ТОП 10:

Тема 5. Век просвещения. Российская империя в ХVIII веке



XVIII век в европейской и мировой истории. Экономические и социально-политические предпосылки преобразования традиционного общества в России.

Россия в эпоху Петра I. Экономические и социально-политические предпосылки петровских преобразований. Основные реформы петровской эпохи: цели, содержание, характер взаимосвязи. Индустриальный скачок на феодально-крепостнической основе. Новые отрасли и районы размещения промышленности. Особенности российской мануфактуры. Формы и методы государственного регулирования экономики. Протекционизм. Социальная политика. Оформление абсолютной монархии, ее характерные черты и отличие от западно-европейского абсолютизма. Институты абсолютной монархии: Сенат, Синод, Коллегии. Губернская реформа. Магистраты. «Табель о рангах». Формирование «карьерного» дворянства, бюрократии европейского типа.

Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики. Северная война и изменение геополитического положения России.

Европейское Просвещение: духовная основа рационализма и модернизации. «Билль о правах», Конституция США и их влияние на европейскую мысль и радикализацию общественного сознания. Великая Французская революция.

Наследие Петра I и эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» второй половины XVIII века: его характерные черты, особенности и противоречия. Истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии. «Жалованная грамота дворянству». «Жалованная грамота городам». Усиление крепостной зависимости, поземельно-передельная община как основная форма крестьянского землепользования. Рост социальной поляризации и обособленности сословий. Стихийные народные движения. Восстание Е. Пугачева.

Развитие отечественной промышленности и торговли. Роль промыслов. Дворянское предпринимательство. Привлечение частных капиталов. Административно-социальные реформы 1770-1790-х гг.

Изменение геополитического положения в Восточной Европе. Рост внешнеполитического и военного могущества России. Борьба России за выход к Черному морю. Русско-турецкие войны. Вхождение Крыма в состав России. Россия и Речь Посполитая. Походы на Кавказ. Георгиевский трактат. Российские владения на Тихом океане.

Российская империя как исторический феномен. Российская имперская модель государственности.

 

Какое из перечисленных государств НЕ ВХОДИЛО в состав Северного союза, созданного усилиями России для войны против Швеции?

а) Польша

б) Саксония

в) Дания

г) входили все указанные государства

 

2. Какие вопросы находились в ведении Статс-коллегии, созданной при Петре I ?

а) контроль за доходами государства

б) контроль за внутриполитическим положением

в) контроль за деятельностью государственных чиновников г) осуществление государственных расходов

 

3. Свод правил хорошего поведения в обществе, изданный в петровские времена, назывался:

а) «Недоросль»

б) «Властителям и судьям»

в) «Юности честное зерцало»

г) «Поучение детям дворянским»

 

Какая из указанных территорий НЕ ВОШЛА в состав России по условиям Ништадского мира?

а) Ингрия

б) Эстляндия

в) Карелия

г)вошли все перечисленные земли

 

5. Выберите верное утверждение. В XVIII в. в России:

а) был построен Вышневолоцкий канал, связавший Петербург с бассейном Волги и Каспийским морем

б) был сооружен Северо-Екатерининский канал, соединивший Каму и Северную Двину

в) появилось и стало развиваться пароходное сообщение

г) основной формой налогообложения был поземельный налог

 

6. Московский казенный Хамовный двор, созданный в конце XVII в. на р. Яузе, производил для нужд государства:

а) сукно для пошива армейских мундиров

б) парусное полотно

в) канаты

г) различные ткани для нужд царского двора

В 1722 г. в России был принят закон о порядке прохождения государственной службы – «Табель о рангах». Какой принцип был первоначально заложен в основу этого документа?

а) общественное положение определялось не происхождением, а чином

б) сыновья титулованных особ и знатнейшего дворянства получали чин по факту рождения

в) доступ в дворянское сословие через военную или гражданскую службу был открыт только для купеческого сословия

г) «Табель о рангах» позволял по достижении определенного ранга получить только личное дворянство

 

В 1685 г. в московском Заиконоспасском монастыре открылось учебное заведение, в котором преподавали как духовные, так и светские предметы. Какое название вскоре получило это учебное заведение?

а) Славяно-греко-латинская академия

б) Московский университет

в) Государева академия

г) нет верного варианта ответа

 

9. Политика протекционизма в период правления Петра I проявилась:

а) во введении новой системы прямого налогообложения

б) в создании нового таможенного тарифа 1724 г.

в) в создании новой категории населения - посессионных крестьян

г) верны все варианты

 

10. Итог реформаторской деятельности Петра I состоит в оформлении:

а) абсолютизма;

б) сословно-представительной монархии;

в) принципа разделения законодательной и исполнительной власти.

 

11. Первоначально основной целью «Великого посольства» 1697-1698гг. было:

а) создание союза для войны со Швецией;

б) распространение православия в Западной Европе;

в) создание коалиции для продолжения войны с Османской Империей.

 

12. В первой четверти XVIII в. русская армия стала укомплектовываться рядовым составом на основе:

а) всеобщей воинской обязанности;

б) свободного найма;

в) рекрутской повинности.

 

13. Политика меркантилизма это:

а) накопление богатства страны путем превышения экспорта над импортом;

б) внешние займы;

в) ввоз новейшей техники.

 

14. Что означала ликвидация патриаршества при Петре I и введение Синода:

а) окончательную победу светской власти над церковью;

б) усиление роли местных священников;

в) укрепление роли монастырей.

 

15. Назовите высшее государственное законосовещательное учреждение России при Петре I:

а) Посольский приказ;

б) Ревизион – коллегия;

в) Сенат.

 

Кто занимал должность генерал-прокурора Сената

а) А.Д.Меньшиков

б) П.И.Ягужинский

в) Ф.Ю.Ромодановский

 

17. Какой документ завершил юридическое оформление абсолютизма в России при Петре I?

а) Воинский устав

б) Устав о наследии престола

в) Духовный регламент

 

18. Центральные учреждения, созданные в начале XVIII в., назывались:

а) министерства;

б) коллегии;

в) приказы.

 

19. Как передавалась власть монарха по указу Петра I о престолонаследии:

а) от отца к старшему сыну;

б) от мужа к жене;

в) согласно воле монарха.

 

Кто возглавил восстание казаков при Петре I

а) К. Булавин

б) И. Болотников

в) Л. Максимов

 

21. Когда был основан Петербург:

а) в 1703 г.;

б) в 1705 г.;

в) в 1707 г.

 

22. Когда Россия была провозглашена империей:

а) в 1719 г.;

б) в 1721 г.;

в) в 1723 г.

 

23. Укажите одну из характерных черт мануфактуры:

а) использование машин в производстве;

б) отсутствие ориентации на рынок;

в) пооперационное деление труда.

 

Двумя мероприятиями Петра 1. направленными на «европеизацию» страны, являлись

а) созыв Земского собора

б) создание регулярной армии

в) введение подушной подати

г) принятие «Соборного уложения»

 

Двумя мероприятиями Петра 1. направленными на «европеизацию» страны, являлись

а) создание стрелецкого войска

б) принятие нового «Судебника»

в) учреждение Сената

г) введение обязательного дворянского образования

 

Двумя мероприятиями Петра 1. направленными на «европеизацию» страны, являлись

а) создание флота

б) организация ассамблей

в) секуляризация церковных владений

г) созыв Уложенной комиссии

 

Двумя мероприятиями Петра 1. направленными на «европеизацию» страны, являлись

а) создание флота

б) освобождение дворянства от обязательной службы

в) учреждение коллегий

г) принятие «Жалованной грамоты дворянству»

 

Укажите дату Полтавского сражения

а) 23 сентября 1710г.

б) 27 июня 1709 г.

в) 29 августа 1709г.

Как назывался и когда был принят указ, уровнявший поместья в правах с вотчиной?

а) «Указ о единонаследии» 1714 г.

б) «Указ о престолонаследии» 1722 г.

в) «Манифест о вольности дворянской» 1762 г.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.008 с.)