ТОП 10:

По годовой продолжительности эксплуатации порты на внутренних водных путях подразделяют на постоянные и временные.



Постоянные порты эксплуатируются в течение всей навигации.

Временные сезонные порты функционируют только часть навигации, что обусловливается гидрологическими условиями (продолжительностью периода высокой воды, когда возможен подход судов к причалам) или сезонностью груза (например, продукции сельского хозяйства). Обычно временные порты не имеют больших размеров - это, скорее, пристани. Временные порты, строящиеся для обслуживания крупных строек и функционирующие всего несколько лет, за время своей эксплуатации принимают иногда миллионы тонн грузов.

По отношению к уровню воды морские порты бывают открытые и закрытые.

Закрытые морские порты располагаются в бассейнах, отделенных от моря шлюзами или полушлюзами. Благодаря этому, на закрытой акватории путем поддержания повышенного уровня воды снижается амплитуда приливных колебаний, что значительно удешевляет причальные сооружения и облегчает обработку судов.

По отношению к международной торговле морские порты разделяются на порты мирового, международного и внутреннего значения.

Порты мирового значения являются центрами мировой торговли и принимают суда, плавающие по всем морям и океанам.

Порты международного значения принимают суда, плавающие в пределах того бассейна, на котором расположен сам порт.

Порты внутреннего значения, или каботажные порты, обслуживают внутренние перевозки между портами одной лишь страны.

 

 

Классификация речных портов

Речные порты могут характеризоваться различными техническими и технологическими показателями. В зависимости от этого они классифицироваться:

Речные порты на свободных реках, в зависимости от расположения на реке, подразделяют на русловые внерусловые или затонные, в которых. Нередко в крупных портах имеются и участки, расположенные в русле реки и участки ковшовые. В этом случае порт относится к категории смешанных портов.

 

1. по назначению:
-транспортные: порты общего назначения (перерабатывают различные грузы с выделением отдельных причалов для каждого наименования груза); специальные (перерабатывают один или несколько грузов);
-промысловые (обеспечивают переработку различных видов сырья);
-порты-убежища (предназначены для укрытия судов во время шторма в устьях рек и большой волны на водохранилищах).

2. по народнохозяйственному значению (в зависимости от выполняемого объема работы).

I категория – грузооборот более 15000 тонн, пассажирооборот более 2000 пассажиров;

II категория – грузооборот 3501-15000, пассажирооборот 501-2000;

III категория – грузооборот 751-3500, пассажирооборот 201-500;

IV категория – грузооборот 750 и менее, пассажирооборот 200 и менее.

 

3. по расположению устройств относительно русла реки:

-РП на свободных реках: русловые (,вся акватория которых и причальный фронт находятся непосредственно в русле реки );

внерусловые или затонные(акватория и причальный фронт находятся в естественном затоне или в искусственном ковше, в последнем случае порт называют ковшовым. Внерусловые порты обычно используются и для зимнего отстоя судов, а поэтому имеют в своем составе судоремонтные заводы);

смешанные (частично по берегу реки, частично в затоне);

-РП на шлюзованных реках и каналах;

-РП на озерах и водохранилищах;

-устьевые порты.

4. по годовой продолжительности эксплуатации:

-постоянные (используются в течении всей навигации);

-временные или сезонные (функционируют только часть навигационного периода).

 

Основные классификационные признаки портов

а) назначение;

б) народнохозяйственное значение;

в) географическое положение;

г) годовая продолжительность эксплуатации;

д) отношение к уровню воды;

е) отношение к международной торговле.

 

124. Устройство порта.

 

В порт входят:

-территория и акватория;

-береговые и рейдовые причалы;

-оградительные и берегоукрепительные сооружения.

Порт должен иметь:

-удобные и хорошо оснащенные навигационными средствами подходные каналы;

-сеть путей сообщения, удобно связанную с основными магистралями, подходящими к порту;

-станционные устройства, районные сортировочные подстанции;

-внутрипортовый рельсовый и безрельсовый транспорт и подвижной состав.

В портах и прилегающих к ним районах располагаются:

-судоподъемные сооружения и судоремонтные устройства;

-причалы;

-эллинги (под эллингами подразумеваются некие строения на берегу, предназначенные для ремонта или хранения судов);

-слипы (слип - наклонная береговая площадка для спуска судов со стапеля на воду или подъёма из воды);

-доки;

-заводы и мастерские для ремонта судов.

Для перегрузки и хранения грузов и выполнения других операций порт оснащается:

-подъемно-транспортным оборудованием;

-складскими зданиями;

-служебными и бытовыми зданиями;

-электрическим хозяйством (группа сильных токов и группа слабых токов);

-сетью освещения;

-водопроводом и канализацией;

-устройствами и оборудованием для защиты среды от загрязнения;

-строительно-ремонтными подразделениями и оборудованием для ремонта портовых сооружений и устройств.

Площадь порта в пределах его внешних границ:

1. Акватория: внешний и внутренний рейды, портовые бассейны, оперативная акватория у причалов, подходные каналы (в некоторых портах);

Территория.

Часть береговой линии занята причальным фронтом, оборудованным всеми приспособлениями, необходимыми для выполнения перегрузочных работ, а также для безопасного подхода и стоянки судна у причалов.

Кроме причалов, должны иметься специальные причалы для судов портового и технического флота и др.

На территории порта располагаются:

-гаражи и ремонтные мастерские для автопогрузчиков и другого перегрузочного и транспортного оборудования;

-административные здания;

-базы материально-технического флота;

-санитарно-бытовые помещения (медпункт, уборные, душевые и столовые);

-ремонтно-строительная контора;

-электроподстанция;

-таможня;

-карантинная станция.

Иногда на территории порта могут размещаться жд сортировочные станции и парки отстоя жд вагонов.

В наливных портах большую роль играет трубопроводный транспорт.

В некоторых случаях рядом с портом располагаются промышленные предприятия.

В составе порта различают следующие территориальные зоны: оперативная территория грузовых причалов, тыловая территория грузовых причалов, режимная территория общепортовых объектов, территория пассажирских причалов и нережимная территория.

Оперативная территория грузовых причалов включает элементы, непосредственно участвующие в перегрузочном процессе: причалы, перегрузочное оборудование, склады, оперативные (прикордонные и тыловые железнодорожные) пути.

Тыловая территория грузовых районов непосредственно примыкает к оперативной. Она включает железнодорожные районные парки, отдаленно расположенные базисные склады и различные вспомогательные объекты, обслуживающие причалы района (материальные склады, мастерские, столовые, административные здания).

Режимная территория общепортовых объектов служит для размещения центральной мастерской порта, служебных зданий, гаража, пожарного депо и объектов комплексного обслуживания судов. Здесь же размещаются стоянки для индивидуального транспорта работников порта.

Нережимная территория располагается вне ограждения. На ней размещаются как здания порта, так и здания организаций, обслуживающих судоходство.

Территория пассажирских причалов находится вне зоны действия контрольно-пропускного режима. Она включает территорию причалов, пассажирский вокзал или павильоны и привокзальную площадь.

Причальные устройства порта. Открытый причальный фронт является наиболее распространенной формой, особенно в речных портах. Более того, если рассматривать только отечественные речные порты, то можно заметить, что открытый причальный фронт характерен для подавляющего числа портов. Плановое начертание открытого причального фронта в основном соответствует форме уреза берега.

Бассейновая форма причального фронта применяется в виде отдельных бассейнов, в которых сосредоточены все грузовые причалы -- при сравнительно малом грузообороте, или в виде группы бассейнов со специализацией (районированием) отдельных бассейнов для определенного вида груза -- при значительном грузообороте.

Если по топографическим и геологическим условиям создание бассейнов не вызывает чрезмерные затраты, то бассейновой форме причального фронта должно отдаваться предпочтение перед открытым причальным фронтом.

Пирсовая форма характерна для морских и водохранилищных портов при крутом падении берега и сравнительно узкой береговой полосе для территории порта. Пирсы образуются в виде искусственных сооружений, вынесенных в акваторию порта. Различают широкие и узкие пирсы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.125 (0.006 с.)