Внешняя политика СССР в 19455-1965 гг. Причины начала холодной войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика СССР в 19455-1965 гг. Причины начала холодной войны.



Вторая мировая война коренным образом изменила обстановку в мире и сам климат международных отношений. Война с фашизмом сплотила народы, несколько приглушила идеологические разногласия. Отношения между союзными державами сохраняли партнёрский характер. Американские военные ассигнования уменьшились с 81,6 до 13,1млрд. долл., доля военных расходов в Советском бюджете с 43 до 17,9%. Надежды вселяло и создание Организации Объединенных Наций (апрель-июнь1945 г.) и Нюрнбергский процесс 1945-1946 гг. покаравший главных немецких военных преступников. В мире не существовало другой силы, которая могла бы это сделать. Советскому Союзу удалось выйти из изоляции и занять почетное место "великой державы", определявшей послевоенное устройства мира на международных конференциях "большой тройки". Договоренности, достигнутые между союзниками на Ялтинской и Потсдамской конференциях, закрепляли права Советского Союза на территориях Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, присоединённых в начале второй мировой войны, и на часть Восточной Пруссии. Кроме того, руководители "большой тройки" в Ялте и Потсдаме Ф. Рузвельт и У. Черчилль, а затем Г. Трумэн и К. Эттли согласились с тем, что после окончания войны, освобождённые советскими войсками, страны Восточной Европы отойдут к "сфере влияния" Советского Союза. Весной 1945 г. советские войска находились во всех странах Восточной Европы. В феврале 1946 г. Советский Союз, не дожидаясь мирного договора с Японией, включил в свои границы Южный Сахалин и Курильские острова. Эти перемены внушали поначалу надежды на преодоление раскола и создание новой гармоничной системы международных отношений, интегрирующей СССР и капиталистические державы, опирающейся на идею мирового единства. В конце 40-х гг. эта идея начала питать процесс, который назовут конвергенцией. Но будущий облик мира формировали не эти тенденции. Будущий облик мира формировали не эти надежды и изменения в массовом сознании, а реальное соотношение сил и интересов ведущих держав. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и её союзников приобрела новые центры влияния, мир становился всё более биполярным. В расстановке сил Запад-Восток главная роль принадлежала теперь США и СССР. Вторая мировая война нарушила европейскую систему баланса сил. Обладая монополией на атомное оружие и крупнейшей армией, далеко превосходя остальные страны в области экономики, науки и техники, США превратились в великую сверхдержаву: за годы войны её промышленное производство возросло на 47%. США контролировали около 80% золотого запаса капиталистического мира, на их долю приходилось 46% промышленного производства. США превратились в лидера Западного мира и конструктора послевоенной системы международных отношений. Таким образом, возникновение двух могущественных в военном отношении сверхдержав способствовало появлению нового международного порядка. Каждая сверхдержава по-своему определяла содержание этого нового порядка. Для США - это либеральный капиталистический порядок; для СССР - международный социалистический порядок. Первые проявления "холодной войны": предвыборная речь И.В.Сталина о неизбежности империалистических войн и мощи Красной Армии (февраль 1946г.); речь У.Черчилля в Фултоне (США, март 1946г.). В этой речи, заранее согласованной с Г. Трумэном (американским президентом), Черчилль обвинил Советский Союз в агрессивности и тирании, а коммунистические партии назвал "пятыми колоннами", представляющими "растущую угрозу для христианской цивилизации". Утверждая, что Советский Союз отделил Восточную Европу от остального мира "железным занавесом", Черчилль предложил создать для борьбы против СССР и коммунизма "ассоциацию народов, говорящих на английском языке", которая обладала бы ядерным оружием и могла рассчитывать на подавляющее военное превосходство над Советским Союзом. Через год (февраль 1947 г.) американское правительство объявило официальной доктриной "сдерживание коммунизма". Были определены и конкретные шаги к достижению этой цели. В свою очередь советское руководство развернуло политическую и пропагандистскую компанию против англо-американских "поджигателей войны". Допуская явные преувеличения и искажения фактов, оно обвиняло правящие круги США в стремлении "превратить весь мир в колонию американских империалистов, низвести суверенные народы до положения рабов", установить "зверский фашистский режим не только в США, но и в других странах".

 

 

Восстановление и развитие экономики СССР в 1945-1965 гг.

Основным принципом экономической политики оставалась сталинская довоенная схема индустриализации, опиравшаяся на приоритетное развитие нескольких базовых отраслей тяжёлой промышленности. Остались неизменными и принципы аграрной политики, основанной на экстенсивном использовании принудительного труда. В классических тоталитарных формах развернулся процесс коллективизации в республиках, включённых в состав СССР на кануне войны. В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утверждён четвёртый пятилетний план. Он предполагал восстановить довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, а затем превзойти его в 1,5 раза, обеспечив первоочерёдное восстановление и развитие тяжёлой промышленности и железнодорожного транспорта. При этом капиталовложения в промышленности на 88% направлялись в отрасли машиностроения, 12% - в лёгкую промышленность, 7% - в сельское хозяйство (в основном на строительство тракторных заводов). В ходе реализации четвёртой пятилетки шло чрезвычайно быстро восстановление тяжёлой промышленности. В западных районах освобождённых от фашистской оккупации, к 1950г. было восстановлено 3200 предприятий. Они оснащались оборудованием, произведённым на заводах Германии и поставленным в счёт репараций. Увеличилось количество оборонных предприятий на Урале и Сибири.

Развитие промышленной экономики шло однобоко. Производство средств производства к 1950 г. было увеличено на 105%. Но производство предметов потребления только на 23%, а положение деревни и вовсе трагично. Государство изымало в виде налогов и обязательных поставок свыше 50% продукции колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. Денежные, натуральные и прочие выплаты в деревне едва достигали 20 рублей на человека в месяц (две трети населения страны жили в деревнях). В конце 40-гг. были обложены высокими налогами и приусадебные участки. Крестьяне стали избавляться от скота, вырубать фруктовые деревья, так как платить налоги им было не по карману. Уехать из деревни сельские жители не могли, так как не имели паспортов. В1950г. сельское население сократилось по сравнению с 1940г. вдвое. Крестьяне вербовались на стройки, на заводы, на лесозаготовки. В годы четвертой пятилетки были проведены ряд мер в социальной политике. В 1947г. проведена денежная реформа. Деньги, находившиеся на руках населения, обменивались в соотношении 10:1. Реформа резко сократила инфляцию в стране, но существенно сократила и жизненный уровень народа. После реформы была упразднена карточная система, введенная в годы войны. Однако цены на продукты и предметы потребления были в среднем в 3 раза выше довоенных. В послевоенный период трижды проводилось снижение цен. В результате чего в 1950г. цены уменьшились на 43%. Но в стране по-прежнему оставался дефицит на все промышленные и продовольственные товары. В этот период очень ограниченные средства отчислялись на жилищное строительство, здравоохранение, народное образование. Сталинская социальная политика вела к снижению жизненного уровня трудящихся. Таким образом, в годы первой в послевоенной пятилетки был вновь запущен экономический механизм, ориентированный на сверхскоростной рост темпов в тяжёлой промышленности, характерный для первоначальной индустриализации. Игнорировался опыт мировой цивилизации. Западные страны учитывали требования научно-технического прогресса, внедряли науку в производство, шли по пути его интенсификации. Сталинское руководство игнорировало объективные экономические законы и критерии при определении основных направлений развития народного хозяйства. При этом страдали отрасли, обеспечивающие народное благосостояние.

 

Особенности внутриполитической жизни страны в 1953-1965г. Н.С.Хрущев. В области общественно-политической жизни появляются теории, которые представляли эволюцию общества в новых условиях. В общественно-политической жизни шел процесс дальнейшего развития представительной демократии и ее учреждений. Возросшая социальная и политическая активность масс также содействовала расширению демократических завоеваний и прав населения, в том числе трудящихся, побуждала господствующие классы к социальным уступкам. К середине 50-х гг. политическая и экономическая система, созданная И. Сталиным в 30-е гг., исчерпала свои возможности, породила серьёзные экономические трудности, социально-политическую напряжённость в обществе. Став Первым секретарем ЦК КПСС в сентябре 1953г., Н.С. Хрущёв значительно обновил партийные кадры в центральном аппарате и на региональном уровне. Новыми членами высшего партийного руководства - Президиума ЦК - стали А.И. Кириченко и А.М. Суслов, а секретарями ЦК - А.Б. Аристов, Н.И. Беляев, Д.Г. Шепилов. Центр стал всё явственнее перемещаться в Секретариат ЦК КПСС во главе с Н. Хрущёвым. В новых условиях Н. Хрущёв хотел освободиться в высшем партийном эшелоне власти от тех, кто долгие годы работал с И. Сталиным. Последний акт верхушечной борьбы пришёлся на лето 1957 г., когда из партийно-государственного руководства была выведена <антипартийная> (то есть <антихрущёвская>) группа политиков - Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, В.М. Молотов и др. Поддержанный номенклатурой, новый советский лидер обладал недюжинным умом и большой хитростью, тонким знанием законов аппаратной борьбы. Он сумел довольно быстро подмять под себя верхние эшелоны партийной бюрократии и получил простор для проявления собственной инициативы. Н. Хрущев избрал путь умеренной либерализации. Были определены пределы в либерализации общества: реформы должны были подтолкнуть развитие производства, особенно в разоренном аграрном секторе экономики; снять явное перенапряжение и усталость общества от искусственно подстегиваемой <мобилизационной готовности> и отражения происков все новых <внутренних и внешних врагов>; в корне реорганизовать изжившую себя и превратившуюся в пороховую бочку систему ГУЛАГа, наконец, несколько улучшить жизнь простых людей. В числе первых решений новой администрации была прекращена практика массовых репрессий. 4 апреля 1953 г. прошла реабилитация по <делу врачей>. С лета 1953 г. началась массовая реабилитация коммунистов, привлеченных к ответственности в 30-е - начало 50-х гг. Были закрыты все женские лагеря. В 1954 г. реабилитированы жертвы <ленинградского дела>. Всего с начала 1954 г. до начала 1956 г. Военной коллегией Верховного Суда СССР были реабилитированы 7679 человек, многие из которых - посмертно. В сентябре 1953 г. были ликвидированы Особое совещание при МВД СССР и другие чрезвычайные внесудебные органы (<тройки>). В марте 1954 г. на новой основе, с новыми задачами был организован Комитет Государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. Восстановлен в правах и усилен прокурорский надзор, приняты меры по укреплению судебных органов. Отдана под суд за фабрикацию фальшивых <дел> часть руководителей карательных органов. В период деятельности Н. Хрущёва произошел ряд изменений в законодательстве. Осуждены сталинские положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, теория Вышинского о <презумпции виновности>, о том, что государство обязано доказывать вину обвиняемого, а его дело доказать свою невиновность. Наконец, из уголовного кодекса убрана пресловутая 58 статья об ответственности за политические преступления. Был сделан шаг по направлению к правовому государству. В апреле 1956 г. правительство полностью отменило антирабочие законы предвоенной поры, частично смягченные в начале 50-х гг. В 1956-1957 гг. были сняты политические обвинения с репрессированных народов и восстановлена их государственность (кроме немцев Поволжья и крымских татар, - с них политические обвинения сняты соответственно в 1964 и 1967 гг., собственную государственность они не обрели и по сию пору). В1957 г. была восстановлена автономия балкарцев, чечен, ингушей, калмыков, карачаевцев. Проведена децентрализация управления - значительно расширены права союзных республик, активизировалась деятельность профсоюзов, комсомола, других общественных организаций. Из заметных решений, затрагивающих политическую систему общества, наиболее радикальные шаги Н. Хрущев предпринял в перестройке самой правящей партии. На ХХII съезде КПСС (октябрь1961 г.) впервые в Устав были внесены положения: о возможности проведения внутрипартийных дискуссий; о ротации партийных кадров в центре и на местах; о предоставлении больших прав местным партийным органам; о недопустимости подмены партийными организациями государственных структур и общественных формирований.

 

Особенности развития капитализма в России. Система капиталистической эксплуатации зарождается во второй половине 18 в. Товарное производство постепенно превращается в капиталистическое, а капиталистическая мануфактура укрепляется в промышленности и получает хорошие перспективы развития. Важным показателем разложения феодально-крепостнической системы хозяйства явилось развитие всероссийского рынка торгов и ярмарок. Наиболее важными считались Ирбитская ярмарка, собиравшая купцов Европейской России и Европы, Нежинская ярмарка на Украине, где продавались товары Украины, Турции, Греции, и Коренная ярмарка под Курском — главный пункт обмена в русско-украинской торговле. Успехи промышленности сказались и на структуре внешней торговли: постоянно рос удельный вес экспорта уральского железа, полотна, льняных тканей. Пошло на экспорт и русское зерно.Главная особенность экономического развития России сер. 19 в. — начало промышленного переворота, т. е. резкий скачок в развитии производительных сил, вызванный переходом от мануфактуры (основанной на ручном труде) к фабрике, базирующейся на использовании машин. Промышленный переворот имеет две стороны: техническую (систематическое применение машин) и социальную (формирование промышленной буржуазии и пролетариата — наемных рабочих). В 30—50-е годы 19 в. происходит совершенствование материально-технической базы производства: первоначально в текстильной промышленности, затем и горнодобывающей. За этот период производительность труда выросла в 3 раза, а на долю машинного производства уже приходилось 2/3 продукции крупной промышленности.Развитие промышленности привело к изменению социального состава российского общества. Сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивно, за счет расширения посевных площадей. В районах, свободных от крепостного права (юг Украины, степное Предкавказье, Заволжье и Сибирь), зарождаются капиталистические отношения в сельском хозяйстве.

Перестройка

В середине 8О-х годов Советский Союз поразил глубокий социально-экономический, культурный и нравственныи кризис.Осуществлялось военное вмешательство во внутренние дела Афганистана. Советские люди были оторваны от мировой культуры. Достижения в области гуманитарных наук сыпи им недоступны. Инакомыслящих жестоко преследовали: подверга­ли арестам, выдворялиз страны, помещали в психиатрическиебольницы. Во все области жизни проникли взя точничество и коррупция.В этих условиях в марте 1985 г. после кончины К. У. Черненко на внеочередном пленуме ЦК Генеральным секретарем был избран М. С. Горбачев. Начальный этап деятельности нового руководст­ва характеризовался попыткой модернизировать социализм, отказаться от его наиболее нелепых и жестоких сторон. Это проявилось в решениях апрельского (1985 г.) пленума ЦК КПСС об уско­рении социально-экономического развития страны, XXVII съезд партии (1986), принявшего новую реда­кцию программы КПСС, XIX партконференции (пето 1988 г.) о реформе политической системы. 8 выс­ших эшелонах власти произошли кадровые пере­мещения. Выдвинулись такие политики, как Б. Н. Ельцин, А. К Яковлев, Э. А. Шеварнадзе. Е. К. Пигачев. Ослабла цензура, прекратились полити­ческие преследования, из тюрем и ссылок стали возвращаться деятели диссиденстского, право-защитного движения. Но экономическое положение продолжало ухудшаться.С течением времени стало ясно. что какими-либо мерами заставить работать изжившую себя командно-административную систему невозможно. Остро встал вопрос о ее демонтаже. Президент отдал предпочтение программе Павлова, однако серьезной перестройки экономики не произошло.В то же время переход к рыночной экономике позволил создавать частные фирмы, биржи. В стране появились предприниматели.После подавления августского путча 1991 г. президент России Б.Н. Ельцин обьявил об осуществлении программы реформ, включающей либерализацию цен, приватизацию предприятий, созданию благоприятных условий для предпринимательства. Тяжелое экономическое положение, доставшееся в наследство от прошлого, заставило российской правительство во главе с Е. Т. Гайдаром начать экономическую реформу с либерализации цен, установления высокого уровня налогообложения, урезания социальных программ. Все это преследовало цель стабилизировать финансовое положение, уменьшить дефицит госу­дарственного бюджета, открыть в стране дорогу в международные экономические и финансовые организации. В то же время задержался процесс приватизации, существовали серьезные бюро­кратические и финансово-налоговые препятст- ' вия к открытию и функционированию частных предприятий.Вынужденные жесткие экономические меры выз­вали снижение жизненного уровня населения, способствовали усилению социальной напряжен­ности в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.142.2 (0.031 с.)