Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционногоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения. Накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт формируется планомерно. Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях. Школа должна готовить к решению жизненных проблем и полагаться на свою самостоятельность. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей. При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем. Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др. Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа: 1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи. 2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит: Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции: теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.; практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям; воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы; Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования); Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения. 3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока: Исследовательский метод и вид деятельности; Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока; Многообразие подходов и точек зрения; Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль; Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания. 4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности). На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции. Что даёт компетентностный подход? Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает, Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем, Подготовку учащихся к успеху в жизни, Повышает степень мотивации учения, Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни. Учитель должен уметь: Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным. Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста. Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике. Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов. В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха». Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств. Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой. Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни. Учитель должен понимать: Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям, Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно, Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его самые верные союзники, Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся. Не надо: Считать себя единственным и главным источником знаний, Передавать свой опыт жизни и воспитания, Утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем, Необъяснимых высказываний «надо», «должен», «так принято».
Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения: по источнику получения знаний; по характеру познавательной деятельности учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); классификация Ю.К. Бабанского. Условия выбора и применения педагогом методов обучения. Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач. Прием обучения – это элемент метода, его конкретное проявление. Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения. Т.о., метод включает в себя ряд приемов. Средства обучения – материальные и нематериальные объекты, способствующие реализации содержания образования (учебные пособия, оборудование, компьютерные программы и т.п.). В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. Классификация методов обучения. 1. Традиционная – по источнику знаний (Н.А. Сорокин, Е.Я. Голанд).
“+” простота. “–” не учитывается характер познавательной деятельности учеников, выпадают целые группы методов обучения. По характеру познавательной деятельности учащегося (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). · Объяснительно-иллюстративные. · Репродуктивные. · Проблемное изложение учебного материала (учитель обозначает проблему и сам демонстрирует процесс ее решения. Этапы: гипотеза, опыт, доказательство, вывод). · Частично-поисковые (учащиеся включаются в решение проблемы на одном из этапов). · Исследовательские (учащиеся должны самостоятельно выполнить все этапы поиска). · “+” особое внимание к развитию познавательной активности школьников. “–” не учитываются многие группы методов. Наиболее удачно обоснованной и признанной является классификация методов обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. В основе классификации лежит рассмотрение процесса обучения с позиций целостного подхода, по которому выделяются цель, организация, осуществление, контроль и анализ результатов процесса обучения. Классификация объединяет многие предыдущие, одновременно устраняя их недостатки, развивая и дополняя новыми группами методов. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические. По логике передачи и восприятия информации: индуктивные (от частного, конкретного – к общему); дедуктивные (от общего, абстрактного – к частному). По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые. По степени управления учебной работой: методы работы под руководством учителя; методы самостоятельной работы учеников (работа с книгой, письменные, лабораторные работы, работа на компьютере и т.д.). Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных нравственных ситуаций. Методы стимулирования долга и ответственности: · убеждение в значимости учения (личной и общественной); · предъявление требований (создание единых требований всего педагогического коллектива); · упражнение в выполнении требований; · методы поощрения и порицания. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный, фронтальный, взаимный опрос, устный зачет, устный экзамен. Методы письменного контроля и самоконтроля: контрольные работы, письменные зачеты и экзамены, тестирование, машинный (компьютерный) контроль. Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля: контрольно-лабораторные работы, лабораторно-практический самоконтроль. Выбор методов обучения не может быть произвольным. В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения зависит: – от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики; – особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы; – особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов; – цели, задач и содержания материала конкретного урока; – времени, отведенного на изучение того или иного материала; – возрастных особенностей учащихся; – уровня их реальных познавательных возможностей; – уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития); – особенностей классного коллектива; – внешних условий (географических, производственного окружения); – материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; – возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств. При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля. Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения. В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |