Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.С. - мир, может есть, может, нет. Выяснить это невозможно.

Поиск

 

 

На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: "Не знаю". Ведь человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя.

Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал, как поток впечатлений, причины которых не известны и не постижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. Мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но это - чисто психологический фактор. Отсюда Юм делал вывод о невозможности познания объективного характера причинности. Он утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Так мы уверены в ежедневном восходе солнца. Эта уверенность исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся.

(23). И.Кант как родоначальник трансцендентальной философии. Априоризм Канта – в чем он выражается?

 

Согласно Канту, научные знания строятся на предпосылках, априорных представлениях человека. К таким априорным представлениям относятся понятие пространства и понятие времени. Так, геометрия строится на априорном понятии пространства, а арифметика – на понятии времени.

Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба этих источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего. В философии Канта трансцендентальный (лат. выходящий за пределы) – априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание

 

Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывает ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о “вещах в себе”. Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о вещах в себе, а только о свойствах вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи в себе принципиально непознаваемы.

Вещь в себе - философскийтермин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых. Это нечто, сущность и смысл которого, известны только умопостигающему.

Априоризм Канта - в чем он выражается?

Априорные формы рассудка. Условием возможности априорного синтеза суждений в науке являются категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое из опыта. Т.е. категорий не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны.

По Канту ни ощущения, ни понятия сами не дают знания. Ощущения без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями. Возникает вопрос: каким образом разнообразие чувств созерцаний превращается посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.

 

На этих основах Кант разработал ответ на вопрос о возможности науки. В основе всех суждений естественных наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предметы и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные 3 законам:

Сохранения субстанции

Причинности

Взаимодействия субстанций.

Эти законы принадлежат не самой природе, а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предмету ту форму, под которую он только и может познаваться - форму всеобщего и необходимого знания. Т.е. не формы нашего ума сообразуются с вещественной природой, а напротив, вещи природы - с формами ума.

 

Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием.

(24). Этика долга Канта. Понятие категорического императива.

Если в сфере теоретического разума, т.е. в мире природы, как мы знаем, нет места понятию цели, то в сфере практического разума, в мире свободы цель - это ключевое понятие. Определяя основания воли, разум в его практическом применении ставит воле ее цель; возможность же действовать в соответствии с целями разума есть сущность свободной воли, сущность человека как свободного существа.

Понятие цели определяется Кантом как "причинность из свободы"; если в мире эмпирическом, в мире природы всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может "начинать ряд", исходя из понятия разума, вовсе не будучи детерминированным природной необходимостью. Свобода, по Канту, и есть независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира.

Знание умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, это особого рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки (категорический императив). Оно сводится, в сущности, к содержанию нравственного закона, руководящего действиями человека как "вещи в себе". А закон этот гласит: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". Это значит, не превращай другое разумное существо только в средство для реализации своих целей. " Во всем сотворенном, - пишет Кант, - все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство: только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе".

 

Категорический императив, будучи требованием практического разума, возвещает нам закон умопостигаемого мира; обращаясь к каждому из нас, этот закон требует от нас соответствовать своей умопостигаемой сущности. И в той мере, как мы слышим это требование и следуем ему, мы знаем сверхчувственный мир. Но это знание-совесть отлично от знания-представления, которое мы имеем в сфере теоретической.

(25). Немецкий классический идеализм – основные представители и идеи.

Как философское направление, классический немецкий идеализм И.Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля представляет собой один из самых значительных в истории человечества научных и культурных феноменов, влияния которого не избежала ни философская, религиозная, художественная, этическая, политическая, экономическая, психологическая и естественнонаучная мысль, ни социальная практика XIX-XX веков.

Проблема свободы выдвигается на первый план в немецком классическом идеализме, который является завершением всей новоевропейской метафизики.

Впервые в философии Канта философия свободы обретает фундаментальный метафизический смысл, получая свое преобразование и последующее развитие в метафизике чистой деятельности «Я» Фихте, в системе науки об опыте сознания Гегеля и в системе свободы Шеллинга, в которой воля провозглашается праосновой бытия; возникает метафизическое понимание бытия как воли.

 

Система свободы, согласно Шеллингу, оказывается возможной только на пантеистической основе. Существование человеческой свободы неотделимо от принадлежности человека к высшему бытию. Интерпретация пантеизма раскрывается в двух положениях: «Всё есть Бог» и «Бог есть всё». Первое положение отвергается, поскольку оно имеет сугубо фаталистический характер. Утверждается второе положение, поскольку в теологической традиции всё сущее немыслимо вне причастности к Богу.

Иммануил Кант: прекрасное в природе ограничено формой, в искусстве же возможно восхищаться бесформенным, т.к. в нем, или благодаря ему, представляется безграничность, которая, тем не менее, целостна.

Природа - свободная стихия и этим привлекательна. Человек имеет безграничные возможности.


a) [Теория бесконечности ("убегающего горизонта")]
Универсум (единство человека и природы).


b) Иоганн Фихте [ Теория романтической иронии]: по Фихте практика = деятельность духа (субъект, абсолютное "Я").
 Романтики заменяют абсолютное "я" отдельными эмпирическими "я", следовательно, художник творит практику, следовательно, окружающая действительность не равна миру художника, следовательно, художник свободен в отношении к действительности.

c) Фридрих Шеллинг: искусство - безотчетное творение гения (субъективность). Высшее достижение искусства - поэзия.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.011 с.)