Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доктор Фаустус» Т. Манна. Философия и музыка, образ современной Германии, ницшеанские мотивы и мифологема Фауста в романе.

Поиск

Доктор Фаустус — роман, написанный Томасом Манном, начатый в 1943 году и изданный в 1947 году под названием «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом »("Das Leben des deutschen Tonsetzers Adrian Leverkühn, erzählt von einem Freunde"). В романе описывается жизнь вымышленного персонажа, Адриана Леверкюна, с раннего детства до скоропостижной смерти.

Леверкюн — музыкальное дарование, немец начала двадцатого столетия — преднамеренно строит свою жизнь в соответствии с мифическими мотивами, напоминающими немецкое средневековое моралите о Фаусте, продавшем себя Мефистофелю. В то время как Леверкюн, вдохновляемый демонами, приближается к своему судному дню, немецкое общество берёт политический курс на нацизм. Описанная в XXII разделе композиторская техника Адриана Леверкюна повторяет в редуцированном виде постулаты додекафонной техники австрийского композитора, главы нововенской школы Арнольда Шёнберга. Однако было бы неверно считать Шенберга прототипом Леверкюна, чья биография перекликается с биографиями многих выдающихся личностей, а в идейном отношении соотносится не с одним или несколькими реально существовавшими людьми, а с судьбой немецкой культуры в целом, как ее воспринимал Манн в годы Второй мировой войны.

Полное название - «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». В романе проведен анализ духовной несостоятельности ответственности буржуазной интеллигенции за трагические события 20 века, связанные с фашизмом. Автор увидел в частной судьбе современника отражение судьбы Германии. Гибель Леверкюна - это отрицание Манном судьбы фашистской Германии.

 

Главный герой - Адриан Леверкюн, предстает в виде очень сложного образа. Это композитор, новатор в музыке, и в послесловии Манн отдельно оговаривает то, что теорию музыки он заимствовал у композитора Шенберга. Семантическое поле романа широко: это и психология, и философия, и музыка, и история. Это роман-энциклопедия немецкой жизни начала 20 века.

С первых же абзацев автор четко определяет время написания произведения - 1943 год. Это биография Леверкюна, написанная «в реальное время» его другом Серенусом Цейтбломом. Этот доктор Цейтблом - повествователь, биограф Леверкюна, друг его детства и едва ли не единственный, кто обращается к нему на «ты». Это немецкий образованный бюргер, в меру либерален, несмотря на это принимавший участие во Второй мировой войне. Он в меру человечен, но недалек, чтобы понять Леверкюна. Манн называет Цейтблома самопародией, что является добропорядочным изображением повествователя. Учителем музыки Леверкюна является Вендель Кречмар (к этому времени Леверкюну было 20 лет, и он думал все время исключительно о музыке). Главный герой видит девушку в публичном доме, и позже находит ее и настаивает на близости. Потом он уезжает в Лейпциг, через три недели после этого у Леверкюна случается недомогание. Врач, лечивший героя, умирает, и Леверкюн прерывает лечение. Его образ сочетает в себе образы Фауста и Мефистофеля. Своего Мефистофеля Адриан носит в себе, и в романе ему никто не противопоставлен. Греховной стороной Леверкюна является гордыня. В нем сошлись все противоречия современного мира - от гуманизма до варварства, от гениальности до формализма. Через четыре года после истории с девушкой во время приступа мигрени Леверкюн встречается с дьяволом, который ставит ему условие, что тот должен 24 года познавать творчество, но не смеет любить, и ради возможности творческой самореализации Адриан отказывается от любви. Этой сделкой Манн вводит проблему концепции болезни и патологии как фактора культуры. По роману «Доктор Фаустус» болезнь является основой гениальности, но гениальности болезненной, доказательство чему - образ главного героя. Болезнь в романе - это стимул развития культуры, но какой? Культуры декаданса и упадничества. Симфонии Леверкюна очень сложны для исполнения, так как в их основе - дисграмония как высшее достижение стихийного в музыке. Философия музыки в романе отражает философию судьбы искусства в 20 веке. В современное Манну время бытовали мысли об исчерпаемости классического искусства, возникают модернистские приемы в музыке, композиторы ищут гармонию в диссонансе. Леверкюн создает симфонию-плач доктора Фаустуса как антипод девятой симфонии Бетховена. Показателем того, что музыка Леверкюна не универсальна, а предназначена для узкого круга людей, являются его слова о том, что музыка не стремится быть услышанной - показатель крайнего индивидуализма и гордыня. Это эстетическое неприятие героя действительности оправдывает и фашизм. И в этом, по мысли Манна, вина немецкого духа, подготовившего фашизм как явление. Центральная фигура романа - обобщение историко-философского развития немецкого духа. Леверкюн чувствует свою вину за собственный талант, который считает проклятием, за безмерный индивидуализм и за осознанный выбор пути.

По истечении 24-х лет, когда Леверкюн стал всемирно известным, сделка вступила в силу - дьявол отнимает у него разум. Герой еще несколько лет живет, но не осознает себя и вскоре умирает. Его гибель - это отрицание философии упадничества как несущую в себе духовную опустошенность и попустительство злу. Данный роман является обвинением Манна культуре и указанием на виновность каждого за ставшим возможным фашизм. Цейтблом говорит, что роман не поймут те, кто собственным сердцем не ощутил эстетизм как распространитель варварства». Леверкюн делает попытки вырваться из этой сделки, не до конца веря в нее. У него был друг - скрипач Швердтфегер, и в один момент между ними возникла девушка Мари Годо, на которой Леверкюн очень хотел жениться. Он посылает сделать предложение Мари именно Швердтфегера. Однако того убивает его любовница. С гибелью Леверкюна погибает и фашистская Германия. Стремясь утвердиться любой ценой, быть над всем, страна, по мысли Манна, также заключает сделку с дьяволом и поэтому проигрывает - финал романа закономерен.

Проблемы в романе: 1) осмысление судьбы искусства в 20 веке. 2) философия музыки. 3) мифологема Фауста, интерпретация традиций сюжета, Леверкюн как синтез двух образов - Фауста и Мефистофеля. 4) осмысление судьбы Германии. 5) ницшеанские мотивы. Этот роман называли «ницше-романом», некоторые даже считали, что прообразом Леверкюна является именно Ницше. Хронология событий жизни обоих совпадает: Ницше тоже болел и тоже послал сватать девушку. Но Манн не утверждает образ Ницше, а опровергает его гибелью Леверкюна. По его выражению, «если истинны слова "по плодам их узнаете их", то для Ницше нет оправданий». 6) стилистические особенности образа-повествователя. 7) своеобразие психологизма романа - в период его создания Манн зачитывался Достоевским.

 

Гуманистический характер творчества А. де Сента-Экзюпери. Тема ответственности в произведениях писателя («Планета людей», «Маленький принц»).

Начало XX в., как известно, прошло под знаком социальных катаклизмов, поставивших человечество перед необходимостью решения ряда философско-нравственных важнейших проблем. Это побуждало многих писателей активно включаться в процесс осмысления происходящего. Осмысливая функции и роль человека в мире, они счи­тали своей необходимостью не быть просто созерцателями, а действовать, что­бы выйти за рамки трагического «удела человека». Созвучные идеи можно встретить и в философских построениях представителей экзистен­циа­лист­с­ко­го те­чения – Ж.-П. Сартра и А. Камю.

Одним из французских писателей, которые воспринимали кри­зис ду­хов­но­сти как самое большое зло эпохи, был А. де Сент-Экзюпери. В отличие от боль­шинства писателей-современников он не соглашался с тем, что чело­ве­чес­кие действия абсурдны только потому, что абсурдно само существование. Пи­са­телю было присуще пони­ма­ние необходимости преодоления разобщенности людей, необходимости со­зда­ния человеческого сообщества, ответственного за свое будущее. Размышляя о труднейших проблемах формирования личности, А. де Сент­-Экзюпери пытался выработать свою особую концепцию человека, которая отразилась во всех его произведениях. Сознавая траги­чес­кую заданность челове­чес­ко­го существования, он не терял веру в человека, в его особое предназначение. Ре­шение проблемы человеческого бытия он сводил к превращению са­мой жизни в «великое дело». А. де Сент-Экзюпери считал, что только ак­тив­ная жизненная позиция формирует человека и обогащает его новыми цен­но­стя­ми, главная из которых – духовность.

Особое значение в концепции личности А. де Сент-Экзюпери при­об­ре­та­ет понятие межличностных связей и действия. Именно в них он ищет опоры для обоснования смысла и содержания жизни. Ценность человеческой личности проявляется, по мне­нию автора, в рам­ках коллективного сотворчества в достижении об­щей цели.

В третьей книге «Планета людей» (1939) Сент-Экзюпери уходит от про­яв­ля­е­мых им ранее индивидуалистических концепций «сверхчеловека». В этом про­из­ведении окончательно формируются его гуманистические принципы. Че­ло­век для него по-прежнему ценен как homo sapiens, но в это понятие теперь вкла­ды­вается еще однозначный, общественно-содержательный смысл. Здесь че­ловек, скорее всего, просто труженик, честный, волевой, который своим по­все­днев­ным трудом вносит вклад в дело прогресса. В «Планете людей» автором прак­тически формулируется понятие человеческого сообщества.

Мысль об ответственности, которая должна быть присуща каждому, не ос­тавляет Сент-Экзюпери. Подобные тенденции были выражением духа эпохи. Они родились из ощущения перекоса в развитии цивилизации.

Жизнь каждого человека, по мнению Сент-Эк­зю­пери, должна быть осмыслена, личность должна иметь духовный рост и бла­го­родную цель, а это возможно только в рамках сообщества, а не в одиночку.

Во многих произведениях Сент-Экзюпери уделял особое внимание со­зда­нию концепции образа человека. Он считал, что главное в ней – это духов­ность. Он называл душу человека храмом, который нужно в себе постепенно со­здавать. Таким образом, храмом, по мнению Сент-Экзюпери можно также счи­тать и внутренний мир человека, который является суммой приобретаемых им духовных качеств. Такой храм каждому человеку необходимо возвести, ук­реп­лять и защищать.

Маленький принц (1943) замечательный, честный, светлый мальчик. Его основной закон: ты всегда отвечаешь за тех, кого приручил. Каждое утро он, как добрый и заботливый хозяин, наводит порядок на своей планете, выкорчевывает маленькие баобабы, чтобы зло не уничтожило его планету, чтобы зло не победило добро. Особенно меня взволновали размышления писателя о дружбе. Дружить - это всегда ощущать голос сердца, приносить радость другому человеку, оберегать его, доверять ему.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.118 (0.011 с.)