Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Базовые теории воспитания и развития личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Базовые теории воспитания и развития личности.

Поиск

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определи­лись различные подходы к объяснению этой категории.

Воспитание как социальное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. В связи с этим обеспечивается движение общества, взаимодействие поколений, преемственность в овла­дении культурными ценностями цивилизации.

Воспитание как педагогический процесс - специально организо­ванная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на разви­тие и формировании качеств личности в соответствии с принятыми на данном этапе исторического развития идеалами и ценностями.

В истории педагогической мысли сложилось несколько точек зре­ния на происхождение воспитания и различные подходы к его рассмот­рению как социально-педагогического явления:

- эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, А. Эспинас)
признает ведущую роль биологического фактора;

- психологическая теория (П. Монро) признает ведущую роль пси­хических процессов;

- социально-классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) ориентирует на соотнесение сущности воспитания с социально-классовой структурой общества, коммунистической идеологией;

- цивилизационный подход (Г. Б. Корнетов) рассматривает вос­питание в контексте развития человеческой культуры, цивилизации в целом;

- культурно-антропологический подход (К. Д. Ушинский, Б. М. Бим-Бад, В. П. Зинченко) признает человека главным субъектом воспитания, выступающего потребителем и носителем культуры; следовательно, успешное решение задач воспитания - важнейшее условие и основа раз­вития человеческой культуры.

Содержание воспитания – составные части целостного воспитательного процесса: умственное, нравственное, физическое, эстетическое, гражданское и т.д.

Воспитание гражданское формирование гражданствен­ности как интегративного качества личности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура. Основная цель В.г. — воспитание в че­ловеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, уважения ее законов и подчинения им, потребно­сти в деятельности на благо общества, расовой и нацио­нальной терпимости.

Воспитание духовное — воспитание ценностного отноше­ния к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармони­ческое развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыс­лям человека.

Воспитание нравственное целенаправленное формиро­вание системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом об­щественных моральных требований и норм, прочной си­стемы привычного повседневного морального поведения.

Воспитание трудовое целенаправленная совместная де­ятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, пси-хол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Воспитание умственное — процесс формирования, на­правленный на развитие интеллектуальной культуры лич­ности, познавательных мотивов, умственных сил, мышле­ния, мировоззрения и интеллектуальной свободы лично­сти.

Воспитание физическое — система физического совершен­ствования человека, направленная на правильное физи­ческое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высо­кой физической работоспособности и выработку потребно­сти в постоянном физическом самосовершенствовании

Воспитание этическое — выработка правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, созна­тельной дисциплины.

Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого. Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день. По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием. Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков. Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание. В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.). Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности. Современные базовые теории воспитания и развития личности,как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности. Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.) которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом). Основные положения прагматической теории воспитания: - воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни; - опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности; - практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе; - содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка. Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы. В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми. Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта. Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.): - отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления; - гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений; - создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка. На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность. Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться. Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей». Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке. Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление». Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной техники для обработки диагностических данных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.013 с.)