Понятие и признаки государства. Сущность и функции государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки государства. Сущность и функции государства.



ОТВЕТЫ

к зачету по дисциплине «Основы права»

Понятие и признаки государства. Сущность и функции государства.

Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения

Признаки государства: Основные и дополнительные.

Основные: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, государственный суверенитет.

Дополнительные: единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы (гимн, герб, флаг).

Сущность и функции государства

Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия.

Сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, местный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1. Охранительная.

2. Экономическая.

3. Социальная.

4. Культурно-воспитательная.

5. Природоохранительная.

Внешние функции:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.

Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политико-правовой режим.

Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Формы правления.

Под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.). В большинстве случаев эта власть наследственная.

Республика - это форма правления при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной власти. Для республики обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом.

Политико-правовой режим

Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом.

Существует два основных типа политических режимов: демократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима в гипертрофированном виде является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом.

Функции права.

Функции права представляют собой направления его воздействия на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов. Можно выделить следующие виды функций права.

Социальная функция права проявляется в том, что право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры. Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарантируя ей доступ к достижениям культуры и образованию, право тем самым обеспечивает предпосылки для его нормального и всестороннего развития. Иными словами, здесь право опосредует производство самого человека, продолжение его вида.

Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивает свободу предпринимательства, договоров, завещаний и т.п. Посредством экономической функции опосредуется производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, осуществляемые индивидами по своему усмотрению.

Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства. Право опосредует политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в ее распределении и осуществлении.

Воспитательная функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей. Санкция нормы оказывает воспитательное воздействие путем установления мер воздействия на правонарушителей.

Виды нормы права

Юридические нормы подразделяются на определенные виды по различ­ным основаниям. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной степени это деление, как и выделение других видов, условно, поскольку каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение.

1.Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия.

2. По характеру правил поведения или по форме предписания, содержащихся в юридических нормах.

3. По функциям права. Это деление юридических норм связано с существованием регулятивной и охранительной функции права.

4. По времени действия: постоянные, временные, чрезвычайные.

5. По юридической силе нормативно-правовых актов. В зависимости от этого критерия юридические правила поведения подразде­ляются на нормы законов (основных, обыкновенных, кодифицированных и т.д.) и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства и т.д.).

6.По характеру правовой нормы.

7. По субъектам правотворчества выделяются:

1) нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами - к ним относится подав­ляющее большинство правовых норм);

2) нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

8. По кругу лиц и территории действия.

9. По методам правового регулирования или по способу установления правил поведения: императивные нормы, д испозитивные нормы.

10. По месту действия:

» нормы международного права;

» общенационального (внут­ригосударственного) права;

» региональные или территориальные

» местные или локальные

11. По способу реагирования со стороны государства. В особую группу можно выделить нормы поощрительные и карательные.

Законность и правопорядок.

В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.

Законность — режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Функции Конституции

Конституции обладают следующими функциями, то есть государственно-общественным предназначением и способами его реализации:

Юридическая - Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.

Политическая - Конституция Республики Беларусь определяет государственный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы.

Экономическая - Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: государственную и частную (статья 13).

Социальная - Конституция Республики Беларусь (статья 1) провозглашает наше государство социальным.

Юридические свойства Конституции:

1. Конституция является главным, Основным Законом страны. Это означает, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

2. Конституция — основной, первичный источник национального законодательства. Поэтому она является ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в тексте Конституции Республики Беларусь ссылка на закон делается примерно сто раз.

3. Конституция закрепляет правовой статус органов государственной власти и определяет иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам.

4. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

5. Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, то есть необходимостью базирования этих актов на Конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией.

6. Юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений. Стабильности Конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия.

Вопросы, выносимые на референдум

На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь.

На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Эмансипация.

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в том числе по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Примечание:

Ддееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность включает в себя: сделкоспособность (способность к совершению сделок) и деликтоспособность (способность нести ответственность за неправомерные действия).

Правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности.

18. Понятие и виды вещных прав. Право собственности как абсолютное вещное право: понятие, содержание, основания приобретения и прекращения, формы.

Под вещным правом принято понимать право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства.

Виды вещных прав

Вещные права подразделяются на две большие группы:

1.Права на свои вещи – право собственности.

2.Права на чужие вещи – иные вещные права.

Абсолютное право — субъективное право, носителям которого противостоит неопределенное число обязанных лиц.

Право собственности – это совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного имущества физическим или юридическим лицам, определяющих содержание их правомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника.

Формы собственности

Определение форм и субъектов права собственности имеет и теоретическое, и практическое значение. От формы собственности и субъектов права собственности зависит решение вопросов о правовом режиме имущества, находящегося в собственности данного субъекта, праве определенного субъекта иметь то или иное имущество, особенностях приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им.

Форма сделок

Сделки совершаются:

1. устно;

2. в письменной форме:

~ простой;

~ нотариальной.

Недействительность сделки означает, что действие, совершённое в виде сделки, не обладает качествами юридического факта, способного породить те правовые последствия, к наступлению которых направлена воля сторон. Такая сделка является неправомерным юридическим действием и не влечет установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, кроме тех, которые связаны с её недействительностью.

Состав наследства

1. В состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства, существование которых не прекращается его смертью.

2. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя:

1) права членства (участия) в коммерческих и других организациях, являющихся юридическими лицами, если иное не установлено законом или учредительными документами;

2) право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью;

3) права и обязанности по алиментным обязательствам;

4) права на пенсии, пособия и другие выплаты на основании законодательства о труде и социальном обеспечении;

5) личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

3. В состав наследства входят паевые накопления в жилищном, жилищно-строительном, дачном, гаражном или ином потребительском кооперативе, имущественные права и обязанности наследодателя, основанные на договоре создания объекта долевого строительства, либо квартира, дача, гараж, иное помещение, пай за которые полностью выплачен и данное имущество оформлено за наследодателем на праве собственности в установленном законодательством порядке. Если воля наследодателя на оформление указанного имущества на праве собственности была выражена в письменном заявлении, направленном в компетентные органы, но процедура оформления не была завершена в связи с его смертью, такое имущество может быть судом признано наследственным по требованию заинтересованных лиц.

Наследование по закону.

Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.

При наследовании по закону усыновленный и его потомство, с одной стороны, и усыновитель и его родственники - с другой, в полной мере приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам).

Наследники по закону каждой последующей очереди получают право на наследование в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, устранения их от наследства, непринятия ими наследства либо отказа от него.

Наследники первой очереди

Наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители умершего.

Внуки наследодателя и их прямые потомки наследуют по праву представления.

Наследники второй очереди

При отсутствии у умершего наследников первой очереди наследниками по закону второй очереди являются полнородные и не полнородные братья и сестры наследодателя.

Дети братьев и сестер наследодателя - его племянники и племянницы наследуют по праву представления.

Наследники третьей очереди

При отсутствии у умершего наследников первой и второй очереди наследниками по закону третьей очереди являются дед и бабка умершего как со стороны отца, так и со стороны матери.

Наследники четвертой очереди

При отсутствии у умершего наследников первой, второй и третьей очереди наследниками по закону четвертой очереди являются полнородные и не полнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя).

Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления.

Наследники последующих очередей

При отсутствии у умершего наследников первой, второй, третьей и четвертой очереди право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой, пятой и шестой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей, причем родственники более близкой степени родства устраняют от наследования родственников более далекой степени родства.

Брачный возраст.

Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

Заключение брака происходит в срок, согласованный лицами, вступающими в брак, с органом, регистрирующим акты гражданского состояния, но не ранее чем через три дня и не позднее чем через три месяца со дня обращения.

В исключительных случаях, обусловленных беременностью, наличием общего ребенка или особыми обстоятельствами, брак может быть заключен до истечения трехдневного срока, в том числе в день обращения.

Для заключения брака необходимы взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака.

Не допускается заключение брака:

между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке;

между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными;

между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным.

Сокрытие лицом, вступающим в брак, обстоятельств, препятствующих его заключению, является основанием для признания брака недействительным.

Прекращение брака

Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов.

При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.

Порядок расторжения брака

Расторжение брака производится судом путем подачи иска в суд.

При приеме искового заявления о расторжении брака суд предоставляет супругам трехмесячный срок для принятия мер к примирению, а также для достижения соглашения о совместных несовершеннолетних детях и разделе имущества.

По истечении трехмесячного срока брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

При вынесении решения о расторжении брака суд принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.

При рассмотрении искового заявления суд принимает меры, направленные на сохранение семьи, и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам дополнительный срок для примирения в пределах шести месяцев.

Без предоставления срока на примирение брак расторгается по заявлению одного из супругов, если другой супруг:

признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим;

признан в установленном законом порядке недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия;

осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет.

По взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, брак расторгается также без предоставления срока на примирение.

При выдаче копии решения суда о расторжении брака в документах, удостоверяющих личность супругов, судом производится отметка о расторжении брака.

После вступления решения суда о расторжении брака в законную силу суд в десятидневный срок направляет копию решения суда в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации брака для производства отметки в записи акта о заключении брака.

Права и обязанности семьи

Семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.

За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными законодательством Республики Беларусь.

Основаниями возникновения прав и обязанностей семьи являются:

· брак, зарегистрированный в органах, регистрирующих акты гражданского состояния;

· близкое родство, удостоверенное в установленном законом порядке;

· усыновление;

· установление материнства;

· установление отцовства.

К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по:

· определению собственного имени, отчества, фамилии детей;

· определению гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве Республики Беларусь;

· определению места жительства детей и их регистрации по месту жительства и месту пребывания;

· воспитанию детей, осуществлению ухода и надзора за ними;

· осуществлению представительства от имени своих детей;

· обеспечению защиты прав и законных интересов детей.

К имущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по управлению делами и имуществом несовершеннолетних детей, обязанности по предоставлению содержания несовершеннолетним детям, нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, а также обязанности по возмещению расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Содержание представляет собой обеспечение кого-либо средствами к жизни. Алименты – это разновидность и только составная часть содержания, которое одни члены семьи должны уплачивать в пользу других ее членов.

Существуют следующие виды алиментных обязательств:

ОТВЕТЫ

к зачету по дисциплине «Основы права»

Понятие и признаки государства. Сущность и функции государства.

Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения

Признаки государства: Основные и дополнительные.

Основные: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, государственный суверенитет.

Дополнительные: единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы (гимн, герб, флаг).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.113 с.)