Предмет, метод, периодизация курса “История отечественного государства и права”. Место в системе гуманитарных и юридических наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод, периодизация курса “История отечественного государства и права”. Место в системе гуманитарных и юридических наук.



Предмет, метод, периодизация курса “История отечественного государства и права”. Место в системе гуманитарных и юридических наук.

История государства и права как научная дисциплина изучает возникновение и эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм и права. Предметом н. ИОГП России является изучение, возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Методы, используемые в любой гуманитарной области: 1.Общефилософские: 1)Метафизический (исходные посылки очевидны и не нуждаются в доказательствах) 2)Диалектический (все рассматривается в развитии, выявляется закономерность явлений) 2.Общелогические 1)Анализ (разложение единства на множество, целого на части) 2)Синтез (соединение разнообразных явлений в целостное) 3)Индукция (знание от частного к общему) 4)Дедукция (от общего к частному) 3.Специальные 1)Конкретно-исторический (с точки зрения ментальности и культуры того периода о котором идет речь) 2)Сравнительный (сравниваются однотипные явления) Синхронный подход (сравниваются процессы происходящие одновременно в России и в других странах) Диахромный подход (сравниваются типичные явления в разные годы) 3)Системный анализ (позволяет выявить из хауса фактов закономерности (систему)) 4)Ретроспективный метод (реконструкция прошлого на основании отдельных фактов и данных). 5)Научная абстракция (состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного).

Периодизация: 1)Период Древней Руси (IX—XII вв.) государство феодальное, система власти – сюзеренитет, вассалитет. Каждый феодал был сюзереном (господином) по отношению к нижестоящему феодалу-вассалу, вассал в свою очередь имел своих более мелких феодалов, государство регулируется Русским правом; 2)Распад феодального государства Древней Руси (XII—XIV вв.) В начале 10-15 феодальных княжеств, в пике раздробленности 250, преемственность от единого гос-ва: единый язык, вера и правовая система; 3)Образование Русского (Московского) государства (XV—XVI вв.) территориальное смещение на север, появляется общероссийский судебник 1497; 4)Период сословно-представительной монархии, XVI в. - XVII в. (власть монархии ограничивается земским собором, на местах существуют органы самоуправления); 5) Абсолютная монархия, вторая половины XVII в. по XVIII в, пик Екатерина II, 1-е попытки кодификации, 1-й воинский артикул (Петре-I), 1-й процессуальный кодекс; 6)Разложение абсолютной монархии (первая половина XIX в.) (успешный период кодификации, свод законов); 7)Буржуазная монархия (середина XIX — начало XX вв.) отмена крепостного права, городская, тюремная и судебная реформы; 8)Думская монархия - власть самодержавия ограничена гос думой; 9)Период двоевластия (февраль-октябрь 1917г.) создано несколько органов власти. 1.09 Россия объявляется республикой; 10)Создание советской власти, конец 93 года.

Основные теории происхождения древнерусского государства.

Особенность: узость источниковой базы.1)Теория родового быта (Эверс). До образования русского государства славяне проживали мелкими, обособленными друг от друга родами, во главе которого стоял родоначальник. Встал вопрос о старшем роде, началось взаимное истребление, и чтобы остановить саморазрушение был избран верховный патриарх, который стал во главе государства, так и образовалось Русское государство.2)Теория славянофильская (Аксаков, Хомяков). То состояние которое, Эверс считал предгосударственным к возникновению государства было давно пройдено. Государство образовывается за счет объединения земель и волостей, а не мелких родов (образование на основе крупных территорий). Слабые стороны: не были названы мотивы, в силу которых племенные и территориальные объединения объединяются в более крупное государство. 3)Т.Сергиевич - он согласился со славянофилами, но добавил, что стали выделяться группы предприимчивых людей, стали строить города и им нужна была защита и для защиты им потребовалась сильная публичная власть имеющая вооружение. Государство возникло путем договора между вече и князем. 4)Задружного общинного быта – возникали политические союзы между мелкими народами, матив – внешняя опасность. 5)Торговая – из-за особенностей территорий (много рек, «путь из варяг в греки», мотив – выгодность. 6) Княгини Ольги (налоговая теория) – Ольга провела налоговую реформу, установила погосты. Все племенные образования стали подчиняться Киеву и отдавали дань в положенное время. 7) Т.христианства - Русская православная цер­ковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства. 8) Федеративная (Костомаров 2-я половина 19 в.) государство было рыхлым. Были отношения данничества. Если был сильный князь, то он держал всех, если слабый – распад. 9)Двоецентрие образования государства. Первыми возникли антские племена(6в.н.э.), они пали под ударом степных народов. И государство стало возникать в 8-9 веках, когда возникло 2 центра: Ладога на Севере(Новгород) – Славия, Среднее Подднепровье Куява(Киев), Артания. Образование государства началось с севера.10)Норманнская теория Летопись «Повесть временных лет» дает понять, что в IX в. наши пред­ки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные — варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к ино­земным князьям. Варяжские князья сначала не соглашались, но сла­вяне их уговорили. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик — в Новгороде, Трувор — в Изборске (неда­леко от Пскова), Синеус — в Белоозере.

 

Регулирование брачно-семейных отношений в древнерусском законодательстве.

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с ка­ноническими правилами. Первоначально здесь действовали обычаи, связанные с языческим культом. Существовало похищение невест, многоженство. По «Повести временных лет» тогдашние мужчины имели двух-трех жен. А великий князь Владимир Святославич до кре­щения имел пять жен и несколько сотен наложниц. С введением хрис­тианства устанавливаются новые принципы семейного права — мо­ногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жес­токие наказания за внебрачные связи, пришедшие к нам из Византии.

По византийскому праву существовал довольно низкий брачный возраст: 12 - 13 лет для невесты и 14 — 15 лет для жениха. В русской практике известны и более ранние браки. Не случайно, очевидно, вы­двигалось требование согласия родителей на брак. Заключению бра­ка предшествовало обручение, которому придавалось решающее зна­чение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейших актов гражданского состо­яния — рождения, смерти, что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами. Следует отметить, что церковный брак встречал упорное сопротивление народа. Если он быстро был воспри­нят господствующей верхушкой, то среди трудящихся масс новые по­рядки приходилось вводить силой, и это заняло не один век. Впрочем, в полной мере византийское семейное право на Руси вообще не при­менялось.

Вопрос об имущественных отношениях между супругами не со­всем ясен. Однако очевидно, что жена имела определенную имущест­венную самостоятельность. Во всяком случае закон допускал имущес­твенные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.

Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

 

Оформление конституционной монархии в России. Основные законы Российской империи 1906 г. Правовой статус императора, порядок формирования, функционирование высших органов власти и управления.

На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная Дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной Думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть. Основные законы устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти. Сделанные правительством конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ. Основные государственные законы были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г. Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др. Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились; «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей.

Основные законы предоставили Государственной Думе и Государственному Совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством.

Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.

Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной Думы могло осуществляться Сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.

20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Государственной Думы, было утверждено новое Положение о Государственном Совете.

Государственный Совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный Совет на утверждение императора.

Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, Синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный Совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.

Подготовка и принятие Конституции СССР 1936 г. Проблемы организации государственного единства, законодательные, исполнительные органы по Конституции.

Конституция определяла, что экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, имеющей форму: 1)государственной собственности;

2)колхозно-кооперативной собственности.

Конституция фиксировала наличие только двух классов - рабочих и крестьян. В структурном отношении Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Содержала ряд глав, которых ранее не было:

1)об общественном устройстве; 2)о суде и прокуратуре;

3)об основных правах и обязанностях граждан; 4)об избирательной системе.

Конституция ввела всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней. Тем не менее в реальной действительности качественных изменений в характере советской власти не произошло. Как и на более ранних этапах своего существования Советы продолжали быть декоративным придатком всемогущего партийного аппарата. В Конституции 1936 г. впервые была законодательно закреплена руководящая роль Коммунистической партии (ст. 126).

В сфере союзных отношений, Конституция разграничивала компетенцию Союза и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер. Упоминания в тексте Конституции суда и прокуратуры, придавало этим институтам конституционный характер, однако на практике их роль была невелика. В наиболее существенной своей части Конституция затронула Советы. Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были переименованы в Советы депутатов трудящихся. Претерпевает изменения организационная структура Советов.

Советы согласно Конституции декларировались как политическая основа СССР. Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Громоздкие съезды были заменены постоянно действующими сессионными органами в лице Советов.

Высшим законодательным органом в СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из 2-х палат - Совета Союза и Совета Национальностей.

Каждая палата пользовалась законодательной инициативой. Нормативные акты принимались большинством голосов каждой палаты. Высшими законодательными органами в республиках являлись Верховные Советы республик.

Президиум Верховного Совета СССР не был конституирован как высший орган государственной власти, избираемый Советом, однако обладал всеми полномочиями высшего органа государственной власти, кроме вопросов исключительной компетенции Верховного Совета (изменения Конституции, принятия основ законодательства, издания общесоюзных законов).

Президиум Верховного Совета имел полномочия проводить референдумы, объявления состояния войны, объявления общей и частичной мобилизации, ратификации международных договоров, объявления военного положения в различных районах. Президиум имел право издавать нормативные акты в виде указов, которые вступали в действие до их утверждения Верховным Советом СССР. Президиум занимался официальным разъяснением и толкованием правовых норм.

Верховный Совет СССР образовывал Совнарком СССР, который был конституирован как высший исполнительно-распорядительный орган, ответственный перед Верховным Советом и подотчетный ему. СНК не имел законодательных прав как по конституциям 1918 и 1924 гг., а мог лишь издавать подзаконные акты в рамках действующих законов. В состав СНК входили: председатель, его заместители, народные комиссары, председатель Госплана, председатель Комиссии Советского контроля, руководители некоторых общесоюзных комитетов. В 1936 г. был создан общесоюзный наркомат юстиции. В союзных республиках высшие органы власти создавались по образцу и подобию общесоюзных с учетом местной специфики. Их основу составляли Верховные Советы и СНК. Таким образом, несмотря на формальное конституирование, реорганизацию и упорядочение Советской системы, она оставалась декоративным довеском политической системы, прикрывая собой всевластие партии. Конституция 1936 г. так и осталась всеобщей декларацией и не была способна защитить население ни от нарастающего насилия, ни от авторитарного произвола.

56. Развитие конституционного законодательства. Конституция СССР 1977 г. Основные положения, её отличия от предыдущей.

За прошедший после принятия Конституции 1936 г. период в жизни советского общества произошли значительные изменения: 1)сложился единый народнохозяйственный комплекс; 2)существенно вырос национальный доход страны; 3)были освоены крупные районы на Севере и Востоке;

4)осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию; 5)изменилось международное положение СССР, появились союзники в лице развивающихся государств. В оценке итогов пройденного за годы советской власти пути в политической и хозяйственной жизни сохранялась административно-командная система, которая была не способна придать общественному развитию страны наступательный характер. 25 апреля 1962 года ВС СССР принял постановление "О выработке проекта новой Конституции СССР" и образовал Конституционную комиссию. Проект Конституции прошел всенародное обсуждение, в результате которого ВС СССР в содержание 118 статей были внесены изменения и добавлена новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята, она состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые содержат 174 статьи. В преамбуле: дается характеристика основных этапов истории советского государства, указывается высшая цель государства - настроение бесклассового коммунистического общества; указываются главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и преобразование их в коммунистическое, воспитание нового человека коммунистического общества и т.д. Первая глава Конституции посвящена политической системе современного советского общества. СССР провозглашается социалистическим общенародным государством, в котором народ осуществляет власть; Советы народных депутатов составляют политическую основу СССР. КПСС характеризуется как ядро политической системы государственных и общественных организаций (ст.6). Во второй главе формулируется экономическая система СССР, определяется высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Третья глава отражает происшедшие изменения в социальной сфере, определяет основные направления социального развития и культуры СССР. Социальную основу СССР составляют нерушимый союзы рабочих, крестьян и интеллигенции.

Четвертая глава закрепляет важнейшие положения внешней политики советского государства. Цели и задачи деятельности советского государства и его Вооруженных Сил по обеспечению надежной обороны страны закреплены в специальной главе "Защита социалистического Отечества". Главы VI и VII раздела "Государство и личность" содержат нормы о гражданстве СССР, о равноправии граждан, формулируются основные права и свободы граждан, устанавливаются гарантии их осуществления. К закрепленным ранее добавились новые права: право на охрану здоровья, право на жилище, право обжаловать в суд действия должностных лиц и др.

Национально-государственному устройству СССР посвящен специальный раздел (главы 8-11). В нем закреплено, что СССР - единое многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Каждая союзная республика определяется как суверенное государство с правом участвовать в решении всех вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР. Конституция СССР 1977 года сохранила систему органов государственной власти и управления (рассматриваются в разделах IV-VI).

Отражая новый этап развития советской государственности, представительные органы стали называться Советами народных депутатов.

Срок полномочий ВС СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет, что обеспечило связь их деятельности с народнохозяйственным планом.

Возрастной ценз для избрания депутатами в ВС СССР был снижен с 23 до 21 года, в ВС ССР и АССР - с 21 года до 18 лет. Предусматривалось равное число депутатов в обеих палатах ВС СССР - по 750 человек. Впервые была сделана попытка регулирования правового положения народного депутата. Конституция закрепила правовое положение и органов народного контроля.

Новая Конституция СССР значительное внимание уделяет вопросам правосудия, арбитража, прокурорского надзора (раздел VII, главы 20-21).

Она впервые устанавливает конституционные основы деятельности адвокатуры, арбитража, участие представителей общественности в судопроизводстве по уголовным и гражданским делам. Раздел VIII определяет герб, флаг, гимн и столицу СССР. При этом порядок утверждения Государственного гимна устанавливается впервые. В разделе IХ "Действие Конституции СССР и порядок ее изменения решением ВС СССР, принятым квалифицированным большинством (не менее 2/3 от общего числа) голосов каждой из его палат.

Предмет, метод, периодизация курса “История отечественного государства и права”. Место в системе гуманитарных и юридических наук.

История государства и права как научная дисциплина изучает возникновение и эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм и права. Предметом н. ИОГП России является изучение, возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Методы, используемые в любой гуманитарной области: 1.Общефилософские: 1)Метафизический (исходные посылки очевидны и не нуждаются в доказательствах) 2)Диалектический (все рассматривается в развитии, выявляется закономерность явлений) 2.Общелогические 1)Анализ (разложение единства на множество, целого на части) 2)Синтез (соединение разнообразных явлений в целостное) 3)Индукция (знание от частного к общему) 4)Дедукция (от общего к частному) 3.Специальные 1)Конкретно-исторический (с точки зрения ментальности и культуры того периода о котором идет речь) 2)Сравнительный (сравниваются однотипные явления) Синхронный подход (сравниваются процессы происходящие одновременно в России и в других странах) Диахромный подход (сравниваются типичные явления в разные годы) 3)Системный анализ (позволяет выявить из хауса фактов закономерности (систему)) 4)Ретроспективный метод (реконструкция прошлого на основании отдельных фактов и данных). 5)Научная абстракция (состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного).

Периодизация: 1)Период Древней Руси (IX—XII вв.) государство феодальное, система власти – сюзеренитет, вассалитет. Каждый феодал был сюзереном (господином) по отношению к нижестоящему феодалу-вассалу, вассал в свою очередь имел своих более мелких феодалов, государство регулируется Русским правом; 2)Распад феодального государства Древней Руси (XII—XIV вв.) В начале 10-15 феодальных княжеств, в пике раздробленности 250, преемственность от единого гос-ва: единый язык, вера и правовая система; 3)Образование Русского (Московского) государства (XV—XVI вв.) территориальное смещение на север, появляется общероссийский судебник 1497; 4)Период сословно-представительной монархии, XVI в. - XVII в. (власть монархии ограничивается земским собором, на местах существуют органы самоуправления); 5) Абсолютная монархия, вторая половины XVII в. по XVIII в, пик Екатерина II, 1-е попытки кодификации, 1-й воинский артикул (Петре-I), 1-й процессуальный кодекс; 6)Разложение абсолютной монархии (первая половина XIX в.) (успешный период кодификации, свод законов); 7)Буржуазная монархия (середина XIX — начало XX вв.) отмена крепостного права, городская, тюремная и судебная реформы; 8)Думская монархия - власть самодержавия ограничена гос думой; 9)Период двоевластия (февраль-октябрь 1917г.) создано несколько органов власти. 1.09 Россия объявляется республикой; 10)Создание советской власти, конец 93 года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.071 с.)