О тех, кому следует выплачивать закят. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О тех, кому следует выплачивать закят.



Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاء وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ وَاللّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ ﴾

«Пожертвования (закят) предназначены для нищих (тех, у которых ничего нет) и бедных (тех, которые живут в недостатке), для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников (которые остались без средств для продолжения пути). Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый» [Сура ат-Тауба, аят 60].

 

Аллах Всевышний в этом благородном аяте разъяснил то, куда именно следует отдавать закят, в соответствии со Своим знанием, мудростью, справедливостью и милостью. Закят можно выплачивать только этим восьми категориям людей. Что же касается любых других категорий людей, то запрещено выдавать им закят. Ведь, Аллах Всевышний лучше знает то, в чём польза для Его творений.

 

 

1-2. Нищие и бедные.

 

Речь идёт о тех людях, которые не могут найти достаточных средств для себя и своей семьи. У этих людей нет постоянного заработка и устойчивой работы, их никто не обеспечивает, поэтому они нуждаются в помощи.

Ученые сказали, что таким людям выплачивается из закята такая сумма, которая хватит для существования их самих и их семей на целый год, пока не будет собран новый закят.

Если, например, нищий человек нуждается в женитьбе, то ему выдается сумма денег, достаточная для того, чтобы он сумел жениться. Если, например, нищий искатель знания нуждается в покупке книг, то ему выдают денег из закята для покупки этих книг. И даже если у человека есть постоянный заработок, но он слишком мал, ему выдают из закята столько денег, сколько ему не хватает.

Если же у человека достаточно денег для обеспечения себя и своей семьи, то ему запрещено давать закят, даже если он просит об этом. Нужно наставлять такого человека и предостерегать его от попрошайничества.

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек будет обращаться с просьбами* к людям до тех пор, пока не явится он в День Воскресения без единого кусочка плоти на своём лице» [аль-Бухари, 1474; Муслим, 1040].

*[Речь идёт именно о тех, кого не вынуждает к этому необходимость, поскольку они обладают средствами, достаточными для поддержания жизни].

Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, обращающийся к людям с просьбами с целью увеличения (своего достояния) просит (для себя) раскалённых углей [То есть: будет подвергнут за это наказанию огнём]. Поэтому пусть, если хочет, просит мало, а если хочет – много [Таким образом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как бы предлагает каждому решить для себя, что для него лучше] » [Муслим, 1041].

Сообщается, что Хаким ибн Хизам, да будет доволен им Аллах, сообщил о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Поистине, это имущество (подобно) сладкому плоду: оно становится благословенным для того, кто берёт его, будучи щедрым, а для того, кто берёт его, подчиняясь желаниям своей души [Иначе говоря, только из алчности], благословенным оно не станет, и уподобится он человеку, который ест, но не насыщается. Запомни, что высшая рука лучше низшей» [аль-Бухари, 1472; Муслим, 1035].

Также сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Если раб (Аллаха) откроет двери обращений с просьбами (к людям), то Аллах обязательно откроет пред ним двери бедности» [ат-Тирмизи, 2325. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб», 814].

Если с виду богатый человек просит выдать ему средств из закята, но его материальное состояние точно никому неизвестно, то разрешается выдать ему средства из закята. Но нужно предупредить его, что закят не полагается богатым и тем, кто способен достаточно зарабатывать.

Сообщается, что как-то раз к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришли два человека и попросили у него (имущества). Он осмотрел их и увидел, что они – два выносливых мужа. Тогда он сказал им: «Если вы хотите, то я дам вам. Но (знайте, что) в этом (закяте) нет доли ни для обеспеченного, ни для того, кто достаточно силен, чтобы заработать» [Ахмад, 4/224; Абу Дауд, 1633; ан-Насаи, 2597. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 1419].

 

 

3. Те, кто занимается сбором и распределением закята.

 

Речь идёт только о тех людях, которых правительство уполномочило собирать, охранять и распределять всё, что было собрано в качестве закята. Заработную плату этим людям выдают из средств закята, даже если они при этом являются богатыми.

 

 

4. Те, чьи сердца хотят привлечь к Исламу.

 

Например, мусульмане со слабой верой, или люди, зла которых мусульмане опасаются. Мусульманам со слабой верой выдают денег из закята, чтобы их вера усилилась. А людям, зла которых опасаются, выдают денег из закята, чтобы они перестали вредить мусульманам.

 

 

5. Выкуп рабов и пленников.

 

Речь идёт о рабах, которые получили согласие своего хозяина отпустить их на свободу за определенный выкуп. Таким рабам выдают денег из средств закята, чтобы они освободили себя из рабства. Также на средства закята можно купить раба, чтобы затем освободить его. Также средства закята можно расходовать на освобождение пленных мусульман.

 

 

6. Должники.

 

Сюда относятся два вида людей:

Во-первых, люди, которые взяли денег в долг, чтобы примирить посредством этих денег две враждующие стороны и погасить очаги смуты. Ему выдают из средств закята столько денег, сколько он взял в долг для примирения враждующих сторон. Это делается для того, чтобы у этого человека было еще больше стимула для совершения такого благородного дела. Ведь, примирение мусульман, тушение очагов смуты, устранение злобы и разногласий – это благородное занятие.

Передают, что Кабиса ибн Мухарик аль-Хиляли рассказывал: «Когда-то я взял на себя обязательства по выплате выкупа *, а потом пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой помочь мне выплатить его. Он сказал: "Поживи здесь, пока нам не доставят закят, и тогда мы велим выдать тебе то, о чём ты просишь". Потом он сказал мне: "О Кабиса, поистине, с подобными просьбами [Имеются в виду просьбы о выделении денег] позволено обращаться лишь одному из троих: человеку, взявшему на себя обязательства по выплате выкупа, — такому можно просить, чтобы уплатить долг, после чего он должен воздерживаться**…″ » ***

* [Здесь речь идёт об одном из таких случаев, когда человек, пытающийся примирить между собой две группы людей, обязуется выплатить компенсацию родственникам убитых или получившим увечья в результате конфликта из своих или заимствованных средств].

** [То есть: воздерживаться от просьб такого рода].

***[ В продолжении хадиса сказано: «О Кабиса, поистине, с подобными просьбами позволено обращаться лишь одному из троих: человеку, взявшему на себя обязательства по выплате выкупа, — такому можно просить, чтобы уплатить долг, после чего он должен воздерживаться. Также человеку, которого постигло какое-нибудь бедствие, погубившее его имущество, — такому можно просить, чтобы получить средства, необходимые для жизни. И, наконец, человеку, который впадёт в такую бедность, что трое разумных людей из числа его соплеменников скажут: "Такой-то обеднел до крайности", — такому тоже можно просить, чтобы получить средства, необходимые для жизни. Что же касается всех остальных просьб, о Кабиса, то они запретны, а тот, кто получит что-либо после обращений с подобными просьбами, будет пользоваться запретным». Передал Муслим, 1044].

Во-вторых, люди, которые взяли денег в долг, чтобы удовлетворить какие-то личные потребности, и в данный момент у них нет денег для выплаты долга. Таким людям выдают денег из средств закята, чтобы они погасили свои долги. В данном случае необязательно отдать деньги именно этому человеку, можно просто погасить его долг вместо него, передав деньги сразу тому, кому он был должен.

 

 

7. Усердствующие на пути Аллаха.

 

Речь идёт о тех, кто усердствует на пути Аллаха для того, чтобы слово Аллаха было превыше всего. Они усердствуют не из-за своей ярости и не из-за национализма. Таким людям выдают денег из средств закята, дабы они могли приобрести вооружение и снаряжение.

 

 

8. Путники, которые остались без средств для продолжения пути.

 

Речь идёт о путниках, которые застряли в чужих землях и их средства иссякли. Таким людям выдают столько денег из закята, сколько им достаточно для того, чтобы добраться до своей родины, даже если у себя на родине они являются богатыми.

Запрещено выплачивать закят неверующему, если только его не хотят этим привлечь к Исламу. Также закят запрещено выплачивать богатому человеку, так как он имеет постоянную зарплату, или занимается торговлей, или занимается еще чем-то. Исключением являются только три категории богатых, которым можно выплачивать закят:

· Богатый человек, который занимается сбором и распределением закята;

· Богатый человек, который усердствует на пути Аллаха;

· Богатый человек, который взял денег в долг для того, чтобы примирить две враждующие стороны.

 

Закят нельзя расходовать на выполнение других материальных обязательств. Например, человек не может вместо выплаты закята предыдущим восьми категориям накормить на эти деньги своих гостей. Также человек не может вместо выплаты закята предыдущим восьми категориям потратить эти деньги для обеспечения своей семьи и своих близких родственников, которых он итак обязан обеспечивать. Однако разрешается расходовать закят на близких родственников, если это не касается обязательных расходов на них. Например, если жена или родители не в состоянии вернуть долг, то разрешается дать им деньги из закята для того, чтобы они погасили этот долг.

Также жена имеет право дать закят мужу, если тот относится к одной из восьми категорий, поскольку она не несет ответственности за его материальное обеспечение.

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, в день жертвоприношения (или: разговения) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к месту молитвы, покинув которое стал увещать мужчин (и женщин) и стал повелевать им давать милостыню. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, удалился, а когда он вернулся к себе домой, пришла жена ибн Мас‘уда Зайнаб и попросила разрешения войти к нему. Войдя в дом, она сказала: “О посланник Аллаха, сегодня ты велел подавать милостыню, а у меня были украшения, которые я хотела отдать бедным, но ибн Мас‘уд сказал, что он сам и его дети имеют на это больше прав, чем кто бы то ни было!” На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ибн Мас‘уд сказал правду: твой муж и твои дети действительно имеют на это больше прав, чем те, кому ты отдала бы это”» [аль-Бухари, 1462; Муслим, 1000].

 

Сообщается со слов Сальмана ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостыня, данная бедняку – это (просто) милостыня, а милостыня, данная родственнику – это (не только) милостыня, (но и) укрепление родственных уз» [ан-Насаи, 5/92; ат-Тирмизи, 658; ибн Маджах, 1844; аль-Хаким, 1/407. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 3858].

 

Следует заметить, что если нищий человек должен тебе денег, то ты не можешь вместо выплаты закята простить ему его долг. Выплата закята – это именно выплата материальных средств, а не прощение долга. Аллах Всевышний сказал:

﴿ خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً ﴾

«Бери из их имущества пожертвования» [Сура ат–Тауба, аят 103].

 

А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сообщи им о том, что Аллах обязал их выплачивать милостыню (закят), которую следует брать у богатых и отдавать бедным» [аль-Бухари, 1395; Муслим, 19].

 

А прощение долга – это не выплата материальных средств. Кроме того, несостоятельный должник не имеет наличных денег, которыми он мог бы распоряжаться, в то время как закят должен выплачиваться из наличных денег. Кроме того, отданные в долг деньги представляют для состоятельного человека меньшую ценность, чем деньги, которыми он владеет, и если он прощает долг вместо выплаты закята, то получается, что он отдает худшее вместо того, что лучше.

Может быть такое, что человек, который обязан выплатить закят, выплатил закят тому, кого он считал заслуживающим закята, а в итоге оказалось наоборот [То есть: закят достался тому, кто не имеет отношения к восьми вышеупомянутым категориям]. Закят в данном случае считается выплаченным, потому человек сделал всё, что мог, и он не мог знать о скрытых вещах.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один человек сказал: “Я обязательно должен подать милостыню!” — (после чего) вышел (из дома) со своей милостыней и (по незнанию) вложил её в руку вору. Наутро люди стали говорить: “Милостыню подали вору!” Тогда (этот человек) сказал: “О Аллах, хвала Тебе, я обязательно должен подать милостыню!” После этого он (опять) вышел (из дома) и вложил (милостыню) в руку блуднице, а наутро люди стали говорить: “Этой ночью милостыню подали блуднице!” Тогда (этот человек) сказал: “О Аллах, хвала Тебе! (Я подал милостыню) блуднице, но я обязательно должен подать её (снова)!” После этого он (опять) вышел из (дома) со своей милостыней и (на сей раз) подал её богатому человеку, а наутро люди стали говорить: “Милостыню подали богатому!” Услышав это, он сказал: “О Аллах, хвала Тебе, (я подал милостыню) вору, блуднице и богачу!” — а после этого некто пришёл к нему (во сне) и сказал: “Что касается твоего подаяния вору, то, может быть, благодаря этому (впредь) он станет воздерживаться от воровства; что касается блудницы, то, может быть, она откажется от блуда, что же касается богатого, то, может быть, он извлечёт из этого урок и станет расходовать (на пути Аллаха) то, что даровал ему Аллах”» [аль-Бухари, 1421; Муслим, 1022].

 

В версии Муслима сказано: «Что касается твоей милостыни, то она принята».

Сообщается, что Ма‘н бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой отец, (пожелавший) раздать милостыню, достал несколько динаров и положил их в мечети около одного человека, чтобы тот отдал их неимущим, а потом (туда) пришёл я, взял эти деньги и принёс их (своему отцу). Он сказал: “Клянусь Аллахом, не тебе я хотел (отдать их)!” — после чего я и обратился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он рассудил (наш спор), и он сказал: “Тебе — то, что ты намеревался (получить) *, о Йазид, а тебе — то, что ты взял, о Ма‘н” » [аль-Бухари, 1422].

*[То есть: тебя не обойдёт та награда Аллаха, на которую ты надеялся, пожелав помочь неимущим и остаться при этом неизвестным]

 

والله المُوَفِّقُ والحمد لله ربِّ العالمِينَ

وصلى الله وسلَّم على نبيِّنا محمدٍ وعلى آلِهِ وأصحابِه أجمعينَ

 

 

Глава восемнадцатая

Битва при Бадре.

В благодатном месяце Рамадан Аллах Всевышний даровал мусульманам помощь в великом сражении при Бадре против многобожников. Этот день был назван днём различения, ибо Аллах Всевышний указал на разницу между истиной и ложью, оказав помощь Своему посланнику и верующим, и унизив неверующих многобожников.

Это событие имело место во 2-ом году хиджры в месяце Рамадан. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узнал о том, что Абу Суфьян вместе с караваном курайшитов направляется из Шама [Шам - старое название территорий, занимаемых ныне Иорданией, Ливаном, Сирией и Палестиной] и Мекку. Тогда он призвал своих сподвижников, для того чтобы захватить этот караван. Ведь, курайшиты воевали с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и со сподвижниками. Между ними не было мирного договора. Курайшиты выгнали мусульман из их жилищ, присвоили их имущество и стали бороться с призывом истины. Именно поэтому они заслуживали того, чтоб их караван был захвачен.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел вместе со своими сподвижниками в количестве, немного превышающем триста человек. У них в наличии было два скакуна и семьдесят верблюдов. Семьдесят человек из этого войска были мухаджирами [мусульмане, которые переселились из Мекки в Медину], а остальные были ансарами [Ансары – это коренные жители Медины, принявшие Ислам и оказавшие помощь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует]. Они хотели просто захватить караван и не собирались вступать в серьезный бой. Но Аллах Всевышний сделал так, что они столкнулись лицом к лицу со своими врагами.

Получилось так, что Абу Суфьян узнал о планах мусульманам и отправил в Мекку своего посланца, чтобы тот позвал мекканцев на помощь для защиты каравана. Сам Абу Суфьян не повёл караван по привычной дороге, а решил добраться до Мекки, пробравшись по дорогам у побережья Красного моря. Таким образом он спас свой караван.

Курайшиты, узнав последние новости, торжественно вышли вместе со своей знатью навстречу пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Их войско состояло примерно из тысячи человек, ста лошадей и семисот верблюдов. Аллах Всевышний сказал:

﴿ خَرَجُواْ مِن دِيَارِهِم بَطَرًا وَرِئَاء النَّاسِ وَيَصُدُّونَ عَن سَبِيلِ اللّهِ وَاللّهُ بِمَا يَعْمَلُونَ مُحِيطٌ ﴾

«Они горделиво вышли из своих домов, (напыщенно) показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха. Аллах объемлет все, что они совершают» [Сура аль-Анфаль, аят 47].

Вместе с ними были певицы, которые пели песни, высмеивая мусульман. Узнав об этом, Абу Суфьян отправил к ним посланца, чтобы тот сообщил о спасении каравана, дабы курайшиты вернулись в Мекку. Однако они отказались возвращаться.

Абу Джахль (один из лидеров курайшитов) заявил: «Клянусь Аллахом, мы не вернемся в Мекку, пока не достигнем Бадра и не останемся там на три дня. Мы будет закалывать там животных, готовить пищу, пить вино, дабы о нас услышали все арабы и стали после этого испытывать перед нами трепетный страх».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узнав о выходе курайшитов, собрал всех своих сподвижников, чтобы посовещаться с ними. Он сказал им: «Поистине, Аллах обещал мне одно из двух: либо караван, либо войско».

Тогда один из мухаджиров, которого звали аль-Микдад ибн аль-Асуад, встал и сказал: «О, посланник Аллаха, делай то, что повелел тебе Аллах Всевышний. Клянусь Аллахом, мы (никогда) не скажем тебе то, что сказали сыны Исраиля Мусе: ″Ступай и сражайся вместе со своим Господом, мы же посидим здесь″ [Сура аль-Маида, аят 24]. Мы будет сражаться справа от тебя и слева от тебя, спереди тебя и сзади тебя».

Тогда встал господин племени Аус [одно из племен Медины], которого звали Са‘д ибн Му‘аз аль-Ансари, и сказал: «О, посланник Аллаха, возможно, ты опасаешься того, что ансары откажутся вступать в бой за пределами Медины. Поистине, я говорю от их имени: ″Отправляйся туда, куда хочешь. Бери из нашего имущества всё, что хочешь. То, что ты заберешь у нас, будет для нас более любимым чем то, что ты оставишь нам. Мы подчинимся любому твоему велению. Клянусь Аллахом, если ты поведешь нас даже до Гамдана [Название местности в Йемене. Другими словами, сподвижники выразили готовность следовать за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, хоть на край света], мы непременно пойдем туда вместе с тобой. Если ты решишь переплыть с нами море, то мы непременно последуем за тобой. Мы не боимся встретиться с врагом даже завтра, и во время боя будет проявлять терпение».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень обрадовался, когда услышал слова мухаджиров и ансаров, да будет доволен ими Аллах. Он сказал им: «Ступайте и возрадуйтесь, ибо я, как будто бы вижу ваших врагов погибшими на поле боя» [Передал ибн Хишам в «ас-Сира», 1/625, а также ибн Касир, 2/395. См. «Зад уль-Ма‘ад», 3/173-174].

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил вместе с войском в сторону врага, дойдя таким образом до колодцев Бадра. Тогда аль-Хубаб ибн уль-Музир сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О, посланник Аллаха, почему ты остановился именно здесь?! Это Аллах внушил тебе остановиться здесь или это твоё личное мнение?!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что это личное мнение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а не откровение от Аллаха. Тогда аль-Хубаб сказал: «О, посланник Аллаха, это – неудачное место. Лучше отойти и встать лагерем у ближайшего колодца, сделать бассейн, наполнить его водой, а затем уничтожить все остальные колодцы так, чтобы враг лишился воды» [Об этом рассказали ибн Хишам в «ас-Сира», 1/620; ибн Касир в «аль-Бидайа уа-н-Нихайа», 3/167; ибн уль-Каййим в «Зад уль-Ма‘ад», 3/175].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал это мнение прекрасным, после чего мусульмане именно так и поступили.

В ту ночь Аллах Всевышний низвёл на землю дождь, который обернулся для многобожников сильнейшим ливнем, после которого твердая земля превратилась в грязь, и многобожники не смогли двигаться вперед. Однако для мусульман этот дождь был приятным. Он очистил их и уплотнил им песок, благодаря чему они могли стоять на твердой земле и лучше подготовить свои позиции.

Потом мусульмане построили для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на возвышенности, которая находится к северо-востоку от поля боя, укрепление, откуда он наблюдал за сражением. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занялся распределением своих сил. Он пошел на поле боя и стал показывать людям, где они будут сражаться, говоря: «Завтра здесь будет убит такой-то, если захочет Аллах, а здесь будет убит такой-то, если захочет Аллах». А затем в день битвы все, о ком он говорил, погибли именно там, куда он указывал. [Ахмад, 1/117].

После этого пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился лицом к Каабе, а потом воздел руки к небу и стал обращаться к своему Господу с мольбами о помощи, говоря: «О Аллах, исполни то, что Ты обещал мне, о Аллах, даруй мне то, что Ты обещал мне! О Аллах, если Ты погубишь эту группу мусульман, Тебе больше не будут поклоняться на земле!» [Муслим, 1763].

Мусульмане просили помощи у своего Господа в этой тяжелой ситуации и Он ответил им: «Вот твой Господь внушил ангелам (которых Он послал для поддержки верующих в битве при Бадре): "Я - с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы". Это - потому, что они воспротивились Аллаху и Его Посланнику. А если кто противится Аллаху и Его Посланнику, то ведь Аллах суров в наказании. Вот так! Вкусите же его! Воистину, неверующим уготованы мучения в Огне» [Сура аль-Анфаль, аяты 12-14].

И вот два войска встретились, разгорелся жаркий бой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в своих укреплениях вместе с Абу Бакром и Са‘дом ибн Му‘азом. Они охраняли пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха Всевышнего помощи, после чего был ниспослан аят:

﴿ سَيُهْزَمُ الْجَمْعُ وَيُوَلُّونَ الدُّبُرَ ﴾

«Эта группа будет разбита, и они обратятся вспять!» [Сура аль-Камар, аят 45].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал своих сподвижников к сражению и говорил: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, кто будет убит сегодня, проявляя терпение, надеясь на награду Аллаха и не отступая, того Аллах Всевышний обязательно введёт в Рай».

Когда же многобожники приблизились, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поспешите к Раю, равному по ширине небесам и земле!» Услышав это, 'Умайр ибн аль-Хумам аль-Ансари спросил: «О посланник Аллаха, неужели Рай равен по ширине небесам и земле?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да», и тогда 'Умайр воскликнул: «Как прекрасно, как прекрасно!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Почему ты говоришь "Как прекрасно, как прекрасно!"?» Умайр ответил: «Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, только потому, что я надеюсь стать одним из его обитателей!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ты будешь среди его обитателей!» Тогда 'Умайр достал из своего колчана финики и стал есть их, но уже скоро сказал: «Поистине, слишком долгой будет жизнь моя, если проживу я столько, что успею доесть свои финики!» Сказав же это, он выбросил свои финики, а потом бросился в бой и сражался, пока не погиб. [Муслим, 1901]. Да будет доволен им Аллах!

Также сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял в ладонь землю или мелкие камешки и бросил их в сторону курайшитов, и эти камешки попали прямо в их глаза. И не было ни одного курайшита, глаза которого ни наполнились бы этой землей. Это – знамение из знамений Аллаха! Многобожники были разбиты и обратились вспять. Семьдесят курайшитов было убито, а семьдесят – взято в плен. Двадцать четыре трупа почетных курайшитов было брошено в один из колодцев Бадра. Среди них был Абу Джахль, Шейба ибн Раби‘а, ‘Утба и аль-Уалид ибн ‘Утба.

Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился в сторону Каабы и воззвал к Аллаху с мольбами против этих четверых. Рассказав об этом, ибн Мас‘уд сказал: «И клянусь Тем, Кто послал Мухаммада с истиной, всех, кого он назвал, я видел убитыми в день битвы при Бадре, а потом их поволокли по земле к одному из высохших колодцев Бадра» [аль-Бухари, 3960; Муслим, 1794].

Сообщается, что Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день Бадра по приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тела двадцати четырёх человек из числа храбрейших предводителей курайшитов были брошены в один из загрязнённых (и высохших) колодцев. Одержав победу над кем-либо, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно оставался на поле боя в течение трёх дней. На третий день после битвы при Бадре он велел оседлать свою верблюдицу, что и было сделано, после чего двинулся в путь, а за ним последовали его сподвижники, которые говорили (друг другу): “Он едет не иначе как по необходимости”. Подъехав к краю колодца, он стал обращаться к ним [Имеются в виду трупы курайшитов, брошенные в этот колодец], называя их имена и имена их отцов (и говоря): “О такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то! Радовались ли бы вы (сейчас), если бы покорились Аллаху и Его посланнику? Поистине, мы (убедились), что обещанное нам Господом нашим — истина, а убедились ли вы, что обещанное Господом вашим — истина?!” ‘Умар спросил: “О посланник Аллаха, почему ты обращаешься к телам, в которых нет душ?!” — (на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, они не хуже вас слышат то, что я говорю!” * » [аль-Бухари, 3976].

*[ Сказал Катада: «Всевышний оживил их, чтобы они смогли услышать его слова для большего унижения, позора, мести и сожаления».

Обращение к неверующим после их гибели – древний обычай пророков, для того, чтобы еще более усилить сожаление и позор этих неверующих.

Сказал Аллах, говоря о пророке Салихе и гибели его народа: «Их (неверующих самудян) поразило землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах. Он (Салих) отвернулся от них и сказал: "О мой народ! Я донес до вас послание моего Господа и искренне желал вам добра, но вы не любите тех, кто желает вам добра"». (Сура аль-А‘раф, аяты 78-79).

А также о Шу’айбе: «Их (неверующих мадьянитов) постигло землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах. Те, которые сочли Шу‘айба лжецом, словно никогда не жили там. Те, которые сочли Шу‘айба лжецом, оказались потерпевшими убыток (и в этом мире и в Вечной жизни). Он отвернулся от них и сказал: «О, мой народ! Я донес до вас послания моего Господа и искренне желал вам добра. Как я могу печалиться о людях неверующих?» (Сура аль-А‘раф, аяты 91-93)].

 

Что касается курайшитов, взятых в плен, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил посоветоваться со сподвижниками относительно их дальнейшей судьбы. Са‘д ибн Му‘аз посоветовал убить их всех.

‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Я думаю, что тебе лучше позволить нам отрубить им головы, и позволить 'Али отрубить голову 'Акылю, а мне — отрубить голову такому-то, ведь эти пленные являются предводителями неверных и знатными людьми Мекки!»

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О пророк Аллаха, они — наши сородичи и соплеменники, и я думаю, что тебе лучше получить за них выкуп, который придаст нам сил в борьбе с неверными. Кроме того, может быть, впоследствии Аллах приведёт их к Исламу» [Муслим, 1763].

 

В результате пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил отпустить пленных за определенный выкуп.

Во время битвы при Бадре маленькая группа мусульман одержала победу над большой группой многобожников. Аллах Всевышний сказал:

﴿ فِئَةٌ تُقَاتِلُ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَأُخْرَى كَافِرَةٌ ﴾

«Одна армия сражалась на пути Аллаха, другая же состояла из неверующих!» [Сура али ‘Имран, аят 13].

 

Глава девятнадцатая

Завоевание Мекки.

В месяце Рамадан в 8-ом г.х. случилось завоевание Мекки. Аллах Всевышний избавил Мекку от проявлений многобожия, Она стала исламским городом. Место многобожия в Мекке заняло единобожие, место неверия – заняла вера. В Мекке открыто начали поклоняться Единому и Всемогущему Аллаху, а идолы многобожников были сломаны.

Незадолго до этого, в 6-ом г.х., был заключен Худайбийский мирный договор между пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и между курайшитами. Согласно этому договору, любой желающий мог вступить в союз с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, или с курейшитами, и то племя, которое присоединялось к любой из сторон, считалось ее составной частью, а любые враждебные действия, предпринимаемые против него, рассматривались как враждебные действия против стороны, вступившей с ним в союз. Таким образом, племя Хуза‘а присоединилось к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а племя бану Бакр – к курейшитам. [См. «Зад уль-Ма‘ад», 2/394].

 

Во времена невежества эти племена враждовали между собой, когда же было заключено вышеупомянутое перемирие в Худейбие и стороны могли больше не опасаться друг друга, люди из племени бану Бакр решили отомстить племени Хуза‘а за прошлые обиды. Курайшиты втайне помогли племени бану Бакр воинами и оружием. Тогда представители племени Хуза‘а отправились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы рассказать ему о том, как поступили представители племени бану Бакр и курайшитов.

Тогда курайшиты осознали, что они своим поступком нарушили худейбийский мирный договор. Они решили отправить своего лидера Абу Суфьяна к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы укрепить этот договор и продлить его срок. Абу Суфьян говорил об этом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с Абу Бакром и с ‘Умаром, да будет доволен Аллах ими обоими, но не достиг успеха. Затем он говорил об этом с ‘Али ибн Аби Талибом, да будет доволен им Аллах, но не достиг успеха.

Абу Суфьян сказал ‘Али ибн Аби Талибу: «Что ты думаешь, о Абу-ль-Хасан?» ‘Али ответил: «Я не знаю ничего, что могло бы помочь тебе. Однако ты ведь являешься предводителем племени бану Кинана, ступай же и объяви перемирие между людьми». Абу Суфьян сказал: «Ты думаешь, что это поможет мне?» ‘Али ответил: «Клянусь Аллахом, я не думаю, что это поможет тебе, но не знаю ничего другого, что мог бы предложить тебе». Абу Суфьян именно так и поступил, а затем вернулся в Мекку.

Когда Абу Суфьян вернулся в Мекку, курайшиты сказали ему: «С чем ты вернулся?» Абу Суфьян ответил: «Я говорил с Мухаммадом, но, клянусь Аллахом, он мне ничего не ответил. Затем я говорил с (Абу Бакром) сыном Абу Кухафы и с (‘Умаром) ибн аль-Хаттабом, но не увидел от них блага. Затем я говорил с ‘Али и сделал именно то, на что он указал». Курайшиты сказали: «А одобрил ли это Мухаммад?» Абу Суфьян ответил: «Нет». Тогда они сказали: «Горе тебе! Этот ‘Али всего лишь позабавился над тобой».

Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он велел сподвижникам готовиться к сражению. Он сообщил сподвижникам о своих намерениях и побудил к сражению всех своих сторонников. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Аллах, Сделай так, чтобы курайшиты не узнали об этом и чтобы мы застигли их врасплох!» [См. «Сира ибн Хишама», 2/389].

 

Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выступил из Медины примерно с десятитысячным войском, оставив вместо себя в Медине ‘Абдуллаха ибн Умм Мактум.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.081 с.)