Конституционно-правовой статус личности. Понятие гражданства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовой статус личности. Понятие гражданства.



Конституционно-правовой статус личности – это совокупность прав, свобод и обязанностей личности, которыми она наделена в соответствии с Конституцией РБ как субъект правоотношений.

Гражданин обладает правами и свободами и несет определенные обязанности, которые в совокупности составляют правовое положение (статус) личности.Конституционное право закрепляет основы-принципы правового статуса (наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека и гражданина, их взаимоотношения).Принципы правового статуса закреплены в ст. 21-23 Конституции. Они имеют универсальный характер, определяют основные черты статуса всех членов общества и распространяются на всех без исключения и не только на основные права и свободы Конституции, но и права и свободы, которые регулируются иными отраслями права.

Принципы правового статуса:

1) принцип общепризнанных норм международного права;

2) принцип гарантированности прав и свобод;

3) принцип равенства перед законом;

4) принцип недопустимости ограничений прав и свобод;

5) принцип наделения личности не только правами, но и обязанностями.

В структуру конституционного статуса личности входит:

• гражданство

• основные права, свободы и обязанности

• правосубъектность (правоспособность + дееспособность)

• правовые принципы

• гарантии прав статуса

Гражданство – это правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает лицо на территории данного государства или находится вне его пределов.

В РБ вопросы гражданства регулируются:

• Конституцией

• Законом РБ от 01.08.2002г. «О гражданстве РБ»

• Указом Президента РБ от 17.11.1994г. «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов связанных с гражданством РБ и образованной при Президенте РБ комиссии по вопросам гражданства» и др. нормативно-правовыми актами.

Гражданство (ст.1 закона) — устойчивая правовая связь человека с РБ, выражающаяся в совокупности их прав, обязанностей и ответственности на признании и уважении прав и свобод человека.Гражданами РБ являются:

1) лица, состоящие в гражданстве РБ на день вступления в силу закона «О гражданстве РБ»

2) лица, которые приобрели гражданство РБ в соответствии с законом «О гражданстве РБ»

Принципы гражданства:

ü каждый имеет право на гражданство (любое лицо независимо от национальности имеет право на гражданство; наличие такой формы приобретения гражданства как прием гражданства; наличие доступных оснований приобретения гражданства);

ü гражданство РБ является равным для всех граждан РБ независимо от оснований его приобретения;

ü никто не может быть лишен гражданства РБ или права изменить гражданство;

ü гражданство не может быть предоставлено против воли лица;

ü заключение/расторжение брака гражданина РБ с гражданином другого государства не влечет изменения гражданства супругов;

ü РБ стремиться к избежанию случаев безгражданства (поощрение лиц, не имеющих гражданства, приобрести его);

ü государство гарантирует гражданам РБ защиту и покровительство как на территории РБ, так и за ее пределами;

ü приоритет нормам международного права по вопросам гражданства над национальным законодательством;

ü неотъемлемость гражданства (несвязанность гражданства с мерами наказания гражданина за совершение правонарушения; сохранение за гражданином РБ, проживающим на территории другого государства, гражданства РБ; недопустимость высылки гражданина РБ за ее пределы).

Лишение гражданства — расторжение гражданских связей по инициативе государства в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие граждан.

Основания приобретения гражданства:

1) приобретение гражданства по рождению;

2) прием гражданства;

3) в порядке регистрацииупрощенная форма, которой имеет право воспользоваться некоторая категория лиц (состояли в гражданстве СССР, супруги этих лиц, их потомки; дети по заявлению родителей, 1 из которых является гражданином РБ);

4) по иным основаниям, предусмотренным законом (по межгосударственным соглашениям).

Основания прекращения гражданства:

1) выход из гражданства (осуществляется добровольно на основе письменных заявлений соответствующего лица);

2) утрата гражданства (автоматическая потеря в случае поступления на военную службу в другое государство).

Выход либо утрата гражданства не допускаются:

1) если лицо является обвиняемым либо осужденным;

2) если лицо имеет задолженность по налогам либо другие непогашенные обязательства перед РБ, ее юридическими либо физическими лицами;

3) не имеет иного гражданства либо гарантии его приобретения.

8. Конституция Республики Беларусь. Ее структура, общая характеристика, содержание.

За всю историю развития Беларуси как самостоятельного независимого государства было принято 5 Конституций (1919, 1927,1937, 1978,1994 гг.). В настоящее время в РБ действует Конституция 1994г. с изменениями и дополнениями 1996 и 2004 гг.

Конституция – это Основной Закон Республики Беларусь, закрепляющий основы конституционного строя, права, обязанности личности и государства, порядок осуществления избирательной системы в республике, порядок формирования и компетенцию законодательной, исполнительной и судебной властей, компетенцию Президента Республики Беларусь, местного управления и самоуправления, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, порядок осуществления финансово–кредитной системы в стране.

Однако для определения конституции было бы явно недостаточно только формальной констатации ее основополагающего значения. Ведь само по себе придание ей такого формального значения должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство. Кроме того, конституция имеет социально–политическую сущность. Однако трактовки этой сущности существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой – марксистско–ленинский, характеризующий любое явление в обществе, прежде всего, с классовых позиций. Конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (например, волю господствующего класса), т.е. суть конституции – это з-крепление в ней существующего конфликта между классами.

Современное, наиболее распространенное, понимание сущности конституции состоит в том, что – это своеобразный ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина. Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и выражаемых ими взглядах. Поэтому нередко конституция – это итог компромисса между ними, например, между правящими силами и оппозиции. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции: как, основного закона, юридически закрепляющего общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе.

Отличительные признаки Конституции РБ: деидеологизированный характер; закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности; установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств; закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права; разделение и взаимодействие властей; прямой характер действия норм конституции.

Структура Конституции РБ

Раздел 1. Основы конституционного строя (ст.1–20).

Раздел 2. Личность, общество, государство (ст.21–63).

Раздел 3. Избирательная система, референдум (ст.64–78).

Раздел 4. Законодательная, исполнительная и судебная власти (ст.79–116).

Раздел 5. Местное управление и самоуправление (ст.117–124).

Раздел 6. Прокуратура, Комитет государственного контроля (ст.125–131).

Раздел 7. Финансово–кредитная система Республики Беларусь (ст.132–136).

Раздел 8. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения (ст.137–140).

Раздел 9. Заключительные и переходные положения (ст.141–146).

Функции Конституции:

Юридическая – является основным законом государства, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.

Политическая – является правовой основой политической системы, определяет основы конституционного строя, основы отношений личности и государства, основы избирательной системы.

Экономическая – закрепляет формы собственности (государственную и частную).

Социальная – в ст.1 Конституции провозглашено, что Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством.

Духовно–идеологическая – изучение норм Конституции предполагает формирование у населения правовой культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.009 с.)