Конституция СССР 1924 г.: проблема государственного суверенитета, структура и комплектация государственных органов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция СССР 1924 г.: проблема государственного суверенитета, структура и комплектация государственных органов.



Конституция СССР 1924 г. Образование союзных органов власти.

Конституция 1924 г. имела союзный, а не республиканский характер. Эта конституция не касалась основ государственного строя и институтов власти, избирательного права. Основной закон СССР 1924 г. содержал основы создания союзного государства и не отменял действия республиканских конституций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Конституция состояла из двух разделов: I. Декларация об образовании СССР. II. Договор об образовании СССР (содержал 72 статьи). Декларация - содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР. Договор состоял из 11 глав: 1. О предметах ведения верховных органов власти СССР.

2. О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве.

3. О съездах Советов СССР. 4. О ЦИК СССР. 5. О Президиуме ЦИК СССР.

6. О СНК СССР. 7. О Верховном Суде СССР. 8. О Народных комиссариатах СССР. 9. Об ОГПУ. 10. О союзных республиках. 11. О гербе, флаге, столице СССР. Конституция разграничивала компетенцию СССР и союзных республик - России, Украины, Закавказья и Белоруссии.

Ст. 1-2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза, а ст. 3 ограничивала суверенитет союзных республик лишь в пределах, указанных в Конституции и лишь по предметам отнесенным к компетенции Союза. На СССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик. Согласно Конституции в исключительную компетенцию Союза входили следующие вопросы:

союзные отношения: прием в Союз новых республик, разрешение спорных вопросов, возникавших внешние сношения и внешняя торговля;

объявление войны и мира, организация и руководство Вооруженными Силами; установление основ народнохозяйственного плана, определение отраслей союзного значения; руководство транспортом и связью;

утверждение единого государственного бюджета и единой денежно-кредитной системы; установление общих начал землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, законов о труде;

установление основных начал социальной политики - здравоохранения, образования; между республиками и др. Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, а в период между съездами - ЦИК СССР, состоявший из 2-х палат - Союзного Совета и Совета национальностей (по 5 чел. от союзных и автономных республик). Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом являлся Президиум ЦИК. Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Постановления съездов Советов союзных республик он мог только приостанавливать. За СНК СССР были закреплены функции высшего исполнительно-распорядительного органа, который образовывался ЦИК СССР в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов.

Отраслевое управление осуществляли наркоматы.

Общесоюзных наркоматов было 5: иностранных дел; военных и морских дел; внешней торговли; путей сообщения; почт и телеграфов.

5 наркоматов имели статус объединенных (с наркоматами РСФСР):

ВСНХ; продовольствия; труда; финансов; рабоче-крестьянской инспекции;

Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных, объединенные через одноименных наркоматов СССР и РСФСР. Все остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик. К ним относились наркоматы:

внутренних дел; юстиции; земледелия; просвещения;

здравоохранения; социального обеспечения и др.

После принятия Конституции СССР в соответствии с ее положениями были скорректированы конституции союзных республик. Конституция РСФСР 1925 г. основывалась на первой Конституции 1918 г. Изменения касались компетенции РСФСР, большое внимание уделялось федеральному устройству РСФСР, статусу АССР и АО, уточнялось понятие диктатуры пролетариата.

Сохранялось классовое понятие избирательного права.

Подготовка и принятие Конституции СССР 1936 г. Проблемы организации государственного единства, законодательные, исполнительные органы по Конституции.

Конституция определяла, что экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, имеющей форму: 1)государственной собственности;

2)колхозно-кооперативной собственности.

Конституция фиксировала наличие только двух классов - рабочих и крестьян. В структурном отношении Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Содержала ряд глав, которых ранее не было:

1)об общественном устройстве; 2)о суде и прокуратуре;

3)об основных правах и обязанностях граждан; 4)об избирательной системе.

Конституция ввела всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней. Тем не менее в реальной действительности качественных изменений в характере советской власти не произошло. Как и на более ранних этапах своего существования Советы продолжали быть декоративным придатком всемогущего партийного аппарата. В Конституции 1936 г. впервые была законодательно закреплена руководящая роль Коммунистической партии (ст. 126).

В сфере союзных отношений, Конституция разграничивала компетенцию Союза и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер. Упоминания в тексте Конституции суда и прокуратуры, придавало этим институтам конституционный характер, однако на практике их роль была невелика. В наиболее существенной своей части Конституция затронула Советы. Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были переименованы в Советы депутатов трудящихся. Претерпевает изменения организационная структура Советов.

Советы согласно Конституции декларировались как политическая основа СССР. Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Громоздкие съезды были заменены постоянно действующими сессионными органами в лице Советов.

Высшим законодательным органом в СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из 2-х палат - Совета Союза и Совета Национальностей.

Каждая палата пользовалась законодательной инициативой. Нормативные акты принимались большинством голосов каждой палаты. Высшими законодательными органами в республиках являлись Верховные Советы республик.

Президиум Верховного Совета СССР не был конституирован как высший орган государственной власти, избираемый Советом, однако обладал всеми полномочиями высшего органа государственной власти, кроме вопросов исключительной компетенции Верховного Совета (изменения Конституции, принятия основ законодательства, издания общесоюзных законов).

Президиум Верховного Совета имел полномочия проводить референдумы, объявления состояния войны, объявления общей и частичной мобилизации, ратификации международных договоров, объявления военного положения в различных районах. Президиум имел право издавать нормативные акты в виде указов, которые вступали в действие до их утверждения Верховным Советом СССР. Президиум занимался официальным разъяснением и толкованием правовых норм.

Верховный Совет СССР образовывал Совнарком СССР, который был конституирован как высший исполнительно-распорядительный орган, ответственный перед Верховным Советом и подотчетный ему. СНК не имел законодательных прав как по конституциям 1918 и 1924 гг., а мог лишь издавать подзаконные акты в рамках действующих законов. В состав СНК входили: председатель, его заместители, народные комиссары, председатель Госплана, председатель Комиссии Советского контроля, руководители некоторых общесоюзных комитетов. В 1936 г. был создан общесоюзный наркомат юстиции. В союзных республиках высшие органы власти создавались по образцу и подобию общесоюзных с учетом местной специфики. Их основу составляли Верховные Советы и СНК. Таким образом, несмотря на формальное конституирование, реорганизацию и упорядочение Советской системы, она оставалась декоративным довеском политической системы, прикрывая собой всевластие партии. Конституция 1936 г. так и осталась всеобщей декларацией и не была способна защитить население ни от нарастающего насилия, ни от авторитарного произвола.

56. Развитие конституционного законодательства. Конституция СССР 1977 г. Основные положения, её отличия от предыдущей.

За прошедший после принятия Конституции 1936 г. период в жизни советского общества произошли значительные изменения: 1)сложился единый народнохозяйственный комплекс; 2)существенно вырос национальный доход страны; 3)были освоены крупные районы на Севере и Востоке;

4)осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию; 5)изменилось международное положение СССР, появились союзники в лице развивающихся государств. В оценке итогов пройденного за годы советской власти пути в политической и хозяйственной жизни сохранялась административно-командная система, которая была не способна придать общественному развитию страны наступательный характер. 25 апреля 1962 года ВС СССР принял постановление "О выработке проекта новой Конституции СССР" и образовал Конституционную комиссию. Проект Конституции прошел всенародное обсуждение, в результате которого ВС СССР в содержание 118 статей были внесены изменения и добавлена новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята, она состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые содержат 174 статьи. В преамбуле: дается характеристика основных этапов истории советского государства, указывается высшая цель государства - настроение бесклассового коммунистического общества; указываются главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и преобразование их в коммунистическое, воспитание нового человека коммунистического общества и т.д. Первая глава Конституции посвящена политической системе современного советского общества. СССР провозглашается социалистическим общенародным государством, в котором народ осуществляет власть; Советы народных депутатов составляют политическую основу СССР. КПСС характеризуется как ядро политической системы государственных и общественных организаций (ст.6). Во второй главе формулируется экономическая система СССР, определяется высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Третья глава отражает происшедшие изменения в социальной сфере, определяет основные направления социального развития и культуры СССР. Социальную основу СССР составляют нерушимый союзы рабочих, крестьян и интеллигенции.

Четвертая глава закрепляет важнейшие положения внешней политики советского государства. Цели и задачи деятельности советского государства и его Вооруженных Сил по обеспечению надежной обороны страны закреплены в специальной главе "Защита социалистического Отечества". Главы VI и VII раздела "Государство и личность" содержат нормы о гражданстве СССР, о равноправии граждан, формулируются основные права и свободы граждан, устанавливаются гарантии их осуществления. К закрепленным ранее добавились новые права: право на охрану здоровья, право на жилище, право обжаловать в суд действия должностных лиц и др.

Национально-государственному устройству СССР посвящен специальный раздел (главы 8-11). В нем закреплено, что СССР - единое многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Каждая союзная республика определяется как суверенное государство с правом участвовать в решении всех вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР. Конституция СССР 1977 года сохранила систему органов государственной власти и управления (рассматриваются в разделах IV-VI).

Отражая новый этап развития советской государственности, представительные органы стали называться Советами народных депутатов.

Срок полномочий ВС СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет, что обеспечило связь их деятельности с народнохозяйственным планом.

Возрастной ценз для избрания депутатами в ВС СССР был снижен с 23 до 21 года, в ВС ССР и АССР - с 21 года до 18 лет. Предусматривалось равное число депутатов в обеих палатах ВС СССР - по 750 человек. Впервые была сделана попытка регулирования правового положения народного депутата. Конституция закрепила правовое положение и органов народного контроля.

Новая Конституция СССР значительное внимание уделяет вопросам правосудия, арбитража, прокурорского надзора (раздел VII, главы 20-21).

Она впервые устанавливает конституционные основы деятельности адвокатуры, арбитража, участие представителей общественности в судопроизводстве по уголовным и гражданским делам. Раздел VIII определяет герб, флаг, гимн и столицу СССР. При этом порядок утверждения Государственного гимна устанавливается впервые. В разделе IХ "Действие Конституции СССР и порядок ее изменения решением ВС СССР, принятым квалифицированным большинством (не менее 2/3 от общего числа) голосов каждой из его палат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.01 с.)