ТОП 10:

Методика обучения графике в начальной школе



На уроках изобразительного искусства мы используем различные виды штрихов линии, точки. Выделяем основные виды штрихов и линий:

1. Контурные линии.

Они точно повторяют изгибы поверхности изображаемого объекта. Эти линии должны как бы стекать по поверхности предмета. Контурные линии могут быть прямыми или изогнутыми, длинными или короткими, их необходимо располагать близко друг к другу.

Контурные линии представлены на рисунке.

Рисунок 1 – Контурные линии.

 

2. Параллельные линии.

При рисовании этих линий необходимо следить, чтобы они были прямыми и максимально параллельными. Предмет, нарисованный такими линиями, выглядит плоским. Удобно так рисовать пейзажи и явления природы (дождь, туман).

Параллельные линии представлены на рисунке.

Рисунок 2 – Параллельные линии.

3. Перекрёстная штриховка.

Эта штриховка выполняется параллельными линиями, которые наносятся в различном направлении. Такая штриховка используется для передачи шероховатой поверхности и для углубления тона. При выполнении этой работы требуется большая аккуратность, так как линии должны иметь одинаковую толщину и наклон.

Перекрестная штриховка представлена на рисунке.

Рисунок 3 – Перекрестная штриховка.

4. Запутанные линии.

Эти линии извиваются, петляют небрежно и свободно. Они идут в любом направлении, могут быть любой длины. Такие линии используются для набросков, они хорошо поддаются коррекции. Запутанные линии используются для изображения деревьев, кустарников, курчавых волос на портрете.

Запутанные линии представлены на рисунке.

Рисунок 4 – Запутанные линии.

5. Волнистые линии.

Эти линии наносятся близко друг к другу так, чтобы создавалась волнистая поверхность. Волнистые линии используются для передачи фактуры дерева, перьев, прожилок листьев.

Волнистые линии представлены на рисунке.

Рисунок 5 – Волнистые линии.

6. Соприкасающиеся линии.

Эти линии похожи сразу и на контурные и на перекрёстные, они могут пересекаться в любых направлениях. Соприкасающимися линиями удобно изображать мех животных, траву. Учащимся необходимо показать, что эти линии не нужно рисовать ровными рядами.

Соприкасающиеся линии представлены на рисунке.

Рисунок 6 – Соприкасающиеся линии.

После того как учащиеся познакомились с различными видами штрихов и выполнили работы с их помощью, предлагается новый вид штриховки – точками. Чтобы нанести точку, перо необходимо держать строго перпендикулярно листу бумаги. При выполнении точечной штриховки от учащихся требуется усидчивость и терпение, аккуратность. Точечная штриховка используется для изображения объектов, состоящих из многих мелких частей (брызги воды, облака, песок).

Точечная штриховка представлена на рисунке.

Рисунок 7 – Точечная штриховка.

Тон – это степень светлоты или темноты цвета. Ребёнок имеет дело с чёрным и белым цветом. Белый цвет – это цвет чистого листа, если немного нанести туши штрихами и точками – получим серый цвет, и чем реже они, тем серый цвет будет светлее. Когда штрихи и точки расположены очень близко друг к другу – получаем чёрный цвет. Соотношение тонов очень важно при работе в разделе «Графика». Ученик должен обязательно наносить контуры предмета, чтобы придать ему форму. Это можно сделать путём умелого использования тона. Помещая тёмные объекты на светлом фоне, создаём естественную границу.

Контраст – ключ к чёткому рисунку. Создавать контрасты можно с помощью цвета и изменения направления линий. Этот способ наиболее эффективен, если в работе используется один вид штрихов.

Разные виды штриховок с использованием контраста представлены на рисунке.

Рисунок 8 – Контраст.

После того как ученики освоили различные виды штриховки и попробовали выполнить небольшие работы на серии уроков изобразительного искусства, можно поработать над более серьёзной и большой работой или вернуться к этой технике в следующем году.

Роль учителя на этих уроках очень велика. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, методы выражения формы средствами рисунка, учитель добивается большего эффекта, когда наглядно перед глазами учеников проделывает всё это своей рукой. Поэтому педагогический рисунок может быть представлен в следующих видах:

1. Рисунок учителя на классной доске. На этих уроках уместно рисовать на белой аудиторской доске чёрным маркером. Тогда и у учителя, и у учащихся имеются одинаковые возможности.

2. Индивидуальный рисунок на альбомном листе учителя, где ещё раз, переходя от парты к парте, он показывает приёмы работы над рисунком тушью.

3. Исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Но не нужно увлекаться этой работой, помощь ученику должна быть очень деликатной, нельзя давить и навязывать своё мнение. Наблюдая, как учитель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и поэтому сам старается исправиться.

Совершенно необходимо сделать так, чтобы дети во время урока получали удовольствие от своей работы. Для того чтобы у ребёнка с возрастом не пропал интерес к изобразительной деятельности, учитель обязан научить его основам реалистического рисунка. А новая интересная работа над рисунком возможна на уроках, где используются перья и тушь.

Шпикалова Т.Я. предлагает следующую организацию уроков изобразительного искусства, в том числе и по теме «Графика»:

· Восприятие произведений искусства разных видов (графика);

· Беседа по впечатлениям выставки;

· Изучение темы (приемы, художественные средства выразительности);

· Эксперимент репродуктивного характера (повторение изученного приема с использованием графических материалов);

· Творческая работа;

· Подведение итогов (выставка детских работ, рефлексия, оценивание).

Так как младший школьный возраст является временем, когда преобладает эмоциональное восприятие, то необходимо реже использовать словесные методы и чаще – активно-творческие. [2]

Вводятся элементы со 2 класса (линия, пятно), так же присутствуют и в 3 классе, но основная работа по теме «Графика» проводится в 4 классе.

Рассмотрим методику каждого этапа.

1. Восприятие произведений искусства разных видов (графика). Беседа по впечатлениям выставки.

· На выставке представляют картины, которые являются графикой. Картины должны быть на разные темы, содержать в себе различные средства выразительности, техники, материалы.

Пример выставки по уроку дан в приложении А.

· Беседа по впечатлениям выставки:

- Понравились ли картины?

- На какие темы были картины? Какая тема встречалась чаще всего?

- Что особенного в этих картинах?

- Чем они отличаются от живописи?

- Чем отличаются цветные краски от черной, белой, серой?

- Встречали ли похожие картины? Где?

2. Работа с детьми по графической композиции А. Кравченко «Зима». Подготовка учащимися ответов на вопросы (У. с. 50-51, Т. с. 30)

Страницы учебника и рабочей тетради представлены на рисунке .

Рисунок 9 – Страницы учебника.

Рисунок 10 – Страницы рабочей тетради.


3. Экспериментирование с белой краской. Создание третьеклассниками образов зимних растений в самостоятельных творческих работах.
4. Итоги: просмотр и обсуждение детских работ в классе. Выявление изящных, тонких, выполненных с любовью рисунков.

Урок приходится на начало зимы, когда изменения в природе особенно ощутимы и потому наше зрение и внимание особенно чутко реагируют на новизну в окружающей природе. Как будто заново видишь и удивляешься пушистому снегу, серебристому инею, поседевшим деревьям. Дети делятся впечатлениями по поводу своих наблюдений за зимними переменами, рассматривают картины на вернисаже (У., с. 43—47), рассказывают об увиденном, пытаются высказать главную идею произведений и пояснить, какими художественными средствами пользовались авторы.

Особое внимание детей учитель обращает на графическую композицию А. Кравченко «Зима», помогая им почувствовать ее изящество и раскрыть, в чем состоит секрет такой завораживающей привлекательности композиции. Следует нацелить детей на пристальное разглядывание зимнего таинственного царства. Рассмотрите, из чего складывается композиция — это игра, переплетение ажурных плоскостей разных растений, пышных пальм, диковинных папоротников.

Отвечая на вопросы (У., с. 50; Т., с. 30), дети пристальнее всматриваются в причудливые изображения, находят в них тонкие, плавные, волнистые и спиралевидные линии, точки, звездочки, солнышки и т. д. Вот из такого набора множества декоративных разделок под рукой графика могут складываться самые разные картины природы. Сочетания их могут быть самые необычные. Обратите внимание детей, например, на работу Д. Шмаринова «Зимой» (У., с. 51). Такая динамичная картина, передающая состояние лунного зимнего пейзажа, характеризуется контрастами округлых крон деревьев и пучков прямых линий, расположенных особым образом.

Она поражает и восхищает зрителя удалью русской зимней тройки с колокольчиком.

А вот работа В. Прибыткова «Окраина в снегу» отражает спокойствие, размеренность жизни небольшого городка с помощью равномерного чередования горизонтальных и вертикальных линий. Здесь зима предстает в привычном обличье, нет ни загадочности, ни сказочности.


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Практическая часть исследования проходила на базе МБОУ «СОШ п. Советский» в 4 «б» классе, преподаватель – Белова Елена Владимировна. Уроки были проведены по программе Шпикаловой Т.Я.

Целью нашей работы является совершенствование у детей способности использовать графические средства выразительности и выявление уровня усвоения новых знаний и умений.

Для детей это было первое знакомство с разделом «Графика», поэтому перед выполнением репродуктивных и продуктивных работ уделялось достаточно много времени (до 15 минут) для ознакомления с информацией о новых средствах выразительности, графических элементах, для показа данных элементов в рисунках. Дети были очень заинтересованы, так как данный вид изобразительного искусства был для них нов. В работе были задействованы 7 человек.

Перед выполнением продуктивной работы детям предлагалось потренироваться в выполнении нового элемента на отдельных листах бумаги. На этом этапе выявлялись и корректировались основные ошибки учащихся.

Нами разработаны следующие уроки изобразительного искусства по разделу «Графика».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.008 с.)