Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система права. Понятие отрасли и института права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Система права — это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права. Различаются следующие основные отрасли права: конституционное, административное, финансовое, международное, земельное, лесное, водное и другие отрасли природоохранительного права, гражданское, трудовое, семейное, аграрное, уголовное уголовно-исполнительное другие отрасли права. Основным критерием деления права на отрасли права является предмет правового регулирования и метод этого регулирования, то есть способ воздействия на определенные общественные отношения. Отрасль права есть совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенный род общественных отношений.Например, гражданское право регулирует имущественные и тесно связанные с ними неимущественные отношения, уголовное право — отношения, связанные с совершением преступлений и установлением наказаний, семейное право регулирует личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Институт права — это обособленная часть отрасли права, представляющая собой группу норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Например, институт наследования в гражданском праве, институт необходимой обороны в уголовном праве, институт усыновления в семейном праве и т.п. Правовые нормы, составляющие содержание институтов и отраслей права, создаются в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов и приобретают таким образом внешние формы своего выражения. Такими внешними формами являются нормативные правовые акты как источники правовых норм. Нормы права объективно проявляют себя в формулировках статей законов и иных нормативно-правовых актов, то есть через законодательство, которое является продуктом деятельности государства. Система законодательства — совокупность нормативно правовых актов (внешних форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни. Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления. В РБ источниками права признаются: нормативный правовой акт (основной источник), нормативные договоры и правовые обычаи. Источник права – внешняя форма, т.е. способ «документирования» государственной воли.При рассмотрении конкретных юридических дел правоприменительные органы вправе ссылаться на нормативные положения этих 3 источников права. Не являются источниками права в РБ судебные и иные решения по конкретным делам, юридические доктрины, религиозные писания. Нормативный правовой акт – это акт государственного или общественного правомерного действия, содержащий нормы права. Является основным источником права в континентальной (романо-германской) правовой системе, к которой принадлежит и правовая система РБ. Романо-германская система сформировалась в континентальной Европе на основе рецепции римского права, на базе Свода законов Юстиниана. Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной повторяемости и ставшее традицией. Нормативный договор – это содержащий нормы акт, созданный соглашением нескольких (не менее 2) субъектов права. Широко применяются нормы международных договоров. Используются и для регулирования внутринациональных отношений (напр., коллективные договоры, между нанимателями и работниками). 4. Понятие и сущность государства, его функции. Государство — это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий — осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции (Кучинский В.А., Горбаток Н.А. Вишневский А.Ф.). Основными признаками государства являются следующие: 1) государственная власть. Государство характеризуется наличием особого аппарата, при помощи которого выполняются политические функции управления и принуждения. 2) население. Государственная власть объединяет людей по признаку территории. 3) государственный суверенитет. Он означает самостоятельность, независимость государства, которая выражается в его возможности свободно, по собственному усмотрению, решать свои внешние и внутренние дела без нарушения прав других государств и без вмешательства других государств. 4) сбор налогов, необходимых для содержания аппарата публичной власти и социальной поддержки малоимущих слоев населения. 5) законотворчество. Только государство, выступая официальным представителем общества, может издавать законы и иные правовые положения, обязательные для всего населения страны. Функции государства — это основные направления его деятельности, осуществляемые в установленном в законе порядке. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности иного порядка. По сферам деятельности государства его функции подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся: экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны; социальная, направленная обеспечение всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества; культурно-воспитательная, в основе которой развитие демократии, науки, образования, обеспечения всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности; охрана правопорядка, общественной безопасности, заключающаяся в проведении в жизнь гарантий законности, охране прав собственности, прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; экологическая, направленная на защиту окружающей среды. К внешним функциям государства относятся: представительство государства в мировом сообществе, оборона страны от нападения извне, борьба за мир, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами в решении глобальных мировых проблем (экологических, энергетических, сырьевых, продовольственных и других); межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество, отвечающее национальным интересам; Выполнение функций обеспечивается государственным механизмом, т.е. системой органов и учреждений государства, подразделяемых на органы государственной власти, органы государственного управления, суды. В систему государственного механизма входят: а) законодательные органы — парламенты (в Республики Беларусь — Национальное собрание, в РФ — Федеральное собрание, в США — Конгресс, в Польше —Сейм и т.д.) б) исполнительные органы — президент, правительство, министерства, комитеты и др. в) судебные органы в соответствии с судебной системой государства. г) правоохранительные органы государства — прокуратура, министерство внутренних дел, полиция, милиция, таможенные органы.
Формы государства. Форма государства – это способ организации структуры государства, его органов; способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме. Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, её взаимоотношения с другими государственными органами и гражданами (подданными). По форме правления государства делят на монархии и республики. Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают абсолютные и ограниченные монархии. Абсолютная монархия – всеми указанными правами монарх пользуется безусловно и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти (Франция 15-16вв.). Ограниченная монархия – верховную власть наряду с главой государства осуществляет какой-либо представительный орган. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархии. Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между парламентом и монархом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента. Парламент в ряде случаев подчиняется монарху. Принято считать, что дуалистическая монархия – это промежуточный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. Здесь власть монарха ограничена, но незначительно. Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом (Великобритания, Голландия, Дания, Швеция, Япония). Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Основные признаки республики: выборность на определенный срок главы государства и других высших органов власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; наличие юридической ответственности главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов. По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентские, президентские и смешанные республики. Парламентская республика (Австрия, Италия, Щвейцария, Индия) – глава государства избирается парламентом и не играет существенной роли (более значительным является премьер-министр); правительство создается из представителей партии парламентского большинства; парламент вправе выразить правительству недоверие, тогда оно уходит в отставку. Президентская республика (США, Франция, Бразилия, Мексика, Беларусь, Россия) – президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства (главы исполнительной власти); занимает в государственном аппарате очень значительное место; избирается выборщиками. Поэтому иногда по аналогии с монархиями называется дуалистической республикой, т.к. в ней существует два основных центра власти – парламент (законодательная) и президент (исполнительная). Смешанные (полупрезидентские) республики – сочетают основные черты обоих типов республиканской формы правления, а также новые, не присущие ни одной из рассмотренных типов черт. Для смешанной республики характерно то, что президент, отделен от исполнительной власти; и президент, и парламент участвуют в формировании правительства, а правительство ответственно и перед президентом (отставка), и перед парламентом (вотум недоверия); возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом. Форма государственного устройства – это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. По форме государственного устройства различают государства: унитарные – единое, целое государство, составные части (административно-территориальные единицы) которого не обладают признаками государственности (Беларусь, Франция, Финляндия, Турция, Япония).Выделяют следующие признаки унитарного государства: состоит из административно-территориальных единиц; действует единая система высших органов власти и управления; одна конституция и единая система законодательства; единая денежная система; общая налоговая и кредитная политика; одно гражданство; единые вооруженные силы. федеративные – сложное союзное государство, субъекты которого (штаты, земли, провинции) обладают признаками государственности, имеют свои конституции, высшие законодательные, исполнительные, судебные органы, обладают определенным кругом суверенных прав (США, РФ, Индия, Бразилия, Мексика). конфедерации – это союз суверенных государств, образованных для решения некоторых совместных задач (политических, экономических, военных) (союз РБ и РФ; ЕС).Конфедерация образуется, как правило, на основе договора; не образует единого государства, поскольку государства, образовавшие конфедерацию, не утрачивают своего суверенитета; за членами конфедерации признается право выхода из союза; государства, образовавшие конфедерацию, продолжают иметь собственное гражданство, системы органов власти и управления, правосудия, имеют собственную конституцию, самостоятельные источники дохода, собственную армию.Для координации совместных действий государства-члены конфедерации создают объединенные органы, которые функционируют лишь в строго определенных целях. Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Все многообразие политических режимов можно свести к двум большим группам – демократическим и антидемократическим.В рамках демократического политического режима выделяют либеральный, в рамках антидемократического режима: авторитарный, тоталитарный, фашистский и т.д. Демократический режим: плюрализм в общественно-политической жизни; периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;реализация на практике принципа разделения властей; защита прав и свобод граждан; свобода слова, печати, митингов; право народа избирать и быть избранным; существование различных форм собственности. Антидемократический режим: господство единой политической партии, одной официальной идеологии, одной формы собственности; сведение к минимуму политических прав и свобод граждан; примат государства над правом; акцент на карательные меры и принуждение; агрессивность во внешней политике. Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Тоталитарный режим – власть сосредоточена в руках реакционных сил и осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Тоталитаризм – государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.008 с.) |