Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы правового регулирования

Поиск

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

 

 

14.- Связь норм права с другими социальными нормами. Обычай появился раньше права уже в родовом обществе. Отношение государства к родовым обычаям не всегда было одина­ковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, в Древней Руси государство не вмешивалось в проведение сельскохо­зяйственных работ, здесь продолжал действовать календарь — древ­нейший обычай, определявший дни начала пахоты, сева и т. п.), дру­гие, наоборот, стремилось изжить (в частности, обычай кровной мес­ти, что нашло отражение, например, в ст. 33 Краткой Правды). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересо­вано настолько, что принуждало население к их исполнению.

Нормы этих обычаев становились таким образом обычно-правовы­ми и в совокупности составляли древнейший, первый по времени воз­никновения источник права — обычное право. Например, в Древней Руси нормы обычного права достаточно долго сохранялись в сфере имущественных отношений (особенно между купцами), в области публичного права (ими определялись порядок деятельности органов государства и их компетенция, порядок формирования войска, сбор налогов). Исключительно обычным правом регулировались в Древней Руси и семейно-брачные отношения.

В раннеклассовом обществе обычай есть исто­рически первая и единственная форма права. В странах, где сохранились раннеклассовые отноше­ния (Тропическая Африка, Индия и т. д.), такой обы­чай широко распространен. Историческое развитие пра­ва означает постепенное сужение сферы действия обы­чая за счет норм позитивного права.

В развитых странах обычай играет вспомогатель­ную роль в правовом регулировании. В нашей стране в советское время он практически не признавался в каче­стве источника права. Современная российская право­вая доктрина исходит из дуализма обычая, разделяя его на "просто" обычай и правовой обычай. Последний трактуется как обычай, получивший санкцию (защиту) государства. Так, например, в Гражданском кодексе РФ обычай делового оборота признается источником пра­ва.

Источники права в процессе перехода от родового строя к государ­ственному возникали в следующей последовательности: сначала пра­вовые обычаи, затем, по мере укрепления судебных учреждений — судебные прецеденты, и, наконец, спустя столетия право законо­творчества было признано за правителями (а в Вавилонии, Древней Индии и других странах также за храмами и жрецами), т. е. воз­никло позитивное право.

Б. Право и мораль

Мораль вклю­чает взгляды, представления людей о добре и зле, чести, совести, долге и основанные на них нормы поведения. Это социальный регулятор, с которым право взаимодействует наиболее тесно. Мораль — это сначала представления, идеалы, а уже потом — нормы (правила) поведения. Следует подчеркнуть историческую изменчивость мораль­ных взглядов и представлений и, соответственно, мо­ральных норм, а также возможность неодинаковой мо­ральной оценки тех или иных социальных явлений в различных слоях общества и отдельными людьми.

Между правом и моралью имеются общие черты:

= представляют собой разновидности единой системы социальных норм;

= являются регуляторами поведения людей в обществе;

= основаны на общности социально-экономических интересов и культуры общества;

= могут выступать в качестве инст­рументов политики определенных классов и социальных групп. Так, в Советском Союзе господствовала коллек­тивистская мораль, признававшая первичность обще­ственных интересов перед интересами личности. Этот же принцип находил правовое закрепление и использовался в официальной политике государства, особенно при массовых нарушениях законности. В постсоветской России, напротив, закреплен конституционный принцип высшей ценности прав и свобод человека, а в об­ществе утверждается соответствующая индивидуалистическая мораль.

Различия между правом и моралью можно проследить:

1. По времени возникновения - исторически мораль возникла раньше права

2. По способу образования - мораль формируется всем обществом на основе нравственных представлений людей о добре и зле, а правовые нормы устанавливаются государством

3. По форме выражения - моральные нормы содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение, а правовые нормы содержатся в официальных государственных актах (законах, указах и т.д.).

4. По степени детализации - требования норм морали носят расплывчатый характер (будь честным, добрым, справедливым, не убий), а нормы права имеют строго определенное юридическое содержание.

5. По способу охраны от нарушений - выполнение норм морали обеспечивается общественным мнением и осуждением, а нарушение правовых норм влечет применение мер юридической ответственности, санкций закона.

Право активно содействует утверждению общечеловеческих нравствен­ных представлений, убеждений и принципов, в то время мораль укрепляет нравственную основу и авторитет права, наполняет его глубоким нравственным содержанием.

В. Право и религия

В начальные периоды своей истории право неотде­лимо от религии и выступает, как правило, в религиоз­ных формах (иудейское право, римское право на его ранних стадиях, мусульманское право и т.д.). В даль­нейшем право "сбрасывает" религиозную форму, одна­ко на Востоке этот процесс и ныне не завершен.

Соотношение права и религии зависит от того, одновременно ли с государством формировалась та или иная религиозная система или после его возник­новения. У тех народов, где формирование госу­дарства и религии шло одновременно, право стало со­ставной частью соответствующей религиозно-философской системы (иудейское право, индусское право, мусульманское право и т.д.).

Когда религия фор­мировалась в условиях уже сложившейся государствен­ности (например, христианство), новая религия заста­вала уже действующее право, которое, как правило, оставалось светским. Религиозное право, сложившееся на почве такой религии, регулировало отношения, свя­занные главным образом с деятельностью церкви (ка­ноническое право в Западной Европе).

В странах Востока и ныне не преодолена слитность права с религией (Иран), что обусловливает специфику соот­ношения между ними.

Фактор слитности права и религии приводит к отождествлению в глазах верующих государ­ства и религиозной общины и порождает ряд проблем в области равенства граждан перед законом. Так, в со­временных странах Востока в условиях государствен­ного характера ислама немусульманин не может стать главой государства, ему весьма сложно стать депута­том парламента и т.д. Влияние религии проявляется также в неравенстве в ряде стран правового статуса мужчины и женщины и т.д.

Сохранение действия традиционного, то есть добуржуазного (в том числе религиозного), права в ряде раз­вивающихся стран Азии и Африки обусловливает двой­ственность правового статуса их граждан (Латинское слово status означает "положение".).

В католических странах Европы и Америки наряду со светским правом возможно также применение кано­нического права, имеющего ограниченную сферу дей­ствия.

Некоторые важнейшие правовые акты отражают влияние религиозного правопонимания. Авторы Декларации независимости США 1776 г. рассмат­ривали права человека как создание творца. В этом же контексте упоминается Бог в преамбуле Конституции Швейцарской конфедерации 1999 г. и т. д.

В России до 1917 г. источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

В наши дни характер взаи­модействия правовых и религиозных норм определяется харак­тером государства и зависит от того, является ли последнее светским или нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.008 с.)