Тема: Графика. Объем. «Бесконечный космос» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Графика. Объем. «Бесконечный космос»



Цель: Познакомить с понятием «Объем», применить на практике новые умения.

Задачи:

- Обобщить теоретические знания по теме «Графика»;

- Познакомить учащихся с понятиями объём, тень, оттенок;

- Способствовать формированию у учащихся умения изображать объём;

- Развивать воображение, творческие способности, мышление;

- Воспитывать уважение к труду, творчеству, аккуратность.

Оборудование:

- Изображения по теме;

- Проектор, экран, ноутбук;

- Альбом для рисования;

- Карандаш, фломастер – по выбору;

- Небольшие листы бумаги по количеству человек в классе.

Ход урока:

I Орг. Момент

- Посадка;

- Проверка рабочих мест и готовности к уроку;

- Настрой на работу.

II Восприятие

· Идёт показ работ, выполненных в стиле графика, с изображением объемных фигур (с использованием ТСО);

· Беседа с учениками:

- Посмотрите на слайд.

Рисунок 15 – Сравнение объемных и плоскостных фигур.

- Что это? Как можно назвать одним словом? (Геометрические фигуры)

- Сравните фигуры во втором ряду (куб и квадрат). Как они называются? Чем они похожи? Чем отличаются?

- Посмотрите на куб. Из каких фигур состоят его грани? (Квадрат)

- Сколько у куба граней? (6)

- Если мы видим 1 грань, то кажется ли нам эта фигура объемной?- Какой можно сделать вывод? Как добиться объема у куба?

- Когда мы видим несколько граней (или их частей) у куба, то фигура воспринимается как объемная.

- Назовите примеры предметов в форме куба.

- Сравните следующие 2 фигуры (шар и круг). Как они называются? Какая из этих фигур объемная?

- Есть ли у шара грани?

- Если закрасить шар одним цветом, без оттенков, то мы увидим объем? Сравните правое и левое изображение на слайде.

Рисунок 16 – Сравнение круга и шара.

- Как же добиться объема в этом случае?

- Чтобы показать объем круглого предмета необходимо использовать оттенки цвета, свет и тень.

- Назовите предметы в форме шара.

IIIРассказ учителя

- Мы познакомились с особым видом изобразительного искусства – графикой. Какие особенности этого вида искусства вы знаете? С какими средствами выразительности мы уже познакомились?

Кроме различных линий, которые мы уже изучили и использовали на практике, в графике есть и особое средство выразительности – оттенок. Кому знакомо это слово? Что это такое?

Оттенок – это разновидность цвета. Как вы думаете, у каждого цвета может быть оттенок? А как можно получить оттенок от основного цвета? Какие 2 цвета нам помогут? Добиться более светлого оттенка поможет белый цвет, а более темного – черный.

Что еще помогает добиться объема на изображение? Еще одно средство выразительности в графике – свет и тень. Как называется небольшой участок на фигуре, на который падает луч света? (Блик).

Какие же средства выразительности помогут нам придать объем кругу и превратить его в шар?

- Если мы будем делать беспорядочные штрихи, то получится ли у нас форма шара, как вы думаете? Посмотрите на слайд и подумайте, какое еще правило нужно соблюдать, чтобы добить объема.

Рисунок 17 – Методика выполнения штриха.

- Какой же вывод мы можем сделать?

- Посмотрите на следующий слайд. Этот рисунок подскажет вам, как правильно штриховать круг, чтобы из него получить шар.

Рисунок 18 – Правило рисования шара.

- Луч света – что нам подсказывает эта стрелка? (Откуда падает свет) Какое она имеет значение? Какой оттенок цвета будет в этом месте (Самый светлый)

- Что располагается в месте падения света? (Блик)

- Как меняется оттенок, отдаляясь от места падения света? (Становится более тёмным)

- Где находится самая тёмная часть шара? (На противоположной стороне от луча света)

- Что еще, кроме самого шара, вы видите? (Тень)

- Отличается оттенок цвета тени от оттенка цвета самой тёмной части шара? (Да, он еще темнее)

- Как осуществляется переход от светлого к тёмному? (Постепенно)

- Какую форму повторяют штрихи? (Форму шара)

- Если свет будет падать с правой стороны, где будет самая светлая часть шара? (Справа)

- Где будет самая тёмная часть шара? (В противоположной стороне, слева)

IV Репродуктивная работа

- Тема нашего сегодняшнего урока – Бесконечный космос. Что такое космос? Что вы о нем знаете?

- Сегодня вы попробуете нарисовать планеты. Как вы думаете, сами по себе планеты объемные? На какую геометрическую фигуру они похожи?

- Вы уже знаете, как сделать так, чтобы круг превратился в шар. Перед каждым из вас лежит небольшой лист бумаги. Нарисуйте маленький круг и, глядя на образец на слайде, попытайтесь добиться плавного перехода от темного цвета к светлому. Не забывайте про блик.

- Как, использую карандаш, можно добиться разных оттенков цвета? (Регулируя нажим)

VПродуктивная (творческая) работа

- Сейчас вы примените на практике ваши новые умения и попробуете изобразить планеты, используя новые для вас средства выразительности – оттенок, свет, тень.

Дети рисуют планеты, глядя на слайд с изображение объемных планет. (Приложение Д)

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

VI Выставка работ, оценивание

Учитель оценивает работу детей, комментируя её, называя достоинства и недостатки.

VI Итог урока

Рефлексия:

- Какие средства выразительности графики вы знаете?

- Какие из них необходимы для придания объёма рисунку?

- Какие объёмные фигуры вы знаете?

К уроку прилагаются детские работы (Приложение Е)

 

Проанализировав детские работы, мы составили сводную таблицу уровня усвоения новых умений.

 

Таблица 1 – Результат усвоения умений по теме «Графика».

 

Ф.И. учащегося Использование штриха Использование линии Использование волнистой линии Использование спиралей и завитков Использование оттенка, света и тени Уровень усвоения техник по разделу «Графика»
Беляков К. +2 +1   +1   Н
Вишневская А. +2 +2 +1   +1 С
Георгизова Д. +2 +2 +2   +2 В
Даниленко К. +1 +2   +2 +1 С
Кузьменко И. +1 +2 +2 +2 +1 В
Литовченко Д. +1 +2   +2 +1 С
Лукомский Н. +2 +2 +2 +2 +1 В

+2 – Элемент полностью освоен, применен на практике без ошибок.

+1 – Элемент освоен частично, применен на практике с небольшими ошибками.

0 – Элемент не освоен, на практике не применен или применен с грубой ошибкой.

На основании данных таблицы 1 сделаны следующие выводы:

· 4 из 7 детей (57,1%) полностью освоили элемент «Штрих», использовали его в своих работах, выполняли верно.

· 6 из 7 (85,7%) детей полностью освоили элемент «Линия», использовали его в своих работах, выполняли верно.

· 3 из 7 (42,8%) детей полностью освоили элемент «Волнистая линия», использовали его в своих работах, выполняли верно.

· 5 из 7 детей (71,4%) полностью освоили элементы «Завитки» и «Спирали», использовали их в своих работах, выполняли верно.

· 1 из 7 (14,2%) детей полностью освоили элементы «Оттенок», «Свет и тень», использовал их в своих работах, выполнял верно.

Следует индивидуально продолжить работу по использованию в работах разнообразных штрихов и линий с Вишневской А., Беляковым К., Даниленко К., Литовченко Д.

В последнем столбце отразили уровень освоения техник по разделу «Графика», где использовали обозначения:

Н – низкий, С – средний, В – высокий.

На основании анализа работ сделан вывод, что проведенные уроки в основном своих целей достигли, использованная методика Шпикаловой Т.Я. дала положительный результат.

На основе анализа работ учащихся удалось установить, что образы, изображаемые детьми с помощью графических средств выразительности, отличаются своеобразностью и точностью. Для детей не стала трудностью монохромия и ограниченность в материалах, многие работы отличаются выразительностью.

После знакомства с разделом «Графика» при выполнении творческих работ по другим дисциплинам большая часть учащихся использовала графические техники рисунка, элементы и материалы.


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным. [20]

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование – более сложное средство изображения, чем, например, лепка и аппликация.

Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия сначала имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование уже приобретает характер изображения. В младшем школьном возрасте дети с помощью учителя совершенствуют уже имеющиеся навыки и знакомятся с новыми.[14]

Известный отечественный исследователи проблем творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

3. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

4. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

5. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

6. Гибкость мышления.

7. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

8. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

9. Лёгкость генерирования идей.

10. Творческое воображение.

11. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [16]

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

С психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. [5] А это качество необходимо всячески развивать. Начальная школа также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Так как развитие творческих способностей необходимо, следует уделять должное внимание урокам труда и рисования. Графика является одним из видов изобразительного искусства, поэтому ей отводится отдельная тема в учебных программах.[20]

Графика способствует развитию образного мышления и овладению передачи пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу. Каждый урок рисования начинается с беседы, так же применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала. [18]

Дети получают удовольствие от рисования в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления.

Использование графики в большей степени способствует развитию мышления и воображения, так как детям необходимо создавать максимально реалистичные рисунки, используя минимум средств выразительности (точка, линия, штрих, тон, пятно).[17]

Используя графику, создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, объем, положение в пространстве, содействуют развитию компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.041 с.)