Блудный сын страдал от естественных последствий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блудный сын страдал от естественных последствий



Притча о блудном сыне является прекрасной ил люстрацией естественных последствий. Молодой человек решил уйти из дома и жить по-своему, и потребовал у отца свою долю имения. Отец знал, что произойдет, но, тем не менее, отдал сыну деньги и позволил ему уйти и самому познать тяготы жизни и закалить характер. Естественные последствия возобладали, и молодой блудный сын кончил тем, что питался вместе со свиньями, так как у него больше ничего не осталось. Ключевой строкой притчи являются слова: "Пришед же в себя..." (Лк.15:17). Естественные последствия об разумили молодого человека. Он решил вернуться домой к отцу, где его приняли и с тех пор любили еще больше (см. Лк.15:11-32).

Интересно, что отец не только отпустил его, но и дал ему имение. Многие отцы отпустили бы сына, но многие ли выдали бы ему имение, чтобы он его промотал? Немногие! Отец же блудного сына был преисполнен желания сделать это. Он ставил выработку характера выше финансовых соображений. В нашем обществе мы часто больше заботимся о финансовой стороне вопроса, чем о становлении характера. Как родителям нам следует спросить друг у друга, какого рода взгляды – важные, на наш взгляд, – мы прививаем своим детям.

Я помню, что воспользовался теорией естественных последствий, чтобы преподать Джонатану важный урок, когда он был очень маленьким. У нас в доме на уровне пола находился открытый камин, и я всегда опасался за Джонатана. Не понимая опасности огня, он мог залезть в камин и получить сильные ожоги, если мы с Шарлоттой оставим его без присмотра. Как-то вечером мы сидели за столом при свечах и обедали. Джонатан стал тянуть руки к огню от свечи, и Шарлотта уже хотела было остановить его, но я сказал: "Оставь его". Джонатан сунул палец в огонь и тут же с криком выдернул его. Он не получил сильных ожогов, но этого было достаточно, чтобы он понял силу огня и принял ее к сведению. Некоторые могут возразить, что позволить Джонатану сунуть палец в огонь было жестокостью с моей стороны, но я так не считаю. Я предпочел, чтобы он запомнил ожоги от слабого огня, чем от мощного пламени. С тех пор маленький Джонатан уважал огонь, и мои опасения в связи с его нахождением у камина в значительной степени рассеялись.

Логические последствия создаются заранее

Другой моделью наказания, описанной в Священном Писании, являются логические последствия. Это все го-навсего означает, что родители определяют вместе с ребенком, что если он не будет проявлять ответ ственности и плохо себя вести, произойдут те или иные последствия. Например: "Если не съешь весь обед, не получишь сладкого" или "Если не накормишь своего щенка, сам не будешь есть".

Нам известно, что случай с логическими послед ствиями произошел в Едемском саду с Адамом и Евой. Бог дал им все, но сказал, что они не должны есть плоды только с одного дерева – дерева познания добра и зла. Если они съедят плоды с этого дерева, но "смертию умрут" (см. Быт.2:15-17). Искушаемая змеем, Ева съела запретный плод, а вслед за ней и Адам. Когда Бог увидел, что произошло, то последствия наступили незамедлительно. Адам и Ева стали смертными и получили кроме того другие наказания: боль женщины при родах, добывание хлеба в поте лица, а также изгнание из самого рая (см. Быт.3:1-19). Бог обозначил границы, в рамках которых могли действовать Адам и Ева, и когда они решили нарушить или преступить эти границы, им пришлось понести наказание. Однако Бог ввел эти ограничения лишь после того, как продемонстрировал Свою любовь, по заботившись об удовлетворении всех их нужд – фи зических, эмоциональных, рациональных, социальных, сексуальных и духовных. Введя ограничения, Бог дал Адаму и Еве возможность ответить на Его любовь верой и послушанием.

Родительская забота о детях во многом схожа с этим. Родители ответственны за определение границ для деятельности детей. Это ограничения, которые вы вводите на любящем фундаменте, возведенном ранее. Предписывая ограничения, вы вырабатываете у детей ответственность за действия и поведение.

 

 

Важно проявить твердость

В главе 13 Джош описал, как тяжело было у него на душе, когда Син нехотя покинул школьный двор и вернулся домой, чтобы выполнить свои обя занности, но Джош проявил твердость, что очень важно при применении логических последствий. Он знал, что если не настоит на своем, то не сможет помочь сыну ответственно относиться к своим обязан ностям и закаливать характер. Если бы Джош вынес мусор вместо сына или если бы Син как "хороший мальчик" сделал бы это после школьных занятий, то такой подход не помог бы ему научиться тому, что так необходимо в жизни.

Когда мой старший сын Дик получил водительские права, мы с ним решили, что если ему будет предъ явлено обвинение в нарушении правил уличного дви жения, он заплатит штраф и на протяжении месяца не будет водить автомобиль. Я хорошо помню день, когда Дик впервые нарушил правила. Он робко вошел в комнату и сказал: "Отец, я оштрафован". Не знаю, чего ожидал Дик, но я сказал лишь: "Где ключи от машины?" Дик передал мне ключи. Он, кроме того, заплатил штраф и в течение месяца не пользовался автомобилем. Я не читал ему нотаций, не просил объяснять, как это произошло. Логические последствия были опреде лены заранее, и Дик знал, что платит согласованную заранее цену.

 

Прощать и просить прощение

В описанных выше ситуациях при определении логических последствий все проходило благополучно. Однако все родители знают, что иногда не все проходит так гладко. Бывает, что страсти накаляются, происходят словесные перепалки, и в семейной жизни создаются напряженные ситуации. Родитель, который хочет быть героем, должен всегда быть готов простить, а также просить прощения. Самые трудные для нас три слова – это: "Прости меня, пожалуйста". И, тем не менее, необходимо часто использовать эти слова, если вы искренне желаете нести ответственность перед женой и детьми, каждый раз стараясь использовать свою власть в качестве параметра любви, а не праздных деяний.

Однажды мой старший сын Дик с семьей приехал к нам в гости, когда мы находились в отпуске и отдыхали от заморского служения. Когда их время пребывания с нами подходило к концу, мы решили пойти в расположенный неподалеку городской парк и организовать там большое семейное торжество и од новременно прощальный вечер. Шарлотта уложила в сумку вкусный ужин, Дик и его жена Бетти позвали своих детей, и мы все отправились в парк. Праздник должен был удастся на славу, однако существовала проблема. Старая и близкая подруга Шар лотты позвонила за несколько часов до этого и со общила, что недавно она узнала, что у нее рак, и что она отправляется в Сан-Диего на лечение. Она просила Шарлотту приехать из Джулиана в Сан-Диего, встретить ее в аэропорту и отвезти ее в клинику на лечение. Шарлотта разрывалась на части: она хотела под держать свою любимую подругу, но также и хотела побыть с детьми и внуками на нашем особом, про щальном вечере. Когда мы расположились в парке, Шарлотта про была с нами как можно дольше, но вскоре настало время ее отъезда. Я сидел на пикнике рядом с ней и сказал ей что-то, но она не ответила. Я повторил вопрос, но она не отреагировала. Я спросил в третий раз, повысив голос, чтобы привлечь ее внимание. Это возымело действие. Она повернулась и отрезала:

"Ты почему на меня кричишь?"

"Что ты имеешь в виду? Я спрашивал тебя дважды, но ты не отвечала? Почему ты такая отрешенная?"

Мне следовало бы знать, почему Шарлотта "от ключилась". Она думала о поездке к подруге, и ее мысли были далеко. Она была также возбуждена из-за того, что ей нужно покидать семейное торжество, где она предпочла бы остаться. Возможно, и сам я был несколько возбужден, так как она не могла присут ствовать с нами на нашем особом семейном торжестве.

 

Эффект домино огорчил всех

Спустя несколько минут, когда Шарлотта уехала, атмосфера резко накалилась. Это передалось Дику и его жене, и данный эпизод возымел эффект домино. Через несколько минут Дик с Бетти переругались, а затем и их дети стали спорить друг с другом и ругаться. Разумеется, Дик с Бетти стали бранить детей, и пошло, и поехало... Все это напоминало сценарий, когда босс кричит на подчиненного, тот приходит домой и кричит на жену, жена кричит на детей, дети – на собаку, а собака бросается на кошку!

Поразмыслив, я начал понимать, что произошло. Я отреагировал на – как мне показалось – безраз личие, проявленное Шарлоттой, потому что она не ответила на мой вопрос. Когда я узнал, почему она отключилась, я понял, что поступил неверно. Как только я увижу ее, я попрошу у нее прощения. Шарлотта вернулась домой поздно вечером и, как оказалось, прошла через такой же процесс осмысливания, что и я. Когда она выехала на дорогу, она задумалась над тем, что произошло, и поняла, что все это очень глупо. Когда же у машины спустило колесо, у Шарлотты оказалось еще больше времени для размышлений, пока аварийная служба устраняла этот дефект.

Когда Шарлотта вернулась, мы сидели в гостиной, и первое, что пришло мне на ум, было попросить у нее прощения. Она также прежде всего думала о том, чтобы попросить прощения у меня, и таким образом мы споткнулись друг о друга, пытаясь добиться взаимного прощения. Это вызвало в семье очередную цепную реакцию, на сей раз положительную. Дик и Бетти попросили друг у друга прощение, к этому процессу подключились даже дети.

 

Сила слов "прости меня, пожалуйста"

Позже мы всей семьей сидели и смеялись, вспо миная о том, что произошло и чему мы благодаря этому научились. Я понимаю, что этот эпизод не очень связан с наказанием и логическими последст виями, но он демонстрирует, что происходит при обмене колкостями. "Прости меня, пожалуйста", – это кроткий ответ, отвращающий гнев и ставящий все на свои места (Пр. 15:1). Когда вы наказываете своих детей, эти слова не раз могут вам пригодиться.

Помните, что между словами "мне очень жаль" и "прости меня, пожалуйста" пролегает дистанция ог ромного размера. Слова "мне очень жаль" относятся к одному человеку. Когда же говорят "прости меня, пожалуйста", то включают в действие двух и более людей. Фраза "прости меня, пожалуйста" взаимодей ствующая. Она способствует налаживанию отношений, потому что требует ответа от другого человека.

Признаюсь, что говорить "прости меня, пожалуйста" довольно рискованно. Прося прощения, вы делаете себя уязвимым, так как ваш собеседник может от вернуться и сказать: "Нет, я тебя не прощаю". Это может проделать ваш собственный ребенок, поддаваясь молодому гневу и не очень понимая, что происходит. Но это – риск, на который вы должны идти, потому что он отражает ту степень уязвимости, которую вы хотели бы довести до сведения своего ребенка.

Когда вы наказываете маленьких детей, они любят говорить: "Мне очень жаль... Мне очень жаль... Мне очень жаль", но если вы попросить их подойти и кому-то еще и сказать "простите меня, пожалуйста", они заупрямятся. Начинайте учить их с самого детства, что жалеть о содеянном хорошо, но гораздо лучше идти и просить прощения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.187.178 (0.008 с.)