Мировоззрение и его роль в жизни общества. Типы мировоззрений. Особенности мифологического мировоззрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение и его роль в жизни общества. Типы мировоззрений. Особенности мифологического мировоззрения.



Мировоззрение и его роль в жизни общества. Типы мировоззрений. Особенности мифологического мировоззрения.

Мировоззрение взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека. Компоненты мировоззрения: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы. Структура мировоззрения: Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека.

Бывают: мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Мировоззрение более широкое понятие, чем философия. Философия– это теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение.

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. (Были и другие цивилизации, но философская мысль там не прослеживалась). Наиболее теоретична в этом смысле Д.Греция, философия Востока менее теоретична.

 

К источникам философии можно отнести:

• народное творчество в целом (мифы и т.д.)

• накапливающийся опыт

«Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения» (Гегель)

 

Основные концепции происхождения Философии:

Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа.

Мифология - I форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме.

В мифах общее выражается через конкретное, вследствие недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, ритмичности. В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке.

Мифология (от греч. mifos - предание, logos - слово, понятие, учение) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человека - объединил в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства, философии.

Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения знаний (космогонии, медицины и т.д.)

 

Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дара божьего.

 

Почему возникла философия?:

· Необходимо теоретическое понимание действительности.

· Разделение труда (отделение умственного от физического).

· Присущее человеку творчество духа. Причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса».

Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д.

Мировоззрение– взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

- Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

 

- Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

 

Мы воспринимаем только целостно. Целостность – одна из особенностей мировоззрения.

 

Мировоззрение может быть: мифологическим, религиозным, научным, философским.

Мировоззрение может быть: коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма).

Мировоззрение –личностный фактор и имеет выход через практику.

 

Особенности мифологического мировоззрения.

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира. О возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.

 

Мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека.

Возникновение философии - качественный скачок от мифологического к рациональному мировоззрению.

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира.

Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Итак, мифология была древнейшим типом мировоззрения. Важно понять, что для древнего человека мифология не была сказкой. Наделяя человеческими качествами природные и социальные явления, она обеспечивала приспособление и ориентацию человека в мире, была жизенно-практическим знанием.

Структура и функции философского знания. Проблема методов философствования.


Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах - философия трактуется, как наука наук.

Установившееся за ней название «метафизика». Философия - это "учение об общих принципах бытия, познания, об отношении человека к миру". Это гносеологический тип.

Функции философии

1. Мировоззренческая. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории. Мировоззрение как представление о целом имеет свою структуру: философское учение о бытии— онтология (от греч. ontos — сущее и logos — учение); философское учение о познании мира — гносеология (от греч. gnoses — познание) и философское учение о ценностях (от греч. axios — ценный) — аксиология.

2. Методологическая. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. В силу этого философия выполняет методологическую функцию для всего научного познания.

3. Функция рационализации и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта во всех его формах.

4. Критическая функция. Основа — ориентация на рационализм философской мысли, неприятие всякого рода заблуждений и ошибок, догматизм.

5. Обращенность к будущему.

6. Познавательная функция, философия выявляет наиболее общие идеи.

7. Логическая функция, осмысление и формулирование законно общего рационального мышления.

8. Эстетическая функция, изучение законов Красоты и её восприятия общественным сознанием.

9. Культурноретранслирующая, обобщение и передача из одного поколения в другое достижений духовной культуры.

10. Гуманистическая, обосновывает ценность человеческой личности, её свобод, прав и достойнства.

 

Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии, как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.

Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.

Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.

(5). Основные формы отношения человека к миру и проблема их взаимосвязи.

Позитивное мироощущение

 

Проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм - ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.

 

Негативное мироощущение

 

Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени - прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее - подготовкой к будущему, а само будущее - единственной объективной реальностью.

 

Миропонимание - общая для всего сообщества составная часть мировоззрения отдельно взятого современного человека. Должно носить характер гармоничного сочетания Знаний и Веры. Должно повлечь за собой смену ценностей, целей и направленности жизнедеятельности личности и общества — от максимального удовлетворения бесконечно растущих материальных потребностей к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Познавательная.

2. Преобразовательная.

Ценностная.

(6). Философия досократиков – основные особенности.

Досократики - условное название группы древнегреческих философов, действовавших как до, так и после жизни Сократа в период с 7 до начала 4 в. до н. э. В основном их произведения сохранились только во фрагментах либо в цитатах и критике более поздних античных авторов. Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия, а также отсутствие собственно философской терминологии вследствие нерасчлененности и неразвитости научного знания.

В своих работах почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией.

1. Милетская школа. Фалес Милетский-основатель. Фалес признал воду субстанциально-генетическим началом, т.е., веществом, из которого все возникло и все состоит. По Фалесу, устойчивое пребывание Земли в центре мира объясняется тем, что она плавает, подобно куску дерева, на воде. Фалесу приписываются сочинения “О природе”, ”О солнцестоянии”, ”О равноденствии”, ”Морская астрология”.

Анаксимандр-ученик и последователь Фалеса. Анаксимандр считал субстанциально-генетическим началом всего сущего некий «апейрон», он материален, вещественен, но трудно сказать, что это за вещество; внутренне и качественно он неопределен.

Анаксимен-ученик Анаксимандра. В качестве первоначала Анаксимен признает воздух, который он называл «апейрос», т. е., беспредельный. Он не только простирается в бесконечность, но вместе с тем находится в постоянном движении и изменении и является основой всей жизни и всякого движения в живых существах.

По Гераклиту, субстанциально-генетическим началом всего сущего является огонь. Этот огонь – не просто пламя, а некий божественный огонь, « огнелого с». Логос – это объективный закон мироздания, принцип порядка и меры, которому подчинены все изменения; для чувственного восприятия он выступает как огонь, для разума – как логос.

2. Пифагорейский союз возник в «Великой Греции», на побережье Южной Италии, в конце 6 в. до н.э. Ранние пифагорейцы: Пифагор, Парменикс, Бронтин, Петрон, Алкмеон, Гиппас и др.

Пифагорейцы не принимали анархию, и источник законов видели в Боге. Научные открытия считались коллективными и мистическим образом приписывались Пифагору даже после его смерти. Все пифагорейцы делились на «акусматиков» (послушников) и «математиков» (ученых). Пифагорейский образ жизни опирался на иерархию ценностей: на первое место ставилось прекрасное и благопристойное, к которому в том числе относилась и наука, на второе – выгодное и полезное, на третье – приятное. В основу этики они клали «учение о надлежащем», т.е., о победе над страстями, о подчинении младших старшим, о почитании Пифагора. В основе мироздания-число. Учение о небесных светилах Пифагора. При движении планеты издают звук, который слышит только Пифагор. Пифагор считал себя сыном Гермеса.

3. Элеаты в «Великой Элладе». Элеаты впервые осуществили переход от физической субстанции («первоначала» милетцев) к собственно философской субстанции – бытию; они также впервые поставили основной вопрос философии – о соотношении мышления и бытия.

Основатель школы - Ксенофан: все вещи произошли из земли и воды. Учение Парменида, изложенное в поэме «О природе», стало основой учения элеатов. Поэма состоит из двух частей: «путь истины» и «путь мнения»; По сюжету Парменид путешествует к богине справедливости Дике, желая узнать, как устроен мир, на что она отвечает, что все вопросы можно разрешить лишь при помощи разума, и в познании мира слушать нужно лишь его. Зенон - ученик Парменида, выступил с защитой его учения от возражений со стороны других школ. Доказывал единство бытия от противного.

Атомистическое учение было основано двумя философами - Левкиппом и Демокритом. Согласно атомистам, существует два первоначала: бытие и небытие. Вещи состоят из атомов. Атомисты учили, что мир в целом - это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, чье число беспредельно. Миры возникают самопроизвольно, естественным образом.

 

 

Досократовские школы положили начало формированию философии. Именно в них впервые были заданы вопросы о сущности бытия, об устройстве вселенной, о чувственном и разумном восприятии, о соотношении бытия и мышления.

(7). Философия античной классики – основные представители и направления.

Однако уже в 5 веке в самой Греции появляются мыслители, которые пытаются понять не отдельное явление из целого, но, наоборот, целое из отдельных вещей, явлений: место макрокосмического занимает микрокосмическое исследование.

Так Эмпедокл из Агригента установил четыре независимых качественно различных элемента: огонь, воздух, воду и землю, которое, позднее, благодаря Аристотелю, на многие века заняли господствующее положение среди других элементов.

Второй период греческой философии (5 6 в. до Р.Х.) в противоположность одностороннему космоцентрическому направлению предшествующей философии, начинается также односторонне, а именно постановкой антропологических проблем. Данный период представлен софистами и Сократом и сократиками. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно.

 

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: "необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает".

Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон первым среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона. Платон является первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям.

Наше представление о древнегреческой философии будет не полным без анализа философского наследия Аристотеля (384 – 322 гг. до Н.Э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.

Аристотеля отличают энциклопедические познания, он подвел итог развитию философской мысли от начала Древней Греции и до Платона.

Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь – тонкую и подвижную легкую стихию. Огонь рассматривался Гераклитом не только как сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Гераклит говорит о родстве логоса и огня как различных аспектов одного и того же сущего. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону существующего – логос – структурную, устойчивую. "Огонь – обмен или размен, логос – пропорция этого обмена".

Итак, гераклитовский логос – разумная необходимость сущего слитая с самим понятием сущего – огня. Логос Гераклита имеет несколько интерпретаций: логос – слово, рассказ, довод, верховный разум, всеобщий закон и т.д. По мнению, Богомолова ближе стоит значение логоса к слову закон как всеобщей смысловой связи сущего.

Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса.

В отличие от милетских философов Гераклит довольно много говорил о познании. Он различал чувственное рациональное познание. Высшая цель познания – познание логоса, а тем самым высшего единства мироздания и достижения высшей мудрости.

В его учении присутствуют как элементы идеализма, так и материализма. О принципах познания Гераклита высказаться однозначно не возможно.

И без преувеличения можно сказать, что из всех философов периода становления античной философии, Гераклит больше всего заслуживает "звания основоположника объективной диалектики как учение о противоположностях, об их борьбе, их единстве и мировом процессе. В этом его непреходящеезначение".

 

ДЕМОКРИТ – И ЕГО АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до Н.Э., умер в 360/370 г. до Н.Э. Прожил почти 100 лет. Родом из Абдер, происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

Лучшим его произведением считается "Большой Мирострой", за которое он получил награду в 500 талантов.

На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы.

Атомисты, подвергая элейское понятие небытия физическому истолкованию, первыми стали учить о пустоте как таковой. Элеаты отрицали существование небытия. "Итак, бытие – антипод пустоты, они дуалисты, раз принимали два начала в мироздании: небытие и бытие".

Эконом и полит упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира, активное участие в политической жизни, которое проявилось у греч философов, постепенно замещаются индивидуализмом, и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает.

Скептицизм. (ко 4 в. до н) Основатель - Пиррон. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Скепсис имел место в греч философии и раньше. Доводы против правильности, как чувственных восприятий, так и познаний мысли скептики объединили в десять тезисов, тропов:

1 - подвергает сомнению положения о действительности развития физиологической структуры животных,

2 - подчеркивает индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики,

3 - о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д.

В общем, они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания мира, в котором всё взаимосвязано и подчиняется единым законам.

Эпикуризм. Эпикуризм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих, не задумываясь, предпочтение мастерству радостей жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Главное произведение: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д.

Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит использует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство - тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте.

Эпикур допускает и признает закономерным и определённное отклонение от прямолинейного, движения. Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В душе Эпикур отстаивает материалистичные взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является сущее объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств.

Стоицизм. В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе".

Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. Стоики характеризовали философию, как "упражнение в мудрости". Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии.

В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, в отличие от Аристотеля сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) - активным принципом). Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, который пронизывает и их этику. В области теории познания стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма.

Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность. Центром и носителем познания является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Ее централь часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом. Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления.

9). Платон о философии и философах в его работе «Государство».

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Антропология и этика греческого философа, так же как и его онтология, имели целью создание совершенного человеческого общества, а поскольку жизнь греческих сообществ протекала в полисах - городах-государствах - создание идеального государства. Платоновская этика ориентирована не на формирование совершенной личности, а скорее на формирование совершенного человеческого рода, совершенного общества. Она имеет не индивидуальную направленность, как, например, у стоиков или эпикурейцев, а социальную и потому органически сращена с политической теорией Платона.

 

Платон делит людей на три разных типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная ). Если преобладает разумная, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей, устремлены к высшему благу. Они привержены правде, справедливости и умеренности во всем касающемся чувственных наслаждений. Их Платон зовет мудрецами, или философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве.

При преобладании аффективной части души человек отличается благородными страстями - храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу. Это качества, необходимые для воинов, или "стражей", которые заботятся о безопасности государства.

Наконец, люди "вожделеющего" типа должны заниматься физическим трудом, ибо они с самого начала принадлежат к телесно-физическому миру: это - сословие крестьян и ремесленников, обеспечивающих материальную сторону жизни государства.

 

Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон ценит очень высоко: это мера. Ничего сверх меры - таков принцип, общий у Платона с большинством греческих философов; к мере как величайшей этической ценности призывал своих сторонников Сократ: умеренность как добродетель мудреца чтили Аристотель, стоики и эпикурейцы.

 

Согласно Платону, справедливое и совершенное государство - это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство - ради человека. В учении об идеальном государстве мы находим ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным.

 

Опасность абсолютизации такого подхода увидел уже Аристотель. Будучи большим реалистом, чем его учитель, он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода.

А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию, что, кстати, сами греки могли видеть на многочисленных примерах из собственной истории.

Платон делит людей на три группы:

 

1. Правители-философы. У них развита разумная душа. Они способны умосозер-

цать идеальный мир, вершина которого — Благо. Зная Благо и обладая мудростью,

они могут и должны управлять государством.

2. Воины. У них развито яростное, волевое начало души. Их добродетель — мужество и отвага. Следовательно, они должны защищать государство от внешних и внутренних врагов.

3. Работники. У них развита чувственная душа. Им доступен и понятен только материальный мир. Значит, они должны приумножать материальное благосостояние государства и следовать мудрости правителей-философов.

 

Платон отрицательно относится к другим формам государственного устройства, так как считает их искажениями идеальной модели. Не признает он и демократию, при которой государством правит неразумная толпа, способная осудить па смерть самых благородных и достойных граждан. Смерть Сократа сильно повлияла па мировоззрение его ученика.

 

Экзегетика

Экзеге́тика — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.

По экзегетике понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения.

Экзегетика послужила основным источником герменевтики (разъясняю, толкую).

Библия написана Символическим языком, поэтому не может быть истолкована буквально. Понимание эзотерического Символизма Библии Невозможно без обладания определенными смысловыми (герменевтическими) ключами.

 

( 12). Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Человек как творец самого себя.

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека(по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Термин «возрождение» дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура.

 

ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.082 с.)