дорог. Основные направления хозяйственной деятельности: ускоренные темпы развития группы А, годовой прирост промышленной продукции - 20%. Главная задача - создание второй угольно-металлургической базы на востоке, создание новых отраслей промышленности, борьба за овладение новой техникой, развитие энергетической базы, подготовка квалифицированных специалистов. Главные новостройки первых пятилеток: Днепрогэс; Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы; Криворожский, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; каналы Москва-Волга, Беломоро-Балтийский и др. Трудовой энтузиазм. Роль и значение моральных факторов были велики. С 1929 г. развивается массовое социалистическое соревнования. Движение - «пятилетку в 4 года». С 1935 г. основной формой социалистического соревнования становится «стахановское движение».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.140 (0.021 с.) |