Жанровый синтез, аллюзии и реминисценции в романе П. Зюскинда «Парфюмер». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровый синтез, аллюзии и реминисценции в романе П. Зюскинда «Парфюмер».



Прошло уже более пятнадцати лет с тех пор, как швейцарский писатель Патрик Зюскинд создал своего "Парфюмера ". Судьба романа уникальна. За эти годы он переведен на 33 языка, вышел в свет более чем миллионным тиражом, став настольной книгой читателей в Германии, Англии, Франции, Италии, США, а теперь и в России. Книга заняла прочное место среди мировых бестселлеров.
"Парфюмер " – не только жуткая и красивая история Жан-Батиста Гренуя, убийцы с лучшим носом Парижа, - но также и история общества в переломный момент цивилизации ХVIII века. Это терпкий аромат и притча о блеске и нищете циничного разума нового времени".
"История одного убийцы " на самом деле всего лишь подзаголовок для притчи, которая, как и сказки с подтекстом и "ночные истории" Гофмана, выражает нечто большее, чем просто историю монстра, имеющего нечеловеческое обоняние, которое, впрочем, позволяет Греную перевернуть весь мир".
Цитата книги: "Люди могут закрыть глаза и не видеть величия ужаса, красоты; заткнуть уши и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахами, тот владеет сердцами людей."

Теоретические и практические исследования полевой модели системы языка, результаты которого изложены в данной работе, позволяют сделать следующие обобщения.
Обзор имеющихся в лексикологической литературе исследований о типах группировок лексики свидетельствует об отсутствии единой типологии группировок, общепризнанных критериев их выделения, единства в трактовке структурной организации и иерархии лексических единств.
На примере романа Патрика Зюскинда "Парфюмер" мы доказали существование поля запаха и возможность его описания, как любой другой полевой структуры. Мы пришли к следующим выводам:
- поле запаха относится к типу комплексных полей, т.к. имеет в своем составе единицы разных частей речи, объединённых общим семантическим признаком, лексической и грамматической сочетаемостью.
- поле запаха имеет концентрическую структуру;
- для поля запаха характерно наличие различных группировок, отношений и связей между элементами;
- в поле запаха отражены два вектора языковой кодировки запаха: с одной стороны, это конструкция типа "запах чего-либо", с другой - категории хорошего/плохого или приятного/неприятного запаха. В конструкции "запах чего-либо" находят отражение пространственно-временная близость объекта.
С точки зрения полевой модели, язык существует как система подсистем, между которыми происходит взаимодействие и взаимопроникновение. По этой модели язык выступает как функционирующая система, в которой происходят постоянные перестройки элементов и отношений между ними.
Таким образом, исследования системы языка на основе полевой модели стали важным и уже достаточно оформившимся направлением современной лингвистики. Полевой подход к смысловой структуре слова и значению помогает значительно расширить представления об объеме семантики слова и происходящих в ней процессах;

48. Латиноамериканская литература XX века в контексте мировой (Г. Маркес, Х.Л. Борхес, Х. Кортасар, А. Карпентьер).

Синтез культур, рас и народов определили развитие литературы Латинской Америки. Стоит на особом положении к литературе Европы и Запада – одни ее считают далекой, другие все таки европейской. Нет оснований выводить из европейского ареала: язык общий. Иногда своеобразие литературы объясняют регионализмом, мифологичностью, магическим реализмом, но все эти феномены известны и Европе. Даже бразильский карнавал в основах своих европейский. Общность языка определяет и внутреннее единство латиноамериканской литературы.

Габриэль Гарсиа Маркес (род. 1928). Гарсиа Маркес, пожалуй, самый яркий представитель не только колумбийской, но и всей современной американской литературы. Первые рассказы Гарсиа Маркеса появились в печати в конце 40-х гг. и, по его собственному признанию, были написаны под влиянием Кафки. Но мир австрийского писателя отступил перед гораздо более яркой реальностью - картинами детства, прошедшего в родовом гнезде Маркесов в Аракатаке. Этот провинциальный, затерянный в сельве городок становится центром художественной вселенной, которую писатель будет создавать в своих рассказах, повестях и романах.

Главная заслуга Гарсиа Маркеса состоит в том, что на примере одной семьи писатель создает очень выразительный образ не только Колумбии, но и всей Латинской Америки от эпохи первоначальной колонизации до наших дней. Это достигается во многом благодаря новаторскому использованию категории времени. Повествовательное время, с одной стороны, в начале романа спрессовано и остановлено (события XIX в. сплавлены с событиями XVI в.). С другой стороны, по мере развития сюжета движение времени и событий постепенно ускоряется, «раскручивается» и вместе с вырождением семьи приводит к катастрофе.

Вырождение отождествляется с нарастающим одиночеством персонажей, живущих в несовпадающих измерениях. Оно становится симптомом отчуждения личности. Но роман, несмотря на апокалиптический конец, всем своим пафосом обращен к будущему. Это роман-предупреждение о катастрофе, которая может постигнуть людей, если антигуманные силы одержат победу.

При всей собирательности образа, составленного из фактов, связанных с биографиями многих латиноамериканских диктаторов, главным прототипом для романа послужил венесуэльский диктатор Хуан Гомес, который был личностью настолько яркой, что венесуэльцы не могли устоять перед искушением и реабилитировали его как выдающегося венесуэльца.

Карибский колорит конкретных деталей изображенной в романе действительности подчеркивается автором особо. Для Гарсиа Маркеса - это зона «фантастической реальности», место, где могут происходить самые невероятные вещи.

Не случайно вся литература «магического реализма», представленная его родоначальниками Астуриасом и Карпентьером, впервые зародилась в карибских странах с их причудливым смешением рас, цивилизаций и верований. Отсюда и другое качество романа - поэтический стиль, позволяющий назвать «Осень патриарха» романом-поэмой.

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - термин, функционирующий в лат.-амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат.-амер. лит-ре 20 в.; иногда трактуется в онтологич. ключе — как имманентная константа лат.-амер. худож. мышления.

49. Японская литература XX века. Национальные мотивы и европейские традиции: Я. Кавабата, К. Абэ, К. Оэ, Мисима X. Мураками и др.

С наступлением 20-го века японская литература начинает проникать на Запад. Благодаря переводам западные читатели знакомятся с произведениями японских авторов. Произведения нового времени, наиболее часто читаемые на английском и других языках, включают "Кикё" ("Возвращение домой") Осараги Дзиро, "Кинкакудзи" ("Храм Золотого павильона") Мисима Юкио и "Тадэ куу муси" ("Кто-то предпочитает и крапиву") Танидзаки Дзюнъитиро.

В 1968 г. Япония обретает своего первого Нобелевского лауреата в области литературы - японскому писателю Кавабата Ясунари (1899-1972) присуждается Нобелевская премия за успехи в области литературного творчества. Кавабата широко известен за рубежом многочисленными переводами своих произведений, включая такие, как "Снежная страна", "Тысяча журавлей" и "Киото", "Стон горы" и другие. Его стиль пронизан стремлением к красоте, необычайным лиризмом и обостренной чувствительностью.

В 1994 г. Нобелевская премия по литературе была присуждена еще одному японскому писателю - Оэ Кэндзабуро.

Во все большем количестве, отражая футуристические настроения современного урбанистического общества, начинают появляться произведения японских писателей-фантастов Абэ Кобо, Комацу Сакё, Хоси Синъити и др. Расцветает жанр детективного и психологического романа, представленного произведениями таких писателей как Мацумото Сэйтё, Фукунага Такэхико, Ватанабэ Дзюнъити.

50. Массовое сознание и массовая литература ХХ века (С. Кинг, П. Коэльо, Д. Браун, Х. Мураками и др.). Феномен детской литературы; кино и анимация.

X. Мураками самый экстравагантный - по мнению критиков и читающей публики всего мира - из ныне творящих японских писателей. Возможно, именно Харуки Мураками наконец удалось соединить в своих романах Восток и Запад, философию дзэн и джазовую импровизацию.

Мураками Харуки (р. 1949) — писатель. Родился в семье учителя японского языка, однако вопреки влиянию отца увлекся американской культурой и литературой — читал Фицджеральда, Хэмингуэя, Кинга и других.

Один из любимых американских писателей Мураками — Раймонд Карвер, которого он переводит на японский язык. На становление Мураками Харуки как литератора большое влияние оказало творчество еще одного, теперь уже забытого американского писателя — Дерека Хартфильда (1909-1938), известного тем, что он совершил самоубийство, получив известие о смерти матери.

Студенческие годы Мураками прошли в столичном частном университете Васэда на отделении классической драмы факультета филологии.

В апреле 1974 г. он пишет свое первое произведение — повесть «Послушай песнь ветра». Повесть получила премию журнала «Гундзо» для молодых литераторов. Это произведение, а также написанная позже повесть «Пинболл 1973 года» и два романа — «В погоне за овцой» (1982) и «Танцы, танцы, танцы» (1989) — составили тетралогию, объединенную общим героем.

Результатом путешествий по Греции, Италии и другим странам Европы стало написание романа «Норвежский лес» (1987), после чего Мураками Харуки поселился в США, где прожил с 1991-го по 1995 г.

В своем творчестве Мураками сочетает жанры научной фантастики и детектива, мистерии и антиутопии.

Роман «Конец света и бесчувственная страна чудес» (1984) представляет собой антиутопию, затрагивающую злободневные проблемы современности.

Последним монументальным произведением Мураками Харуки стал роман «Хроники птицы-предвестницы» (1994), вышедший в Японии в трех томах. Произведение начинается в жанре мистического триллера с примесью эротики, однако по мере чтения начинает восприниматься как детектив в лучших традициях американской прозы с явным уклоном в сторону политического детектива.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.50.161 (0.008 с.)