Языковая норма: основные признаки, характер, темпы изменения и виды. Кодификация. Норма и узус. Понятие лингвистического конфликта и способы его разрешения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковая норма: основные признаки, характер, темпы изменения и виды. Кодификация. Норма и узус. Понятие лингвистического конфликта и способы его разрешения.



Язык как средство общения. Основные функции языка. Этапы становления и развития русского языка. Языковая картина мира. Русский язык как язык государственный, как язык межнационального развития и как язык мировой. Русский язык среди других языков мира. Межкультурная коммуникация и принцип толерантности.

 

Язык - социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения.

Языковой знак - совокупность означающего и означаемого. Связь означаемого и означающего не мотивирована.

Типы языковых знаков отражают системную организацию языка. Его структура - поуровневая:

Уровень Знак
Фонетический Звук (основная не значимая единица языка)
Словообразовательный Морфема (приставка, корень, суффикс) - полузнак, т.к. реализует свое значение с другими
Лексический Слово (типичный языковой знак, обладающий лексическим, грамматическим и стилистическим значением)
Синтаксический Словосочетание, предложение, сложные языковые знаки.

 

Язык непрерывно связан с мышлением, является важнейшим средством передачи и хранения информации. Возник одновременно с формированием общества в процессе совместной трудовой деятельности.

 

Функции языка:

- коммуникативная

- номинативная (=назывная)

- когнитивная (познавательная)

- метаязыковая (язык выступает собственным средством описания)

- фатическая (реализуется высказываниями, целью которых является установка, поддержание и прекращение контакта)

- эстетическая (реализуется преимущественно в самом творчестве, но не стоит это понимать узко, только как сферу художественного творчества. Реализуется и в целевом)

 

В настоящее время существует 5-6 тыс. языков. Наиболее активные - 40, на них говорит 2/3 населения Земли. Самые распространенные - китайский, хинди, английский, испанский, арабский, русский, португальский, французский.

Сейчас более 400 языков считаются исчезающими. Для того чтобы язык сохранился, необходимо около 100тыс его носителей.

Развитие языка тесно связано с историей и культурой народа.

Освоение действительности происходит по средствам мышления с обязательным участием языковых средств. Все это позволяет говорить о существовании языковой картины мира, как феномена, представленного в самосознании языкового сообщества и передающегося из поколения в поколение через особо мировоззренческий образ жизни, правила поведения, зафиксированные представителями языка.

Языковая картина мира - динамична и является общекультурной достижением ее носителей.

ЯКМ определяется социальным и трудовым опытом каждого народа, особенности этого опыта, в конечном счете, отражаются в лексике и грамматике и в особенностях сочетаемости слов.

ЯКМ изучают в двух направлениях:

1) анализируя большие группы лексики, чтобы реконструировать целостную систему представлений существующих в конкретном языке.

2) изучается отдельные характеристика для данного языка, концепты, обладающие двумя свойствами. Они являются ключевыми для понимания конкретной культуры.

Авось, тоска - либо не переводятся на иняз вообще, либо переводятся но с существенной потерей значения (душа. обида, справедливость, как бы, судьба т.п.)

Межкультурная коммуникация - взаимодействие партнеров по общению, принадлежащим к разным это культурам и языковым сообществам. Она невозможна без опоры на принцип толерантности.

В 1995 году ООН утвердила декларацию принципов толерантности, в которых толерантность определяется как "Уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

 

История становления русского языка

1. Индоевропейский праязык - является предком языков индоевропейский семьи. Согласно ностратической теории является потомком ностратического языка. Этот язык - основа, на которой сформировалась индоевропейская семья языков.

2. Общеславянский (=праславянский, 3000 до н.э. по 2 половину первого тысячелетия н.э.) - язык от которого произошли славянский языки.

3. Восточнославянский (=древнерусский, с VI/VII по XIV в) - язык восточных славян, общий предок белорусского, русского и украинского языков.

4. Русский язык (с XV в) - один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира, национальный язык русского народа.

 

Таким образом, русский язык относится к индоевропейской семье языков, славянской группе, восточнославянской подгруппе.

 

 

2. Современный русский национальный язык. Социально-функциональная стратификация национального языка. Русский литературный язык как нормированный вариант языка. Языковая ситуация на современном этапе (отношение литературного языка к нелитературным формам).

Древнерусский язык распался в связи с образованием трех народностей: русской, украинской и белорусской. С XVII века, русская (великорусская) народность преобразуется в русскую нацию и начинается эпоха формирования русского национального языка, которая завершится приблизительно к середине XIX века. Поэтому, о современном русском языке говорят как о языке от эпохи Пушкина и до наших дней.

 

Функционально-социальная дифференциация (стратификация) национального языка.

Русский язык - это язык русской нации, на котором она создает свою культуру в широком смысле.

Термин СРЯ используется в трех значениях:

1) язык от эпохи Пушкина и до наших дней

2) язык от середины прошлого века и до наших дней

3) язык последних 10-15 лет

 

Русский язык представлен двумя большими ветвями: литературным языком внелитературными разновидностями.

Литературный язык является основной наддиалектной формой существования языка и высшей формой существования национального языка.

Он обладает рядом свойств:

1) общепринят и общепонятен

2) распространен максимально широко

3) имеет четко выраженный культурный и социальный статус

4) полифукнционален (обслуживает все сферы жизни общества)

5) нормирован

6) стилистически дифференцирован

7) представлен как в устной, так и в письменной форме

 

Принципиальная открытость национального языка, его способность изменяться обуславливает необходимость культивирования литературного языка. Оно будет успешным тогда и только тогда, когда им будут заниматься не только профессионалы и образованные учащиеся, но и каждый член языкового сообщества. Культура необходима, когда складывается неблагоприятная для читателя языка языковая ситуация.

Языковая ситуация - особенности взаимодействия литературного языка и внелитературных разновидностей.

Языковая политика - понятие включает два аспекта:

1) сохранение и поддержание русского языка

2) решение языковых проблем

 

Коммуникативные качества речи - параметры, которые охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень появления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания, от индивидуальных особенностей коммуникантов.

В каждом обществе есть этические нормы поведения. Они включают речевой этикет, а именно выбор обращения на "ты" и "вы" выбор полного имени, выбор обращения, выбор способом приветствий. Этические нормы во многих случаях национальны: сфера на "вы" в английском и немецком языке не такая широкая как в русском. Обязательным условием является знание русского языкового этикета.

 

Современное состояние языковой ситуации:

Характеризуется общей либерализацией, что с одной стороны хорошо (дает свободу речевого выражения, позволяет в речи сохранять особенности конкретной личности) и с др. стороны плохо, т.к. при недостаточно образованном цензе говорящие провоцируются на существенное ослабление норм состояния культуры речи, ослабевают требования и коммуникативной и этической составляющей.

В целом, языковой вкус эпохи таков, что нормализация переместилась из сферы художественный литературы в сферу СМИ. В целом речевое поведение характеризуется повышенной экспрессивностью и общей установкой на снижение предмета речи.

В речь в качестве вкраплений свободно входят жаргонные слова и просторечия, а иногда и лексика с грубостью, в одном контексте совмещаются высокие книжные слова и разговорные, а также просторечная лексика, активно используются заимствованные слова, но преимущественно из одного источника заимствования.

 

Язык и речь. Речевая культура и культура речи. Типы речевой культуры. Основные понятия культуры речи. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. «Языковой вкус и речевая мода».

 

Речь - 1) процесс конкретного говорения, протекающий в определенном времени и обличенный в звуковую или письменную форму. 2) результат этого говорения (метонимическая)

 

Отличия речи особенно четко проявляются при ее сопоставлении с языком:

- речь конкретна, материальна. Язык абстрактен.

- речь передает опыт личности. Язык - языкового сообщества.

- речь неповторима, уникальна, язык воспроизводим.

- речь разворачивается во времени и пространстве. Язык не имеет этих характеристик.

- речь рассчитана на достижение конкретной цели. Язык вне цели полегания (не имеет цели)

- речь всегда на адресата и очень сильно зависит от него, изучает не только стили говорения, но и стили слушания.

 

Коммуникативная функция слушающего состоит в адекватном реагировании на реплику, стимулу и в желании вносить вклад в кооперативное общение.

 

Под культурой речи понимают:

1) раздел языкознания и следующие вопросы нормализации

2) следование современным языковым нормам и умению так использовать языковые средства, чтобы была возможность построить оптимальный список (точно передающий предмет речи, ситуативно-уместный и выразительный)

Во втором значении представлены два ступени области культуры речи:

1) элементарная (правильности)

2) высшая (мастерства)

Культура речи состоит из трех аспектов

1) Нормативный аспект. Центральным понятием КР является понятие нормы. Это совокупность устойчивых, традиционных реализаций языка, отобранных и закрепленных в результате общественно речевой практики. Норма предполагает не только выбор одного или несколько (реже) из сосуществующих вариантов, но их описание, а также закрепление в соответствующих изданиях, т.е. кодификаций.

2) Коммуникативный аспект. КР является интуитивным, учитывает не только лингвистические, но и экстралингвистические элементы. Исторически это была сфера интересов риторики. Об успешной коммуникации говорят тогда, когда обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией позволяет поддержать межличностные и общественные отношения в избранном направлении. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (адресант и адресат). Коммуникативные акты бывают двух типов: 1) прямые (прямо передают цель); 2) косвенные (завуалированно).

Ситуации, в которых используется косвенная речевая тактика:

1) желание сохранить принцип вежливости

2) желание уменьшить ответственность за высказывание

3) желание оказать более результативное воздействие на адресата

4) желание отретушировать действительность (найти в плохом что-то хорошее)

5) при постановке предосудительных коммуникативных целей (заставить кого-то в ком-то сомневаться)

Коммуникативные качества речи:

1) правильность - соответствие речи языковым нормам (самый умнейший студент - морфологический плеоназм)

2) логичность - соответствие речи законом непротиворечивого мышления. Речь будет нелогичной, если сочетающиеся слова противоречат друг другу (благодаря землетрясению город разрушен); объединяются несоотносимые по значению слова (у него есть владение во Франции, молодая жена и два высших образования); используются лишние слова (напишите свою автобиографию); или недостает или опущены необходимые слова (он почти забивает в каждом матче); некорректно использованы служебные и вводные слова.

3) точность - соответствие речи избранному фрагменту действительности или системе понятия. Условия точной речи: знание предмета речи; умение выбрать языковые средства, адекватные предмету речи; использование языковых средств в соответствии с их значением (мы испытываем литорею по прошлому)

4) чистота - отсутствие в речи немотивированных элементов вне литературных разновидностей языка.

5) выразительность речи - такие особенности речи, которые поддерживают внимание и интерес слушателя.

6) уместность - соответствие речи ситуации общения, теме и характеру межличностных отношений.

7) богатство = разнообразнее - отсутствие в речи одинаковых цепочек повторяющихся языковых знаков.

8) действенность - достижение поставленной при общении коммуникативной цели. Это обобщающее коммуникативное качество, которое подразумевает реализацию всех прочих качество в зависимости от ситуации общения.

9) языковый вкус - оформившееся в процессе социальной и речевой деятельности представление об идеальных моделях текста и идеальном речепроизводстве в целом.

10) языковая мода - манера выражения, принятая в конкретном сообществе и актуальная непродолжительное время.

 

3) Этический аспект КР - связан с коммуникативным и предлагает построение текста в соответствии с нормами нравственного поведения, принятыми данном обществе.

 

 

Иноязычные слова в современной русской речи: характеристика русской лексики с точки зрения происхождения. Функциональная характеристика заимствованных слов. Мотивированные и немотивированные заимствования.

 

Исконная лексика - объединяет лексику индоевропейского периода, общеславянского, восточнославянского и более позднего времени. Особое место занимает общеславянская лексика, по наблюдениям лингвистов, таких слов не более 2000, но это высокочастотные слова, составляющие приблизительно четверть слов в повседневном общении.

Тематические группы исконной лексики:

1) наименования родственных отношений + слова род, племя

2) наименования частей тела

3) наименования построек, поселений, орудий труда, предметов домашнего обихода (дом, село, окно, ведро, плот, нить, небо)

4) наименования продуктов питания и материалов (масло, мука, тесто, лен)

5) наименования животных, птиц, насекомых пресмыкающихся (гусь, баран, ворон, волк, зяц, змея, жаба)

6) наименования растений (ель, гриб, клен, ива, лопух, трава)

7) наименования явлений природы (буря, ветер, гроза, гром, дождь, мороз, жара)

8) наименования отрезков времени (утро, день, вечер, лето, весна, осень)

+ Слова в отвлеченными значениями (вера, жалость, беда, гнев, воля правда, мысль, смерть, труд и т.д.)

 

Заимствование - один из способов пополнения лексики. Русский народ на протяжении своего существования встал в экономические, политические, культурные связи с другими народами, и заимствование - результат этих контактов. В основе заимствования лежит принцип целесообразности. В оригинальном языке заимствованных слов бывает не более 10-14% (в отдельные периоды около 20%), но основа самостоятельного языка - исконная лексика. "Чужие" слова расшифровывались по-разному: одни стали синонимами к русским (варваризмы), другие, обобщающие реалии, которых нет в русской действительности, имеют синонимов (экзотизмы)

 

 

Употребление в речи:

1) создают книжную речь

2) называют реалии, чуждую нашей жизни

3) воссоздают колорит эпохи

4) создают речевой портрет

5) создают макароническую (неуместно насыщенную заимствованиями) речь

 

 

Судьба старославянизмов:

- часть вытеснила исконно русские слова (пища -пыща, вещь - вечь)

- часть приобрела функциональную окраску и используется в научных и официально-деловых текстах (до востребования, притязание, соболезнование)

-долгое время были основной образование терминов (млекопитающие)

- часть имеет кареяды (соответствия) в современном русского литературном языке и характеризуется книжностью, приподнятостью, риторичностью (град, волосы, уста)

 

Причины заимствования

1) языковые

а) отсутствие наименовавания предмета или явления (фотоаппарат, гамбургер, компьютер)

б) стремление к смысловой и стилистической дифференциации

в) действие закона речевой экономии (несгораемый шкаф - сейф)

2) соединение

а) осознание иняз слова более престижным

б) оценка заимствования как признаков КАКОГО-ТО развития

в) использование заимствований как эвфемизмов

г) влияние языковой моды

 

Условия заимствования:

1) Наличие контактов между языком донора и принимающим языком

2) готовность общества принимать заимствования

 

Оптимальным считается 13-17% заимствованных слов в языке. Процесс заимствований часть метафорически сравнимая с маятников ("эффект маятника")

 

Признаки заимствованных слов

 

1. Наличие начальной буквы «а»: абажур, апрель, алый, армия, аптека.

2. Наличие буквы «э» в корне слова: мэр, алоэ, эмоции, фаэтон.

3. Наличие в слове буквы «ф»: графин, скафандр, февраль.

4. Наличие сочетаний двух и более гласных в корнях слов: диета, дуэль, ореол, поэма, караул.

5 Наличие сочетаний согласных «кд», «кз», «гб», «кг» в корнях слов: анекдот, вокзал, шлагбаум, пакгауз.

6. Наличие сочетаний «ге», «ке», «хе» в корне: легенда, еды, трахея.

7. Наличие сочетаний «бю», «вю», «кю», «мю» в корнях слов: бюро, гравюра, кювет, коммюнике.

8. Наличие двойных согласных в корнях слов: вилла, прогресс, профессия, сессия, ванна.

9. Произношение твёрдого согласного звука перед гласными [э] (буквой «е»): модель [дэ], тест [тэ].

10. Несклоняемость слов: протеже, кешью, барбекю.

 

Мотивированные – слово, которое обозначает предмет, обозначения которого нет в нашей речи

Немотивированные – vice versa

 

 

Морфология.

1) Употребление «Какая-то невъебенная хуйня»!!!!!!!!!!!!!!

2) Использование глаг. Форм в транспозиции

3) Активизация синекдохи

4) Использование оценочных числительных

5) Приобретение дополнительных смыслов местоимений.

 

Синтаксис

1) Относительная простота

2) Активизация вопросительных и восклицательных предложений

3) Использование НЕВЪЕБЕННАЯ ХУЙНЯ

4) Употребление разных видов чужой речи

Билет 30. Современная коммуникация и правила речевого общения. Речевой этикет. Особенности делового этикета. Этикет делового телефонного разговора.

 

Билет 31.

Риторика как наука об искусстве речи и способах речевого воздействия. Основные законы риторики. Роды и виды красноречия. Практика публичного выступления. Образ ритора, имидж. Подготовка речи. Техника речи.

Риторика – наука о построении речи, произнесение речи с учетом ее воздействия на адресата.

Основные законы риторики:

§ Закон гармонирующего диалога — для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи.

Его реализации способствует выполнение принципов:

1. Внимания к адресату

2. Близости содержания речи интересам адресатов

3. Конкретности в изложении материала

4. Принцип движения — аудитория должна почувстовать, что речь происходит во времени и в пространстве

 

§ Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи

 

§ Закон эмоциональности речи.
Для её достижения могут использоваться тропы.

 

§ Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор и аудитория.

|А. Род красноречия |Б. Вид красноречия ||I. Социально- политическое |Отчетный доклад на собрании ||красноречие |(конференции, съезде). || |Доклад на социально- политические и || |политико-экономические темы || |Политическая речь. || |Дипломатическая речь. || |Военно-патриотическая речь. || |Политическое обозрение. || |Митинговая речь. || |Агитаторская речь. ||II. Академическое красноречие |Лекция вузовская. || |Научный доклад. || |Научный обзор. || |Научное сообщение или информация ||III. Судебное красноречие |Прокурорская, или обвинительная, || |речь. || |Общественно-обвинительная речь. || |Адвокатская, или защитительная, речь.|| | || |Общественно-защитительная речь. || |Самозащитительная речь обвиняемого. ||IV. Социально-бытовое красноречие |Юбилейная, или похвальная, речь. || |Застольная речь - тост. || |Надгробное слово, или поминальная || |речь. ||V. Богословско-церковное красноречие |Проповедь. || |Речь на соборе. |

 

Публичное выступление всегда требует подготовки, которая особенна нужна, если выступающий не имеет существенного опыта воздействия на аудиторию. Подготовка к выступлению состоит из трех фаз:

1) Докоммуникативная объединяет:

· Инвенция (изобретение, нахождение предмета речи)

· Диспозиция (расположение изобретенного) представляет порядок развития мысли и реализуется в

· Элокуци я (украшение, словесное оформление мысли, оно же обеспечивает вербальную выразительность)

Эти три составляющие достаточны, если речь идет о письменной речи.

· Запоминание («мемория», заучивание текста в той или иной форме).

· Акция ( лат. Actio hipocrisis) - "актерское", "театральное исполнение речи", ее произнесение. Здесь риторика давала советы по поводу пластического решения произносимой речи. Внешнему виду оратора всегда уделялось большое значение, он должен был производить благоприятное впечатление на публику. Поэтому речь его должна быть продумана с точки зрения силы звучности, длительности пауз, сопровождения жестами.

 

2) Произнесение (Сегодня принято воспроизводить речь максимально естественно, чтобы возникала идея спонтанности).

3) «Заключающая» (я не смог прочитать, что у меня тут написано, так что посмотрите у себя в конспектах) предполагает анализ произнесенной речи самим аратором.

Билет 32. Предпосылки спора и его цель. Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Теория аргументации: тезис, типичные ошибки в тезисе; основные виды аргументов, типичные ошибки в аргументах. Основные полемические приемы. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

 

Спор – обсуждение проблемы, при которой каждая из сторон аргументирует свою мысль, что бы отстоять свою позицию.

 

Основатель – Аристотель, который выделил три подхода к ведению спора:

 

Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора.

Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.

Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.

 

Но помимо этих трех подходов, существуют и иные варианты, такие как:


Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.

Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.

Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели.

Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.

 

Как вести спор?

1. Четко определите предмет спора.

2. Установите основные пункты разногласий.

3. Четко и ясно определите свою позицию, свою точку зрения.

4. Будьте терпимы к точке зрения вашего оппонента и вежливы в отношении к нему.

5. Сохраняйте спокойствие и самообладание.

6. Продумайте свою аргументацию (систему своих аргументов) с учетом целей спора и особенностей вашего оппонента.

7. Постарайтесь делать своё выступление не только убедительным, о и эмоциогенным.

 

Аргументация

В теории аргументации обычно выделяются три основных ее свойства:

1. Аргументация – это обязательно некий законченный текст;

2. Аргументация имеет специфическую структуру: тезис и аргументы (доводы), а также дополнительные элементы: посылки, оценку, средства когезии (связки), выводы;

3. Аргументация имеет жесткую целеустановку: убедить или разубедить адресата.

 

Тезис – это утверждение, представляющее собой словесную формулировку доказываемой (обсуждаемой) идеи.

Типичные ошибки в тезисе:

1. Отступление от тезиса – спорящий доказывается, не объявленный, исходный тезис, а похожий, близкий или каким-то образом связанный с ним.

2. Подмена тезиса – спорящий, понимая, что исходный тезис защитить или доказать не удается, заменяет его другим.

3. Потеря тезиса – спорящий настолько отдаляется от исходного тезиса, что в какой-то момент забывает это.

 

Антитезис – это мысль, выдвинутая в противовес тезису и устанавливающая пункты разногласий.

 

Аргументы (или доводы) – это утверждение, с помощью которых обосновывается и доказывается истинность тезиса. Типы аргументов: примеры, иллюстрации, аналогии, факты, от противного, выявление противоречий, поиск причин и последствий и т.д..

 

Типичные ошибки в аргументах:

1. Ложный аргумент – это довод, представляющий собой ложную мысль.

2. Произвольный аргумент – это довод, который заведомо нельзя признать ложным, но он требует доказательства сам по себе.

 

Уловки в споре.

- Это прием, применяя который, спорящий облегчает спор для себя и затрудняет его для оппонента.

Позволительные и непозволительные уловки в споре:

Недопустимые уловки.

1. Выход из спора. Обычно его провоцирует тот участник спора, который понимает, что он не в состоянии вести спор дальше: «расшатался» тезис, слаба аргументация.

2. Срыв спора. Производится обычно по тем же причинам. Оппонента постоянно перебивают, всячески демонстрируют нежелание выслушать. Иногда спорящему, ведущему такую тактику, помогают зрители-единомышленники: топают, хлопают, выкрикивают что-то, освистывают. Такую уловку еще называют ОБСТРУКЦИЕЙ.

3. «Довод к городовому». Если аргумент противника силен, убедителен, а собственный – нет, то недобросовестный полемист может объявить его вредным или даже опасным для общества и/или государства. Обычно после такой уловки спор прекращается в пользу «ловкача».

4. «Палочные доводы». Приводят такой аргумент, который оппонент вынужден принять из-за боязни каких-либо неприятностей или из-за того, что не может по той же причине воспользоваться сильными аргументами.

5. Инсинуация. Один из спорящих с целью подорвать доверие к противнику (и, конечно, к его доводам) делаем безответственные заявления или намеки (например, касающееся личной жизни оппонента, его доходов, времяпрепровождения и т.д.).

6. «Ошибка многих вопросов». Оппоненту задают срезу целый ряд вопросов (под видом одного или однородных!) и трубуют немедленного однозначного ответа («да» или «нет»). Но, во-первых, далеко не на все вопросы можно ответить «да»,а часть – «нет». Поэтому не нужно торопиться с ответом, сначала разграничьте их.

7. «Ответ вопросом на вопрос». Чувствую, что на заданный вопрос нет серьёзного ответа, недобросовестный полемист может задать встречный вопрос – ответить вопросом на вопрос. Не отвечайте на него – требуйте ответа на заданный вами вопрос.

 

Так же существуют Психологические уловки и Логические уловки, или софизмы.

Софизмы – это намеренные ошибки в доказательстве.

Софизм и ошибка различаются психологически: ошибка – не намеренна, софизм – намерен.

Психологические уловки:

1. Выведение противника из равновесия.

2. Ставка на ложный стыд. «Все знают, что…», «Вам не может быть неизвестно, что…».

3. Внушение. Говорить уверенно, внушительным голосом, решительным тоном.

Язык как средство общения. Основные функции языка. Этапы становления и развития русского языка. Языковая картина мира. Русский язык как язык государственный, как язык межнационального развития и как язык мировой. Русский язык среди других языков мира. Межкультурная коммуникация и принцип толерантности.

 

Язык - социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения.

Языковой знак - совокупность означающего и означаемого. Связь означаемого и означающего не мотивирована.

Типы языковых знаков отражают системную организацию языка. Его структура - поуровневая:

Уровень Знак
Фонетический Звук (основная не значимая единица языка)
Словообразовательный Морфема (приставка, корень, суффикс) - полузнак, т.к. реализует свое значение с другими
Лексический Слово (типичный языковой знак, обладающий лексическим, грамматическим и стилистическим значением)
Синтаксический Словосочетание, предложение, сложные языковые знаки.

 

Язык непрерывно связан с мышлением, является важнейшим средством передачи и хранения информации. Возник одновременно с формированием общества в процессе совместной трудовой деятельности.

 

Функции языка:

- коммуникативная

- номинативная (=назывная)

- когнитивная (познавательная)

- метаязыковая (язык выступает собственным средством описания)

- фатическая (реализуется высказываниями, целью которых является установка, поддержание и прекращение контакта)

- эстетическая (реализуется преимущественно в самом творчестве, но не стоит это понимать узко, только как сферу художественного творчества. Реализуется и в целевом)

 

В настоящее время существует 5-6 тыс. языков. Наиболее активные - 40, на них говорит 2/3 населения Земли. Самые распространенные - китайский, хинди, английский, испанский, арабский, русский, португальский, французский.

Сейчас более 400 языков считаются исчезающими. Для того чтобы язык сохранился, необходимо около 100тыс его носителей.

Развитие языка тесно связано с историей и культурой народа.

Освоение действительности происходит по средствам мышления с обязательным участием языковых средств. Все это позволяет говорить о существовании языковой картины мира, как феномена, представленного в самосознании языкового сообщества и передающегося из поколения в поколение через особо мировоззренческий образ жизни, правила поведения, зафиксированные представителями языка.

Языковая картина мира - динамична и является общекультурной достижением ее носителей.

ЯКМ определяется социальным и трудовым опытом каждого народа, особенности этого опыта, в конечном счете, отражаются в лексике и грамматике и в особенностях сочетаемости слов.

ЯКМ изучают в двух направлениях:

1) анализируя большие группы лексики, чтобы реконструировать целостную систему представлений существующих в конкретном языке.

2) изучается отдельные характеристика для данного языка, концепты, обладающие двумя свойствами. Они являются ключевыми для понимания конкретной культуры.

Авось, тоска - либо не переводятся на иняз вообще, либо переводятся но с существенной потерей значения (душа. обида, справедливость, как бы, судьба т.п.)

Межкультурная коммуникация - взаимодействие партнеров по общению, принадлежащим к разным это культурам и языковым сообществам. Она невозможна без опоры на принцип толерантности.

В 1995 году ООН утвердила декларацию принципов толерантности, в которых толерантность определяется как "Уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

 

История становления русского языка

1. Индоевропейский праязык - является предком языков индоевропейский семьи. Согласно ностратической теории является потомком ностратического языка. Этот язык - основа, на которой сформировалась индоевропейская семья языков.

2. Общеславянский (=праславянский, 3000 до н.э. по 2 половину первого тысячелетия н.э.) - язык от которого произошли славянский языки.

3. Восточнославянский (=древнерусский, с VI/VII по XIV в) - язык восточных славян, общий предок белорусского, русского и украинского языков.

4. Русский язык (с XV в) - один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира, национальный язык русского народа.

 

Таким образом, русский язык относится к индоевропейской семье языков, славянской группе, восточнославянской подгруппе.

 

 

2. Современный русский национальный язык. Социально-функциональная стратификация национального языка. Русский литературный язык как нормированный вариант языка. Языковая ситуация на современном этапе (отношение литературного языка к нелитературным формам).

Древнерусский язык распался в связи с образованием трех народностей: русской, украинской и белорусской. С XVII века, русская (великорусская) народность преобразуется в русскую нацию и начинается эпоха формирования русского национального языка, которая завершится приблизительно к середине XIX века. Поэтому, о современном русском языке говорят как о языке от эпохи Пушкина и до наших дней.

 

Функционально-социальная дифференциация (стратификация) национального языка.

Русский язык - это язык русской нации, на котором она создает свою культуру в широком смысле.

Термин СРЯ используется в трех значениях:

1) язык от эпохи Пушкина и до наших дней

2) язык от середины прошлого века и до наших дней

3) язык последних 10-15 лет

 

Русский язык представлен двумя большими ветвями: литературным языком внелитературными разновидностями.

Литературный язык является основной наддиалектной формой существования языка и высшей формой существования национального языка.

Он обладает рядом свойств:

1) общепринят и общепонятен

2) распространен максимально широко

3) имеет четко выраженный культурный и социальный статус

4) полифукнционален (обслуживает все сферы жизни общества)

5) нормирован

6) стилистически дифференцирован

7) представлен как в устной, так и в письменной форме

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.211 с.)