Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные черты и особенности романо-германской правовой семьиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1 Содержание темы 481 2 Методические рекомендации к теме 482 3 Основные вопросы к теме и краткие на них ответы 497 3 1 Правовые системы Германии и Франции — основы формирования и развития романо-германского права 497 3 2 Каковы отличительные черты и особенности романо-германского права9 503 3 3 Источники романо-германского права вопросы определения и их понятия 521 3 4 Какие виды источников романо-германского права существуют и как они соотносятся между собой9 528 3 5 Нормативно-правовые акты и критерии их классификации 533 3 6 Закон в системе источников романо-германского права 537
6 Оглавление 3.7. Обычай в системе источников романо-германского права: понятие, особенности 548 3.8. Виды обычаев в системе источников романо-германского права...564 3.9. Прецедент: неопределенность и внутренняя противоречивость его статуса 567
3.10. Как соотносится прецедент с законом и обычаем?.......................... 578 3.11. Доктрина как источник романо-германского права........................ 579
4. Рекомендуемая литература........................................................................... 581 5. Приложение к теме. Р. Иеринг. Дух римского права на различных ступенях его развития. Часть первая. СПб., 1875; И.В. Михайловский. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914 (Извлечения)..................................... 584 Тема VIII Англосаксонская правовая семья. Система общего права 1. Содержание темы 613 2. Методические рекомендации к теме 614 3. Основные вопросы к теме и краткие на них ответы 620
3.1. Какие «фундаментальные черты» и особенности общего права придают ему специфический характер? 620 3.2. Становление и развитие общего права: основные периоды 634 3.3. Экспансия общего права за пределами Англии 653 3.4. Основные источники англосаксонского права: понятие, виды 658 3.5. Прецедент как основной источник англосаксонского права 663 3.6. Место и роль законов в системе англосаксонского права 676 3.7. Делегированное законодательство в системе источников англосак- сонского права 694 3.8. Обычай и правовой обычай в системе источников общего права.... 703 3.9. Правовая доктрина 714 3.10. Разум как источник права 718 4. Рекомендуемая литература 719 5. Приложение к теме. Р. Кросс. Прецедент в английском праве. Под общей ред. Ф.М. Решетникова. М., 1985 {Извлечения) 721 Тема IX Правовые системы социалистических и постсоциалистических стран 1. Содержание темы....................................................................................... 746 2. Методические рекомендации к теме......................................................... 747 3. Основные вопросы к теме и краткие на них ответы................................ 763
3.1. Является ли правовая система России составной частью романо-гер- манской правовой семьи? 763 3.2. Каковы отличительные особенности и черты социалистической государственно-правовой системы? 779 3.3. Особенности постсоциалистического государства и права как переходного типа государства и права 790 3.4. Роль и особенности конституционного законодательства в переходный период 802
Оглавление 3 5 Основные источники социалистического и постсоциалистического права Их сходство с источниками романо германского права 817 3 6 Ведущая роль нормативно-правовых актов в системе источников социалистического и постсоциалистического права 822 3 7 Закон в системе источников социалистического и постсоциалистического права 834 3 8 Взаимосвязь законов с другими нормативно-правовыми актами 843 3 9 Судебная практика как источник российского права 848 4 Рекомендуемая литература 866 5 Приложение к теме Пр Ж Ренар Проблемы социализма М, 1918, А Тойнби Цивилизация перед судом истории Сборник М, 1995 {Извлечения) 868 Тема Х Религиозные правовые системы. Иудейское право 1 Содержание темы 897 2 Методические рекомендации к теме 898 3 Основные вопросы к теме и краткие на них ответы 901 3 1 Что собой представляет иудейское право9 901 3 2 Чем отличается иудейское право от других правовых систем9 Чем оно выделяется среди них9 904 3 3 Роль основных принципов иудейского права 918 3 4 Сочетание религиозных и национальных начал в иудейском праве 919 3 5 Несостоятельность принципа мессианства и богоизбранности иудейского народа 922 3 6 Принцип четкости и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов, и заповедей 925 3 7 Принцип поддержания верности своему Богу, «истинной вере» и своему народу 927 3 8 Принцип кровной мести и другие принципы иудейского права 929 3 9 Основные источники иудейского права понятие, виды 934 3 10 Талмуд как один из важнейших источников иудейского права 939 3 11 Религиозные традиции и обычаи 942 3 12 «Наследие» и доктрина в системе источников иудейского права 944 3 13 Иудейское право как подсистема общей системы израильского права 947 3 14 Основные формы взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с современным израильским правом в процессе разрешения общих проблем 962 4 Рекомендуемая литература 981 5 Приложение к теме Толковая Библия или Комментарий на все книги Св Писания Ветхого и Нового Завета Бытие — Притчи Соломона Стокгольм, 1987 Печатается по изд 1904-1907 гг (Извлечения) 983 Тема XI Мусульманское право 1 Содержание темы 1021 2 Методические рекомендации к теме 1021 Оглавление 3 Основные вопросы к теме и краткие на них ответы 1022 3 1 Коран как основной источник мусульманского права 1022 3 2 Особенности Сунны как источника мусульманского права 1026 3 3 Иджма и кияс в системе источников мусульманского права 1026 3 4 Обычаи, соглашения и другие источники мусульманского права 1030 4 Рекомендуемая литература 1033 5 Приложение к теме Коран М, 1991, Хрестоматия по исламу Пер с арабского, введения и примечания М, 1994 {Извлечения) 1035 Тема I СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, МЕТОД, ПРИНЦИПЫ 1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ Этимологическое освоение «сравнительного правоведения». Разнообразие взглядов и суждений о соотношении терминов и понятий «сравнительное правоведение» и «сравнительное право». Их равнозначность. Проблемы определения статуса «сравнительного правоведения». Различные воззрения и подходы к решению этих проблем. Попытки сведения сравнительного правоведения к сравнительному методу исследования правовой материи. Особенности методологии сравнительного правоведения. Комплексный характер сравнительного правоведения. Метод сравнения и сравнительное правоведение Межнациональный характер сравнительного правоведения. Ориентация его на сравнительный анализ различных правовых систем. Понятие и определение предмета сравнительного правоведения. Различные подходы к его определению. Содержание предмета сравнительного правоведения. Объект сравнительного правоведения. Его понятие и содержание. Соотношение предмета и объекта сравнительного правоведения. Принципы сравнительного правоведения. Их особенности и виды. Принцип сравнимости правовых явлений, институтов и учреждений. Полное и ограниченное (частичное) сравнение. Внутритиповое, межтиповое сравнение. Проведение сравнительно-правовых исследований на макро- и микроуровнях. Другие принципы и виды сравнительно-правовых исследований. Особенности «синхронного» и «бинарного» сравнительного анализа правовых явлений, институтов и учреждений. 10 Тема I 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМЕ Исходя из того что данная тема является вводной, при раскрытии ее методически важным представляется акцентировать внимание прежде всего на характеристике самой дисциплины сравнительного правоведения и ее непреходящего значения в системе других юридических дисциплин. Следует заметить, что сравнительному правоведению так же, как и исследованию правовых систем современного мира, рассматриваемых в сравнительно-правовом и ином планах, в отечественной и зарубежной литературе традиционно уделялось и уделяется определенное внимание. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные научные издания в виде книг, брошюр, статей, материалов международных конференций, конгрессов, симпозиумов, «круглых столов» и пр.1, учебники и учебные пособия по сравнительному правоведению2, появившиеся в послевоенный период в разных странах, а также значительно обновившиеся и окончательно закрепившиеся в учебных планах юридических вузов стран Западной Европы, Канады, США, Японии и других государств курсы лекций и семинары по сравнительному праву и правовым системам современного мира и др. Необходимость усиления внимания к данной тематике обусловливается, с одной стороны, объективными факторами: развитием экономики, науки, культуры, новых технологий, совершенствованием производственных процессов и образования, ведущих к углублению и расширению связей между народами и их правовыми системами, требующих своего познания; с другой — субъективными, сугубо прагматическими целями и соображениями. Суть последних сводится к пониманию необходимости 1 См.: ГойхбаргА.С. Сравнительное семейное право. М., 1927; ТиллеА.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических науках. М., 1973; Сравнительное правоведение. М., 1978; Туманов В.А. О развитии сравнительного правоведения// Советское государство и право. 1981. № 1; СаидовА.Х. Введение в сравнительное правоведение. М., 1988; Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996; Давид Р., Жвффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998; ЦвайгертК., КётцХ. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. I—II. М., 1998; СаидовА.Х. Сравнительное правоведение. Ташкент, 1999; и др. 2 Gutteridge A. Comparative Law: An Introduction to the Comparative Method of Legal Study and Research. L., 1949; RodiereR. Introduction au droit compare. P., 1979: EbertK. Rechtsvergleichung: Einfiihrung in die Grundlagen. Bern, 1978; Zweigert K, KotzH. An Introduction to Comparive Law. Amsterdam, 1977; Menyman J. The Civil Law Tradition. An Introduction to Legal Systems of Western Europe and America. Standford, 1992. Сравнительное правоведение, понятие, предмет, объект, метод, принципы 11 и важности в своих собственных интересах развития разносторонних связей со всеми странами и народами, осознанию пагубности для экономического, социально-политического и иного развития отдельно взятой страны ее изоляции и самоизоляции от других стран. Изучение той или иной правовой системы в сравнительном плане, возможность посмотреть на нее сквозь призму других правовых систем, как бы со стороны, позволяет глубже понять те явления и процессы, которые протекают в данной правовой системе, эффективнее, с учетом позитивного зарубежного опыта решать назревшие в ней проблемы, своевременно вносить необходимые коррективы в механизм правового регулирования общественных отношений в стране, а также в систему подготовки и переподготовки юридических кадров. Именно поэтому наряду с другими причинами в ряде университетов Западной Европы еще около двухсот лет назад был введен специальный курс «Сравнительное право» (в отечественной интерпретации — «Сравнительное правоведение») и сопутствующий ему предмет «Правовые системы зарубежных стран». В настоящее время изучение национальных правовых систем и правовых семей в сравнительном плане для подавляющего большинства зарубежных университетов стало традиционным. Соответствующие курсы лекций, спецкурсы, коллоквиумы и семинары по сравнительному правоведению, в рамках которых проводится сравнительный анализ различных правовых семей и систем, в юридических вузах Европы, США, Канады, Японии и других стран стали самым обычным, заурядным явлением. Что же касается России и большинства бывших соцстран, то для них эти академические дисциплины до сих пор в значительной мере остаются экзотическими, нетрадиционными. Разумеется, это явно ненормальная ситуация, требующая, как представляется, своего немедленного решения. Совершенно прав Б.Н. Топорнин, утверждая, что в настоящее время «не просто обозначилась, а самым серьезным образом выявилась настоятельная потребность в том, чтобы обновить систему высшего юридического образования в России, привести эту систему в соответствие с потребностями нашего времени. Качеству подготовки специалистов, от которых во многом будет зависеть облик государства и права России в XXI в., должно быть уделено первостепенное влияние»1. 1 Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998. С. 5. 12 Тема I Для решения тех сложных и масштабных задач, которые стоят сейчас перед нашей страной, а следовательно, и перед отечественными юристами, потребуется широкий спектр знаний, «понимание глубинных закономерностей правового развития в своей стране и во всем мире, способность хорошо ориентироваться в многообразии правовых систем, существующих на земном шаре»1. Введение курса лекций по сравнительному правоведению в сочетании с курсами зарубежного конституционного, гражданского, уголовного и иных отраслей права, несомненно, будет способствовать преодолению известной ограниченности и провинциальной замкнутости современного высшего юридического образования в нашей стране, а вместе с тем повышению качества подготовки отечественных специалистов — юристов «широкого профиля», способных квалифицированно решать задачи, возникающие не только в рамках российского права, но и на стыке российского и зарубежного права, т.е. в пределах сравнительного анализа различных правовых семей и систем. В рамках данного, относительно небольшого курса сравнительного правоведения невозможно охватить все существующие в современном мире правовые семьи, а тем более правовые системы. Решение этой задачи под силу лишь коллективу авторов, специализирующихся в области сравнительного права и зарубежных правовых систем. Целью курса должно стать формирование общего представления у студентов и аспирантов юридических вузов страны в сравнительном аспекте о существующих в мире правовых семьях и системах. Сообразуясь с этой целью, в курсе необходимо на основе изучения и обобщения зарубежных и отечественных научных источников, а также соответствующего законодательства рассмотреть проблемы классификации национальных правовых систем и формирования на их основе правовых семей. Основательному анализу следует подвергнуть основные правовые системы, такие, как романо-германская правовая семья, англосаксонская правовая семья, правовые системы социалистических и постсоциалистических стран, а также системы иудейского и мусульманского права. В процессе изучения отдельных правовых семей и национальных правовых систем представляется весьма важным Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998. С. 5. Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, принципы 13 сосредоточить внимание (в отступление от традиционно сложившегося в отечественной юридической науке представления о праве лишь как о системе норм, установленных или санкционированных государством) не только на анализе отдельных правовых норм или институтов, но и на рассмотрении других компонентов правовых систем и семей, таких, как общие принципы права, правовая культура, правовая доктрина, правовые традиции, санкционированные и несанкционированные обычаи и т.п. Именно они прежде всего составляют основу любой правовой системы и семьи. Именно они создают фундамент и наполняют собой содержание каждой национальной правовой системы и правовой семьи1. Если же говорить о конкретных правовых нормах и институтах, то, не принижая их роли и значимости в жизни каждого конкретного общества и государства, следует обратить внимание на их весьма подвижный, изменчивый характер в структуре тех или иных правовых систем и семей, на их, скорее, эмпирическую, прикладную, нежели фундаментальную, академическую значимость. Несомненно, прав был один из западных авторов Кирхманн, который утверждал, что сведение правовой системы к совокупности норм, а юридической науки — к их комментаторству в теоретическом и практическом плане зачастую означало бы создание такой ситуации, когда «три слова законодателя» превращали бы «целые библиотеки в груду макулатуры». Кроме того, сведение правовой системы к совокупности норм, а юридической науки к их комментаторству с неизбежностью означало бы допустимость существования в каждой стране своей собственной «юридической науки», «обслуживающей» лишь те или иные конкретные нормы и каждый раз меняющейся с полной отменой или частичным изменением старых и установлением новых правовых норм. Это явно противоречило бы сложившемуся в течение многих веков представлению о науке вообще и юридической науке, в частности, и шло бы в разрез со здравым смыслом и действительностью. Наряду с названными существует также ряд других теоретически и практически значимых проблем, успешное разрешение которых с неизбежностью предполагает их рассмотрение в рамках сравнительного правоведения. См.: Саидов Ф.Х. Сравнительное правоведение. С.157-171. 14 Тема I 3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ И КРАТКИЕ НА НИХ ОТВЕТЫ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.109 (0.008 с.) |