Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование дыхательной гимнастикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Требования к проведению дыхательной гимнастики. В лечении заболеваний органов дыхания особое место занимают дыхательные упражнения. При выполнении традиционных дыхательных упражнений следует учитывать следующие основные положения, условия и обстоятельства (И.И.Саркизов-Серазини): 1. Функциональные нарушения дыхательного акта часто зависят от поверхностного или глубокого дыхания. 2. Глубокие вдохи очень полезны для легких, но если фаза выдоха коротка и недостаточна, то при частых глубоких вдохах может наступить у некоторых больных (пожилые, легочные) растяжение легочной паренхимы и образование эмфиземы. 3. Частые и чрезмерно форсированные вдохи могут вызвать у некоторых больных (ослабленных) разрыв отдельных легочных альвеол, поэтому при бронхоэктазах, «застарелых» капиллярных бронхитах форсированные вдохи противопоказаны. 4. Выдох производить плавно, без толчков и напряжения. При форсированном (резком) выдохе не исключена угроза разрыва альвеолярной сети. Напряженный выдох повышает давление внутри брюшной полости. 5. Не следует увлекаться продолжительной задержкой дыхания. Это противоречит всем физиологическим законам. С увеличением времени задержки дыхания меняется и состав альвеолярного воздуха. 6. В зависимости от положения больного изменяется и положение его диафрагмы. Объем дыхательной амплитуды диафрагмы больше всего при положении лежа на спине, меньше сидя и еще меньше стоя. 7. Вдох сочетается со следующими движениями: с подниманием головы, разведением рук в стороны, подниманием рук вверх, разгибанием туловища, отведением одной ноги назад или в сторону на носок. С выдохом сочетается опускание (наклонение) головы и рук, опускание и сведение плеч, сведение рук впереди после разведения в стороны, наклон туловища, поворот его в сторону, поднимание одной ноги вперед. 8. Упражнения на вдох (он продолжительнее выдоха) следует назначать при пневмонии, плеврите, бронхитах, узкой грудной клетке. Упражнение на выдох (он продолжительнее вдоха) – при эмфиземе, бронхиальной астме, коклюше. При ограниченной подвижности грудной клетки назначают те упражнения, при которых вдох равен выдоху. 9. Дыхательные упражнения выполняют через 2-3 часа после принятия пищи в проветренном помещении, а еще лучше на свежем воздухе. 10. Выполнение дыхательных упражнений начинают в сочетании с элементарными движениями рук, ног и туловища. 11. Дыхательные упражнения делятся на естественные (динамические, связанные с ходьбой, медленным бегом, другими движениями) и искусственные (статические), когда дыхание производится либо при полной неподвижности тела в различных исходных положениях, либо сопровождается легкими движениями. 12. Динамические дыхательные упражнения являются обязательной частью каждого группового урока. Они чередуются с физическими упражнениями. Статические упражнения также включаются в групповые уроки по лечебной физкультуре, но главное место отводится им как лечебному средству при заболеваниях дыхательной и сердечно-сосудистой систем и деформациях грудной клетки. 13. Дыхательные упражнения выполнять в положении лежа на спине, лежа на боку, сидя, стоя, в движении. Положение на боку рекомендуется для больных сколиозом. 14. Прежде чем приступить к дыхательным упражнениям, необходимо научить больного дышать через нос. Дыхание должно быть глубоким, ритмичным и равномерным. Следить, чтобы дыхание было непроизвольным, в особенности вдох. Сделав выдох, не следует стремиться сделать вдох: вдох должен произойти непроизвольно, без всякого усилия больного. На ритм дыхания больше всего влияют два момента: произвольное дыхание и мышечные движения. Любые движения руками и туловищем, в свою очередь, влияют на ритм и темп дыхания. Наилучшим упражнением, во время которого легче всего сочетать ритм движения с ритмом дыхания, является ходьба.
Статические дыхательные упражнения благоприятно действуют на дыхательный аппарат и воспитывают дыхательную функцию. Самыми распространенными из них являются: 1. И.п. – лежа на спине, стоя или сидя, руки вытянуты вдоль туловища, мускулы тела расслаблены: сделать выдох, медленно и плавно вдохнуть через нос, удерживать на секунду воздух, выдохнуть. Задача упражнения: овладеть техникой полного вдоха и выдоха. Темп дыхания регулируется счетом. Вариации счета различны в зависимости от поставленных задач и состояния больного. Для контроля за расширением грудной и брюшной полостей больного методист кладет одну руку на живот, другую на грудную клетку. 2. И.п. – лежа, сидя или стоя: сделать очень энергичный вдох и выдох. При вдохе сначала опускается книзу диафрагма (выпячивание брюшных стенок), а затем начинает расширяться грудная клетка. Физиологический эффект достигается благодаря повышению отрицательного давления в грудной полости, улучшению венозного кровообращения, увеличению подвижности и эластичности грудной клетки. Глубокое дыхание успокаивает сердечную деятельность. 3. И.п. – лежа или стоя: сделать вдох, опуская диафрагму и максимально выпятив живот при относительно неподвижной грудной клетке, затем – выдох, при котором живот втянуть. При этом типе дыхания в основном расширяется нижняя часть грудной клетки в работу вовлекается мускулатура диафрагмы. Диафрагмальное дыхание в большей степени влияет на моторную деятельность желудочно-кишечного тракта, усиливая перистальтику и улучшая кровообращение. При воспалительных состояниях брюшных органов, в особенности желчных путей, диафрагмальное дыхание способно вызывать болезненные явления со стороны желчного пузыря. 4. И.п. – сидя: сделать глубокий вдох, втянуть живот, энергично расширяя часть грудной клетки. Боковое или реберное дыхание влияет преимущественно на нижние отделы легких. Предлагается при боковом дыхании положить кисти рук на ребра и при выдохе надавливать на них. Задача: увеличить экскурсию грудной клетки. 5. И.п. – лежа, сидя или стоя, руки на поясе или вдоль туловища: выдох затем пауза и вдох. Все фазы дыхания точно дозируются счетом. Темп дыхания постепенно замедляется, а пауза между вдохом и выдохом увеличивается. 6. И.п. стоя, сидя или лежа: сделать равные по протяженности вдох и медленный выдох; медленный вдох и энергичный выдох; энергичный вдох и выдох. Каждое из упражнений дозируется по секундам с дальнейшим увеличением количества повторений по фазам соответственно выполняемым заданиям. Каждое гимнастическое упражнение может быть превращено в динамическое дыхательное упражнение. Представляем основные из них: 1. И.п. – о.с. руки на пояс: - сделать вдох, наклонив голову к левому плечу, затем выдох, наклонив голову от левого плеча к правому; - отклонить голову назад – вдох, опустить подбородок к груди – выдох; - повернуть голову к левому плечу – вдох, от левого к правому плечу – выдох. 2. И.п. – о.с. руки на пояс: - медленно поднимать плечи – вдох, опускать – выдох; - отвести плечи и согнутые в локтях руки назад – вдох, привести плечи и руки в исходное положение – выдох; - вращать плечи вперед и вверх – вдох, назад и вниз – выдох. 3. И.п. – о.с.: - вытянуть руки вперед до соприкосновения ладонями и развести их в стороны – вдох, свести их – выдох; - то же движение, но с ладонями, повернутыми кверху при разведении и повернутыми вниз при сведении; - поднять руки вверх – вдох, опустить их – выдох; - кружение рук, описывая задний полукруг, отводя руки назад с неполной амплитудой, - вдох, то же, положение рук вперед в стороны – выдох; - кружение рук, отводя их в стороны назад; - согнуть руки к плечам (пальцы рук касаются плеч, локти опущены и отведены слегка назад), затем вытянуть их вверх ладонями внутрь, немного шире плеч, отводя одновременно левую ногу (прямую) назад на носок, - вдох, вернуться в исходное положение – выдох. - Стойка ноги врозь, руки опущены: медленно подняться на носки, одновременно медленно поднимая руки в стороны и вверх и поворачивая их ладонями вперед и наружу (смотреть на кисти рук, руки немного шире плеч), медленный глубокий вдох; медленно опуститься на всю ступню, руки опустить через стороны в исходное положение, поворачивая их ладонями вперед и наружу, - продолжительный выдох. 4. И.п. – о.с.: - наклонить туловище в стороны с попеременным скольжением ладонями по бедру и боку вниз и вверх с произвольным но равномерным и глубоким дыханием; - наклонить туловище в стороны, положение рук: одну – на голову, другую – на пояс, делая попеременно вдох и выдох; - руки на пояс: наклон туловища вперед – выдох; напряженное разгибание до отказа, не отклоняя головы, - вдох. Дыхательные упражнения в соединении со сгибанием и разгибанием туловища можно делать отводя руки назад со сцепленными кистями или согнув руки за голову – локти на уровне плеч. 5. И.п. – о.с. руки на пояс: - подскоки на носках, по возможности меньше сгибая колени, на 3-4 – вдох и на 3-4 – выдох, не задерживая дыхания; - ходьба со счетом (на два шага – вдох, на два шага – выдох, или на шаг – вдох, на два шага – выдох, или на два шага – вдох, на три шага – выдох, или на три шага – вдох, на два шага – выдох и т.д.); - ходьба с движением рук в различных направлениях (с разведением рук в стороны, поднимая их кверху, кружением и т.д.); - бег на месте в различном темпе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.008 с.) |