Методы сегментирования рынка и процесс сегментации рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы сегментирования рынка и процесс сегментации рынка



Методы сегментирования рынка:

· Априорный метод;

· Кластерный метод;

· Метод гибкого сегментирования;

· Метод компонентного сегментирования.

При априорных методах гипотеза сегментации рынка сначала выдвигается, а затем проверяется в ходе маркетинговых исследований. Поэтому данный метод называют априорным, т.е. доопытным. Данный метод сегментации рынка является на сегодня наиболее часто используемым, что обусловлено его относительной простотой, наличием доведенных до практической реализации методик, невысокой стоимостью реализации.

Кластерные методы подразумевают, что структура рынка неизвестна. Они не определяют зависимую переменную, а ищут естественные кластеры, находящиеся в базе данных по потребителям, полученной в ходе маркетинговых исследований. В этом случае сначала производится группировка респондентов из числа потенциальных потребителей с помощью специальной аналитической процедуры в естественные кластеры — сегменты рынка. После этого определяются переменные, с помощью которых можно было бы формально задать рыночный сегмент.

По сравнению с априорной сегментацией, когда сегменты определяются по предполагаемым переменным в начале исследования, и с кластерной сегментацией, когда выбранные сегменты формируются по результатам кластерного анализа, модели гибкой сегментации предлагают динамический подход к проблеме. Используя этот подход, можно разработать и проверить большое количество различных сегментов, каждый из которых включает потребителей или организации со схожим восприятием новых «пробных» продуктов (определенных по конфигурации специфических характеристик товара). Гибкая сегментация объединяет результаты сопряженного анализа и компьютерное моделирование поведения потребителей при выборе товара.

Компонентная сегментация смещает акценты в сегментации рынка на личностные характеристики (описанные набором демографических и психографических характеристик), которым будут лучше соответствовать особенности товара. В покомпонентной сегментации исследователь заинтересован в сопоставлении параметров ценности товара и различных характеристик респондента. Определив эти два набора параметров, исследователь может сделать предложения относительно развития любых возможных свойств товара для любых типов потребителей.

Процесс сегментации рынка

Процесс сегментации происходит в восемь этапов.

Метод сегментирования
Проверка однородности и специфичности сегмента
Проверка уровня дифференциации сегмента
Оценка уровня доступности сегмента
Проверка уровня рентабельности сегмента
Оценка стабильности сегмента
Выбор целевого сегмента
Стратегия охвата рынка
Первый этап – выбираем метод сегментации.

Второй этап – проверяем однородность сегмента, т.е. проверяем, одинакова ли реакция потребителя на товар этого сегмента.

Третий этап – проверка уровня дифференциации сегмента, т.е. проверяем для какого количества сегментов рассчитан товар и какого разнообразие товара предлагает организация.

Четвертый этап – оценка уровня доступности сегмента, т.е. нужно оценить располагает ли предприятие достаточным количеством каналов сбыта своей продукции, какова пропускная способность этих каналов, может ли предприятие обеспечить реализацию всего объёма продукции, достаточно ли надёжна система доставки изделий потребителям.

Пятый этап – проверка уровня рентабельности сегмента, т.е. определяется возможная цена продукта при работе на этом сегменте и его себестоимость, учитывая адаптацию продукта для этого сегмента. (Рентабельность ≈ Доходность)

Шестой этап – оценка стабильности сегмента.

Седьмой этап – выбор целевого сегмента.

Восьмой этап – стратегия охвата рынка.

Оценка привлекательности сегментов и понятие целевого рынка

Привлекательность рыночного сегмента устанавливается в согласии с критериями, которые каждая компания определяет самостоятельно.

Не все критерии имеют одинаковую важность и поэтому каждый из них должен быть рассмотрен отдельно. Целью анализа привлекательности является подсчет весовой значимости критерия, который характеризует “притягательность” отдельного продукта.

Целевой рынок – это самая подходящая и выгодная для предприятия группа сегментов рынка (или один сегмент), на которую направлена его деятельность.

Компания должна продвигать те отличия своего товара, которые являются наиболее привлекательными для целевого рынка.

В оценке сегментов рынка учитываются два фактора: (1) общая их привлекательность, а также (2) цели и ресурсы осваивающей его компании.


Критерии оценки привлекательности целевого рынка

1. Размер(емкость) рынка - Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения.

2. Географическое расположение

3. Реальный и потенциальный объем продаж
Реальный объем продаж — количество товаров и услуг, которые организация реально сможет продать при существующих условиях деятельности, предполагаемых затратах на рекламу и уровне цен, который она намерена установить.

Потенциальный объем продаж (предложение) — доля потенциального рынка, которую организация надеется занять и соответственно максимальное количество товаров, на реализацию которых она может рассчитывать при его возможностях.

4. Реальный и потенциальный уровень и интенсивность конкуренции

реальная и потенциальная способность компаний проектировать, производить и сбывать продукцию, которая по своим ценовым и неценовым параметрам более привлекательна, чем продукция конкурентов.

интенсивность конкуренции и, следовательно, уровень конкурентоспособности компании определяются потенциалом рынка; легкостью вхождения на него; видом товара; однородностью рынка; структурой отрасли или конкурентными позициями фирм; возможностями для технологических нововведений и т. д.

5. Возможность охвата рынка

Количество потенциальных торговых точек и центров, через которые будет распространяться товар.

6. Реальный и потенциальные издержки на продвижение

Затраты на рекламу и т.д.

7. Стадия жизненного цикла рынка – т.е это разработка продукта, стадия внедрения, стадия развития (роста), стадия зрелости или стадия спада

8. Тенденции развития рынка, т.е. направление развития, перспективы

9. Дополнительные требования потребителей к товару

10. Реальный и потенциальный уровень цен

11. Ожидание и реальная реакция потребителей на маркетинговые усилия по продвижению продукции

Малые и средние предприятия должны выявить и выбрать от двух до трех ключевых факторов успеха в результате анализа привлекательности каждого сегмента рынка. Критические факторы успеха будут “девизом” компании, и о них необходимо постоянно помнить. Они являются наиболее важными обстоятельствами, которые должны или не должны происходить для того, чтобы компания добилась успеха на рынке конкретной продукции.

Стратегии охвата рынка

Завершив сегментирование, компания должна определить, на какой сегмент следует нацелить свою деятельность. По степени охвата рынка возможны три вида стратегии:

1. Единственный сегмент (концентрированный маркетинг)

фирма концентрирует внимание на большой доле одного или нескольких субрынков. Например, фирма «Фольксваген» сосредоточила свои усилия на рынке малолитражных автомобилей. Благодаря концентрированному маркетингу фирма обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией. Более того, в результате специализации производства, распределения и мер по стимулированию сбыта фирма добивается экономии во многих сферах своей деятельности. Однако эта стратегия связана с повышенным уровнем риска: выбранный сегмент может не оправдать надежд. В связи с этим многие фирмы предпочитают диверсифицировать свою деятельность, охватывая несколько разных сегментов рынка.

Этот подход иногда называют «стратегия ниши», т.к. Это часто делается при ограниченных ресурсах.

2. Несколько сегментов (дифференцированный маркетинг)

К этой стратегии прибегает все большее число фирм.

Предлагая разнообразные товары, фирма надеется добиться роста сбыта и более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых ею сегментов рынка. Она рассчитывает, что благодаря упрочению позиции в нескольких сегментах рынка ей удастся идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией. Более того, она рассчитывает на рост повторных покупок, поскольку именно товар фирмы соответствует желаниям потребителей, а не наоборот

3. Полный охват рынка (недифференцированный маркетинг)

Большинство профессионалов маркетинга полагают, что возможности использования этой стратегии ограничены.

В этом случае фирма концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах общего. Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей. Она полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Она стремиться придать товару образ превосходства в сознании людей. В качестве примера недифференцированного маркетинга можно привести действия фирмы «Красный Октябрь», которая несколько лет назад предложила марку шоколада в расчете на всех.

Недифференцированный маркетинг экономичен. Издержки по производству товара, поддержанию его запасов и транспортировке невысоки. Издержки на рекламу при недифференцированном маркетинге также держатся на низком уровне. Отсутствие необходимости в проведении маркетинговых исследований сегментов рынка и планирования в разбивке по этим сегментам способствует снижению затрат на маркетинговые исследования и управление производством товара.

Понятие позиционирования

Позиционированием называется процесс поиска такой рыночной позиции для компании, продукта или услуги, которая будет выгодно отличать ее (его) от положения конкурентов. Позиционирование осуществляется с учетом конкретной целевой группы потребителей, для которой создаются и предлагаются преимущества и уникальность. Без ясного представления о том, на что направлена позиция, очень сложно, даже почти невозможно, согласовать решения маркетинга. Определение конкурентного позиционирования часто диктует наиболее эффективные комбинации инструментов маркетинга.
Подведя итог, можно сказать, что позиционирование – это маркетинговая стратегия на создание прочной связи вашего бренда (товара или компании) с определенными ассоциациями, а лучше – выгодами.

Таким образом, позиционирование предполагает:
- создание в голове потребителя стойкой ассоциации товара или фирмы с определенным местом на рынке,
- поддержание ассоциации (выбранной позиции) в долгосрочной перспективе.

Позиция товара на рынке -место, занимаемое данным товаром в сознании потребителей по сравнению с аналогичными конкурирующими товарами с точки зрения потребителя.
Стратегия позиционирования – это комплекс мероприятий, направленных на донесение концепции позиционирования до потребителей. Позиционирование существует лишь в сознании потребителя.
- Стратегия предложения товара (услуг)
- Стратегия ценообразования
- Стратегия распределения товара
- Стратегия продвижения товара(услуг)
Ограничение позиционирования
- Целевой рынок
- Реальные и потенциальные конкуренты
- Стратегия компании

Перепозиционирование — изменения позиции товара или услуги в маркетинге и рекламе, когда им придается новый имидж, определяется др. целевая аудитория, меняются аргументы продаж и рекламного информирования, упаковка и т.д.
Причины перепозиционирования:
- Сомнительное позиционирование
- Недопозиционирование
- Невнятное позиционирование
- Бесполезное позиционирование
- Сверхпозиционирование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.015 с.)