Понятие об усталости, утомлении и переутомлении. Физиологические механизмы утомления и переутомления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об усталости, утомлении и переутомлении. Физиологические механизмы утомления и переутомления.



Работа неизбежно связана с утомлением. Утомление, характеризующееся снижением работоспособности, является нормальным, физиологическим следствием всякой деятельности. Хорошо знакомое каждому человеку ощущение усталости, по определению акад. А. А. Ухтомского, есть натуральный предупредитель о начинающемся утомлении.

Однако чувство усталости и утомление не всегда идут параллельно. Иногда человек чувствует усталость, хотя он только что приступил к работе и затратил очень мало энергии. В других случаях интересная разнообразная работа, выполняемая с увлечением, длительное время не вызывает ощущения усталости.

Утомление развивается не только в обычных, нормальных условиях трудовой деятельности. К утомлению ведут и такие факторы, как:

1) сознание бесцельности, бессмысленности выполняемой работы;
2) нежелание по какой-либо причине работать;
3) подавленное настроение и плохое самочувствие;
4) неблагоприятные условия среды и, в частности, плохо подготовленное рабочее место;
5) монотонность и однообразие работы.


В состоянии утомления снижается производительность труда и делается больше ошибок, чем обычно; утомленному человеку труднее сосредоточиться, найти нужное решение вопроса, ему приходится максимально напрягать внимание, волю. Чем дольше продолжается работа, тем больше возникает потребность в отдыхе, снятии утомления.

Физиологической, научной основой рационального режима труда и отдыха И. М. Сеченов считал работу без утомления, т. е. такую работу, при которой минимальное утомление снимается последующим отдыхом.

Состояние утомления, являясь сложным физиологическим процессом, определяется, как показали исследования советских ученых, временным расстройством деятельности нервных клеток коры головного мозга. Это расстройство в деятельности корковых клеток распространяется и на другие системы организма.

Чувство усталости предупреждает наш организм о возникших затруднениях в деятельности нервных клеток коры головного мозга. Подобные «сигнальные» чувства возникают и при таких состояниях, как чувство голода, жажды, боли и т. п. Утомление можно сравнительно легко устранить с помощью активного или пассивного отдыха.

А. А. Ухтомский указывает на следующие характерные последствия переутомления.

1. Неспособность удерживать достаточно бдительное внимание к работе, к ее обстановке. Отсюда увеличение ошибок и брака, с одной стороны, возрастающее количество несчастных случаев – с другой. Перед нами, следовательно, расстройство координации и внимания, прежде всего расстройство функции торможения.

2. Неспособность к созданию и усвоению новых полезных навыков при еще сохраняющейся способности автоматического повторения старых, наиболее укоренившихся. Старые и давно усвоенные работы выполняются даже нервнобольными людьми.

3. Расстройство старых автоматических навыков. То, что делалось до сих пор в порядке прочно усвоенных рефлексов – такие «мелочи», как надевание шапки перед выходом из дома, взятие с собой обыденных, нужных для работы предметов, – все требует теперь дополнительного контроля за собой.

При переутомлении снижается обычная творческая активность человека, гаснет инициатива, без видимого внешнего повода ухудшается настроение, появляются признаки скуки, тоски.

Борьба с переутомлением отвечает задачам как сохранения высокой работоспособности, так и профилактике болезней; при переутомлении защитные силы организма ослабевают, что способствует возникновению многих заболеваний.

Железы внутренних секреций, их роль.

Понятие о гормонах и гормональной регуляции. Химия гормнов, механизм действия на физиологические и метаболические процессы. Регуляция эндокринных функций. Центральная регуляция. Роль гипоталамуса в регуляции функций гипофиза. Нейросекреция. Понятие о гипоталамических нейрогормонах. Нейрогипофиз. Антидиуретический гормон и окситоцин. Регуляция секреции антидиуретического гормона, химия, гормоно-метаболизм, физиологическое действие. Физиологическая регуляция секреции окситоцина, действие окситоцина на молочные железы, половую систему. Нейропептиды мозга. Гипофизарно-адреналовая система. Физиологическая регуля ция секреции адренокортикотропного гормона. Гормоны коры надпочечников, химия, метаболизм, физиоло гические метаболические эффекты. Катехоламины и их роль в регуляции эндокринных функций. Нервная регуляция секреции тиреотропного гормона. Химия тиреотропного гормона, его физиологическое действие. Гормоны щитовидной железы, синтез, влияние на метаболические процессы. Гормон роста и действие его на обмен веществ в организме. Гормоны околощитовидных желез. Паратгормон и тириокальцитонин, их роль в регуляции обмена кальция и фосфора. Поджелудочная железа и ее гормоны. Глюкоген, его действие на печень и жировую ткань. Роль инсулина в регуляции обмена углеводов. Гормоны желудочно-кишечного тракта. Эпифиз, анатомия, представление о гормонах эпифиза, роль эпифиза в регуляции эндокринных функций. Половые железы. Функция андрогенов и эстрогенов. Регуляция половых функций. Нервный и гипоталамичческий контроль секреции гонадотропных гормонов. Гормональная регуляция минерального обмена. Роль альдостерона, вазопрессина, дезоксикортикостерона и ренин-ангиотензиновой системы в регуляции натрия и калия в организме. Роль эндокринных желез в регуляции стрессорных реакций. Взаимосвязь кортикостероидов и катехоламинов и их значение в адаптации организма к вредоносным факторам внешней среды.

Основные принципы организации рационального питания

Основные принципы рациональной организации питания. Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:

1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.

2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.

3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

4. Оптимальный режим питания.

5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

6. Учет индивидуальных особенностей детей.

7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

8. Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

9. Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

10. Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

Гигиена детей и подростков (школьная гигиена)

1.Гигиенические требования к условиям обучения школьников (роль внешнесредовых факторов класса)

КАК Я ПОНЯЛ ОТВЕТ НА ЭТО ВОПРОС СОДЕРЖИТСЯ ВО ВСЕХ ВОПРОСАХ СНИЗУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.229 (0.006 с.)