Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как люди проводят месяц поста (продолжение).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
6 ― Путник (мусафир). Если человек специально выдвигается в путь, только для того, чтобы не соблюдать пост, то совершает запретный поступок. Такой человек обязан соблюдать пост. Если же человек выдвигается в путь по определенным причинам, а не из-за хитрости, то он может выбирать: либо соблюдает пост, либо не соблюдает его. Например, человек отправляется в путь, потому что он пилот самолета или таксист. Аллах Всевышний сказал: ﴿ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ ﴾ «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» [Сура аль-Бакара, аят 185]. Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы часто находились в пути вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и постившийся не порицал несоблюдавшего пост, а несоблюдавший пост – постившегося» [аль-Бухари, 1947; Муслим, 1118]. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Они (сподвижники) считали, что тот, кто находит в себе силу, соблюдает пост, и это хорошо (для него). А тот, кто чувствует слабость, не соблюдает пост, и это хорошо (для него)» [Муслим, 1117]. Например, человек работает таксистом и перевозит людей из города в город. Если ему тяжело соблюдать пост, когда он находится в пути, например, из-за жары, то он может соблюдать пост в другое время, когда погода будет прохладной. Если путнику легко дается соблюдение поста, то лучше соблюдать его, а если ему тяжело, то лучше не соблюдать пост, перенеся его на другое время. Но в любом случае, если человек имеет возможность соблюдать пост, и ему не слишком тяжело, то лучше соблюдать его вместе с людьми, как и делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Передают, что Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды во время Рамадана мы двинулись в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в такую сильную жару, что некоторые из нас были вынуждены прикрывать голову рукой. И в тот день среди нас не было постящихся, если не считать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и 'Абдуллаха ибн Равахи» [Муслим, 1122]. А иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не соблюдал пост во время пути, заботясь о своих сподвижниках, когда понимал, что им тяжело соблюдать этот пост. Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что в год победы [Имеется в виду год, когда мусульмане овладели Меккой] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Мекку в Рамадане и постился, пока не достиг Кура' аль-Гамим [местечко, которое находится перед 'Усфаном на пути из Медины в Мекку], и люди постились вместе с ним. Тогда кто-то сообщил ему о том, что людям тяжело соблюдать пост. После этого он велел принести кубок воды, поднял его, чтобы люди посмотрели на него, и выпил воду. [Муслим, 1114]. Также сообщается со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что один из летних дней пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к воде, скопившейся после дождя, а люди шли пешком и соблюдали пост. Тогда он сказал: «Выпейте воду, о люди!», но они отказались. Тогда он сказал: «Вы не подобны мне! Поистине, мне легче соблюдать пост, чем вам, да к тому же я еду верхом, (а вы идёте пешком)», но они снова отказались. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спустился с верхового животного и выпил воды, после чего люди сделали то же самое, хотя он и не хотел прерывать свой пост [Ахмад, 3/46]. Если путнику тяжело соблюдать пост, то он не должен его соблюдать. Об этом говорится в хадисе Джабира, который мы привели выше. Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что в год победы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Мекку в Рамадане и постился, пока не достиг Кура' аль-Гамим, и люди постились вместе с ним. Тогда кто-то сообщил ему о том, что людям тяжело соблюдать пост. После этого он велел принести кубок воды, поднял его, чтобы люди посмотрели на него, и выпил воду. После этого ему сказали: «Некоторые люди продолжают поститься», и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Эти люди —ослушники, эти люди —ослушники!» [Муслим, 1114]. Сообщается также, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в пути, увидел толпу людей, (собравшихся вокруг одного) человека и закрывавших его от солнца, и спросил: “Что происходит?” (Люди) ответили: “Он постится”, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пост во время путешествия не от благочестия”» [аль-Бухари, 1946; Муслим, 1115]. Если постящийся человек находится в пути и ему тяжело довести свой пост до конца, то нет ничего страшного в том, что он прервет пост, при условии, что он находится вне границ своего города. На это указывает хадис Джабира, который был приведен в этой главе уже два раза. Если путник, который не соблюдает пост, вернулся домой посреди дня Рамадана, то должен ли он удерживаться от еды и питья до конца дня?! Учёные разногласили в этом вопросе. Некоторые учёные сказали, что он уже должен удерживаться от еды, питья и половой близости с супругой до конца дня из-за уважения к дневному времени Рамадана. Хотя его пост и не считается действительным, так как он не соблюдал его с утра, и поэтому он должен будет возместить его в будущем. Это – известное мнение в мазхабе Ахмада, да помилует его Аллах. Другие учёные сказали, что он не обязан удерживаться от еды, питья и половой близости с супругой до конца дня, так как это не принесет ему никакой пользы, ибо он все равно должен возместить свой пост в будущем. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто поел в начале дня, тот пусть ест и в конце дня». То есть: если человеку было дозволено не соблюдать пост по уважительной причине, то ему дозволено есть и пить в течение всего дня. Это мнение мазхаба Малика и мазхаба аш-Шафи‘и, а также это одно из мнений, передаваемых от Ахмада. Но следует заметить, что этот человек не должен есть и пить открыто перед людьми, чтобы люди не подумали о нём плохо, не зная о причинах его поступка.
7 ― Больной, относительно которого есть надежда на выздоровление. Больной человек может относиться к одной из трех категорий людей: Первая категория — больные люди, которым легко даётся пост, и соблюдение поста не наносит им никакого вреда. Такие люди обязаны соблюдать пост, ибо у них нет такой уважительной причины, которая позволила бы им его не соблюдать. Вторая категория — больные люди, которым тяжело соблюдать пост, но вместе с этим пост не наносит им никакого вреда. Такой человек может не соблюдать пост, ибо Аллах Всевышний сказал: ﴿ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ﴾ «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [Сура аль-Бакара, аят 185]. Этому больному нежелательно соблюдать пост, если он испытывает затруднения, ибо Аллах Всевышний позволил ему не соблюдать пост во время болезни, дабы человек не мучил самого себя. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит, когда принимают Его облегчения так же, как Он не любит, когда ослушиваются Его». [Ахмад, 2/108; ибн Хиббан, 2742; ибн Хузейма, 950. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 1886]. Третья категория — больные люди, которым соблюдение поста нанесет вред. Таким людям вообще запрещено соблюдать пост. Аллах Всевышний сказал: ﴿ وَلاَ تَقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْ إِنَّ اللّهَ كَانَ بِكُمْ رَحِيمًا ﴾ «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» [Сура ан-Ниса, аят 29]. А также: ﴿ وَلاَ تُلْقُواْ بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ ﴾ «Не бросайте себя своими руками к погибели [То есть: не убивайте самих себя] » [Сура ан-Ниса, аят 29]. В хадисе сказано: «У души твоей есть на тебя право» [аль-Бухари, 1968]. Человек не должен соблюдать пост, если пост вредит ему, ибо Аллах Всевышний позволил не соблюдать пост в такой ситуации. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(В исламе) нет никакого вреда». [Ибн Маджах, 2341; Ахмад, 1/313; Абу Йа‘ля, 4/397; ат-Табарани в «аль-Кабир», 11806, со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. А также аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/66; ад-Даракутни в «ас-Сунан», 3/77; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 6/69, со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах. А также имам Малик в «аль-Муватта», 2/745, со слов ‘Амра ибн Яхъи, который передавал от своего отца, а тот от пророка, да благословит его Аллах и приветствует]. Если человек соблюдал пост и вдруг посреди дня Рамадана заболел, и ему стало тяжело довести пост до конца, то он может прервать свой пост. Если больной, который не соблюдает пост, вылечился от болезни посреди дня Рамадана, то должен ли он удерживаться от еды и питья до конца дня?! Учёные разногласили в этом вопросе и это разногласие подобно их разногласию относительно путника, который вернулся домой, а мы разъяснили этот вопрос выше. Следовательно, если врачи установили, что пост способствует усилению болезни или оттягивает излечение больного, то человеку разрешается не соблюдать пост, чтобы сохранить своё здоровье и избавиться от болезни. Если больной не соблюдал пост в месяц Рамадан по причине болезни, то он должен дождаться исцеления от болезни, а затем возместить пропущенные посты. Если же человек болеет такой болезнью, относительно которой нет надежды на исцеление, то он должен кормить по одному бедняку за каждый пропущенный день поста. Этот вопрос был подробно разъяснен в пятом пункте предыдущей главы. وصلَّى الله وسلَّم على نبينا محمد وعلى آلِهِ وصحبِه أجمعين
Глава восьмая Как люди проводят месяц поста (заключение). 8 ― Женщина, у которой в дни поста началась менструация (хайд) или послеродовые кровотечения (нифас).
Ей запрещено соблюдать пост и даже если она будет его соблюдать, пост всё равно не будет действительным. Однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обращаясь к женщинам: «Не видел я никого из тех, кому недостаёт ума и (совершенства в делах) религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!» Тогда женщины сказали: «О посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в (делах) религии и недостаток ума?» На что он ответил: «Разве свидетельство женщины не (приравнивается к) половине свидетельства мужчины?» Они сказали: «Да». Он сказал: «Это и (указывает) на недостаток её ума. А разве (женщине) не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинается менструация?» Они сказали: «Да». Он сказал: «А это (указывает) на её несовершенство в (делах) религии». [аль-Бухари, 304; Муслим, 80].
Если женщина соблюдает пост и даже если до окончания поста остались лишь считанные мгновения, но вдруг у неё началась менструация, то пост нарушается. Женщина обязана возместить все посты Рамадана, пропущенные ею по причине менструации. Если женщина очистилась от менструации в дневное время Рамадана, то должна ли она воздерживаться от еды и питья до конца дня?! Учёные разногласили в этом вопросе и это разногласие подобно их разногласию относительно путника, который вернулся домой в середине дня, и больного человека, который излечился от болезни в середине дня, а мы разъяснили этот вопрос в прошлой главе. Если женщина очистилась от менструации ночью, она обязана соблюдать пост на следующий день, даже если очищение произошло за мгновение до начала поста. Её пост в данном случае будет действительным, даже если она ещё не успела совершить полное омовение (гусль). В данном случае она будет подобна человеку, который не успел совершить полное омовение после близости с супругой. Передают, что жёны пророка 'Аиша и Умму Саляма, да будет доволен Аллах ими обоими, говорили: «Во время Рамадана посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нередко встречал утро в состоянии осквернения после близости с женой, а не после поллюции, и постился» [аль-Бухари, 1931; Муслим, 1109].
Всё, что мы сказали о женщинах, у которых менструации, также касается и женщин, у которых идут послеродовые кровотечения (нифас). Женщины, пропустившие посты Рамадана из-за менструации или послеродовых кровотечений, обязаны возместить эти посты в течение года. Аллах Всевышний сказал: ﴿ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ﴾ «…то пусть постится столько же дней в другое время» [Сура аль-Бакара, аят 185].
Передают, что Му'аза сказала: «Однажды я спросила 'Аишу: ″Почему женщины, у которых бывают менструации, возмещают пропущенные дни поста, но не возмещают пропущенные молитвы?″ Тогда она сказала: "С нами тоже бывало это, однако нам велели возмещать пропущенные дни поста и не велели возмещать молитвы"» [аль-Бухари, 321; Муслим, 335].
9 ― Беременная или кормящая женщина, которая боится соблюдать пост из-за возможного нанесения вреда либо себе, либо ребенку.
Такая женщина может не соблюдать пост. Сообщается со слов Анаса ибн Малика аль-Ка‘би, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах избавил путников от бремени поста и половины молитв, а кормящих грудью и беременных женщин от бремени поста» [Абу Дауд, 2408; ан-Насаи, 4/180-181; ат-Тирмизи, 715; ибн Маджах, 1667].
Она должна возместить пропущенные дни поста тогда, когда у нее появится такая возможность, и исчезнут опасения за себя и за ребенка. В данном случае она подобно больному, который ждет излечения от болезни.
10 ― Люди, которые вынуждены прервать пост по каким-то иным причинам.
Например, человек вынужден прыгнуть в воду, чтобы спасти тонущего, или вынужден участвовать в разборе завалов после разрушений. Если допустить такое, что этот человек должен поесть и попить, чтобы набраться сил перед разбором этих завалов, то он обязан прервать пост. Он обязан набраться сил, чтобы спасти невинного человека от гибели. Затем в будущем он обязан возместить пропущенные посты. Или же, например, человек нуждается в еде и питье, чтобы набраться сил перед сражением с врагами. Он может не соблюдать пост, но затем обязан возместить все пропущенные дни поста.
Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправились в Мекку, соблюдая пост. Через некоторое время мы остановились на отдых в каком-то месте, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Теперь вы близки к врагу, и отказ от поста сделает вас сильнее". Получив его разрешение, некоторые из нас продолжали поститься, другие же прервали пост. Потом мы остановились на отдых в другом месте, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, утром вы встретите врага, и отказ от поста сделает вас сильнее, так прекращайте же поститься!" Поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил это решительно, все мы прервали пост» [Муслим, 1120]. Как возмещать пропущенные посты?!
Все люди, которые обязаны возмещать пропущенные посты Рамадана, возмещают именно столько, сколько они пропустили. Аллах Всевышний сказал: ﴿ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ﴾ «…то пусть постится столько же дней в другое время» [Сура аль-Бакара, аят 185].
Если человек не постился тридцать дней, то возмещает все тридцать пропущенных дней. Если он не постился двадцать девять дней, то возмещает все двадцать девять пропущенных дней. Лучше всего начать возмещать пропущенные посты сразу, как появится такая возможность [Например, больному человеку лучше всего начать возмещать посты сразу, как он излечится от болезни. То же самое касается всех остальных категорий людей]. А вообще человек обязательно должен возместить пропущенные посты до начала следующего Рамадана.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ ﴾ «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» [Сура аль-Бакара, аят 185].
Например, если человек пропустил десять дней поста, то он может отложить их возмещение, но самое главное, чтоб он успел возместить все десять дней до начала следующего Рамадана.
Если у человека нет уважительной причины, то он не должен откладывать возмещение постов до следующего Рамадана так, что Рамадан наступит, а он еще не возместил пропущенные посты прошлого года. Если человек будет откладывать возмещение постов на целый год, то посты будут накапливаться, а человек может потерять возможность их возмещать или вовсе может умереть.
Если же человек не смог возместить посты по уважительной причине и умер, то на нём нет греха. Но если человек имел возможность возместить посты, но не сделал этого и умер, то вместо него возмещать все его посты должен кто-то из его близких родственников. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть за умершего, у которого остались посты, постится (кто-нибудь из его) близких» [аль-Бухари, 1952; Муслим, 1147].
Разрешается, чтобы пост за покойного возместила группа из нескольких человек, распределив между собой пропущенные им дни. Сказал аль-Бухари: «Сказал аль-Хасан: ″Разрешается, чтобы за него постилось сразу тридцать человек — каждый по одному дню″» [См. «Фатх уль-Бари», 4/192].
Если же у умершего нет близких родственников, или его близкие родственники не хотят возмещать пост вместо него, то из оставленного им имущества нужно накормить по одному бедняку за каждый пропущенный им день поста. Или же каждому бедняку следует дать 510 грамм высокосортной пшеницы.
وصلَّى الله وسلَّم على نبيِّنَا محمدٍ وعلى آلِه وأصحابِه أجمعين
Глава девятая О мудростях поста. О, рабы Аллаха, знайте, да помилует вас Аллах, что постановления Аллаха Всевышнего совершены. Аллах Всевышний создаёт творения и узаконивает для них религию в соответствии с мудростью. Он не создал Своих рабов для забавы и не оставил их без присмотра. Аллах Всевышний не ниспослал шари‘атские законы для забавы. Наоборот, Он сотворил творения для великой цели и разъяснил им прямой путь. Аллах Всевышний ниспослал шари‘атские законы, благодаря которым увеличивается вера тех, которые уверовали. Всякое поклонение, узаконенное Аллахом, узаконено Им в соответствии с совершенной мудростью. Кто-то из людей знает об этих мудростях, а кто-то продолжает пребывать в неведении. Если мы не знаем о мудростях определенного поклонения, это не означает, что у этого поклонения нет мудрости. Наоборот, это указывает на нашу немощность и несовершенство разума. Аллах Всевышний сказал: ﴿ وَمَا أُوتِيتُم مِّن الْعِلْمِ إِلاَّ قَلِيلاً ﴾ «Вам дано знать об этом очень мало» [Сура аль-Исра, аят 85].
Поистине, Аллах Всевышний установил некоторые поклонения и упорядочил взаимоотношения между людьми, чтобы испытать Своих рабов. А после испытания станет понятно, кто поклонялся своему Покровителю, а кто поклонялся своим страстям. Кто принял установления Аллаха с распростертым сердцем и спокойной душой, тот считается поклоняющимся своему Покровителю и довольным Его шари‘атом. Такой человек предпочёл подчинение своему Господу, а не следование за прихотями своей души. Если же человек принимает только те поклонения и установления, которые соответствуют его желаниям, то он поклоняется своим страстям. Такой человек испытывает неприязнь к законам Аллаха и отворачивается от покорности Господу, следуя за страстями. Он желает, чтобы законы Аллаха следовали за его желаниями, не задумываясь о том, насколько ничтожны его знания и мудрость. Аллах Всевышний сказал: ﴿ وَلَوِ اتَّبَعَ الْحَقُّ أَهْوَاءهُمْ لَفَسَدَتِ السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ وَمَن فِيهِنَّ بَلْ أَتَيْنَاهُم بِذِكْرِهِمْ فَهُمْ عَن ذِكْرِهِم مُّعْرِضُونَ ﴾ «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них. Мы даровали им их Напоминание (Коран), однако они отвернулись от своего Напоминания» [Сура аль-Мумминун, аят 71].
Аллах Всевышний по Своей мудрости узаконил разнообразные виды поклонения, чтобы люди приняли всё это и были довольны. Аллах Всевышний сказал: ﴿ وَلِيُمَحِّصَ اللّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ ﴾ «…и чтобы Аллах очистил уверовавших». [Сура али ‘Имран, аят 141].
Среди людей есть такие, кто доволен некоторыми видами поклонения и придерживается их, однако есть такие виды поклонения, которые ему ненавистны, и потому он относится к ним небрежно. Поэтому Аллах Всевышний установил разнообразные поклонения. Некоторые поклонения нуждаются в физических усилиях, например, совершение молитвы. Некоторые поклонения требуют от человека расходование имущества, которое ему любимо. Например, человек обязан выплачивать закят. Некоторые поклонения требуют от человека как физических усилий, так и расходования имущества, например, совершение хаджа и джихада. А некоторые поклонения требуют от человека воздержания от того, что ему любимо и желанно. Например, человек обязан соблюдать пост. Поэтому раб Аллаха обязан выполнять все эти разнообразные поклонения должным образом, не испытывая к ним неприязни и не допуская упущений. Он должен трудиться, совершать деяния, расходовать то, что ему любимо, и воздерживаться от того, что ему желанно, подчиняясь велениям своего Господа, довольствуясь Его законами. Это будет указанием на то, что этот раб поклоняется и покоряется Господу наилучшим образом, любит и возвеличивает Его так, как положено. В таком случае, он будет настоящим рабом Аллаха, Который является Господом всех миров. Поистине, соблюдение поста заключает в себе множество мудростей, благодаря которым он заслуживает быть одним из столпов Ислама.
1-ая мудрость поста — поистине, соблюдение поста – это поклонение Аллаху Всевышнему, благодаря которому человек приближается к своему Господу, оставляя еду, питье и половую близость в дневное время. Это указывает на правдивую веру человека, соблюдающего пост, и на его совершенную покорность Аллаху. Это указывает на сильную любовь человека, соблюдающего пост, к Аллаху и на надежду человека, соблюдающего пост, на награду Аллаха. Поистине, человек может оставить любимое ему только ради того, что более любимо ему, чем это любимое. Верующий человек соблюдает пост, зная, что Аллах доволен тем, что человек оставляет еду, питье и половую близость в дневное время, и поэтому предпочитает довольство своего Покровителя, а не следование за страстями. Соблюдая пост ради Аллаха, он испытывает еще большее блаженство и умиротворение. Поэтому многие верующие не согласятся прервать пост месяца Рамадан без уважительной причины, даже если их начнут бить или посадят в тюрьму. 2-ая мудрость поста — пост является причиной приобретения богобоязненности. Аллах Всевышний сказал: ﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴾ «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, чтобы вы были богобоязненны» [Сура аль-Бакара, аят 183]. Поистине, постящемуся человеку приказано выполнять деяния покорности и сторониться грехов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья» [аль-Бухари, 1903]. Когда к истинно постящемуся человеку приходят мысли о грехе, он сразу вспоминает о том, что соблюдает пост и отказывается от дурного поступка. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если же кто-нибудь станет бранить постящегося или (попытается) завязать с ним ссору, пусть постящийся скажет (такому): “Поистине, я — человек, соблюдающий пост!”» [аль-Бухари, 1904; Муслим, 1151]. Это указывает на то, что постящийся должен воздерживаться от ругани и ссор, напоминая самому себе о посте.
3-ья мудрость поста — сердце постящегося освобождается для размышлений об истине и для поминания Аллаха. Если же человек занимается только удовлетворением своих желаний, это влечёт за собой беспечность, после чего сердце может очерстветь и не увидеть истину. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, советовал людям не злоупотреблять пищей и питьём. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никогда не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть останется пустой для лёгкости дыхания» [Ахмад, 4/132; ат-Тирмизи, 2380; ибн Маджах, 3349. аль-Хаким (4/121) назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби. А ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший достоверный (хасан сахих)»]. Абу Сулейман ад-Дарани [‘Абду-р-Рахман ибн Ахмад ибн Ахмад ад-Дарани – большой ученый и аскет. Скончался в 215-ом г.х.] говорил: «Когда человек испытывает голод и жажду, его сердце очищается и смягчается. Когда же он насытился, сердце слепнет».
4-ая мудрость поста — богатые люди, соблюдая пост, осознают величину милости Аллаха, Который даровал им богатство. Соблюдая пост, люди понимают величину милости Аллаха, Который даровал им возможность вкушать пищу, распивать напитки и вступать в близость с супругами. Ведь, многие творения Аллаха лишены возможности даже нормально питаться. Осознавая это, человек начинает восхвалять и благодарить Аллаха за дарованные Им милости. Соблюдая пост, люди вспоминают о нищих, которые проводят ночи, оставаясь голодными. Вспоминая об этом, люди начинают щедро раздавать им милостыню, чтобы те покрыли все свои нужды. Поэтому сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадане, когда с ним встречался Джибриль, мир ему. Во время Рамадана он встречался с ним каждую ночь, повторяя с ним Коран, и, поистине, в эти дни посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был более щедр на всё благое, чем вольный ветер. [То есть ветер, посылаемый Аллахом на благо людям. Имеется в виду северный ветер, приносивший с собой в Аравию дожди и облегчение от жары. Этот хадис передали аль-Бухари (6) и Муслим (2308)].
5-ая мудрость поста — человек, соблюдающий пост, воспитывает свою душу. Поистине, душа велит человеку совершать зло. От этого избавлены только те люди, которых помиловал Аллах. Если человек выпустит свою душу на волю, то она погубит его, а если он завладеет ею, то приведёт её к самым высоким ступеням.
6-ая мудрость поста — человек, соблюдающий пост, избавляет себя от высокомерия и становится смиренным пред истиной и мягким по отношению к творениям Аллаха. Поистине, постоянная сытость и близость с супругами может повлечь за собой заносчивость, высокомерие, надменное отношение к творениям и к истине. Поистине, когда душа сильно нуждается в еде, питье и половой близости, она начинает заниматься только достижением всего этого, а это может привести человека к погибели. Спасён от этого только тот, кого оберег Аллах.
7-ая мудрость поста — соблюдение поста (голод и жажда) способствует сужению кровеносных сосудов, по которым движется шайтан. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, шайтан проникает в человека, циркулируя в нём вместе с потоком крови». [аль-Бухари, 2038; Муслим, 2175].
Когда человек соблюдает пост, уменьшаются наущения шайтана, уменьшаются страсти и гнев. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О, юноши, пусть женится тот из вас, кто сможет нести бремя расходов на содержание семьи, ибо брак в наибольшей степени способствует потуплению взоров и сохранению целомудрия. Тому же, кто не сможет содержать семью, следует соблюдать пост, ибо для него это будет подобно оскоплению» [аль-Бухари, 5066; Муслим, 1400].
8-ая мудрость поста — соблюдение поста становится причиной укрепления здоровья, ибо человек начинает меньше питаться, после чего его пищеварительная система больше отдыхает, а из организма выводятся вредные вещества.
اللَّهُمَّ فقِّهْنا في ديِنك وألهمنا معرفةَ أسرارِ شريعتِك. وأصْلحِ لنا شُؤون ديننَا ودنيانا، واغْفِرْ لنا ولوالِدِينا ولجميع المسلمينَ برحمتكَ يا أرحمَ الراحمين وصلى الله وسلَّمَ على نبيِّنا محمدٍ وعلى آلِهِ وصحبه أجمعي Глава десятая
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.56 (0.011 с.) |