Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплекс маркетинга, или как покупатель видит фирму↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МАРКЕТИНГ От частного к общему
Кострома, 2001 Министерство образования Российской Федерации Костромской государственный технологический университет Соколов Л.А. МАРКЕТИНГ От частного к общему
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
Кострома ВВЕДЕНИЕ Маркетинг в настоящее время представляет собой быстро развивающееся направление в экономической науке и практике. Но, к сожалению, в России количество учебных материалов по этой дисциплине явно недостаточно, особенно в сравнении с другими дисциплинами (например, бухгалтерско-финансового профиля). Для большинства студентов (если не считать тех, что обучаются в Москве и Санкт-Петербурге) единственным более или менее доступным учебником является учебник Ф.Котлера «Основы маркетинга», другие либо очень дороги, либо просто отсутствуют как в продаже, так и в библиотеках. Нужно ли говорить о том, что одного учебника для подготовки квалифицированного специалиста явно не достаточно. Настоящее учебное пособие имеет в связи с этим две цели: во-первых, изложение определенной системы взглядов на маркетинг, сложившейся у автора за время преподавания данной дисциплины и практической работы в консалтинговой сфере, а во-вторых, ликвидация отмеченного выше дефицита учебных материалов по маркетингу. Задумано пособие в двух частях. Эта - первая - часть называется «От частного к общему». В ней рассмотрены основные понятия и определения курса, а также инструментарий маркетинга, используемый на уровне частного: так называемые «4П» - продукт, пена, система распределения и система продвижения. Также в первой части рассмотрены вопросы организации маркетинга в контексте того, какое место занимает маркетинг как философия предпринимательства в деятельности фирмы (переход к общим моментам организации деятельности экономических субъектов). Вторая часть называется «От общего к частному», и в ней рассмотрены вопросы фирменной стратегии, маркетингового анализа и маркетинговых факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество на стратегическом уровне, которые затем проецируются в конкретные частные мероприятия, осуществляемые фирмой. Учебное пособие в целом постоянно совершенствуется. Материалы, использованные в нем, прошли апробацию в процессе подготовки и переподготовки кадров для бизнеса и предпринимательства, в частности в рамках «Президентской программы», а также в практике бизнес-консультирования по вопросам маркетинга и стратегического управления.
К ЧИТАТЕЛЮ Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Л. Питер Однажды я был на одном очень большом и очень уважаемом предприятии. Идя по коридору административного здания, я вдруг увидел на двери табличку: «Инженер по маркетингу», которая меня озадачила настолько, что я до сих пор не могу ее забыть. Я подумал: «инженер» - слово, которое происходит от английского (точнее, латинского) корня 'engine', что означает 'машина'. То есть это - специалист по машинам. Слово «маркетинг» происходит от английского 'market', что означает 'рынок'. Так кто же сидит за этой дверью: специалист по машинам, шестеренкам и сопротивлению материалов или же по рынку, психологии потребителей, ведению переговоров и рекламе? Я потом рассказывал об этом многим специалистам, как нашим, так и зарубежным, и для всех для них словосочетание «инженер по маркетингу» звучало примерно так же, как «хирург по уборке улиц». Мое недоумение по поводу странного «рыночного инженера» оказалось пророческим: то большое и уважаемое предприятие, бывшее некогда одним из богатейших в городе, через некоторое время впало в тяжелейший кризис и теперь находится на грани развала. Возможно, многие там скажут, что вот, мол, никакого толку от вашего маркетинга, держали специально человека - и ничего. Но виноват не маркетинг, виноват дилетантский подход. Ведь ни Многие повторяют якобы ленинскую фразу о том, что «каждая кухарка будет управлять государством». Но Ленин говорил не так. Он говорил: «мы каждую кухарку научим управлять государством». Почувствуйте разницу. Кризис российской экономики — это кризис невежества и дилетантизма. Есть простая аналогия. Производство - это скелет и мускулы фирмы. Финансы - ее кровь. А маркетинг — это мозг фирмы. Многие наши предприятия пока напоминают могучих, но безмозглых великанов. И никакие «вливания крови» в Отсюда простая мораль. Нужно учиться. Начиная с азов. Никто еще не стал писателем, не выучив предварительно 33 буквы русского алфавита или 27 - латинского, или какого другого. Многие ли наши руководители имеют на Но и знание всех букв еще не делает вас писателем. Так что нужно не только учить определения и формулы, но и учиться думать; думать в определенном ключе и видеть веши, которые недоступны взору непосвященного. Так опытный врач, бросив лишь один взгляд на человека, определяет болезнь. Так музыкант слышит каждую скрипку в оркестре. Но сначала - гаммы. И упражнения, тренировки. И надо пытаться слышать музыку во всем. Так становятся профессионалами. Данное методическое пособие написано как раз для того, чтобы помочь всем желающим выработать хотя бы начальные навыки маркетингового мышления. Создавая его, я специально избегал излишней академичности стиля и старался использовать максимум примеров, знакомых каждому. Маркетинг - это прежде всего философия и методология предпринимательства. Любого. Нет отдельно текстильного, аграрного или автомобильного маркетинга. Принципы везде одинаковы. Буквы одни и те же, только слова и предложения из них складываются разные. Данное пособие - маркетинговый букварь, а не докторская диссертация. Но в этом букваре изложены те основополагающие идеи маркетинга, без которых, на наш взгляд, немыслима эффективная работа на современном рынке в условиях высоких технологий и жесткой конкуренции. Русское слово «образование» происходит от корня «образ». В этом есть глубочайший смысл. В процессе образования происходит формирование образа человека и специалиста, образа профессионального мышления. И каждому из нас надлежит стремиться не быть «безобразным», то есть не несущим в себе никакого образа. Данное пособие - моя попытка хотя бы штрихами нарисовать свой образ маркетинга, сложившийся за время научной работы, практики и преподавания. И я желаю каждому создать свой образ этой науки, которая, как будет видно в дальнейшем, полезна очень во многих сферах человеческой жизни.
СОВРЕМЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА И РЫНКА ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЙ Число гипотез, объясняющих данное явление, обратно пропорционально объему знаний о нем. Теорема Эдингтона Обычно любой учебник начинается с определений. Например: «зоология - это наука, всесторонне изучающая животный мир». Однако в маркетинге все не так просто. По некоторым оценкам, в настоящее время существует порядка 2000 (двух тысяч!) определений маркетинга. Откуда их столько и какое же выбрать? Основных причин разнообразия две. Первая - английское слово «marketing» не переводится напрямую на русский язык. У него нет русского синонима, как, например, у другого модного сейчас слова «менеджмент» - управление. А раз так, то получается уже нe перевод, а толкование, а где толкование, там у разных толкователей разные точки зрения. Вторая причина более глубокая. Она заключается в том, что сам смысл понятия «маркетинг», возникшего где-то в начале XX века, претерпел с той поры значительные изменения. Поэтому специалисты говорят о концепциях маркетинга, а мы бы добавили: не просто о концепциях, а о стадиях развития взглядов на маркетинг. Разные источники выделяют разное число концепций, но практически все они содержат три основных, смысл которых виден из самих названий: Производственная концепция Production concept Сбытовая концепция Sales concept Маркетинговая концепция Marketing concept Производственная концепция исходит из необходимости повышать эффективность производства и распределения. Кратко ее идеологию можно выразить так: произвести всего побольше и желательно по доступной для всех цене. Она плодотворна либо в условиях дефицита, то есть когда спрос превышает предложение, либо в условиях слабой дифференцированности продукта и низкой «разборчивости» покупателей, либо когда высокая цена заставляет снижать издержки за счет массового производства и повышения производительности. Родилась эта концепция на ранних стадиях развития рынка, и ее основной недостаток в том, что она видит покупателя лишь как статистическую единицу, на которую должно «приходиться» определенное количество товара. В худшем своем виде «производственники», выражаясь словами В.И.Ленина, страшно далеки от потребителя и считают, что это не они должны изучать потребителя и реагировать на его потребности, а напротив - он должен приспосабливаться к их технологии и к ним вообще. В рамках этой концепции появились и соответствующие определения маркетинга, отличающиеся своей механистичностью. Например, такое: «маркетинг есть управление потоком товаров и услуг». Узнать «производственника» в худшем смысле очень легко: у него во всем виноват потребитель, который «не понимает значения этого товара, его качеств и возможностей», у которого «просто нет денег, а то бы он обязательно купил это», который, в конце концов, «непатриотичен и предпочитает покупать всякую заграничную дрянь, а не продукцию родных предприятий». Кроме потребителя во всем также виновато государство, которое «не дает денег, не поддерживает» и вообще все вокруг. Пожелание у «производственника» одно: меняться, приспосабливаться и создавать благоприятные условия на рынке должны все вокруг, только не он сам. Сбытовая концепция появилась, по-видимому, как ответ на присущие раннему промышленному капитализму кризисы перепроизводства и является усовершенствованным вариантом предыдущей. Она исходит из того, что покупатели не покупают товар или покупают мало, с точки зрения производителей и продавцов, потому что те прилагают недостаточно усилий по сбыту. Лозунгом этой концепции нередко становится выражение «не обманешь - не продашь». «Сбытовики», как правило, видят в маркетинге некую волшебную палочку, с помощью которой покупателю можно всучить почти все, что угодно, и сам маркетинг сводят в основном к рекламе, умению торговаться и заключать сделки. Данная концепция, как правило, весьма эффективна применительно к так называемым товарам пассивного спроса: страховым услугам, лотерейным билетам, средствам для похудения типа гербалайфа, услугам чековых инвестиционных фондов и т.п. Классический пример: так называемые «пирамиды» типа АО МММ. действие которых построено исключительно на рекламе и создании своего рода культа предлагаемого товара. Кроме того, сбытовая концепция действует в некоммерческой сфере, например, во время предвыборной кампании. Мы бы назвали сбытовую концепцию концепцией манипулятивного маркетинга. И, наконец, третья - маркетинговая концепция, при которой, по сравнению с двумя предыдущими, предпринимательское мышление поворачивается на 180 градусов. Маркетинговая концепция отталкивается не от предприятия, не от товара, не от технологий, а от потребителя, его нужд и предпочтений. Одна фирма так сформулировала эту идеологию в своем девизе; «Мы не будем удовлетворены до тех пор, пока вы не почувствуете удовлетворения». По мнению американского маркетологи Т.Левитта, маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто проталкивание на рынок товаров и услуг. Это задача сбыта. Маркетинговая же деятельность более разнообразна: с помощью маркетинга заставляют фирму сделать то, что желает покупатель. Таким образом, сбыт в широком смысле есть односторонний процесс - его цель предложить товар, который, по мнению фирмы, покупатель должен приобрести. Маркетинг - двусторонний процесс, направляющий в распоряжение фирмы информацию о желаниях покупатели с тем, чтобы фирма могла разработать и предложить необходимые товары и услуги. В настоящее время можно найти сторонников каждой из трех перечисленных концепций, неважно, приняли они ее осмысленно или же бессознательно. Более того, не существует концепции, которая была бы универсальной и идеальной для всех продуктов и для всех типов рынков. Разные концепции в разных условиях обладают разной эффективностью. Производственная концепция может быть выгодна в том случае, если продукт относительно слабо дифференцирован, или фирма стремится извлечь максимум выгоды из массового производства, а в конкурентной борьбе делает ставку на низкую себестоимость, достигаемую посредством массового производства. Сбытовая концепция хорошо применима к товарам пассивного спроса и многим другим. Главное в том, чтобы стратегия была выбрана сознательно, и чтобы в се реализации не возникало описанных нами выше «перекосов». А поэтому и вы задайте себе вопрос: что есть маркетинг для вас и вашей фирмы?
ПОНЯТИЕ РЫНКА В МАРКЕТИНГЕ Два агента по сбыту обуви приехали в Африку, где обнаружили огромное количество аборигенов, находящихся в первобытном состоянии. Оба шлют телеграммы своим боссам. Телеграмма первого. «Увы, босс, никаких перспектив. Все ходят босиком». Телеграмма второго: «Ура, босс! Огромные перспективы! Все пока еще ходят босиком». Маркетинговый анекдот Как уже было сказано, слово «маркетинг» происходит от английского слова «market», что я переводе означает «рынок». Таким образом, понять сущность маркетинга невозможно, не поняв того, что есть этот самый рынок. Термин «рынок» неоднозначен. Под этим словом люди понимают и городской базар, и «форму слияния индивидуальных капиталов в один совокупный общественный капитал», и иные вещи. И опять встает проблема определений. Но всякое определение, включая научное, должно быть полезно, то есть исходить из целей той науки, которая им оперирует. Например, политическая экономия, имеющая предметом производственные отношения, дает одни определения, а маркетинг, как наука конкретная, создающая инструментарий предпринимателя, - другие. Итак, вы - предприниматель. Когда вы говорите о рынке парфюмерии ила о рынке северо-западной части США, или о захвате вашей продукцией новых рынков, о чем, собственно, вы говорите? О неких абстрактных отношениях? О форме слияния индивидуальных капиталов? Нет! Вы говорите о ваших покупателях. Там, где их нет, рынка нет и не может быть. А как же производители и продавцы, спросите вы? Встречный вопрос: может ли быть так, что рынок есть, а товара нет? Ответ - конечно, может. Это самая благодатная ситуация для маркетолога. Впрочем, смотря для какого (см. эпиграф). Итак, в рамках маркетинговой концепции рынок есть там, где есть покупатели. В противном случае мы говорим, что рынок для данной продукции отсутствует. А кто такие покупатели? Покупатели - это люди! Итак, даем определение рынка. Рынок есть группа людей, обладающих определенными потребностями, желанием их удовлетворить и достаточной для того покупательной способностью. Это - базовое определение нашего курса. Это исходная точка маркетинга. Кто понимает это определение, кто проникся им, кто понял его смысл - тот может сказать о себе, что он знает все, что необходимо знать, чтобы вывести самые сложные маркетинговые технологии, точно так же, как в математике самая сложная формула может быть выведена с помощью операций сложения, вычитания, умножения и деления. Заметим, кстати, что приведенное определение нисколько не противоречит определениям классиков. Британская энциклопедия, цитируя А.Маршалла и А.Курно, напоминает, что «под термином рынок экономисты понимают не только определенное место, где продаются и покупаются товары, но в целом область, где покупатели и продавцы находятся в таких свободных отношениях друг с другом, что цены на одинаковые товары имеют тенденцию легко и быстро уравниваться». С.Чи и Р.Харрис подходят еще ближе: «Рынок есть место, где сходятся вместе клиенты, имеющие некую общуюпотребность или желание, и которые готовы включиться в процесс обмена ради удовлетворения этой потребности». А Словарь Маркетинга и BBS Dictionary уже совсем четко говорят, что рынок - это «место, где продукт может быть продан, или группа людей, могущих этот продукт купить». «...Для некоего продукта рынок - некое количество людей, желающих этот продукт купить...». На то же указывает и Словарь Коллинза, говоря, что рынок есть «спрос на определенный продукт...», а носителем спроса, как известно, является не нечто абстрактное, а вполне конкретный потребитель. Понимания рынка как системы отношений и как группы людей отнюдь не являются чем-то взаимоисключающим, ибо сами «отношения» существуют не в вакууме: творцами и носителями отношений являются люди, а посему эти две формулировки характеризуют лишь различные углы зрения на один и тот же феномен в зависимости от характера решаемых задач. К примеру, когда А.Смит говорит, что « размеры рынка не позволяют промыслу возрастать в той мере, как растет капитал», естественно, что он имеет в виду не абстрактныеотношения (какой же у них может быть «размер»?), а конкретных людей — количество носителей спроса на определенный продукт. Итак, мы определились с понятием рынка, а потому можем наконец переходить к определению маркетинга.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАРКЕТИНГА Все законы - имитация реальности. Метазакон Лилли. Определившись с тем, что такое рынок, для нас уже не составит труда вывести из него определения маркетинга.
Как мы уже говорили, большинство из них можно разбить на 2 группы: К числу первых можно отнести, например, определение Института маркетинга (Великобритания): «маркетинг является основной функцией административного персонала, которая состоит в организации и управлении всем комплексом предпринимательской деятельности, связанной с оценкой спроса, превращением его в реальный спрос на товар или услугу, а также с продвижением товара или услуги к потребителю или клиенту с тем, чтобы достичь намеченных прибылей или других целей». Где-то между первыми и вторыми лежит определение Американской Ассоциации Маркетинга (АМА), где маркетинг характеризуется как «процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие материальных благ приводило к удовлетворению потребностей как отдельных личностей, организаций, так и общества в целом». Ко второй группе можно отнести определение, данное Д.Борманн, Л.Воротиной и Р.Федерманн, которое гласит, что «маркетинг - это основная предпринимательская позиция выраженного, планомерного и методически обеспеченного внедрения определенных, ориентированных на рынок инструментов, для достижения предпринимательских целей благодаря сознательному удовлетворению потребностей клиентов». Думается, что оно является одним из наиболее адекватных примеров общего определения маркетинга. И, наконец, мы бы дали несколько более компактное определение: Маркетинг есть достижение предпринимательских целей благодаря сознательному удовлетворению потребностей клиентов. В этом определении, как и в предыдущем, одним из ключевых слов является слово «сознательное». Занимаясь маркетингом, предприниматель именно сознательно, а не стихийно, случайным образом, наобум, ищет неудовлетворенные потребности, анализирует возможность их удовлетворения с помощью некоего продукта или услуги, оценивает коммерческую эффективность возникших вариантов, а затем формирует то, что называется комплексом маркетинга, речь о котором пойдет ниже. Если сравнить «производственнический» или «сбытовой» способы мышления с «маркетинговым», то они оказываются прямо противоположными:
Рис.1 Сбытовое и маркетинговое мышление Теперь мы знаем некоторые из 2000 существующих определений маркетинга. Которое из них лучше подойдет вам? Или вы придумаете 2001-е определение? Как бы там ни было, важно помнить: ни одно определение не является исчерпывающим и описывающим явление во всей его полноте. А потому значительно важнее понять сущность исследуемого явления, что называется, потрогать его руками. Этому посвящены следующие разделы данного учебника.
Рис.2 Комплекс маркетинга - 4 «П» Низкая цена не всегда привлекательна: «Что это они по бросовой цене продают? Наверное, брак!» А о месте продажи мы уже писали. Кстати, под термином «место» понимают вообще систему доведения продукта до покупателя, систему распределения. И если она плохо поставлена, например, отсутствует система доставки на дом или долго нужно стоять в очереди, покупатели могут предпочесть более дорогой магазин, но делающий процесс покупки более удобным и не обременительным. В завершение разговора о комплексе маркетинга, нужно заметить, что в последнее время появились источники, выделяющие не 4, а 5 «П» - к четырем описанным выше добавляется пятая - «люди» (People). Роль человеческого фактора в маркетинге несомненно огромна, и мы ни в коей мере не оспариваем это. Но все же по нашему мнению, введение еще одного компонента в схему делает ее более громоздкой, но главное, выводит из сферы чисто маркетинговой в сферу менеджмента. В рамках данного курса такое смешение кажется нецелесообразным. Впрочем, если кому-то такая схема облегчает понимание предмета, он вполне может руководствоваться ею. Дальнейшее же изложение будет построено на основе первой схемы «4-х П» с «вкраплениями» пятого, когда речь будет идти о специфических аспектах психологии покупателей или управления персоналом, работающим в сфере маркетинга.
Спросите себя... 1. Можете ли Вы описать, что представляют собой Ваши покупатели? 2. Знаете ли Вы, где расположены Ваши покупатели? 3. Знаете ли Вы, насколько часто они совершают покупки? 4. Знаете ли Вы, насколько они удовлетворены Вашей продукцией? 5. Знаете ли Вы, в каких улучшениях Вашей продукции они нуждаются. 6. Знаете ли Вы, какие факторы влияют на их решение о покупке? 7. Отслеживаете ли Вы жалобы покупателей и доводите ли эту работу до конца? 8. Можете ли Вы сформулировать свою политику в области маркетинга? 9. Используется ли Ваше оборудование более чем на 75% его возможностей? 10. Испытываете ли Вы затруднения в сохранении своих постоянных 11. Возникают ли в результате анализа жалоб клиенток или причин, 12. Знаете ли Вы своих основных конкурентов? 13. Есть ли у Вас информации об их прибыльности и принципах ведения Дел? 14. Существуют ли какие-либо преграды для конкурентов в освоении Вашего рынка?
Данный перечень вопросов не является исчерпывающим, но то, насколько полно Вы в состоянии ответить на него, может дать достаточно неплохое представление о том. насколько деятельность Вашей фирмы ориентирована на маркетинг, и насколько Вы знаете собственный рынок. Кроме того, есть еще один вопрос, который следует себе задавать параллельно ответам на приведенные выше вопросы, вопрос этот: «Откуда я это знаю?» Если Вы можете подтвердить свои ответы результатами маркетинговых исследований, привести ряд аргументов, основанных на опросах потребителей, систематизированной информации о рынке и т.п., то это одно. А если, отвечая на них, Вы руководствуетесь лишь собственными догадками, пусть даже громко именуя их «деловой интуицией», то это уже совсем другое, и тоже характеризует уровень маркетинга в Вашей фирме.
ПРОДУКТ Оформление продукта Совокупность факторов, относящихся к сфере решений по оформлению продукта можно представить следующим образом: Рис.5. Элементы оформления продукта Мероприятия в области оформления продукта направлены на то, чтобы рамках базового функционального предназначения сделать его более привлекательным и узнаваемым для потребителя, дифференцировать его от продукта конкурентов, а также защитить от воздействия внешней среды. Говоря о продукте и его оформлении (или, быть может, правильнее было бы сказать, формировании), нельзя не коснуться темы качества. Понятия качества различны для товара (то есть материального продукта, вещи) и услуги. Это связано с такими особенностями услуг, как неосязаемость, неотделимость от производителя, одновременность процессов производства и потребления, возможность хранения и передачи. Качество - степень соответствия совокупности характеристик и свойств продукта совокупности потребностей и ожиданий клиента с учетом цены, которую он готов заплатить. Ниже приведены параметры оценки потребителем качества товаров и услуг. Для товара понятие качеств а включает в себя: Функциональное соответствие - способность выполнять базовую функцию. Дополнительные функции - дополнительные возможности помимо базовой функции. Соответствие нормам - соответствие установленным нормам и стандартам качества. Надежность - отсутствие дефектов в течение определенного срока. Долговечность - Полный срок службы товара. Сервис - диапазон, объем и эффективность услуг до, во время и после покупки. Эстетичность. Воспринимаемое качество - субъективно воспринимаемые покупателями имидж и репутация фирмы и ее продукта. Для услуги понятие качества связано со следующими факторами:
Компетентность - знание персоналом своего дела, опыт. Надежность - услуга оказывается в любое время независимо от обстоятельств. Отзывчивость - система не дает сбоев при нестандартных запросах клиентов. Доступность - услугу можно получить везде и всюду.Отсутствие дискриминации. Понимание - персонал способен быстро распознать потребность и запросы клиента. Коммуникация - язык, на котором говорит персонал, адаптирован к языку клиента. Доверие - клиент доверят фирме в целом и каждому ее сотруднику. Безопасность - клиент уверен в сохранении личной безопасности и конфиденциальностисведений. Обходительность - персонал вежлив и тактичен в обращении с клиентом. Осязаемость - услуга «оставляет след» в виде материального подтверждения. Например: после оказания юридической консультации клиенту вручают подборку выписок из нормативных документов с комментариями консультанта.
Имидж продукта также определяется из его позиционирования, о котором будет рассказано в соответствующем разделе. Вообще говоря, и упаковка, и марка должны служить этому имиджу, так что их разработка относится частью и к сфере продвижения, и к другим составляющим комплекса маркетинга. Здесь же мы коснемся, если можно так выразиться, технических аспектов упаковки и разработки торговой марки. Упаковка - это разработка и производство вместилища или оболочки для товара. Многие товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязательно упакованы. Специалисты говорят иногда: «Хорошо упакованный товар уже наполовину продан», и это понятно, ибо хорошо спроектированная упаковка может оказаться дополнительным удобством для потребителя и средством стимулирования сбыта для производителей. Прежде чем реально воплотиться в жизнь, упаковка должна пройти ряд тестов ("испытаний):
технический тест позволяет удостовериться, что упаковка отвечает требованиям нормальной эксплуатации (обладает достаточной прочностью, не токсична, не загрязняет окружающую среду и т.п.); визуальный тест проверяет упаковку на «обзорность» и внешний вил {необходимо выявить, легко ли читается текст, гармонична ли цветовая гамма и т.д.); дилерские испытания должны установить, нравится ли упаковка дилерам, удобна ли при грузообработке, хранении и т.д.; потребительский тест выявляет то, насколько благоприятно покупатели воспринимают данную упаковку.
При разработке упаковки следует учитывать такие важные аспекты, как отражение на упаковке истинных сведений, касающихся продукта, его свойств, характера использования, сроков и условий хранения и т.п. Кроме того, упаковка не должна загрязнять окружающую среду, именно поэтому на Западе в последнее время для упаковки, в частности пластиковых пакетов, используются полимеры, подверженные биологическому разложению. Третьей проблемой, часто возникающей при создании упаковки, является ее чрезмерная стоимость, вызванная использованием дорогостоящих материалов. Марка - это имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров и услуг одного продавца или группы продавцов и для дифференциации их от товаров и услуг конкурентов.
В английском языке одним из терминов обозначения понятия «марка» употребляется слово 'brand', которое буквально переводится как «клеймо, которым клеймят скот; тавро». Также применяется термин «trade mark» - торговая марка. В последнее время марочные товары практически вытеснили с рынка анонимные. Впрочем, сейчас наблюдается такой феномен, как наступление так называемых «белых» - безымянных товаров, что, впрочем, не противоречит сказанному, ибо «белые» товары обладают de facto всеми признаками марочных товаров. Марка имеет несколько функций: • марочный продукт легче распознается и дифференцируется от продуктов конкурентов; • марка, нанесенная на различные предметы (футболки, брелки, пакеты, • марка обеспечивает эффект «марки-крыши» (umbrella effect), когда
!!! Эффект «марки-крыши» может быть как положительным, в случае если предыдущий опыт покупателя был благоприятным, так и отрицательным, если покупатель оказался недоволен продукцией фирмы. В последнем случае могут потребоваться серьезные мероприятия по «отмыванию имиджа» или даже смена названия фирмы, ее символики и т.п.
• маркирование уменьшает степень власти торговли над реализацией • один и тот же продукт может быть продан под разными марками в
Так, например, автомобили Волжского автозавода в России известны под маркой «Жигули», а за рубежом - под маркой «Лада». Не всегда только производитель использует товарные марки. Дистрибьюторы часто создают свои собственные торговые марки для продажи товаров, произведенных другими фирмами. Говоря о марках, можно выразиться и так: торговые марки - это обещание потребителю от имени производителя или продавца передать определенный набор свойств, преимуществ и услуг своему покупателю. Считается, что наиболее известные торговые Марки отражают шесть свойств одного понятия:
1. Характеристика: первый уровень ассоциации. Например: «Мерседес» = хорошо сконструированный, дорогой, качественный. 2. Преимущества: могут быть функциональными или эмоциональными. 3. Ценности: отражает ценности производителя. 4. Культура: отражает определенную культуру или подход. 5. Индивидуальность: выражает индивидуальность. Например: «Мерседес» = «крутой» (Может быть, это едет мафиози?!) 6. Владелец: создает впечатление или ассоциацию о типичном владельце. Сейчас на Западе возник новый вид торговых марок, получивший название «белых» продуктов. Эти продукты обладают следующими характеристиками:
• преднамеренно просто оформленная упаковка, цель которой помочь • отказ от «роскошного» оформления как способ показать покупатели, • упаковка четко отражает принадлежность продукта к определенно» И в завершение разговора о марках необходимо напомнить, что товарная марка и торговая марки является объектами собственности, на которые распространяется действие соответствующих законодательных актов. По этому марка должна быть в установленном порядке зарегистрирована.
Дли обозначения праву собственности на товарные марки используется письменное предупреждение или соответствующая символика: ©, ™, ®. Присутствие на рынке Кто не рискует - тот не пьет шампанского. Народная мудрость Показатели присутствия товара или фирмы на рынке весьма важны. Решения, касающиеся присутствия на рынке, относятся к группе стратегических решений по продукту. В наиболее общем виде возможные варианты таких решений представлены в так называемой матрице Ансоффа:
Рис.6. Матрица Ансоффа Основные преимущества и недостатки каждой стратегии приведены в таблице 2: Таблица 2. Преимущества и недостатки продуктовых стратегий
|