Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие права, его сущность. Соотношение права и морали.

Поиск

Вопросы к экзамену по Основам права

Понятие права, его сущность. Соотношение права и морали.

Право является одним из самых сложных общественных явлений. Оно так или иначе затрагивает интересы каждого человека, различных социальных групп населения. Юридической науке известно множество правовых теорий, по–разному раскрывающих природу и сущность права. Существует несколько определений права, среди которых нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми.

Основные черты права:

1) Право — прежде всего совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством.

2) Право — систематизированная совокупность издаваемых или санкционируемых правил поведения

3) Право выражает государственную волю.

4) Право — это система правил поведения, имеющих общеобязательный характер, то есть подлежащих выполнению всеми субъектами права, обладающими определенными правовыми признаками (всеми гражданами, всеми военнослужащими, всеми субъектами хозяйствования и т. д.)

5) Право, составляющие его правовые нормы, всегда выступают в определенной, официально выраженной письменной форме. Это — установленные в государстве нормативно-правовые акты (законы, декреты, указы, постановления и т. д.), допускаемые законодательством нормативные договоры, санкционированные обычаи, признаваемые в некоторых странах правовые прецеденты. Официальная письменная форма придает правовым нормам необходимую формальную определенность (точность формулировок) и подтверждает их юридическую силу, то есть их место и значимость в иерархии нормативно-правовых актов.

6) Реализация права обеспечивается государством. Средства государственного воздействия применяются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленными законом процедурами.

7) Право как системная совокупность норм характеризуется динамизмом, изменчивостью, которые обусловлены развитием и изменением регулируемых правом общественных отношений.

Исходя из перечисленных признаков право — это система общеобязательных правил поведения (норм) устанавливаемых либо санкционируемых государством или компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества — большинства населения с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

До XIVв. мораль как бы включалась в право. По Канту мораль – сфера внутренней свободы человека, а право - его внешней свободы. Право и мораль находятся в неразрывной связи. У них есть общее, и в то же время значительные различия. Общее: они оба явл. основными социальными регуляторами, тесно взаимодействуют м/у собой в упорядочении обществ-х отношений. П. и М. различаются по форме своего выражения, по сфере действия, по способу регулирования.

 

Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение (ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Нормативно-прав. акты включают в себя законы и подзаконные акты.

Закон— это нормативный акт, принятый референдумом или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы бывают конституционные и обыкновенные. К конституционным относится Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о толковании конституции.

Конституция — это Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу, и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция закрепляет основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, систему законодательной, исполнительной и судебной властей, основы законодательного регулирования и всей нормотворческой деятельности.

Подзаконные акты – изданные на основе и во исполнении законов акты, содержащие юр. нормы: указы и распоряжения Президента, постановлен. Правительства, приказы, инструкции, правила, положение гос органов, решен. местных органов и т.д.

Декрет – НПА главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных Президенту Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный Декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Распоряжения издаются Президентом и Премьер-министром, как правило, не устанавливают норм права, но бывают и нормативными.

Совет Министров принимает постановления по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства.

Министерства, государственные комитеты принимают постановления.

К нормативным актам относятся также решения местных советов депутатов.

Все НПА имеют определение и пространства, пределы своего сущ. и действия, а также распростран. на определен. круг лиц.

Действия по кругу лиц обусловл. тем, что НПА имеет отношение ко всем адресатам в рамках определенной территории. Адресатами м/б все граждане или отдельные категории юр.лиц. Вместе с тем им. спец. НПА, распростран. на отдельные категории граждан.

Действия во времени связаны с вступлением НПА в силу и моментом утраты им юр.силы.

Действия НПА в пространстве опред. территорией, на котор. распростран полномочия органа, его издавшего. В сухопутном, воздушном и водном пространстве в пределах гос. границ, недра, территор. представит. за рубежом и т.д.

 

Формы государства.

Форма государства – это способ организации структуры государства, его органов; способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, её взаимоотношения с другими государственными органами и гражданами (подданными). По форме правления государства делят на монархии и республики.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают абсолютные и ограниченные монархии.

Абсолютная монархия – всеми указанными правами монарх пользуется безусловно и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти (Франция 15-16вв.).

Ограниченная монархия – верховную власть наряду с главой государства осуществляет какой-либо представительный орган. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между парламентом и монархом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента. Парламент в ряде случаев подчиняется монарху. Принято считать, что дуалистическая монархия – это промежуточный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. Здесь власть монарха ограничена, но незначительно.

Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом (Великобритания, Голландия, Дания, Швеция, Япония).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Основные признаки республики: выборность на определенный срок главы государства и других высших органов власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; наличие юридической ответственности главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентские, президентские и смешанные республики.

Парламентская республика (Австрия, Италия, Щвейцария, Индия) – глава государства избирается парламентом и не играет существенной роли (более значительным является премьер-министр); правительство создается из представителей партии парламентского большинства; парламент вправе выразить правительству недоверие, тогда оно уходит в отставку.

Президентская республика (США, Франция, Бразилия, Мексика, Беларусь, Россия) – президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства (главы исполнительной власти); занимает в государственном аппарате очень значительное место; избирается выборщиками. Поэтому иногда по аналогии с монархиями называется дуалистической республикой, т.к. в ней существует два основных центра власти – парламент (законодательная) и президент (исполнительная).

Смешанные (полупрезидентские) республики – сочетают основные черты обоих типов республиканской формы правления, а также новые, не присущие ни одной из рассмотренных типов черт. Для смешанной республики характерно то, что президент, отделен от исполнительной власти; и президент, и парламент участвуют в формировании правительства, а правительство ответственно и перед президентом (отставка), и перед парламентом (вотум недоверия); возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом.

Форма государственного устройства – это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. По форме государственного устройства различают государства:

унитарные – единое, целое государство, составные части (административно-территориальные единицы) которого не обладают признаками государственности (Беларусь, Франция, Финляндия, Турция, Япония).Выделяют следующие признаки унитарного государства: состоит из административно-территориальных единиц; действует единая система высших органов власти и управления; одна конституция и единая система законодательства; единая денежная система; общая налоговая и кредитная политика; одно гражданство; единые вооруженные силы.

федеративные – сложное союзное государство, субъекты которого (штаты, земли, провинции) обладают признаками государственности, имеют свои конституции, высшие законодательные, исполнительные, судебные органы, обладают определенным кругом суверенных прав (США, РФ, Индия, Бразилия, Мексика).

конфедерации – это союз суверенных государств, образованных для решения некоторых совместных задач (политических, экономических, военных) (союз РБ и РФ; ЕС).Конфедерация образуется, как правило, на основе договора; не образует единого государства, поскольку государства, образовавшие конфедерацию, не утрачивают своего суверенитета; за членами конфедерации признается право выхода из союза; государства, образовавшие конфедерацию, продолжают иметь собственное гражданство, системы органов власти и управления, правосудия, имеют собственную конституцию, самостоятельные источники дохода, собственную армию.Для координации совместных действий государства-члены конфедерации создают объединенные органы, которые функционируют лишь в строго определенных целях.

Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Все многообразие политических режимов можно свести к двум большим группам – демократическим и антидемократическим.В рамках демократического политического режима выделяют либеральный, в рамках антидемократического режима: авторитарный, тоталитарный, фашистский и т.д.

Демократический режим: плюрализм в общественно-политической жизни; периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;реализация на практике принципа разделения властей; защита прав и свобод граждан; свобода слова, печати, митингов; право народа избирать и быть избранным; существование различных форм собственности.

Антидемократический режим: господство единой политической партии, одной официальной идеологии, одной формы собственности; сведение к минимуму политических прав и свобод граждан; примат государства над правом; акцент на карательные меры и принуждение; агрессивность во внешней политике.

Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.

Тоталитарный режим – власть сосредоточена в руках реакционных сил и осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Тоталитаризм – государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.

 

Структура Конституции РБ

Раздел 1. Основы конституционного строя (ст.1–20).

Раздел 2. Личность, общество, государство (ст.21–63).

Раздел 3. Избирательная система, референдум (ст.64–78).

Раздел 4. Законодательная, исполнительная и судебная власти (ст.79–116).

Раздел 5. Местное управление и самоуправление (ст.117–124).

Раздел 6. Прокуратура, Комитет государственного контроля (ст.125–131).

Раздел 7. Финансово–кредитная система Республики Беларусь (ст.132–136).

Раздел 8. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения (ст.137–140).

Раздел 9. Заключительные и переходные положения (ст.141–146).

Функции Конституции:

Юридическая – является основным законом государства, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.

Политическая – является правовой основой политической системы, определяет основы конституционного строя, основы отношений личности и государства, основы избирательной системы.

Экономическая – закрепляет формы собственности (государственную и частную).

Социальная – в ст.1 Конституции провозглашено, что Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством.

Духовно–идеологическая – изучение норм Конституции предполагает формирование у населения правовой культуры.

 

Правоспособность граждан

Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью.

Содержание правоспособности граждан

Граждане могут в соответствии с законодательством иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы или искусства, изобретений или иных охраняемых законодательством результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность граждан

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей.

Несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

Имущественную ответственность по сделкам несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекун.

Виды юридических лиц.

Виды юридических лиц:

- в зависимости от цели деятельности

· Коммерческие (цель хозяйственной (предпринимательской) деятельности - получение прибыли, а также распределения прибыли между ее учредителями (членами));

1. Хозяйственные товарищества (полное товарищество или товарищество на вере (коммандитное));

2. Хозяйственные общества (добровольное объединение капиталов, не требует обязательного личного участия – ООО, ОДО, ОАО, ЗАО);

3. Дочерние и зависимые общества;

4. Производственные кооперативы (объединенные имущественные взносы граждан и их личное трудового участия в деятельности);

5. Унитарные предприятия (нет права собственности на имущество).

· Некоммерческие (иные цели (научные, благотворительные, политические и др), не связанные с предпринимательской деятельностью.

1. Потребительские кооперативы (добровольное членство, с целью удовлетворения своих потребностей);

2. Общественные и религиозные организации (объединения);

3. Благотворительные и иные фонды;

4. Учреждения (ПолесГУ).

- по целям деятельности

· Хозяйственные ассоциации (совместное осуществление производственно-хозяйственной функции);

· Концерны (добровольное объединение предприятий с сохранением их хозяйственной самостоятельности и прав юр. л.);

· Консорциумы (финанс-хозяйственное объединение, один из участников – банк, являющийся и кредитором и партнером).

- в зависимости от прав их учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица

· юридические лица, учредители (участники, члены) которых сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество юридического лица (государственные юридические лица, т.е. основанные на собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц и юридические лица, образованные на основе частной собственности одним физическим лицом, супругами, крестьянским (фермерским) хозяйством или юридическим лицом

· юридические лица, учредители (участники, члены) которых не имеют имущественных прав в отношении имущества юридического лица. К ним относятся: общественные объединения, религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц;

· юридические лица, на имущество которых их учредители (участники, члены) имеют только обязательственные права. К ним относятся: хозяйственные товарищества, общества, производственные и потребительские кооперативы

- по составу учредительных документов

• действующие на основании только учредительного договора (хозяйственные товарищества);

• действующие на основании устава и учредительного договора (ООО, ОДО);

• действующие на основании только устава (унитарные предприятия, АО).

Форма сделок

I. Устная форма сделки

II. Письменная форма сделки

1. Простая письменная

2. Нотариально удостоверенная

Устные сделки

Сделка, для которой законодательными актами не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

Письменная форма сделки

Сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.

Законодательством и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и др.) и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований.

Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе документ, выражающий содержание сделки, может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать документ, выражающий содержание сделки, собственноручно.

Сделки, совершаемые в простой письменной форме

В простой письменной форме должны совершаться сделки (за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения):

1) юридических лиц между собой и с гражданами;

2) граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законодательством размер базовой величины, если иное не предусмотрено законодательством.

Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства, не являющиеся свидетельскими показаниями.

Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность. Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки.

Нотариально удостоверенные сделки

Нотариальная форма сделки требуется, если об этом прямо указано в законе или если стороны договорились о нотариальном оформлении. Нотариальное удостоверение сделок осуществляется путем совершения на документе удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие.

Сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации.

Несоблюдение нотариальной формы или требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной. Если одна из сторон полностью или частично выполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется. Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки.

 

Понятие и виды договоров.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Признаки договора: 1). Договор – соглашение 2) стороны в договоре юридически равны 3) добровольное волеизъявление 4) договор – это всегда сделка, но не каждая сделка является договором (в сделке может участвовать только одна сторона).

Виды договоров: 1. двусторонние и многосторонние 2. Устные(срвершение в зависимости от обстоятельства) и письменные 3. условная(отлагательная и отменительная) и обычная. 4. Консенсуальная (сделка, для совершения которой достаточно соглашения сторон: договоры купли-продажи, поставки, подряда) и реальная(недостаточно одного соглашения необходима еще передача вещи: договор займа, хранения). 5. возмездная (Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным) и безвозмездная (Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления). 6. в зависимости от распределения прав и обязанностей: одностороний(взятие взаймы) и двусторонний (поставка товаров). 7. предварит (По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором) и основной. 8. присоединения (Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом), в пользу третьего лица(Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу), публичный (Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)).

 

Содержание и форма договора. Свобода договора.

Содержание договора – это совокупность его условий, определяющих права и обязанности сторон. Условия бывают: 1. существен – договор не может быть заключен без них 2. обычные – сопроводит документация 3. случайные – те условия, по которым стороны договорились о включении их в договор.

Существенными явл. условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Отсюда следует, что речь идет о таких условиях, которые составляют основу договора. Если по этим условиям не будет достигнуто согласие, то договор считается незаключенным.

Обычными явл. такие условия, которые, как правило, предусмотрены диспозитивной нормой права. Их включение или невключение в договор не влияет на его юридич. силу. Если стороны при заключении договора не включили в него обычное условие, то это означает, что они согласны исполнить договор на условиях, предусмотренных диспозитивной нормой права. Например, когда при заключении договора аренды стороны не включили в договор условие о распределении обязанностей по капитальному ремонту нанимаемого нежилого помещения, то это не повлияет на юридич. силу договора. Если в период эксплуатации помещения возникнет вопрос о том, кто должен производить капитальный ремонт, то он должен будет решаться в соответствии с правилом, содержащимся в ст. 587 ГК, согласно которому арендодатель обязан производить капитальный ремонт, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Случайные – это те условия, которые могут быть в договоре, а могут отсутствовать. Их наличие или отсутствие не имеет значения для признания договора заключенным. От обычных они отличаются тем, что обычные условия заранее предусмотрены в законе. Что касается случайных условий, то они должны быть включены сторонами в договор. Например, условие, согласно которому поставщик обязан поставить товар более высокого качества, чем это предусмотрено государственным стандартом, явл. случайным. Если такое условие не включено в договор, то товар должен быть поставлен соответствующим гос. стандарту. Разумеется, в том случае, если покупатель вообще не откажется от заключения договора на поставку товара.

Форма договора: простая письменная и нотариально удостоверенная. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если настоящим Кодексом и иными актами законодательства для договоров данного вида не установлена определенная форма.Если законодательством для данного вида договора не требуется нотариальной формы, но стороны договорились заключить его в такой форме, то договор считается заключенным с момента придания ему нотариальной формы.Если законодательством для данного вида договора не требуется письменной (простой или нотариальной) формы, но стороны договорились заключить его в простой письменной форме, то договор считается заключенным с момента придания ему простой письменной формы. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Свобода договора:

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.

2. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

3. Условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством (статья 392).

В случаях, когда условия договора предусмотрены нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением установить условие, отличное от предусмотренного в ней, если это не противоречит законодательству. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

 

Доверенность и ее виды.

Статья 186. Доверенность

1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами, удостоверенное в предусмотренном настоящей статьей порядке. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

2. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

3. К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальниками таких учреждений, их заместителями по медицинской части, старшими или дежурными врачами;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям военного профиля, в которых нет государственных нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работающих в этих частях, соединениях, учреждениях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами (начальниками) этих частей, соединений или учреждений;

3) доверенности лиц, находящихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, пожизненного заключения, или местах содержания под стражей, удостоверенные начальниками соответствующих учреждений, исполняющих наказание, или руководителями администраций мест содержания под стражей;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрациями этих учреждений или руководителями (их заместителями) соответствующих органов социальной защиты населения.

4. Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, не требующих нотариальной формы удостоверения, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Доверенности на получение гражданами выплат в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях могут быть удостоверены в порядке, установленном законодательством, также банком или небанковской кредитно-финансовой организацией, в которых открыт текущий (расчетный) банковский счет либо размещен банковский вклад (депозит).

Статья 187. Срок действия доверенности

1. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок действия в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

2. Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указания о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.

Статья 189. Прекращение доверенности

1. Действие доверенности прекращается вследствие:

1) истечения срока действия доверенности;

2) отмены доверенности лицом, выд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.016 с.)