ТОП 10:

Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.



Сергеева Яна Валерьевна,

специальность 050709

«Преподавание в начальных классах»,

V курс

 

 

Руководитель ВКР Альшевская З.В.

 

Рецензент ВКР Солодкова Е. Ю.

 

Выборг


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………. 3

1Понятие графики

1.1 Графика и история графики…………………………………………5

1.2 Классификация видов графики ………...…………………. 8

1.3Средства выразительности в графике, материалы и техники рисунка ……………… …………………………………………13

2Графика в изобразительной деятельности младших школьников

2.1 Программные требования ……………………………..17

2.2 Методика обучения графике в начальной школе……………………………………………………21

3Практическая часть………………....................…………………..29

Заключение ………………………………………………………….….42

Список литературы ……………………………………………….……47


 

ВВЕДЕНИЕ

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что в процессе предметно-чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. [20]

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии многих психических процессов. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Одним из видов такой деятельности является рисование. В процессе рисования происходит развитие ребенка, его познавательных процессов. Во время рисования с натуры происходит познание ребенком таких понятий как цвет, объем, пространство и т.д. [2]

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. В процессе изобразительной деятельности сочетаются физическая и умственная активность ребенка.

Мир художественных образов - неотъемлемая часть истинной жизни человека. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Человеку, тем более ребенку, необходимо получать духовную «пищу» для становления личности, и гармонии с самим собой и окружающим миром.

Всё вышесказанное обусловило актуальность выбранной темы исследования: «Графика как средство отображения окружающей действительности в изобразительной деятельности младших школьников».

Цель:выявление роли графики как средства отображения окружающей действительности у младших школьников.

Задачи:

· изучить литературу по данной теме;

· раскрыть понятие графики, выявить её классификацию и виды;

· выявить особенности использования графики как средства отображения окружающей действительности;

· на практике провести чикл уроков по обучению выразительным средствам графики,

· выявить уровень овладения графическими техниками

 

Объектом исследования является процесс развития изобразительной деятельности детей.

Предметом исследования выступает графика как средство отображения окружающей действительности.

Работа носит практический характер.

ПОНЯТИЕ ГРАФИКИ

Графика и история графики

Графика (греч.γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два. Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»).

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. Древнейшие произведения искусства имеют возраст приблизительно 60 тысяч лет. В ту далекую эпоху изобразительные средства людей были довольно ограниченными и представляли в основном наскальную живопись, но это было уже настоящее искусство. [20]

В задачах рисунка немало общего с живописью, а границы между ними подвижны и в значительной мере условны: акварель, гуашь, пастель и темпера могут использоваться как для создания собственно графических, так и живописных по стилю и характеру произведений. Графическое искусство включает в себя как собственно рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России). Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности; для графических произведений могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, обстоятельность разработки тончайших элементов фактуры и выявления структуры предмета. [7]

Искусство является одной из важных составных частей духовной культуры человеческого общества. С древнейших времен изобразительное искусство присутствовало в жизни человека, который сначала примитивно, а потом все более умело и осмысленно пытался передать графическое отображение окружающих природных процессов и собственных эмоциональных переживаний. [10]

Классификация видов графики

Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика».

Печатная графика - совокупность видов графики, дающих возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах. В отличии от живописи, она намного более доступна. Наибольшее распространение печатная графика получила в Европе в средние века с появлением бумаги и открытием печатного станка. [12]

Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений. Поэтому первоначально они использовались для иллюстраций религиозных сюжетов. В дальнейшем эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графикой, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий.

Несмотря на некоторую вспомогательную роль, печатная графика обладает целым рядом выразительных достоинств, что делало ее популярной среди великих художников прошлого.

Вместе с тем, многие техники печатной графики весьма трудоемки, поэтому часто художник отдавал свой эскиз мастерам граверам, которые переносили это изображение на доску, а потом печатали. [3]

В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравирования) — механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати различаются такие разновидности («техники») печатной графики, как:

· ксилография,

· линогравюра,

· цинкография,

· литография,

· гравюра на картоне,

· гравюра резцом на меди,

· офорт,

· меццо-тинто,

· акватинта,

· сухая игла. [6]

Ксилография - гравюра на дереве, основная и древнейшая техника гравюры.

Линогравюра - гравюра на линолеуме.

Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тира­жа), меццо-тинто ("черная печать"), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак).

Гравюра на картоне— вид графического тиражируемого изображения, используемый в основном в средней школе, на уроках изобразительного искусства. Вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Меццо-тинто, «чёрная манера» — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернённой доске.

Акватинта - метод гравирования, основанный на протравливании кисло­той поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислото-отталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем проца­рапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металличе­ской доски. [10]

Уникальная графика — рисунок (карандашом или цветными карандашами, фломастером, углем, соусом, мелом, цветными мелками — пастелью, тушью — кисточкой или пером и т. д.), акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец. [7]

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

· Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)

· Книжная графика (иллюстрации, обложки т. п.)

· Журнальная и газетная графика

· Прикладная графика, (плакат и пр.)

· Компьютерная графика

· Промышленная графика

Станковая графика включает в себя станковый рисунок и эстамп.

Станковый рисунок - изображение, созданное на станке (мольберте).

Эстамп - произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).

В зависимости от способа создания печатной формы и метода печати эстампные техники можно разделить на четыре больших объема:

· Высокую печать (обрезная ксилография; торцовая ксилография; линогравюра; гравюра на картоне).

· Глубокую печать (офортные техники: игловой офорт, акватинта, лавис; сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто).

· Плоскую печать (литография).

· Трафаретную печать (шелкографские техники; вырезной трафарет).

Книжная графика - один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.

Журнальная и газетная графика – графика, использующаяся для печати в периодических изданиях.

Прикладная графика - группа листовых изданий, имеющих главным образом бытовое или близкое к нему служебное назначение: экслибрисы, этикетки, почтовые марки и т. п.

Компьютерная графика -область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности. [7]

Промышленная графика - вид прикладной художественной графики, обслуживающий сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, упаковки, издательские марки; рекламные издания — каталоги, буклеты, проспекты и др.) и сферу управления производством (деловые бумаги — бланки, конверты и др.). По своим задачам тесно соприкасается с торгово-промышленной рекламой, нередко являясь её составной частью. [3]

Особую, самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия), имевшая особенно большое художественное значение в эстетических системах древности и Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты, армянский, грузинский алфавиты и др.). [8]

 

I четверть

Древо жизни — символ мироздания. Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки (графические материалы)

Мой край родной — моя земля. Пейзаж. Графическая композиция (пастель, мелки, уголь)

II четверть

Вольный ветер — дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики (материалы по выбору)

III четверть

Вещи старого дома. Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры (графические материалы). Вещь во времени и в пространстве. Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь). «Да, были люди в наше время...». Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812 г. (графические и живописные материалы по выбору). Потешные листы. Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха; Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне (графический рисунок с раскраской)

В результате изучения изобразительного искусств ученикдолжен знать/понимать:

• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;

• средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;

• понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;

Уметь:

• пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

• в самостоятельном творчестве;

• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства;

• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира; [1].

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Практическая часть исследования проходила на базе МБОУ «СОШ п. Советский» в 4 «б» классе, преподаватель – Белова Елена Владимировна. Уроки были проведены по программе Шпикаловой Т.Я.

Целью нашей работы является совершенствование у детей способности использовать графические средства выразительности и выявление уровня усвоения новых знаний и умений.

Для детей это было первое знакомство с разделом «Графика», поэтому перед выполнением репродуктивных и продуктивных работ уделялось достаточно много времени (до 15 минут) для ознакомления с информацией о новых средствах выразительности, графических элементах, для показа данных элементов в рисунках. Дети были очень заинтересованы, так как данный вид изобразительного искусства был для них нов. В работе были задействованы 7 человек.

Перед выполнением продуктивной работы детям предлагалось потренироваться в выполнении нового элемента на отдельных листах бумаги. На этом этапе выявлялись и корректировались основные ошибки учащихся.

Нами разработаны следующие уроки изобразительного искусства по разделу «Графика».

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок 19 – Штрихи. Овчарка.

Рисунок 20 – Штрихи. Волк.

Рисунок 21 – Линии. Кошка.

Рисунок 22 – Линии. Кот.

Рисунок 23 – Линии. Рыба.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Рисунок 24 – Цветочный орнамент.

Рисунок 25– Камыш.

Рисунок 26 – Цветок.

Рисунок 27 – Дерево.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Рисунок 28 – Объем. Парад планет.

Рисунок 29 – Объем. Бесконечный космос.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

 

Сергеева Яна Валерьевна,

специальность 050709

«Преподавание в начальных классах»,

V курс

 

 

Руководитель ВКР Альшевская З.В.

 

Рецензент ВКР Солодкова Е. Ю.

 

Выборг


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………. 3

1Понятие графики

1.1 Графика и история графики…………………………………………5

1.2 Классификация видов графики ………...…………………. 8

1.3Средства выразительности в графике, материалы и техники рисунка ……………… …………………………………………13

2Графика в изобразительной деятельности младших школьников

2.1 Программные требования ……………………………..17

2.2 Методика обучения графике в начальной школе……………………………………………………21

3Практическая часть………………....................…………………..29

Заключение ………………………………………………………….….42

Список литературы ……………………………………………….……47


 

ВВЕДЕНИЕ

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что в процессе предметно-чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. [20]

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии многих психических процессов. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Одним из видов такой деятельности является рисование. В процессе рисования происходит развитие ребенка, его познавательных процессов. Во время рисования с натуры происходит познание ребенком таких понятий как цвет, объем, пространство и т.д. [2]

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. В процессе изобразительной деятельности сочетаются физическая и умственная активность ребенка.

Мир художественных образов - неотъемлемая часть истинной жизни человека. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Человеку, тем более ребенку, необходимо получать духовную «пищу» для становления личности, и гармонии с самим собой и окружающим миром.

Всё вышесказанное обусловило актуальность выбранной темы исследования: «Графика как средство отображения окружающей действительности в изобразительной деятельности младших школьников».

Цель:выявление роли графики как средства отображения окружающей действительности у младших школьников.

Задачи:

· изучить литературу по данной теме;

· раскрыть понятие графики, выявить её классификацию и виды;

· выявить особенности использования графики как средства отображения окружающей действительности;

· на практике провести чикл уроков по обучению выразительным средствам графики,

· выявить уровень овладения графическими техниками

 

Объектом исследования является процесс развития изобразительной деятельности детей.

Предметом исследования выступает графика как средство отображения окружающей действительности.

Работа носит практический характер.

ПОНЯТИЕ ГРАФИКИ

Графика и история графики

Графика (греч.γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два. Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»).

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. Древнейшие произведения искусства имеют возраст приблизительно 60 тысяч лет. В ту далекую эпоху изобразительные средства людей были довольно ограниченными и представляли в основном наскальную живопись, но это было уже настоящее искусство. [20]

В задачах рисунка немало общего с живописью, а границы между ними подвижны и в значительной мере условны: акварель, гуашь, пастель и темпера могут использоваться как для создания собственно графических, так и живописных по стилю и характеру произведений. Графическое искусство включает в себя как собственно рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России). Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности; для графических произведений могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, обстоятельность разработки тончайших элементов фактуры и выявления структуры предмета. [7]

Искусство является одной из важных составных частей духовной культуры человеческого общества. С древнейших времен изобразительное искусство присутствовало в жизни человека, который сначала примитивно, а потом все более умело и осмысленно пытался передать графическое отображение окружающих природных процессов и собственных эмоциональных переживаний. [10]

Классификация видов графики

Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика».

Печатная графика - совокупность видов графики, дающих возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах. В отличии от живописи, она намного более доступна. Наибольшее распространение печатная графика получила в Европе в средние века с появлением бумаги и открытием печатного станка. [12]

Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений. Поэтому первоначально они использовались для иллюстраций религиозных сюжетов. В дальнейшем эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графикой, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий.

Несмотря на некоторую вспомогательную роль, печатная графика обладает целым рядом выразительных достоинств, что делало ее популярной среди великих художников прошлого.

Вместе с тем, многие техники печатной графики весьма трудоемки, поэтому часто художник отдавал свой эскиз мастерам граверам, которые переносили это изображение на доску, а потом печатали. [3]

В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравирования) — механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати различаются такие разновидности («техники») печатной графики, как:

· ксилография,

· линогравюра,

· цинкография,

· литография,

· гравюра на картоне,

· гравюра резцом на меди,

· офорт,

· меццо-тинто,

· акватинта,

· сухая игла. [6]

Ксилография - гравюра на дереве, основная и древнейшая техника гравюры.

Линогравюра - гравюра на линолеуме.

Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тира­жа), меццо-тинто ("черная печать"), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак).

Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.

Гравюра на картоне— вид графического тиражируемого изображения, используемый в основном в средней школе, на уроках изобразительного искусства. Вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.220.239 (0.046 с.)