Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели и структурные компоненты коммуникации.

Поиск

Источник коммуникации - объект, который инициирует сообщение, кодируя его. Успешность кодировки зависит от умения, отношения, знаний и социокультурной системы.

Сообщение – физический продукт кодировки (письмо, речь, картина)

Канал передачи – избирается источником коммуникации и может быть формальным (устанавливается руководителем процесса коммуникации) и неформальным (личные и общественные формы передачи)

Получатель – реципиент, объект, которому направлено сообщение

Декодировка сообщения – преобразование символов, в которых передавалось сообщение, в формы, понятные получателю. Чтобы декодировать сообщение, необходимо существовать в одной социокультурной системе.

Обратная связь – реакция собеседник, которая показывает, насколько успешным был процесс коммуникации. Адекватная реакция собеседника на сообщение свидетельствует об установленной обратной связи.

Модели коммуникации:

Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.

Двухканальная модель речевой коммуникации Морозова: начальный этап (источник речи, говорящий) →средний этап (акустический сигнал)→конечный этап (приёмник, слушатель).
Нелинейная модель коммуникации Ньюкомба: взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учётом соц.ситуации, так и без. Общая тенденция коммуникации – стремление к симметрии. Если А и В ориентированы положительно, то их отношение к С будет стремиться к совпадению, т.е. одинаковая оценка объектов (событий) при одинаковой оценке друг друга.

Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности. В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник.

В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.

 

58. Развитие теории коммуникации в период конца IX- начала XX вв.
Коммуникация в этот период рассматривалась в контексте теорий:.

Основатель бихевиоризма (Джон Б. Уотсон - 1878-1958) в основу коммуникации ставил не язык, как конструкцию, систему, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Поведение человека он отождествлял с системой видимых и латентных реакций в схеме «стимул-реакция». Бихевиористы сводили все общественные явления и процессы к взаимодействию между стимулами, воздействующими на человеческий организм и реакциями на них. Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения» - многократное повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует эти реакции.

Символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид) - в результате межличностного общения упорядочивается, формируется социальная структура, а процесс развития коммуникативных форм представляет собой социальное развитие. Центральным является понятие межиндивидуального взаимодействия (межличностные коммуникации преобладают над массовыми).

Как внутренню способность личности открывать в себе чувство другого, рассматривают коммуникацию «персоналисты». Общение - акт взаимопонимания, интимных контактов и осознанной духовной общности (К. Ясперс. 1883-1969). Ясперс верил в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и времени.

Экзистенциалист А.Камю (1913-1960) рассматривает общение индивидов не как «подлинное», а лишь актом, подчеркивающим одиночество каждого, т.е. согласно Камю подлинное общение между людьми невозможно. Единственный способ подлинного общения - это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира. Высшим мужеством человека он считал борьбу с бессмысленностью бытия (каждый человек индивидуален).

В середине 60-х годов сформировалась дисциплина — социолингвистика, изучающая вопросы, связанные с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Социолингвистика в свою очередь стала основой для развития социальной коммуникации.

В начале ХХ века наметились два направления по изучению коммуникации. Первый рационалистский подход - придает СМИ роль единственного стимула и источника социального развития. Информация рассматривается расширительно как основа культуры и всех культурных ценностей. Второй иррационалистический подход представлен понимающей социологией, в основе которой лежит концепция взаимопонимания, т. е. понимание человеком другого человека.

 

Структура и составляющие коммуникативного процесса

Коммуникативный процесс взаимодействие между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Он включает динамичную смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

Первая из известных моделей была предложена еще Аристотелем. В “Риторике” древнегреческий философ отмечает, что речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Таким образом данную модель можно представить в следующем виде: Оратор – Речь – Слушатель.

Данная модель универсальна – она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной форме. Элементы данной модели измененном виде воспроизводятся в последующих моделях коммуникации. Только с развитием в XX в. массовых коммуникаций через радио, кино, телевидение и под влиянием потребности в совершенствовании методов пропаганды классическая модель претерпела изменения.

В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэл разработал модель коммуникации для ведения пропаганды в армейских подразделениях. Но эта модель могла быть использована и для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия. Элементы коммуникации включены в модель в порядке ответа на последовательно возникающие вопросы:

КТО сообщает – ЧТО сообщает – по какому КАНАЛУКОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ

 

Методы анализа коммуникации

Контент-анализ или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов.

Контент-анализ активно используется для решения за­дач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вер­бальной информации в более объективную невербальную форму.

Контент-анализ используется в таких областях, как изучение социальных оценок тех или иных событий, методов журналистики, изучение арсе­нала средств массовой коммуникации, психологические, психоаналитические исследования. Можно подсчитывать:

а) частоту,

б) наличие/отсутствие каких-то тем,

в) связь между темами,

г) основные темы.

Пропагандистский анализ

Так, американцы считают, что им лучше обрабо­тать одного журналиста, чем десять домохозяек или пять врачей. Поскольку человек при этом рассматривается как канал, а не как адресат информации.

Стандартные модели коммуникации дополняются те­перь двумя моделями коммуникации пропагандистской.

Модель искривленного источника, где пропагандист (П) создает искривленный источник (П1), из которого исходит сообщение. Получатель рассматри­вает эту информацию как такую, что поступила из дос­тупного ему источника П1, поскольку ему не известен оригинал (П).

Модель легитимизации источника. В этом случае про­пагандист тайно помещает оригинальное сообщение (Сооб 1) в легитимном источнике (П2). Это сообщение в другом виде (Сооб 2) передается пропагандистом получателю информации под видом иного сообщения (Сооб 3) в качестве такого, что вышло из другого источ­ника (П 2).

Интент-анализ – метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Этот метод исходит из того, что человеческая речь - преднамеренное действие, т.е. намерение что-либо высказать, связанное с определенным содержанием мысли или чувством, лежит в основе практически каждого речевого акта.

Метод наблюдения, как широко используемый в различных социально-гуманитарных науках, также используется при сборе материала для исследования вербального и невербального взаимодействия. Эффективность этого метода повышается тогда, когда используются технические средства фиксации объектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.007 с.)