Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели и структурные компоненты коммуникации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источник коммуникации - объект, который инициирует сообщение, кодируя его. Успешность кодировки зависит от умения, отношения, знаний и социокультурной системы. Сообщение – физический продукт кодировки (письмо, речь, картина) Канал передачи – избирается источником коммуникации и может быть формальным (устанавливается руководителем процесса коммуникации) и неформальным (личные и общественные формы передачи) Получатель – реципиент, объект, которому направлено сообщение Декодировка сообщения – преобразование символов, в которых передавалось сообщение, в формы, понятные получателю. Чтобы декодировать сообщение, необходимо существовать в одной социокультурной системе. Обратная связь – реакция собеседник, которая показывает, насколько успешным был процесс коммуникации. Адекватная реакция собеседника на сообщение свидетельствует об установленной обратной связи. Модели коммуникации: Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат. Двухканальная модель речевой коммуникации Морозова: начальный этап (источник речи, говорящий) →средний этап (акустический сигнал)→конечный этап (приёмник, слушатель). Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности. В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.
58. Развитие теории коммуникации в период конца IX- начала XX вв. Основатель бихевиоризма (Джон Б. Уотсон - 1878-1958) в основу коммуникации ставил не язык, как конструкцию, систему, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Поведение человека он отождествлял с системой видимых и латентных реакций в схеме «стимул-реакция». Бихевиористы сводили все общественные явления и процессы к взаимодействию между стимулами, воздействующими на человеческий организм и реакциями на них. Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения» - многократное повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует эти реакции. Символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид) - в результате межличностного общения упорядочивается, формируется социальная структура, а процесс развития коммуникативных форм представляет собой социальное развитие. Центральным является понятие межиндивидуального взаимодействия (межличностные коммуникации преобладают над массовыми). Как внутренню способность личности открывать в себе чувство другого, рассматривают коммуникацию «персоналисты». Общение - акт взаимопонимания, интимных контактов и осознанной духовной общности (К. Ясперс. 1883-1969). Ясперс верил в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и времени. Экзистенциалист А.Камю (1913-1960) рассматривает общение индивидов не как «подлинное», а лишь актом, подчеркивающим одиночество каждого, т.е. согласно Камю подлинное общение между людьми невозможно. Единственный способ подлинного общения - это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира. Высшим мужеством человека он считал борьбу с бессмысленностью бытия (каждый человек индивидуален). В середине 60-х годов сформировалась дисциплина — социолингвистика, изучающая вопросы, связанные с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Социолингвистика в свою очередь стала основой для развития социальной коммуникации. В начале ХХ века наметились два направления по изучению коммуникации. Первый рационалистский подход - придает СМИ роль единственного стимула и источника социального развития. Информация рассматривается расширительно как основа культуры и всех культурных ценностей. Второй иррационалистический подход представлен понимающей социологией, в основе которой лежит концепция взаимопонимания, т. е. понимание человеком другого человека.
Структура и составляющие коммуникативного процесса Коммуникативный процесс – взаимодействие между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Он включает динамичную смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Первая из известных моделей была предложена еще Аристотелем. В “Риторике” древнегреческий философ отмечает, что речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Таким образом данную модель можно представить в следующем виде: Оратор – Речь – Слушатель. Данная модель универсальна – она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной форме. Элементы данной модели измененном виде воспроизводятся в последующих моделях коммуникации. Только с развитием в XX в. массовых коммуникаций через радио, кино, телевидение и под влиянием потребности в совершенствовании методов пропаганды классическая модель претерпела изменения. В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэл разработал модель коммуникации для ведения пропаганды в армейских подразделениях. Но эта модель могла быть использована и для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия. Элементы коммуникации включены в модель в порядке ответа на последовательно возникающие вопросы: КТО сообщает – ЧТО сообщает – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ
Методы анализа коммуникации Контент-анализ или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов. Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму. Контент-анализ используется в таких областях, как изучение социальных оценок тех или иных событий, методов журналистики, изучение арсенала средств массовой коммуникации, психологические, психоаналитические исследования. Можно подсчитывать: а) частоту, б) наличие/отсутствие каких-то тем, в) связь между темами, г) основные темы. Пропагандистский анализ Так, американцы считают, что им лучше обработать одного журналиста, чем десять домохозяек или пять врачей. Поскольку человек при этом рассматривается как канал, а не как адресат информации. Стандартные модели коммуникации дополняются теперь двумя моделями коммуникации пропагандистской. Модель искривленного источника, где пропагандист (П) создает искривленный источник (П1), из которого исходит сообщение. Получатель рассматривает эту информацию как такую, что поступила из доступного ему источника П1, поскольку ему не известен оригинал (П). Модель легитимизации источника. В этом случае пропагандист тайно помещает оригинальное сообщение (Сооб 1) в легитимном источнике (П2). Это сообщение в другом виде (Сооб 2) передается пропагандистом получателю информации под видом иного сообщения (Сооб 3) в качестве такого, что вышло из другого источника (П 2). Интент-анализ – метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Этот метод исходит из того, что человеческая речь - преднамеренное действие, т.е. намерение что-либо высказать, связанное с определенным содержанием мысли или чувством, лежит в основе практически каждого речевого акта. Метод наблюдения, как широко используемый в различных социально-гуманитарных науках, также используется при сборе материала для исследования вербального и невербального взаимодействия. Эффективность этого метода повышается тогда, когда используются технические средства фиксации объектов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.011 с.) |