Неопрагматизм Р.Рорти – в чем его особенности? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неопрагматизм Р.Рорти – в чем его особенности?



Широко дискутируемая в современной философской литературе тема очередного «кризиса» философии и гуманитарных наук на рубеже столетий - нашла интересное преломление в творчестве американского философа-прагматиста Ричарда Рорти, профессора гуманитаристики университета Вирджинии. Сочинения Рорти 70-90-х годов («Философия и зеркало природы» (1979), «Последствия прагматизма» (1982), «Случайность, ирония и солидарность» (1989), «Объективность, релятивизм и истина» (1991) и др.), в которых даётся радикально-критическая оценка нынешнего состояния западной философии и выдвигается оригинальный проект её «реконструкции» - замещения эпистемологии прагматистской герменевтикой, - довольно нетипичны (как по содержанию, так и по форме) для англосаксонской аналитической традиции; они представляют собой, если можно так выразиться, специфический продукт постмодернистской философской «парадигмы». Эти сочинения полны прово-кативных идей, вызывающих желание возразить, спорных умозаключений и утопических предсказаний-пророчеств относительно перспектив развития философии в грядущем XXI веке. Проблемы герменевтики и лингвистики, логического и контекстуального анализа языка, сциентизма, рационализма и эпистемологического анархизма, соизмеримости/несоизмеримости концептуальных схем и «словарей», психофизиологического дуализма и тождества - все наиболее актуальные проблемы современной философии так или иначе затрагиваются Рорти. Остро полемические и в хорошем - философском - смысле злободневные тексты Ричарда Рорти, особенно книги, вышедшие в 80-90-х годах и принесшие ему на родине громкую и немного скандальную известность (после «Философии и зеркала природы» за ним прочно закрепилась репутация «революционного нигилиста», «релятивиста» и «бунтаря»), неизменно находятся в центре оживлённой дискуссии, в которой американский философ выступает как активный поборник релятивистских принципов прагматизма в противовес сциентизму аналитической философии, с одной стороны, и «метафизике», с другой.

Актуальность исследования философского творчества Рорти определяется не только и даже, быть может, не столько содержанием его произведений, отмеченных несомненной оригинальностью, новизной подхода к решению «фундаментальных» проблем и остротой критической аргументации, сколько их местом в массиве современной философской литературы и неожиданно широким резонансом, который работы американского прагматиста получили в среде профессиональных философов, социологов, культурологов и лингвистов. Рорти сегодня - один из самых издаваемых, комментируемых и критикуемых мыслителей на Западе. Он популярен как «философствующий диссидент», занимателен как экс-аналитик, непредсказуем как либеральный «ироник» и «релятивист». С конца 80-х гг. он возглавляет рейтинг цитируемости современных американских философов, в том числе и за пределами Соединённых Штатов.

Автор «Философии и зеркала природы» предпочитает работать, по его собственному выражению, «вне рамок дисциплинарной матрицы». Он выступает против «профессионализации» и «институализации» философии в статусе привилегированной академической дисциплины, стремясь преодолеть, разрушить междисциплинарные границы, отделяющие её от других сфер научно-исследовательской и художественно-литературной деятельности. В то же время самого Рорти многое связывает с аналитической (университетской) традицией: он учился в Иельской аспирантуре, долгие годы преподавал в Принсто-не, принимал живое и непостредственное участие в «школьном» философском процессе. После выхода в свет в 1979 году монографии «Философия и зеркало природы» в профессиональной карьере Рорти наметился перелом. Книга, острием своей критики направленная против философов-аналитиков, нео- и постпозитивистов, была встречена резко негативно представителями академического истеблишмента, и Рорти пришлось оставить университетскую кафедру в Принстоне. В последующий период он продолжал работать в антипозитивистском ключе, искусно (по мнению критиков, искусственно) «сплавляя» в своём творчестве элементы различных философских течений (лингвистической философии, прагматизма, научного реализма, герменевтики...), балансируя на пересечении векторов нескольких гуманитарных дисциплин (социологии, философии, литературной критики) и прилагая усилия к тому, чтобы свести воедино и «примирить» на прагматистской основе дискурсы двух конкурирующих традиций - аналитической англо-американской и «спекулятивной» конти-нентально-европейской. Плодотворная научно-исследовательская, публицистическая и преподавательская деятельность американского профессора в немалой степени способствовала, с одной стороны, популяризации «континентальной» философии в США, а с другой - возрождению угасшего было интереса к аналитической и постаналитической философии в странах Европы. Последнее обстоятельство отмечается большинством коллег Рорти как несомненная его заслуга.

В целом, концепция Рорти в имеющихся исследованиях представлена недостаточно полно, фрагментарно, вне её становления и развития, зачастую в отрыве от конкретно-исторического (политического и социокультурного) контекста её бытования. Малоисследованна философская эволюция Рорти {элиминативный материализм -> нере-дуктивный физикализм —> текстуализм), а также некоторые аспекты методологии и - в содержательном плане - ряд ключевых тематических рубрик его «поздней» концепции (метод «реконтекстуализации», теория метафоры, постмодернистский проект редескрипции). Анализ показывает, что концептуальной систематизации идей американского неопрагматиста в отечественной (да и зарубежной) научно-исследовательской литературе практически не уделялось внимания. Здесь ещё остаются пробелы, которые могут и должны быть восполнены.

Целью настоящего диссертационного исследования является проблемно-критический и реконструктивный анализ неопрагматистской доктрины Рорти как целостной концепции в её взаимосвязи с современными тенденциями и процессами в западной философской культуре. Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач: исследовать в общих чертах философскую «родословную» антирепре-зентационистской программы Рорти, выявить и проанализировать теоретические предпосылки, истоки формирования и особенности «методологии» неопрагматизма (1)проследить эволюцию философских воззрений Рорти - от элиминатив-ного материализма (2) до текстуализма (3) представить детальный разбор основных проблемно-тематических рубрик неопрагматистскои концепции: культур-релятивистской философии истории (4), лингвистической теории метафоризации/деметафоризации и проекта «редескрипции» (5), текстуалистской герменевтики (6), социально-философских и политических воззрений американского прагматиста

Важной задачей исследования является также анализ материалов дискуссии, развернувшейся на Западе вокруг концепции Рорти, и сопоставление взглядов автора «Философии и зеркала природы» с идеями близких ему американских и европейских, аналитических и неаналитических, философов - У. Куайна, Д. Дэвидсона, П. Фейерабенда, Г. Блума, Ю. Хабермаса, Ж.-Ф. Лиота-ра, Ж. Деррида и др.

Анализ философской концепции Рорти осуществляется в диссертации главным образом на материале его сочинений 60-90-х гг., среди которых особое место занимает «программное» произведение Рорти монография 1979 года «Философия и зеркало природы». При исследовании философских, культурологических и этико-политических воззрений Рорти использовался историко-философский подход, предполагавший систематизацию и реконструкцию основных положений неопрагматистскои доктрины в её становлении и эволюции в рамках постмодернистской философской парадигмы. Решению описательно-реконструктивной задачи в значительной мере способствовало обращение к анализу концепций американских аналитических и постаналитических философов (Д. Дэвидсона, У. Куайна, X. Патнэма, У. Селларса) и европейских мыслителей (Х.-Г. Гадамера, Ж. Деррида, М. Фуко, Ю. Хабермаса) - философских доктрин и направлений, в контексте которых Рорти развивал свои идеи, либо в полемике с которыми формулировал программные тезисы своего учения. Воспроизводится критика релятивистских идей американского прагматиста его теоретическими оппонентами - философами-аналитиками, деконструктиви-стами и неомарксистами. Основными методами диссертационного исследования являются методы сравнительно-сопоставительного анализа и описательной реконструкции.

Неопрагматизм Рорти, как уже было сказано, представляет собой учение, располагающееся на стыке нескольких гуманитарных дисциплин; оно не исчерпывается сугубо философским содержанием. Вследствие этого в диссертации, с целью представить наиболее полную экспозицию философских идей и новаций американского прагматиста в контексте новейших тенденций в гума-нитаристике, реализуется междисциплинарный подход - с использованием данных лингвистики, герменевтики, истории науки, социологии и культурологии, с привлечением широкого спектра работ современных исследователей в области аналитической и постаналитической философии, прагматизма, постструктурализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.005 с.)