День одиннадцатый. ———————————————————————————— 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

День одиннадцатый. ————————————————————————————



Тем не менее, даже по­сле такой подготовки к встрече с моментом истины, если, под влиянием порочных склонностей, усопшего охватывают ужас и трепет, и он, не узнав своих божеств-покровителей, спаса­ется от них бегством, тогда, на Одиннадцатый День, явля­ются, дабы принять его, пьющие кровь божества семьи Ло­тоса. Тогда подготовить усопшего к встрече с ними, обратив­шись к нему по имени, нужно так:

О высокородный, на Одиннадцатый День из западной четверти твоего мозга явится и воссияет тебе пьющее кровь божество семьи Лотоса, коего зовут Благословенный Падма-Херука, цветом красновато-черное, о трех ликах, шести руках и четырех крепко расставленных ногах; правый лик его белый, левый — синего цвета, центральный — темно-красный. В первой правой из шести рук он держит лотос, в средней - древко трезубца, в последней — дубинку; в первой из левых рук — колокольчик, в средней — чашу из черепа, наполненную кро­вью, в последней — маленький барабан(панава). Его тело обнима­ет Мать Падма-Кротишвари: ее правая рука обвивает его за шею, а левая подносит к его устам красную раковину, на­полненную кровью. Это союз Отца и Матери. Не бойся это­го. Не страшись. Не трепещи. Возрадуйся. Узнай в них по­рождение своего собственного разума. Поскольку они — это твое собственное божество-покровитель, не бойся. На самом деле они — это Отец-Мать Благословенный Амитабха. Доверься им. Вслед за узнаванием наступит освобождение. Познание и освобождение придут одновременно.

Признав их таковыми, узнав в них божества-покровите­ли, ты сольешься с ними в единое целое и обретешь состоя­ние будды.

 

 

ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ. ————————————————————————————

Несмотря на такую подго­товку к встрече с ними, все еще увлекаемый вниз порочны­ми склонностями, усопший испытывает ужас и трепет, и, воз­можно, не узнает своих божеств-покровителей и обратится в бегство. Тогда на Двенадцатый День явятся, дабы принять его, пьющие кровь божества семьи Кармы, сопровождаемые Керимой, Хтаменмой и Ишвари. Если не узнает он их, то может обуять его ужас. Посему подготовить усопшего к встрече с ними, обратившись к нему по имени, нужно так:

«О высокородный, на Двенадцатый День из северной четверти твоего мозга явится и воссияет тебе пьющее кровь божество семьи Кармы, коего зовут Благословенный Карма-Херука, цветом зеленое, о трех ликах, шести руках и четырех крепко рас­ставленных ногах; правый лик его белый, левый — красный, средний — темно-зеленый; вид его величествен. В первой правой из шести рук он держит меч, в средней — древко

трезубца, в последней — дубинку; в первой из левых рук — колокольчик, в средней— чашу из черепа, в последней — лемех плуга. Его тело обнимает Мать Карма-Кротишвари: ее правая рука обвивает его шею, а левая подносит к его устам красную раковину. Это союз Отца и Матери. Не бой­ся этого. Не страшись. Не трепещи. Узнай в них воплощение своего собственного разума. Поскольку они — это твое соб­ственное божество-покровитель, не бойся. На самом деле они — это Отец-Мать Благословенный Амогхасиддхи. Верь; и будь смиренным; и люби их. Вслед за узнаванием наступит осво­бождение. Признав их таковыми, узнав в них божеств-по­кровителей, ты сольешься с ними в единое целое и обретешь состояние будды.

 

КОММЕНТАРИИ.

Через избранное учение гуру человек приходит к узнава­нию в них мыслеформ, порождаемых своими собственными умственными способностями. К примеру, узнав в львиной шку­ре львиную шкуру, человек освобождается от страха, ибо, хотя это всего лишь набитая соломой шкура льва, если человек не знает этого, у него возникает страх, но, после того, как кто-нибудь скажет ему, что это всего лишь львиная шкура, он ос­вобождается от страха. Так же и здесь, когда перед челове­ком являются отряды пьющих кровь божеств, имеющих огром­ные размеры, с огромными многочисленными конечностями и такие большие, что заслоняют собой небо, в нем, естест­венно, рождаются трепет и ужас. Но как только он услышит наставление, то сразу узнает в них своих собственных божеств-покровителей и свои собственные мыслеформы. Затем, когда

на фоне Матери Ясного Света, к которому он привык ранее, появится вторичный Ясный Свет, Ясный Свет-Дитя, и Мать и Дитя-Ясный Свет, встретившись, как два близких знакомых, сольются в неразделимом целом, и из них явится этому человеку самоосвобождающее сияние, то, через само­просветление и самопознание, он обретет освобождение.

Эти три семьи божеств — богини индийского и тибетского проис­хождения. Керима имеет человеческий облик, Хтаменма и Ванг-чугма, подобно египетским божествам (более или менее тотемичным), имеют по­хожие на человеческие тела и головы животных. Каждое из божеств сим­волизирует какой-то определенный кармический импульс, или склон­ность, появляясь в качестве галлюцинации в Бардо-сознании усопшего. Похоже, что Керима — это гибридное санскрито-тибетское слово (от санскр. Кеуuго), которое появилось в Тибете, как и многие другие подоб­ные слова, и было без изменений включено в наш текст. Хтаменма (на Ти­бетском пишется как Phra-men-ma) — это, вероятно, название класса добуддийских божеств, принадлежащих к древней тибетской религии бон. Ванг-Чугма (на тибетском пишется как Duang-phyug-ma) — это тибет­ский перевод санскритского Ишвари, означающего «Могучие Богини».

 

 

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ. —————————————————————————————

Если праведные люди, оказавшиеся на Пути(проходящие психическое(духовное) развитие), не получат подготовки к встрече с моментом истины, то они тоже упадут вниз и окажутся в сансаре. Тогда из собственного мозга человека возникнут и вос­сияют ему Восемь Гневных — Керимы и Хтаменмы, имеющие головы различных животных. Тогда, позвав усопшего по име­ни, следует подготовить его к встрече с ними так:

О высокородный, слушай, не отвлекаясь. На Тринадцатый День из восточной четверти твоего мозга эманируют и вос­сияют тебе Восемь Керим (гаури). Не бойся этого.

Из востока твоего мозга явится и воссияет тебе Белая Ке­рима (Кеюро, инд. Кладбищенская богиня), держащая в правой руке вместо дубинки человеческий труп,. в левой — чашу из черепа, наполненную кровью. Не бойся.

С юга явится Желтая Цеурима, держащая лук с натя­нутой тетивой, готовая выпустить стрелу;

С запада — Крас­ная Прамоха, держащая знамя с изображением зверя Макара (водяного льва, левиафана);

С севера — Черная Петали(Ветали), держащая дордже и на­полненную кровью чашу из черепа;

С юго-востока — Светло Крас­ная Пуккасе, держащая в правой руке внутренности, а ле­вой подносящая их к устам;

С юго-запада — Темно-Зеленая Гхасмари, левой рукой держащая наполненную кровью ча­шу из черепа, а правой помешивающая ее дордже и потом выпивающая ее с огромным наслаждением;

С северо-запа­да — Желтовато-Белая Цандхали(Чандали), отрывающая голову от трупа, правой рукой держащая сердце, левой кладущая труп в рот, а потом съедающая его;

С северо-востока — Синяя Смашали, отрывающая голову от трупа и пожирающая его:

эти Восемь Керим(гаури) Восьми Обиталищ, или Восьми Направ­лений, также явятся и воссияют тебе в окружении Пяти Пьющих Кровь Отцов. И все же не бойся.

О высокородный, из-за окружающего их Круга воссия­ют тебе Восемь Хтаменм(пишачи) восьми регионов мозга:

С восто­ка — Темно-Коричневая Львиноголовая Симхамукха с руками, скрещен­ными на груди, держащая во рту труп и трясущая разметавшейся гривой;

С юга — Красная Тигроголовая Вьягримукха с руками, скрещенными вни­зу, усмехающаяся и обнажающая клыки, и глядящая выпу­ченными глазами;

С запада — Черная Лисьеголовая Шригаламукха, правой рукой держащая бритвенный нож, левой — внутренности, которые она поедает и слизывает с них кровь;

С севера — Синяя Волчьеголовая Шванамукха, вскрывающая обеими руками труп и глядящая выпученными глазами;

С юго-запада — Желтова­то-Белая Грифоголовая Гридхрамукха, несущая на плече гигантский труп че­ловеческого вида и держащая в руке скелет;

С юго-запада — Темно-Красная с Головой Кладбищенской Птицы(ястреба) Канкамукха, несущая на плече гигантский труп;

С северо-запада — Черная Вороньеголовая Какамукха, держащая в левой руке чашу из черепа, а в пра­вой — меч, и пожирающая сердце и легкие;

С северо-восто­ка — Синяя Совиноголовая Улумукха, держащая в правой руке дордже(ваджру), и в левой — чашу из черепа(меч), и жующая.

Эти Восемь Хтаменм(пишачи) восьми регионов(святых мест), как и окружаю­щие их Пьющие Кровь Отцы, возникнут из твоего мозга, мнится и воссияют тебе. Не бойся этого. Узнай в них мысле­формы своих собственных мыслительных способностей.

 

КОММЕНТАРИИ.

От санскр. Chandalo, очевидно, означает дух женщины низкой ка­сты (т.е. Chandalo), который, как и каждая из богинь, упомянутых в этом отрывке, обитает на кладбищах или в местах кремации. Судя по всему, по­являющиеся здесь богини должны были выступать в качестве символов,— каждая по-своему, чтобы внушить усопшему, как в посвятительной поста­новке, понимание природы сансарического существования — его непосто­янство, его неудовлетворительность — и необходимость подняться над ним, одержать над ним победу, отказавшись от мира: все эти богини, как постоянно повторяется в тексте, эманируют из умственного содержания, которое осталось в наследство перцепиенту от его сансарического сущест­вования.

Гаури ("Белые") - группа из восьми богинь, получивших название по первой из них (именно она - белого цвета). Если херука - символ "гневной энергии" как таковой, то гаури символизируют производительную силу этой энергии. Белая Гаури - одна из "кладбищенских" буддийских богинь - танцует на теле, которое означает здесь исходное состояние бытия. Гаури гасит активные мысли усопшего, возвращая его к его же истоку - изначальному недвойственному состоянию ума.

Желтая Каури - также одна из богинь кладбища. Ее задача - соединить для усопшего знания и средства их достижения (сама она уже достигла этого единства).

Красная Прамоха (Прамо) - "Обманывающая". Ее образ ассоциируется с женщиной из низкой касты, иногда выступает как символ страсти. Водяное чудовище (санскр. makara, тиб. chu-srin) сопоставляется и с крокодилом, и с акулой, и с гиппопотамом; воспринимается как символ сансары. которой невозможно избежать, которую следует принять такой, как она есть, и таким образом победить ее.

Черная Ветали означает неизменность абсолютной сути бытия - совокупности его элементов-дхарм. Чаша из черепа трактуется как символ искусного мастерства.

Назначение этих богинь - показать ненадежность, призрачность сансарического бытия.

В тибетской "Книге мертвых" йогини играют примерно ту же роль. что гаури и пишачи.

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ.

О высокородный, на Четырнадцатый День явятся и воссияют тебе Четыре Хра­нительницы Врат, также возникающие из твоего собственного мозга. Узнай их.

Из восточной четверти твоего мозга явится и воссияет Белая Тигроголовая Богиня Анкуша, Держащая Стрекало, держащая в левой руке наполненную кровью чашу из че­репа;

С юга — Желтая Свиноголовая Богиня Пашá, держащая аркан;

С запада — Красная Львиноголовая Богиня Шринкхала, держащая железную цепь;

И с севера — Зеленая Змееголовая Богиня Гханта, держащая колокольчик.

Вот так, также из твоего мозга воз­никнут Четыре Хранительницы Врат и воссияют тебе. Узнай и них своих божеств-покровителей.

О высокородный, на внешнем круге этих тридцати гнев­ных божеств, Херук, воссияют тебе двадцать восемь могуще­ственных богинь(йогини) с различными головами, возникающие из тво­его мозга. Не бойся этого. Узнай в том, что сияет, мыслефор­мы твоих собственных мыслительных способностей. В этот момент вспомни избранные учения своего гуру.

О высокородный, явятся с востока Темнокоричневая Якоголовая Богиня Ракшаса «Демоница», держащая дордже и череп;

и Крас­новато-Желтая Змеиноголовая Богиня Брахми, держащая в руке лотос;

и Зеленовато-Черная Леопардоголовая Вели­кая Богиня Махадеви «Великая Богиня», держащая в руке трезубец;

и Синяя Обезьяноголовая (мангуста) Богиня Любопытства Лобха, держащая колесо;

и Красная Богиня-Девственница Кумаки с Головой Снежного Медведя (желтого медведя), держа­щая в руке короткое копье;

и Белая Медвежьеголовая (бурого медведя) Боги­ня Индра, держащая аркан, сплетенный из кишок:

эти Шесть Йогини Востока, возникающие из восточной четверти твое­го собственного мозга, явятся и воссияют тебе; не бой­ся этого.

О высокородный,

с юга явятся Желтая Богиня Радости Ваджра с Головой Летучей Мыши (свиньи), держащая в руке бритвенный нож;

и Красная Мирная Богиня Шанти с Головой Зверя-Макара, держащая в руке урну(вазу);

и Красная Скорпионоголовая Богиня Амрита «Нектар бессмертия», держащая в руке лотос;

и Белая Коршуноголовая(ястреба) Богиня Луны Кандра, держащая в руке дордже;

и Темно-Зеленая Лисьеголовая Богиня Дубинки Данда, потрясающая палицей в ру­ке:

и Темно-Желтая Тигроголовая Ракшаси, держащая в руке череп, наполненный кровью.

эти Шесть Йогинь Юга, возникающие из южной чет­верти твоего собственного мозга, явятся и воссияют тебе; не бойся этого.

О высокородный,

с запада явятся Зеленовато-Черная Грифоголовая Богиня-Пожирательница Бхакшини, держащая в руке

дубинку;

и Красная Лошадиноголовая Богиня-Радости Рати, держащая огромное мертвое туловище;

и Белая Орлиноголовая (гаруды) Могущественная Богиня Махабала, держащая в руке палицу;

и Красно-Желтая Собачьеголовая Ракшаси, держащая в руке дорд­же и режущая им как бритвенным ножом;

и Красная Удодоголовая Богиня Желания Кама, держащая в руке лук и готовая выпус­тить стрелу;

и Зеленая Оленьеголовая(лани) Богиня Васуракша - Хранительница Богатства, держащая в руке урну(вазу):

эти Шесть Йо­гинь Запада, возникающие из западной четверти твоего соб­ственного мозга, явятся и воссияют тебе. Не бойся этого.

О высокородный,

с севера явятся Синяя Волчьеголовая Богиня Ветра Ваюдеви, размахивающая развевающимся длинным стягом;

и Красная Бо­гиня-Женщина с Головой Каменного Козла Нари, держащая в руке заостренный кол;

и Черная Свиноголовая Богиня-Свинья Варахи, держащая в руке аркан из клыков;

и Красная Вороньеголовая Богиня Грома Важдра, держащая в руке труп младенца(кожу ребенка);

и Зеленова­то-Черная Слоноголовая Большеносая Богиня Махахастини, держащая и руке большой труп и пьющая из черепа кровь;

и Голубая Змеиноголовая Богиня Воды Варунадеви, держащая в руке змеиный аркан(из змей).

эти Шесть Йогинь Севера, возникающие из северной четверти твоего собственного мозга, явятся и воссияют тебе. Не бойся этого.

О высокородный, Четыре Йогини Врат, возникающие из мозга, явятся и воссияют тебе:

с востока — Черная Мистическая Богиня Ваджра с Головой Кукушки, держащая в руке железный крюк;

с юга — Желтая Козьеголовая Мистическая Богиня Ваджра, держащая в руке аркан;

с запада — Красная Львиноголовая Мистическая Богиня Ваджра, держащая в руке железную цепь;

и с севера — Зеленовато-Черная Змеиноголовая Мистическая Богиня, держащая колокольчик:

эти Четыре Йогини-Хранительницы Врат, возникающие из мозга, явятся и воссияют тебе.

Поскольку эти Двадцать Восемь Могущественных Бо­гинь эманируют из телесных сил Ратнасамбхавы, одного из Шести Херука, узнай их.

О высокородный, Мирные Божества эманируют из Пу­стоты Дхармакайи; узнай их. Из Сияния Дхармакайи эманируют Гневные Божества; узнай их.

В то время, когда Пятьдесят Восемь Пьющих Кровь Бо­жеств(питье крови лишь эзотерический символ), возникающие из твоего собственного мозга, восси­яют тебе, если ты узнаешь в них сияния твоего собственного разума, то сразу же сольешься в состоянии единого целого с телом Пьющих Кровь и обретешь состояние будды.

О высокородный, если ты не узнаешь их сейчас и из чув­ства страха бежишь от сих божеств, тебя ждут новые стра­дания. Если этого не знать, охваченный страхом перед Пью­щими Кровь Божествами, человек испытывает трепет и ужас, и, погружаясь в обморок, уносится дальше: его соб­ственные мыслеформы превращаются в иллюзорные виде­ния, и он погружается в сансару. Но если он не будет испы­тывать трепета и ужаса, то избавится от дальнейших блуж­даний в сансаре.

Кроме того, тела самых больших из Мирных и Гневных Божеств по своим огромным размерам такие, как небеса; сред­ние — величиной с гору Меру; наименьшие равны восем­надцати таким телам, как твое собственное, поставленным одно на другое. Не страшись этого; не трепещи. Если во всех существующих явлениях, сияющих как божественные фор­мы и сияния, узнать эманации своего собственного разума, то в самый же миг узнавания обретешь состояние будды. Именно здесь применимо изречение: «Состояние будды бу­дет обретено в мгновение». Помня об этом, обретешь состо­яние будды, слившись в едином целом с Сияниями и Кая.

О высокородный, какими бы страшными и ужасными ни были видения, которые ты увидишь, узнай в них свои собственные мыслеформы.

О высокородный, если ты не узнаешь их и устрашишься, когда все Мирные Божества воссияют в облике Махакалы а все Гневные Божества воссияют в образе Дхармарараджи, Владыки Смерти; твои собственные мыслеформы ста­нут Иллюзиями или Марами, и ты погрузишься в сансару. О высокородный, если человек не узнает свои собствен­ные мыслеформы, как бы ни сведущ он был в священных книгах, как Сутрах, так и Тантрах, пусть даже он практиковал религию в течение кальпы, он не обретет состояния будды. Если же он узнает свои собственные мыслеформы, с по­мощью одного важного секрета и одного слова, будет обретено состояние будды.

Если человек не признает собственные мыслеформы сразу как только умрет, то в Чёньид Бардо воссияют образы Дхармараджи, Владыки Смерти. Самое большое из тел Дхармараджи, Владыки Смерти, равное по своим громадным размерам небесам; среднее, равное горе Меру; наименьшее, в восемнадцать крат большее твоего собственного тела, по­явятся и заполнят все миры.

Они явятся, вцепившись верх­ними зубами в нижнюю губу; с остекленевшими глазами; с во­лосами, завязанными на макушках; с большими животами и тонкими шеями; держа в руках дощечки для записи кар­мических деяний(кхтам); издавая крики «Бей! Убивай!», облизы­вая человеческий мозг, отрывая головы от трупов, вырывая сердца: так явятся они, наполняя миры зримой Вселенной.

О высокородный, когда эманируют такие мыслеформы, твои проявления, не бойся и не страшись. Тело, которым ты сейчас обладаешь,— это ментальное тело кармических склонностей, и пусть его режут и рубят на куски, оно умереть не может. Поскольку твое тело, на самом деле,— это тело пустоты, тебе нет нуж­ды бояться. Тела Владыки Смерти — это тоже эманации из сияний твоего собственного разума; они нематериальны. А пустота не может повредить пустоте. Вне эманации твое­го собственного разума, Мирные и Гневные, Пьющие Кровь, Те, что с Различными Головами, радужные сияния, ужасаю­щие образы Владыки Смерти на самом деле не существуют. В этом нет сомнений. Посему, если знать это, весь страх и ужас рассеивается сам по себе; а при слиянии с ними в со­стоянии единого целого обретается состояние будды.

Если ты, выказав свою веру и любовь божествам-покро­вителям, и узнаешь их, поверишь, что они явились, дабы при­нять тебя, избавив от ловушек Бардо, думай: «Я укрываюсь в них». И помни о Драгоценных Трех Телах, выказывая им любовь и веру. Кем бы ни было твое божество-покровитель, вспомни его сей же час; и, обратившись к нему по имени, мо­лись так:

 

«Увы! я блуждаю в Бардо; приди ко мне на помощь;

Поддержи меня своею милостью, О Драгоценный Покровитель!»

 

Обратившись по имени к своему собственному гуру, мо­лись так:

«Увы! я блуждаю в Бардо; приди ко мне на помощь; О пусть твоя милость не оставит меня!»

 

Доверься также Пьющим Кровь Божествам и вознеси им такую молитву:

 

«Увы! когда я блуждаю в сансаре, под влиянием силы не­преодолимых иллюзий,

На световом пути оставления испуга, страха и трепета,

Пусть поведут меня отряды Бхагаванов, Мирных и Гневных;

Пусть отряды Гневных Богинь, заполняющих пространство, охраняют меня сзади,

И спасут меня от ужасных ловушек Бардо,

И окажусь я в состоянии Совершенно Просветленных Будд.

Когда блуждаю один, разлученный с дорогими друзьями,

Когда сияют мне пустые формы собственных мыслей,

Пусть Будды, силою своей милости,

Избавят от страха, трепета и ужаса в Бардо.

Когда сияют пять ярких Света Мудрости,

Пусть наступит узнавание без страха и без трепета;

Когда сияют божественные тела Мирных и Гневных,

Пусть укреплюсь я бесстрашием и узнаю Бардо.

Когда, под влиянием злой кармы, изведываю страдания,

Пусть божества-покровители избавят от них;

Когда естественный звук Реальности разнесется тысячью громов,

Пусть они превратятся в звуки Шести Слогов(Om-Ma-Ni-Pad-Me-Hum).

Когда окажусь без защиты и придется последовать карме,

Умоляю, защити меня, о Милосердный и Сострадательный

Когда я буду испытывать страдания, порожденные кармическими склонностями,

Пусть явится блаженство Ясного Света;

Пусть Пять Первоэлементов не восстанут врагами;

Но пусть я увижу сферы Пяти Семей Просветленных».

 

Вариант Трунгпа:

Когда я бреду в сансаре сквозь сильные неосознанные стремления,

в сиянии отказа от всякого страха,

пусть идут передо мной Благословенные, мирные и гневные,

позади меня - гневные богини, Царицы Пространства;

помогите мне пройти опасною тропою бардо, дабы я стал совершенным, как Будда.

Когда я бреду один, разлученный с возлюбленными друзьями,

и возникают пустые облики моих же проявлений,

да пошлют Будды силу своего сострадания, чтобы ужасы бардо не пришли.

Когда сияют пять светлых огней мудрости,

пусть я без страха познаю себя;

когда являются облики мирных и гневных божеств,

пусть я бесстрашно и уверенно познаю бардо.

Когда я страдаю под властью тяжкой кармы,

пусть рассеет мой идам всякое страдание;

когда звук абсолютной сути грохочет, будто тысяча громов, пусть станет он звуком Шести Слогов.

Когда я следую своей карме и нет прибежища,

да будет моим прибежищем Владыка Великого Сострадания;

когда я страдаю от кармы неосознанных стремлений,

пусть возникнет самадхи блаженства и света.

Пусть не восстанут как враги пять стихий, пусть я увижу царства пяти Будд.

 

Так, с искренней верой и смирением, вознеси молитву; тогда все страхи исчезнут и, вне сомнения, будет обретено состояние будды в Самбхогакайе: это важно. Не отвлека­ясь, повтори так три или даже семь раз».

Какой бы тяжелой ни была дурная карма и какой бы сла­бой ни была остальная карма, невозможно, чтобы не было получено освобождение при условии, что усопший узнает свои мыслеформы. Если же, тем не менее, несмотря на все, что сделано на этих стадиях Бардо, узнавание все равно не на­ступает, тогда, поскольку существует опасность, что усоп­ший забредет еще дальше — в третье Бардо, называемое Сидпа Бардо, подготовка к встрече с тем, что ожидает его на этом уровне, будет подробно изложена далее.

 

 

КОММЕНТАРИИ.

Эванс: Текст: khram-shing (произн. хтам-шинг) относится к доске. Это слово может означать или доску для порки, на которой в Тибете секут пре­ступников, или же, как здесь, дощечка, на которой записаны кармические записи жизни усопшего. Кхтам — это слово, обозначающее свиток с за­писями, или реестр, такой как список земель и доходов от их аренды; шинг само по себе означает «дерево». Отсюда мы можем перевести соче­тание этих двух слов как «деревянный реестр», или «доска для записей». существует знаменитая тибетская сага, напоминающая цикл легенд о ко­роле Артуре, которая называется на тибетском Ce-sar-bsgrung (произн. ке-сар-доонг), или «Кесарская сага» (неизвестного автора, датируемая, вероятно, VIII—XI вв. н. э.). Она настолько популярна в этой стране, что многие тибетцы знают ее напамять. В ней есть эпизод, когда тринад­цатилетнего мальчика, который хотел принять участие в сражении, не пу­скают любящие родственники, и тогда он отстраняет их и говорит: «Мес­то болезни, место смерти и место кремации уже записаны в кармическом реестре Владык Смерти», и здесь для обозначения реестра используется слово кхтам.

Подтверждение правильности нашего перевода этого отрывка имеет важное значение, поскольку, подобно другим местам «Бардо Тхёдол», особенно близко связанный отрывок, описывающий суд в Книге Второй, имеет поразительное сходство с некоторыми эпизодами египетской «Кни­ги Мертвых».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПОКАЗЫВАЮЩЕЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.082 с.)