Приемы расстановки логических ударений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы расстановки логических ударений



p Скелетрование фразы (опускаются все слова, кроме тех, которые «держат» видение)

p Выделение нового понятия (предмета речи: нового лица, явления, события)

p Выделение противопоставления (ударение получают противоположные лица, предметы, явления). Первое выделяется повышением голоса, противопоставляемое – понижением голоса:

 

p Выделение сравнений. Если мысль построена на явном или скрытом сравнении, то обозначение того, с чем сравнивается, выделяется более сильным ударением.

p Выделение повторяющихся слов. Оформляется по-разному: а) одновременным повышением и усилением голоса, б) простым однородным (монотонным) усилением голоса:

p Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась. (К. Симонов. Ты помнишь, Алеша…)

 

p Прием нанизывания (нагнетания). Используется в предложениях с однородными членами:

p Гори, звезда моя, не падай,

Роняй холодные лучи (С. Есенин)

p Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сад, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики…

На место логического ударения влияет тип текста:

p в повествовании – предпочтение глаголам;

p в описании – предпочтение? прилагательным, наречиям, причастиям;

p в аргументативном тексте (рассуждении) – средствам связи сложноподчиненных предложений, наречиям порядка (во-первых и др.)

 

План работы над текстом до чтения

  1. Провести литературоведческий анализ текста. (определить особенности эпохи, периода создания произведения, отражение в произведении фактов биографии; выявить родовидовую / жанровую форму).
  1. Провести лингвистический анализ текста (фонетический, лексический, грамматический, пунктуационный)

n Предложение – синтаксическая единица языка.

n Фраза – единица речи, она выражает отдельную, достаточно законченную мысль.

n Речевой эпизод (микротема) – группа предложений, образующих авторское высказывание. В прозе обычно выражается абзацем, но иногда включает в себя несколько абзацев, объединенных одной подтемой. Содержание абзаца ориентирует на определенное интонационное звучание.

Знаки препинания в художественном тексте имеют особую идейно-художественную силу, передают психологическое состояние автора – рассказчика или персонажа. Поэтому нельзя механически следовать за знаками препинания, нужно выявить те смысловые отношения, которые отражаются знаком в каждой конкретной фразе, микротеме.

p Точка обозначает законченность мысли и требует понижения голоса. При чтении развернутого отрывка интонационная точка не должна нарушать развития действия, логической перспективы. Она должна в полной мере проявляться только в конечной фразе.

p Запятая требует повышения голоса на главном слове перед собой. Если текст не завершен, точка в конце предыдущих предложений напоминает по интонации запятую.

p Точка с запятой требует менее значительного понижения голоса. Чем точка – как знак частичного завершения мысли.

p Вопросительный знак требует повышения голоса на главном слове, выражающем вопрос.

p Многоточие означает недосказанность, перерыв в речи либо из-за раздумий рассказчика, либо из-за нахлынувших чувств (психологического напряжения). Голос на последнем слове перед многоточием как бы «повисает», чтение требует длительной паузы, которая должна быть внутренне насыщена.

p Тире означает пропуск слов, смысловую паузу. Перед тире голос обычно повышается. (Сыр выпал – с ним была плутовка такова.)

p Восклицательный знак подсказывает необходимость определенного эмоционально-психологического настроя, внутренней наполненности чтеца. Фраза. Заканчивающаяся этим знаком, не обязательно произносится громко, она может звучать и тхо, и медленно, но во всех случаях – с сильным выделением главного слова.

Провести логический разбор текста (разделить на смысловые части – микротемы; определить смысловой и эмоциональный центр содержания; выявить особенности речевой ситуации, в которой происходит общение персонажей; определить особенности речевой манеры исполнения).

Провести ассоциативный анализ текста (выделить зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные ассоциации)

Выявить свой подтекст (соотнести слова текста с той сверхзадачей, оценкой, которую во время чтения нужно донести до слушателей)

Определить вид общения со слушателями (прямое, косвенное, опосредованное) в каждой логической части, уточнить особенности речевой манеры исполнения

7. Составить голосовой сценарий произнесения текста, учитывая выбранную речевую манеру исполнения:

n Определить место логического ударения и способы его обозначения голосом

n Расставить паузы

n Определить и обозначить условными значками особенности интонации

Художественное чтение лирики

• Подготовка к исполнению стихотворного произведения имеет свои особенности, обусловленными специфическими законами поэзии. В переживаниях, лежащих в основе лирического произведения, отражаются закономерности действительности, жизнь, окружающая поэта и определяющая характер его внутреннего мира.

• Лирический сюжет организован иначе, чем эпический. Обычно нет фактов, а есть только осязаемая реальность переживания, внутреннего мира человека, данного вне конкретных обстоятельств. Но даже в тех произведениях, в которых есть элементы событийности, объединяющим началом являются переживания, размышления лирического героя

• Функции лирического героя в создании лирического сюжета близки функции повествователя в создании эпического сюжета. Непосредственное переживание, охватившее человека именно сейчас, в данный момент его жизни, как бы отодвигает на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. Поэтому в лирике отсутствует развернутый сюжет.

• Многие лирические стихи не имею названия и обозначаются первым стихом: это свойство лирических произведений, чье содержание неуловимо для определения, как музыкальное ощущение.

• Исходя из содержания, темы лирических произведений, говорят о лирике философской, гражданской или политической, пейзажной, интимной (стихи о любви, дружбе).

• Правильное чтение стихов, в которых присутствует лирическое Я, является результатом изучения биографии поэта и идейного содержания произведения, а в нем лирического героя. Такие стихи обычно – монологи – исповеди (А. Пушкин «Сожженное письмо», «Талисман», «Я вас любил…»; М. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…», С. Есенин «Письмо женщине»)

• Чтецу из стихов ничего не известно о человеке, делающем признание: ни его имя, ни обстоятельства, предшествовавшие этим переживаниям либо подготовившие их. Мы только улавливаем чувства и внутренний мир человека.

• В зависимости от содержания стихов, чувств и мыслей поэта возможны два варианта чтения: «уход в себя» (прием косвенного общения): выражение состояния глубокого, часто носящего отпечаток печали, раздумья; прием прямой адресации чувств - «радостная устремленность навстречу собеседнику», когда радующие нас проявления светлой взволнованности приводят к желанию не сосредоточиваться в себе, а наоборот, щедро и расточительно отдавать все слушателям, делясь своей радостью (как в стихотворении А. С. Пушкина «Вакхическая песня»)

Работа чтеца над стихотворным и прозаическим текстом проводится одинаково. Нужно:

• тщательным образом разобраться в структуре, композиции, содержании стихотворения;

• определить исполнительские задачи;

• поработать над видениями.

 

Элементы, составляющие прозаическую и поэтическую речь, одни и те же, но стихотворная речь отличается особой системой организации этих элементов. В стихотворном тексте они подчинены определенному ритму, единицей которого является строка и строфа.

Чтец должен бережно относиться к музыкальной стороне стиха, которая складывается из так называемой звуковой инструментовки. Ритм в первую очередь зависит от размера, которым написано стихотворение: от количества слогов в составляющей его стопе и от количества стоп в стихотворной строке.

Особенности стихотворной формы складываются из ритма, рифмы, звуковых повторов. Все эти элементы сами по себе не имеют никакого конкретного смысла, не выражают конкретных эмоций, они лишь помогают придать ту или иную эмоциональную окраску.

СРАВНИТЕ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.012 с.)