Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое развитие школьников как важнейший показатель состояния здоровья. Понятие об акселерации и ретардации.

Поиск

Физическое развитие школьников как важнейший показатель состояния здоровья. Понятие об акселерации и ретардации.

Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Основные причины появления акселерации: 1. Усиленная витаминизация детей и беременных женщин. 2. Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.). 3. Влияние СМИ. 4. Радиоактивные загрязнения, поначалу ведущие к ускорению роста, а со временем – к ослаблению генофонда. 5. Уменьшение кислорода в атмосфере, вызывающее усиленный рост грудной клетки, а за ней и всего организма. 6. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях). Все эти факторы действуют в комплексе.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление – ретардация.

Ретардация – отставание детей в физическом и духовном развитии, что обуславливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды. Наблюдается отставание и в созревании иммунной системы - их иммунитет отстраивается гораздо медленнее. Основные причины появления ретардации: Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.). Неблагоприятная экология, радиация, солнечная инсоляция. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).

 

Физическое развитие детей и подростков, методы оценки

 

Возрастная периодизация Биологический возраст, его критерии.

Биологический возраст - это достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития.

Возраст биологический -- возраст развития. Основными критериями биологического возраста считаются: · зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков); · скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета); · зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов); · показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов; морфологическая и психологическая зрелость. Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата - мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений.

В качестве критерия периодизации выдвигался и такой признак, как степень развития центральной нервной системы (в частности, коры головного мозга)

Существует и возрастная периодизация, основанная на выделении периодов новорожденного, ясельного, дошкольного и школьного возраста у детей, которая отражает скорее существующую систему детских учреждений, чем возрастные особенности.

период внутриутробного развития;

период новорожденного (2–3 недели);

период грудного возраста (до 1 года);

преддошкольный (с 1 года до 3 лет);

дошкольный возраст (с 3 до 7 лет, период молочных зубов);

младший школьный возраст (с 7 до 12 лет);

средний, или подростковый, возраст (с 12 до 15 лет);

старший школьный, или юношеский, возраст (с 14 до 18 лет у девочек, с 15–16 лет до 19–20 лет у мальчиков).

Возрастная и педагогическая психология чаще использует периодизацию, основанную на педагогических критериях, когда периоды дошкольного возраста подразделяются соответственно группам детского сада, а в школьном возрасте выделяют три этапа: младший (I–IV классы), средний (IV–IX классы), старший (X–XI классы).

В современной науке нет единой общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ, но предлагается такая схема:

1) новорожденный (1-10 дней);

2) грудной возраст (10 дней – 1 год);

3) раннее детство (1–3 года);

4) первое детство (4–7 лет);

5) второе детство (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек);

6) подростковый возраст (13–16 лет для мальчиков, 12–15 лет для девочек);

7) юношеский возраст (17–21 год для юношей, 16–20 лет для девушек);

8) зрелый возраст:

I период (22–35 лет для мужчин, 22–35 лет для женщин);

II период (36–60 лет для мужчин, 36–55 лет для женщин);

9) пожилой возраст (61–74 года для мужчин, 56–74 года для женщин);

10) старческий возраст (75–90 лет);

11) долгожители (90 лет и выше).

Данная периодизация включает в себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Схема учитывает особенности мальчиков и девочек. Для каждого возрастного периода характерны специфические особенности. Переход от одного возрастного периода к другому называют переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени изменчива. Хронологические рамки возраста и его характеристики определяются в первую очередь социальными факторами.

 

9. Опорно-двигательный аппарат, возрастные особенности. Предупреждение нарушений осанки. Функцию движений у человека выполняет опорно-двигательный аппарат,объединяющий кости, их соединения и скелетные мышцы. Опорно-двигательный аппарат разделяют на пассивную и активную части. К пассивной частиотносят кости и их соединения, от которых зависит характер движений частей тела, но сами они выполнять движения не могут. Активную частьсоставляют скелетные мышцы, которые обладают способностью к сокращению и приводят в движение кости скелета (костные рычаги).

Специфика аппарата опоры и движений человека связана с вертикальным положением его тела, прямохождением и трудовой деятельностью. Приспособления к вертикальному положению тела имеются в строении всех отделов скелета: позвоночника, черепа и конечностей. Чем ближе к крестцу, тем массивнее позвонки (поясничные), что вызвано большой нагрузкой на них. В том месте, где позвоночник, принимающий на себя тяжесть головы, всего туловища и верхних конечностей, опирается на тазовые кости, позвонки (крестцовые) срослись в одну массивную кость — крестец. Изгибы создают наиболее благоприятные условия для поддержания вертикального положения тела, а также для выполнения рессорных, пружинящих функций при ходьбе и беге. Особое значение мышечная деятельность имеет для развивающегося организма ребенка. Ограничение подвижности или мышечные перегрузки нарушают гармоничность развития и являются важным патогенетическим фактором в развитии многих заболеваний. Вот почему обучение и воспитание предполагают не только развитие умственных способностей школьников, но и их физическое совершенствование. Вполне естественно, что эта задача ложится не только на плечи преподавателей физического воспитания и труда, но и является первостепенной задачей для каждого учителя и воспитателя.

 

10. Система крови, функции крови. Гемостаз, его механизм. Кровь – это жидкая ткань организма, состоящая из твердой части (форменные элементы) и жидкой части (плазма). К форменным элементам относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. В 1939 году клиницистом Г.Ф. Лангом введено понятие система крови, в которую входят: 1) периферическая кровь, циркулирующая по сосудам; 2) органы кроветворения – красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка; 3) органы кроверазрушения – селезенка, печень, красный костный мозг; 4) регулирующий нейрогуморальный аппарат. Деятельность всех компонентов этой системы обеспечивает выполнение основных функций крови.

Функции крови: I.Транспортная: 1)дыхательная, 2)трофическая, 3)выделительная; II.Защитная: 1)фагоцитоз, 2)иммунитет, 3) Гемостаз -свертываемость крови. Эта функция защищает организм от кровопотери. В этой функции участвуют все составные части крови, а также сосудистый эндотелий и сосудистый субэндотелий.

 

Строение и работа сердца.

Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Левая и правая части сердца разделены сплошной перегородкой. Кровь из предсердия в желудочки поступает через отверстия в перегородке между предсердиями и желудочками. Отверстия снабжены клапанами, которые открываются только в сторону желудочков. Клапаны образованы смыкающимися створками и потому называются створчатыми. В левой части сердца клапан двустворчатый, в правой – трехстворчатый.

У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка располагаются полулунные клапаны. Полулунные клапаны пропускают кровь из желудочков в аорту и легочную артерию и препятствуют обратному движению крови из сосудов в желудочки.

Клапаны сердца обеспечивают движение крови только в одном направлении: из предсердий – в желудочки и из желудочков – в артерии.

Масса сердца человека составляет от 250 до 360 г.

Расширенную верхнюю часть сердца называют основанием, суженную нижнюю – верхушкой. Сердце лежит косо за грудиной. Его основание направлено назад, вверх и вправо, а верхушка – вниз, вперед и влево. Верхушка сердца прилежит к передней грудной стенке в области у левого межреберья; здесь в момент сокращения желудочков ощущается сердечный толчок.

Основную массу стенки сердца составляет мощная мышца – миокард, состоящий из особого рода поперечно-полосатой мышечной ткани. Толщина миокарда разная в различных отделах сердца. Наиболее тонок он в предсердиях (2–3 мм). Левый желудочек имеет самую мощную мышечную стенку: она в 2,5 раза толще, чем в правом желудочке.

 

 

13. Периферическое звено системы кровообращения. Виды, особенности строения и функции сосудов. Кровообращение — непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов, обеспечивающее все жизненно важные функции организма. Периферическое звено функциональной системы, поддерживающее постоянство кровяного давления.

Виды: артерии, капилляры, вены.

Артерии - кровеносные сосуды, несущие обогащенную кислородом кровь от сердца к органам и тканям (лишь легочная артерия несет венозную кровь). Артерии несут кровь от сердца, при этом ошибочно предполагать, что в артериях кровь насыщенна кислородом. Стенка артерии представлена тремя слоями: наружной соединительнотканной оболочкой; средней, состоящей из эластических волокон и гладких мышц; внутренней, образованной эндотелием и соединительной тканью. У человека диаметр артерий колеблется от 0,4 до 2,5 см. Общий объем крови в артериальной системе составляет в среднем 950 мл. Артерии постепенно древовидно ветвятся на все более мелкие сосуды - артериолы, которые переходят в капилляры.

Капилляры - мельчайшие сосуды (средний диаметр не превышает 0,005 мм, или 5 мкм), пронизывающие органы и ткани животных и человека, имеющих замкнутую кровеносную систему. Они соединяют мелкие артерии - артериолы с мелкими венами - венулами. Через стенки капилляров, состоящие из клеток эндотелия, происходит обмен газов и других веществ между кровью и различными тканями.

Вены - кровеносные сосуды, несущие насыщенную углекислым газом, продуктами обмена веществ, гормонами и другими веществами кровь от тканей и органов к сердцу (исключение легочные вены, несущие артериальную кровь). Стенка вены значительно тоньше и эластичнее стенки артерии. Мелкие и средние вены снабжены клапанами, препятствующими обратному току крови в этих сосудах. У человека объем крови в венозной системе составляет в среднем 3200 мл.

14. Круги кровообращения. Кровообращение - это непрерывное движение крови по замкнутой сердечно-сосудистой системе, обеспечивающее обмен газов в легких и тканях тела. Система органов кровообращения состоит из сердца и кровеносных сосудов, пронизывающих все органы и ткани тела. Кровообращение начинается в тканях, где совершается обмен веществ через стенки капилляров. Кровь, отдавшая кислород органам и тканям, поступает в правую половину сердца и направляется им в малый (легочной) круг кровообращения, где кровь насыщается кислородом, возвращается к сердцу, поступая в левую его половину, и вновь разносится по всему организму (большому кругу кровообращения).

Малый круг кровообращения - легочной круг - служит для обогащения крови кислородом в легких. Он начинается от правого желудочка и заканчивается левым предсердием.

Большой круг кровообращения - телесный - собирает венозную кровь от верхней и нижней половины туловища и аналогично распределяет артериальную; начинается от левого желудочка и заканчивается правым предсердием.

15. Методы определения показателей сердечно-сосудистой системы (артериальное давление, пульс). Место определения пульса — лучевая артерия у основания большого пальца. Исследующий кладет на лучевую артерию 2-й, 3-й и 4 -и пальцы правой руки и прижимает с умеренной силой к лучевой кости, большой палец располагается на наружной поверхности кисти исследуемого. Подсчет ударов пульса проводится в течение 30 с—1 мин (норма у детей до 1 года — 125, 3 лет — 110, более 12 лет — 75 ударов в минуту). При ритмичном пульсе пульсовые толчки одинаковы по силе и по промежуткам времени между ними. При аритмичном пульсе промежутки времени между отдельными толчками увеличиваются или сокращаются, изменяется также сила толчка. Аритмичный пульс характерен для больных с заболеваниями сердца.

Прибор для измерения АД— тонометр. Он может быть механическим или электронным, но принцип измерения у них один и тот же – реакция на пульсацию крови в кровеносном сосуде. При измерении давления больной может лежать или сидеть, но аппарат должен находиться на одном уровне с рукой, на которой измеряют давление.
Место измерения — плечо, на 2—3 см выше локтевого сустава. На обнаженное плечо накладывают и фиксируют резиновую манжетку, соединенную с измерительным прибором резиновой трубочкой. В манжетку нагнетают воздух резиновым баллоном, также соединенным с прибором. Прибор измеряет давление воздуха в манжетке. Человек, измеряющий давление прикладывает фонендоскоп (трубку для выслушивания) к локтевому сгибу, где хорошо выслушивается пульс на локтевой артерии. Раздуваемой манжеткой сдавливают плечевую артерию до тех пор, пока не исчезнут звуки пульсации на локтевой артерии. Затем постепенно выпускают воздух из системы аппарата. Максимальное артериальное давление определяют по положению стрелки на приборе в тот момент, когда появился первый звук – тон пульсации. Тоны будут выслушиваться до тех пор, пока полностью не прекратится давление на артерию манжеткой, из которой медленно выпускается воздух.

Обмен веществ и энергии.

Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма. В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс синтеза, т. е. образования сложных веществ из более простых. Одновременно с этим происходит распад, окисление сложных органических веществ, входящих в состав клеток организма.

Работа организма сопровождается непрерывным его обновлением: одни клетки погибают, другие их заменяют. У взрослого человека в течение суток гибнет и заменяется 1/20 часть клеток кожного эпителия, половина всех клеток эпителия пищеварительного тракта, около 25 г крови и т. д. Рост и обновление клеток организма возможны только случае непрерывного поступления в организм кислорода и питательных веществ. Питательные вещества являются именно тем строительным и пластическим материалом, из которого строится организм.

Для непрерывного обновления, построения новых клеток организма, работы его органов и систем – сердца, желудочно-кишечного тракта, дыхательного аппарата, почек и другого, для совершения человеком работы нужна энергия. Эту энергию человек получает при распаде и окислении в процессе обмена веществ. Следовательно, питательные вещества, поступающие в организм, служат не только пластическим строительным материалом, но и источником энергии, необходимой для нормальной жизнедеятельности организма.

Таким образом, под обменом веществ понимают совокупность изменений, которые претерпевают вещества от момента их поступления в пищеварительный тракт и до образования конечных продуктов распада, выделяемых из организма.

Анаболизм и катаболизм. Обмен веществ, или метаболизм, является тонко согласованным процессом взаимодействия двух взаимно противоположных процессов, протекающих в определенной последовательности. Анаболизмом называют совокупность реакций биологического синтеза, требующих затрат энергии. К анаболическим процессам относятся биологический синтез белков, жиров, липоидов, нуклеиновых кислот. За счет этих реакций простые вещества, поступая в клетки, с участием ферментов вступают в реакции обмена веществ и становятся веществами самого организма. Анаболизм создает основу для непрерывного обновления износившихся структур.

 

19. Витамины, их роль. Гипо- и гипервитаминозы.

Витамины. Это органические соединения, совершенно необходимые для нормального функционирования организма. Витамины входят в состав многих ферментов, что объясняет важную роль витаминов в обмене веществ. Витамины способствуют действию гормонов, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (инфекциям, действию высокой и низкой температуры и т. д.). Они необходимы для стимулирования роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций.

В отличие от ферментов и гормонов большинство витаминов не образуются в организме человека. Главным их источником являются овощи, фрукты и ягоды. Содержатся витамины также в молоке, мясе, рыбе. Витамины требуются в очень небольших количествах, но их недостача или отсутствие в пище нарушает образование соответствующих ферментов, что приводит к заболеваниям – авитаминозам.

Все витамины делят на две большие группы: а) растворимые в воде; б) растворимые в жирах. К водорастворимым витаминам относят группу витаминов В, витамины С и Р. К жирорастворимым витаминам – витамины А1 и А2, D, Е, К.

Гѝпервитамино́з — острое расстройство в результате интоксикации сверхвысокой дозой одного или нескольких витаминов (содержащихся в пище или витаминсодержащих лекарствах).

Чаще всего гипервитаминозы вызываются приёмом резко повышенных доз витаминов А и D.

Лечение производится отменой приёма витаминов, обильным питьём (форсированный диурез),антидотами.

Гиповитаминоз (от гипо (греч. ὑπο — под, внизу) и витамины), болезненное состояние, возникающее при нарушении соответствия между расходованием витаминов и поступлением их в организм; то же, что витаминная недостаточность.

Гиповитаминоз развивается при недостаточном поступлении витаминов. Гиповитаминоз развивается незаметно: появляется раздражительность, повышенная утомляемость, снижается внимание, ухудшается аппетит, нарушается сон. Систематический длительный недостаток витаминов в пище снижает работоспособность, сказывается на состоянии отдельных органов и тканей (кожа, слизистые, мышцы, костная ткань) и важнейших функциях организма, таких как рост, интеллектуальные и физические возможности, продолжение рода, защитные силы организма.

 

Цинк

 

22. Режим питания и его значение для здоровья. Питание — один из факторов внешней среды, существенно влияющий на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни человека.

Питание должно быть сбалансированным и рациональным, т. е. содержать в оптимальном соотношении компоненты пищи (белки, жиры и углеводы). В пищевой рацион должны обязательно включаться мясо, рыба, молоко (источники жиров и белков), овощи и фрукты (источники углеводов).

Важное значение в питании играют витамины, содержащиеся в мясе, яйцах, молоке, дрожжах, овощах, фруктах, крупах, а также минеральные вещества (калий, натрий, магний, кальций, фосфор, цинк, медь, фтор, иод и др.)-

Вопросами полноценного и рационального питания занимается гигиена питания. Основными гигиеническими требованиями к питанию являются следующие:

— пища должна быть безвредной для организма;

— рацион питания должен соответствовать возрастным особенностям человека;

— пища должна быть разнообразной и сбалансированной по содержанию различных веществ;

— технология приготовления пищи и условия ее приема должны соответствовать санитарным нормам;

— суточный рацион питания должен быть правильно распределен по калорийности между завтраком, обедом и ужином;

— необходимо строго соблюдать время приемов пищи и промежутков между ними.

 

 

Лабильность ткани в значительной степени зависит от функционального состояния этой ткани. Патологические процессы и утомление приводят к снижению лабильности нервной ткани, а систематические специальные тренировки — к ее повышению.

Основные функции и эффекты

Основная функция глюкокортикоидов — обеспечение устойчивости к стрессу, включая травмы, инфекции, голодание и пр. С этим тесно связаны и другие две функции глюкокортикоидов:

- противовоспалительное действие (при травмах и инфекциях неконтролируемое воспаление может привести к патологическим последствиям);

- стимуляция глюконеогенеза, обеспечивающего организм глюкозой в условиях длительного голодания.

Отсюда следуют основные эффекты глюкокортикоидов:

-поддержание деятельности сердечно-сосудистой системы, в частности артериального давления в условиях стресса;

-подавление воспаления на многих его этапах;

-стимуляция глюконеогенеза в печени;

-стимуляция липолиза (для обеспечения глюконеогенеза из липидов и для использования липидов как энергетических субстратов, а следовательно, экономии глюкозы);

-стимуляция распада белков (для обеспечения глюконеогенеза из аминокислот).

Механизмы действия

Глюкокортикоиды действуют через внутриклеточные рецепторы, повышая экспрессию(наследственная информация от гена преобразуется в РНК или белок.)

Прямые влияния

Главные факторы, стимулирующие выработку глюкокортикоидов, — это:

-стресс;

- суточный ритм (секреция глюкокортикоидов повышена утром; тем самым организм подготавливается к стрессам, которые он может испытывать в течение дня);

- гипогликемия.

Все эти факторы влияют на выработку глюкокортикоидов, повышая секрецию кортиколиберина и, как следствие, АКТГ (адренокортикотропного гормона).

Дефицит и избыток

· Дефицит глюкокортикоидов проявляется признаками сниженной переносимости стресса (общей слабостью, утомляемостью, артериальной гипотонией с угрозой резкого падения артериального давления при стрессорных воздействиях, тяжелым течением инфекций) и метаболических нарушений (похуданием, потерей аппетита и тошнотой, иногда гипогликемией). В случае, если дефицит глюкокортикоидов первичный (то есть обусловлен поражением надпочечников, а не гипофиза или гипоталамуса), к перечисленным признакам добавляется гиперпигментация: устраняются тормозящие влияния глюкокортикоидов на секрецию кортиколиберина и АКТГ (отрицательные обратные связи), повышается выработка АКТГ и вместе с ним — МСГ.

·Избыток глюкокортикоидов проявляется признаками повышенного распада белка, особенно мышечной и соединительной ткани (атрофией мышц, остеопорозом, багровыми полосами на коже из-за ее растяжения, склонностью к кровоподтекам), усиленного глюконеогенеза вплоть до постоянной гипергликемии, артериальной гипертонией.

Физическое развитие школьников как важнейший показатель состояния здоровья. Понятие об акселерации и ретардации.

Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Основные причины появления акселерации: 1. Усиленная витаминизация детей и беременных женщин. 2. Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.). 3. Влияние СМИ. 4. Радиоактивные загрязнения, поначалу ведущие к ускорению роста, а со временем – к ослаблению генофонда. 5. Уменьшение кислорода в атмосфере, вызывающее усиленный рост грудной клетки, а за ней и всего организма. 6. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях). Все эти факторы действуют в комплексе.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление – ретардация.

Ретардация – отставание детей в физическом и духовном развитии, что обуславливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды. Наблюдается отставание и в созревании иммунной системы - их иммунитет отстраивается гораздо медленнее. Основные причины появления ретардации: Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.). Неблагоприятная экология, радиация, солнечная инсоляция. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.011 с.)