Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неопрагматизм Р.Рорти – в чем его особенности?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Широко дискутируемая в современной философской литературе тема очередного «кризиса» философии и гуманитарных наук на рубеже столетий - нашла интересное преломление в творчестве американского философа-прагматиста Ричарда Рорти, профессора гуманитаристики университета Вирджинии. Сочинения Рорти 70-90-х годов («Философия и зеркало природы» (1979), «Последствия прагматизма» (1982), «Случайность, ирония и солидарность» (1989), «Объективность, релятивизм и истина» (1991) и др.), в которых даётся радикально-критическая оценка нынешнего состояния западной философии и выдвигается оригинальный проект её «реконструкции» - замещения эпистемологии прагматистской герменевтикой, - довольно нетипичны (как по содержанию, так и по форме) для англосаксонской аналитической традиции; они представляют собой, если можно так выразиться, специфический продукт постмодернистской философской «парадигмы». Эти сочинения полны прово-кативных идей, вызывающих желание возразить, спорных умозаключений и утопических предсказаний-пророчеств относительно перспектив развития философии в грядущем XXI веке. Проблемы герменевтики и лингвистики, логического и контекстуального анализа языка, сциентизма, рационализма и эпистемологического анархизма, соизмеримости/несоизмеримости концептуальных схем и «словарей», психофизиологического дуализма и тождества - все наиболее актуальные проблемы современной философии так или иначе затрагиваются Рорти. Остро полемические и в хорошем - философском - смысле злободневные тексты Ричарда Рорти, особенно книги, вышедшие в 80-90-х годах и принесшие ему на родине громкую и немного скандальную известность (после «Философии и зеркала природы» за ним прочно закрепилась репутация «революционного нигилиста», «релятивиста» и «бунтаря»), неизменно находятся в центре оживлённой дискуссии, в которой американский философ выступает как активный поборник релятивистских принципов прагматизма в противовес сциентизму аналитической философии, с одной стороны, и «метафизике», с другой. Актуальность исследования философского творчества Рорти определяется не только и даже, быть может, не столько содержанием его произведений, отмеченных несомненной оригинальностью, новизной подхода к решению «фундаментальных» проблем и остротой критической аргументации, сколько их местом в массиве современной философской литературы и неожиданно широким резонансом, который работы американского прагматиста получили в среде профессиональных философов, социологов, культурологов и лингвистов. Рорти сегодня - один из самых издаваемых, комментируемых и критикуемых мыслителей на Западе. Он популярен как «философствующий диссидент», занимателен как экс-аналитик, непредсказуем как либеральный «ироник» и «релятивист». С конца 80-х гг. он возглавляет рейтинг цитируемости современных американских философов, в том числе и за пределами Соединённых Штатов. Автор «Философии и зеркала природы» предпочитает работать, по его собственному выражению, «вне рамок дисциплинарной матрицы». Он выступает против «профессионализации» и «институализации» философии в статусе привилегированной академической дисциплины, стремясь преодолеть, разрушить междисциплинарные границы, отделяющие её от других сфер научно-исследовательской и художественно-литературной деятельности. В то же время самого Рорти многое связывает с аналитической (университетской) традицией: он учился в Иельской аспирантуре, долгие годы преподавал в Принсто-не, принимал живое и непостредственное участие в «школьном» философском процессе. После выхода в свет в 1979 году монографии «Философия и зеркало природы» в профессиональной карьере Рорти наметился перелом. Книга, острием своей критики направленная против философов-аналитиков, нео- и постпозитивистов, была встречена резко негативно представителями академического истеблишмента, и Рорти пришлось оставить университетскую кафедру в Принстоне. В последующий период он продолжал работать в антипозитивистском ключе, искусно (по мнению критиков, искусственно) «сплавляя» в своём творчестве элементы различных философских течений (лингвистической философии, прагматизма, научного реализма, герменевтики...), балансируя на пересечении векторов нескольких гуманитарных дисциплин (социологии, философии, литературной критики) и прилагая усилия к тому, чтобы свести воедино и «примирить» на прагматистской основе дискурсы двух конкурирующих традиций - аналитической англо-американской и «спекулятивной» конти-нентально-европейской. Плодотворная научно-исследовательская, публицистическая и преподавательская деятельность американского профессора в немалой степени способствовала, с одной стороны, популяризации «континентальной» философии в США, а с другой - возрождению угасшего было интереса к аналитической и постаналитической философии в странах Европы. Последнее обстоятельство отмечается большинством коллег Рорти как несомненная его заслуга. В целом, концепция Рорти в имеющихся исследованиях представлена недостаточно полно, фрагментарно, вне её становления и развития, зачастую в отрыве от конкретно-исторического (политического и социокультурного) контекста её бытования. Малоисследованна философская эволюция Рорти {элиминативный материализм -> нере-дуктивный физикализм —> текстуализм), а также некоторые аспекты методологии и - в содержательном плане - ряд ключевых тематических рубрик его «поздней» концепции (метод «реконтекстуализации», теория метафоры, постмодернистский проект редескрипции). Анализ показывает, что концептуальной систематизации идей американского неопрагматиста в отечественной (да и зарубежной) научно-исследовательской литературе практически не уделялось внимания. Здесь ещё остаются пробелы, которые могут и должны быть восполнены. Целью настоящего диссертационного исследования является проблемно-критический и реконструктивный анализ неопрагматистской доктрины Рорти как целостной концепции в её взаимосвязи с современными тенденциями и процессами в западной философской культуре. Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач: исследовать в общих чертах философскую «родословную» антирепре-зентационистской программы Рорти, выявить и проанализировать теоретические предпосылки, истоки формирования и особенности «методологии» неопрагматизма (1)проследить эволюцию философских воззрений Рорти - от элиминатив-ного материализма (2) до текстуализма (3) представить детальный разбор основных проблемно-тематических рубрик неопрагматистскои концепции: культур-релятивистской философии истории (4), лингвистической теории метафоризации/деметафоризации и проекта «редескрипции» (5), текстуалистской герменевтики (6), социально-философских и политических воззрений американского прагматиста Важной задачей исследования является также анализ материалов дискуссии, развернувшейся на Западе вокруг концепции Рорти, и сопоставление взглядов автора «Философии и зеркала природы» с идеями близких ему американских и европейских, аналитических и неаналитических, философов - У. Куайна, Д. Дэвидсона, П. Фейерабенда, Г. Блума, Ю. Хабермаса, Ж.-Ф. Лиота-ра, Ж. Деррида и др. Анализ философской концепции Рорти осуществляется в диссертации главным образом на материале его сочинений 60-90-х гг., среди которых особое место занимает «программное» произведение Рорти монография 1979 года «Философия и зеркало природы». При исследовании философских, культурологических и этико-политических воззрений Рорти использовался историко-философский подход, предполагавший систематизацию и реконструкцию основных положений неопрагматистскои доктрины в её становлении и эволюции в рамках постмодернистской философской парадигмы. Решению описательно-реконструктивной задачи в значительной мере способствовало обращение к анализу концепций американских аналитических и постаналитических философов (Д. Дэвидсона, У. Куайна, X. Патнэма, У. Селларса) и европейских мыслителей (Х.-Г. Гадамера, Ж. Деррида, М. Фуко, Ю. Хабермаса) - философских доктрин и направлений, в контексте которых Рорти развивал свои идеи, либо в полемике с которыми формулировал программные тезисы своего учения. Воспроизводится критика релятивистских идей американского прагматиста его теоретическими оппонентами - философами-аналитиками, деконструктиви-стами и неомарксистами. Основными методами диссертационного исследования являются методы сравнительно-сопоставительного анализа и описательной реконструкции. Неопрагматизм Рорти, как уже было сказано, представляет собой учение, располагающееся на стыке нескольких гуманитарных дисциплин; оно не исчерпывается сугубо философским содержанием. Вследствие этого в диссертации, с целью представить наиболее полную экспозицию философских идей и новаций американского прагматиста в контексте новейших тенденций в гума-нитаристике, реализуется междисциплинарный подход - с использованием данных лингвистики, герменевтики, истории науки, социологии и культурологии, с привлечением широкого спектра работ современных исследователей в области аналитической и постаналитической философии, прагматизма, постструктурализма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.123.182 (0.011 с.) |