Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логический анализ художественного текста

Поиск

АНЧАР

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

____________________

Анчар – древо яда (примечание А. Пушкина)

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

 

Анализ видений

Видения могут строиться вокруг четырех основных объектов:

Дерево

Яд

Раб

Царь

Пустыня… Чахлая скупая растительность… В пределах видимости – огромное пространство… Палящее солнце… Раскаленный песок…Зной… Воздух колышется волнами…Гигантское дерево анчар… около него – ничего живого… Дерево корявое, раскидистое, его ветки похожи на сотни змей, извивающихся и сплетенных между собой.

Некоторые ветви – змеи обмякли и свисают над раскаленным песком. Листьев мало, они тоже обмякли и свернулись от палящего зноя. Листья черные… на каждом листе – капли темно-зеленого яда… Они играют на солнце, сверкают, искрятся…

Яд капает на песок, образуя густую массу. Она пенится от жары, вскипает, распространяя едкий запах (какой?)

Задача чтеца в этой части – вызвать у слушателя (?)

Отвращение к дереву и яду.

Раб:

полуобнаженный, темнокожий, приземистый…

здоровый и сильный; когда уходит в пустыню, изможденный и усталый; когда возвращается – обессиленный, с каплями пота на лице и теле, похожими на капли яда… Он бросает к ногам царя ядовитую ветку – и умирает (как?)

Задача чтеца – (?)

вызвать острое сочувствие к несчастному рабу

Царь

Пышно одетый, сидящий на троне в роскошном шатре…Он радуется яду, смеется, предвкушая победу над соседями…

Задача чтеца -?

Вызвать у слушателей ненависть и гневное осуждение.

• Яркие, впечатляющие видения и ассоциации помогают выявить подтекст – все то, ЧТО скрывается за словами, а именно: мысли, часто не высказанные в словах, тайные намерения, желания, мечты, чувства, страсти и главное – конкретные внешние и внутренние действия героев, в которых все это объединяется, синтезируется, воплощается.

Логический анализ художественного текста

p Художественное чтение – словесное действие, целесообразное и продуктивное. Чтобы донести авторскую мысль, необходимо осмыслить авторскую логику изложения.

p Любой текст содержит два вида информации: фактуальную, логическую (вещественную, отражающую предмет речи) и эмоциональную (актуальную, отражающую отношение автора, чтеца к предмету речи).

p Фактуальная информация – простое сообщение о чем-либо без заметного выражения оценочного отношения к предметам речи. Интонационное оформление такой информации характеризуется нейтральным тоном звучания речи (спокойный темпоритм, средний регистр голоса без заметных звуковысотных и громкостных / силовых изменений). Основное средство членения мысли авторалогические (смысловые) паузы.

p Эмоциональная информация - сообщение, передающееся с ярко выраженным авторским отношением. Это отношение выражается ритмико-интонационными средствами устной речи и голоса (изменчивым темпоритмом, звуковысотным, силовым и тембральным диапазонами голоса, включением суггестивного тона / придыхательной голосовой атаки).

Ритмико-интонационное членение логической (фактуальной) информации звучащего текста включает:

p Логические и психологические паузы (имеют разную длительность/ продолжительность, приходятся на конец словосочетаний и предложений, абзаца, сложного синтаксического целого / микротемы).

 

Виды психологических пауз

в художественном чтении

p Пауза припоминания (сопровождается изменением направления взгляда от прямого обращения в зал к косвенному общению с помощью опущенных или поднятых над головой зрителей глаз)

p Пауза умалчивания (чтец задумывается, умолкает, но мысленно заполняет паузу невысказанным текстом; технически похожа на оформление паузы припоминания))

p Пауза напряжения (чтец останавливается на самом интересном месте, интригует слушателей, заставляет включить механизм прогнозирования текста)

p Пауза эмоционального взрыва (чтец словно захлебывается избытком чувств, пытается справиться с ними).

Физиологические паузы

p Паузы при широких жестах и объемных движениях (чтец жестами рисует видимые в воображении предметы речи)

p Паузы, передающие физические недостатки персонажа (заикание)

p Паузы, передающие физическое состояние персонажа (прерывистое дыхание, стон, кашель, одышку). Такие паузы должны быть короткими, чтобы не испортить эстетические впечатления слушателей.

p Пауза всегда должна быть осмысленной чтецом, иметь логическую природу, идущую от основной идеи (мысли) автора текста.

p Логические паузы в письменном тексте графически изображаются следующим образом:

a - маленькая, короткая, «летучая» пауза;

/ - пауза внутри фразы между словами;

// - пауза между фразами;

/// - психологическая пауза (часто соответствует многоточию)

p От таких пауз необходимо отличать технические паузы, когда на стыке слов возникает сложное, порой двусмысленное сочетание звуков (гласных, согласных), требующее акустико-артикуляционной чистоты («Подойди- ка ко мне!»)

p Логическая мелодия (повышение тона голоса в середине фразы и понижение его в конце повествовательного предложения, повышение голоса в конце вопросительной фразы и пр.)

p Логические ударения (выделение более громким жестким /напряженным голосом наиболее важных для смысла текста слов и словосочетаний).

p Фрагмент текста, наиболее ярко выделенный голосом, называют логическим центром.

Способы выделения логического ударения

1.Усиление голоса (силовой способ, «молот и наковальня»; в голосовом сценарии оформляется маркером на слове, словосочетании)

2. Повышение голоса ()

3. Понижение голоса ()

Средний регистр, ровный монотонный голос

4. Замедление темпа произнесения слова, вплоть до слогового.

5. Пауза перед ударным словом, после него или с двух сторон ударного слова.

6. Интонирование (интонационная полифония) слова, словосочетания, фразы, микротемы.

Как правило, при подготовке текста к исполнению чтец использует несколько способов логического ударения.

 

При расстановке логических ударений выполняются следующие правила:

  1. Мелодический строй русской речи требует выделения понижением тона последнего значимого слова фразы.
  2. Выделяются новые слова – понятия (новый предмет речи)
  3. Выделяются сопоставляемые и противопоставляемые слова.
  4. Выделяются однородные члены предложения (главные и второстепенные)
  5. В вопросительном предложении выделяются повышением тона слова, несущие смысл вопроса.
  6. Выделяются определения – существительные в родительном падеже, если они стоят в непосредственном соседстве с определяемыми существительными в именительном падеже (сила звука, цвет розы, запах антоновских яблок)
  7. Выделяются существительные в именительном падеже, когда это важно для чтеца: цвет розы был необычным: она была голубая.

p Логическое ударение обозначается в письменном тексте следующим образом:

- - - - скользящее, слабое ударение (негоромкий мягкий голос);

-более сильное, ярче выраженное в голосе;

- логическое ударение фразы;

- логическое ударение микротемы

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сад, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики…

На место логического ударения влияет тип текста:

p в повествовании – предпочтение глаголам;

p в описании – предпочтение? прилагательным, наречиям, причастиям;

p в аргументативном тексте (рассуждении) – средствам связи сложноподчиненных предложений, наречиям порядка (во-первых и др.)

 

План работы над текстом до чтения

  1. Провести литературоведческий анализ текста. (определить особенности эпохи, периода создания произведения, отражение в произведении фактов биографии; выявить родовидовую / жанровую форму).
  1. Провести лингвистический анализ текста (фонетический, лексический, грамматический, пунктуационный)

n Предложение – синтаксическая единица языка.

n Фраза – единица речи, она выражает отдельную, достаточно законченную мысль.

n Речевой эпизод (микротема) – группа предложений, образующих авторское высказывание. В прозе обычно выражается абзацем, но иногда включает в себя несколько абзацев, объединенных одной подтемой. Содержание абзаца ориентирует на определенное интонационное звучание.

Знаки препинания в художественном тексте имеют особую идейно-художественную силу, передают психологическое состояние автора – рассказчика или персонажа. Поэтому нельзя механически следовать за знаками препинания, нужно выявить те смысловые отношения, которые отражаются знаком в каждой конкретной фразе, микротеме.

p Точка обозначает законченность мысли и требует понижения голоса. При чтении развернутого отрывка интонационная точка не должна нарушать развития действия, логической перспективы. Она должна в полной мере проявляться только в конечной фразе.

p Запятая требует повышения голоса на главном слове перед собой. Если текст не завершен, точка в конце предыдущих предложений напоминает по интонации запятую.

p Точка с запятой требует менее значительного понижения голоса. Чем точка – как знак частичного завершения мысли.

p Вопросительный знак требует повышения голоса на главном слове, выражающем вопрос.

p Многоточие означает недосказанность, перерыв в речи либо из-за раздумий рассказчика, либо из-за нахлынувших чувств (психологического напряжения). Голос на последнем слове перед многоточием как бы «повисает», чтение требует длительной паузы, которая должна быть внутренне насыщена.

p Тире означает пропуск слов, смысловую паузу. Перед тире голос обычно повышается. (Сыр выпал – с ним была плутовка такова.)

p Восклицательный знак подсказывает необходимость определенного эмоционально-психологического настроя, внутренней наполненности чтеца. Фраза. Заканчивающаяся этим знаком, не обязательно произносится громко, она может звучать и тхо, и медленно, но во всех случаях – с сильным выделением главного слова.

Провести логический разбор текста (разделить на смысловые части – микротемы; определить смысловой и эмоциональный центр содержания; выявить особенности речевой ситуации, в которой происходит общение персонажей; определить особенности речевой манеры исполнения).

Элементы, составляющие прозаическую и поэтическую речь, одни и те же, но стихотворная речь отличается особой системой организации этих элементов. В стихотворном тексте они подчинены определенному ритму, единицей которого является строка и строфа.

Чтец должен бережно относиться к музыкальной стороне стиха, которая складывается из так называемой звуковой инструментовки. Ритм в первую очередь зависит от размера, которым написано стихотворение: от количества слогов в составляющей его стопе и от количества стоп в стихотворной строке.

Особенности стихотворной формы складываются из ритма, рифмы, звуковых повторов. Все эти элементы сами по себе не имеют никакого конкретного смысла, не выражают конкретных эмоций, они лишь помогают придать ту или иную эмоциональную окраску.

СРАВНИТЕ:

Если в прозе писатель создает тот или иной образ, ощущение, настроение, описывая интересующее его явление более или менее подробно, то в поэзии все обстоит иначе – с помощью поэтического видения, особого мировосприятия, системы художественных приемов (отточенного образа – слова, звукописи и пр.)

Чтение гражданской лирики

Чтение философской лирики

Чтец как бы размышляет вслух. На глазах слушателей совершается напряженная интеллектуальная работа, ставятся и решаются сложные вопросы жизни человека природы:

АНЧАР

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

____________________

Анчар – древо яда (примечание А. Пушкина)

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

 

Анализ видений

Видения могут строиться вокруг четырех основных объектов:

Дерево

Яд

Раб

Царь

Пустыня… Чахлая скупая растительность… В пределах видимости – огромное пространство… Палящее солнце… Раскаленный песок…Зной… Воздух колышется волнами…Гигантское дерево анчар… около него – ничего живого… Дерево корявое, раскидистое, его ветки похожи на сотни змей, извивающихся и сплетенных между собой.

Некоторые ветви – змеи обмякли и свисают над раскаленным песком. Листьев мало, они тоже обмякли и свернулись от палящего зноя. Листья черные… на каждом листе – капли темно-зеленого яда… Они играют на солнце, сверкают, искрятся…

Яд капает на песок, образуя густую массу. Она пенится от жары, вскипает, распространяя едкий запах (какой?)

Задача чтеца в этой части – вызвать у слушателя (?)

Отвращение к дереву и яду.

Раб:

полуобнаженный, темнокожий, приземистый…

здоровый и сильный; когда уходит в пустыню, изможденный и усталый; когда возвращается – обессиленный, с каплями пота на лице и теле, похожими на капли яда… Он бросает к ногам царя ядовитую ветку – и умирает (как?)

Задача чтеца – (?)

вызвать острое сочувствие к несчастному рабу

Царь

Пышно одетый, сидящий на троне в роскошном шатре…Он радуется яду, смеется, предвкушая победу над соседями…

Задача чтеца -?

Вызвать у слушателей ненависть и гневное осуждение.

• Яркие, впечатляющие видения и ассоциации помогают выявить подтекст – все то, ЧТО скрывается за словами, а именно: мысли, часто не высказанные в словах, тайные намерения, желания, мечты, чувства, страсти и главное – конкретные внешние и внутренние действия героев, в которых все это объединяется, синтезируется, воплощается.

Логический анализ художественного текста

p Художественное чтение – словесное действие, целесообразное и продуктивное. Чтобы донести авторскую мысль, необходимо осмыслить авторскую логику изложения.

p Любой текст содержит два вида информации: фактуальную, логическую (вещественную, отражающую предмет речи) и эмоциональную (актуальную, отражающую отношение автора, чтеца к предмету речи).

p Фактуальная информация – простое сообщение о чем-либо без заметного выражения оценочного отношения к предметам речи. Интонационное оформление такой информации характеризуется нейтральным тоном звучания речи (спокойный темпоритм, средний регистр голоса без заметных звуковысотных и громкостных / силовых изменений). Основное средство членения мысли авторалогические (смысловые) паузы.

p Эмоциональная информация - сообщение, передающееся с ярко выраженным авторским отношением. Это отношение выражается ритмико-интонационными средствами устной речи и голоса (изменчивым темпоритмом, звуковысотным, силовым и тембральным диапазонами голоса, включением суггестивного тона / придыхательной голосовой атаки).

Ритмико-интонационное членение логической (фактуальной) информации звучащего текста включает:

p Логические и психологические паузы (имеют разную длительность/ продолжительность, приходятся на конец словосочетаний и предложений, абзаца, сложного синтаксического целого / микротемы).

 

Виды психологических пауз

в художественном чтении

p Пауза припоминания (сопровождается изменением направления взгляда от прямого обращения в зал к косвенному общению с помощью опущенных или поднятых над головой зрителей глаз)

p Пауза умалчивания (чтец задумывается, умолкает, но мысленно заполняет паузу невысказанным текстом; технически похожа на оформление паузы припоминания))

p Пауза напряжения (чтец останавливается на самом интересном месте, интригует слушателей, заставляет включить механизм прогнозирования текста)

p Пауза эмоционального взрыва (чтец словно захлебывается избытком чувств, пытается справиться с ними).

Физиологические паузы

p Паузы при широких жестах и объемных движениях (чтец жестами рисует видимые в воображении предметы речи)

p Паузы, передающие физические недостатки персонажа (заикание)

p Паузы, передающие физическое состояние персонажа (прерывистое дыхание, стон, кашель, одышку). Такие паузы должны быть короткими, чтобы не испортить эстетические впечатления слушателей.

p Пауза всегда должна быть осмысленной чтецом, иметь логическую природу, идущую от основной идеи (мысли) автора текста.

p Логические паузы в письменном тексте графически изображаются следующим образом:

a - маленькая, короткая, «летучая» пауза;

/ - пауза внутри фразы между словами;

// - пауза между фразами;

/// - психологическая пауза (часто соответствует многоточию)

p От таких пауз необходимо отличать технические паузы, когда на стыке слов возникает сложное, порой двусмысленное сочетание звуков (гласных, согласных), требующее акустико-артикуляционной чистоты («Подойди- ка ко мне!»)

p Логическая мелодия (повышение тона голоса в середине фразы и понижение его в конце повествовательного предложения, повышение голоса в конце вопросительной фразы и пр.)

p Логические ударения (выделение более громким жестким /напряженным голосом наиболее важных для смысла текста слов и словосочетаний).

p Фрагмент текста, наиболее ярко выделенный голосом, называют логическим центром.

Способы выделения логического ударения

1.Усиление голоса (силовой способ, «молот и наковальня»; в голосовом сценарии оформляется маркером на слове, словосочетании)

2. Повышение голоса ()

3. Понижение голоса ()

Средний регистр, ровный монотонный голос

4. Замедление темпа произнесения слова, вплоть до слогового.

5. Пауза перед ударным словом, после него или с двух сторон ударного слова.

6. Интонирование (интонационная полифония) слова, словосочетания, фразы, микротемы.

Как правило, при подготовке текста к исполнению чтец использует несколько способов логического ударения.

 

При расстановке логических ударений выполняются следующие правила:

  1. Мелодический строй русской речи требует выделения понижением тона последнего значимого слова фразы.
  2. Выделяются новые слова – понятия (новый предмет речи)
  3. Выделяются сопоставляемые и противопоставляемые слова.
  4. Выделяются однородные члены предложения (главные и второстепенные)
  5. В вопросительном предложении выделяются повышением тона слова, несущие смысл вопроса.
  6. Выделяются определения – существительные в родительном падеже, если они стоят в непосредственном соседстве с определяемыми существительными в именительном падеже (сила звука, цвет розы, запах антоновских яблок)
  7. Выделяются существительные в именительном падеже, когда это важно для чтеца: цвет розы был необычным: она была голубая.

p Логическое ударение обозначается в письменном тексте следующим образом:

- - - - скользящее, слабое ударение (негоромкий мягкий голос);

-более сильное, ярче выраженное в голосе;

- логическое ударение фразы;

- логическое ударение микротемы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.015 с.)