Погрузочно-выгрузочные места. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Погрузочно-выгрузочные места.



Погрузочно-выгрузочные места - совокупность сооружений и устройств для погрузки и выгрузки груза.

Включает:

· ж/д путь (пути) – должен укладываться на прямых участках, допуская уклон 1,5% и радиус кривой 1200м, а в исключительных случаях в трудных условиях - 2,5% и 600м соответственно.

· погрузочно-выгрузочную воинскую платформу или воинскую площадку с установленными на ней сборно-разборными платформами

· погрузочно-выгрузочные устройства

· автомобильные дороги к погрузочно-выгрузочной платформе или площадке

Погрузочно-выгрузочная способность одного места зависит от:

· Типа используемых погрузочно-выгрузочных устройств

· Путевого развития станции

· Вида техники и груза, подлежащих погрузке

· Способа организации

· Условий погрузки и неравномерности поступления поездов

Погрузочно-выгрузочная способность отдельного места погрузки/выгрузки определяется по формуле:

, [поезд/сут.]

где Eм-

Тn(b)-

a-

K-

b-

t-

 

Погрузочно-выгрузочные приспособления

Погрузочно-выгрузочные приспособления – совокупность устройств, на которых осуществляется и которые осуществляют погрузку/выгрузку грузов.

Бывают:

· Постоянные (стационарные)

Достоинства – удобность для погрузки/выгрузки всех видов техники; постоянная готовность к работе.

Недостатки: дороговизна; не дают развиваться станции.

· Сборно-разборные (временные):

Ø Платформы и аппарели, собираемые из рельсов и шпал

Ø Металлические аппарели МПС образца 1954 и 1975 годов

Ø 9 типов сборно-разборных погрузочно-выгрузочных устройств из рельсов и шпал

Ø Мобильные рампы и аппарели

Достоинства сборно-разборных приспособлений – возможность устанавливать в любом месте на горизонтальной площадке; относительная дешевизна; простота устройства.

Недостатки – сезонность.

· Передвижные:

Ø Универсальный танковый мостоукладчик

Ø Колейный механизированный мост

Ø Мостоукладчик

Ø Элементы тяжелого понтонного парка

· Нетиповые из местных материалов:

Ø Каменные

Ø Металлические

Ø Кирпичные

Ø С булыжным, гравийным, шлаковым и металлическим покрытием

По конструкции бывают:

· Платформы - Ровная возвышенная площадка из какого–н. твердого материала.

· Аппарели - Пологая насыпь для погрузки техники в железнодорожный состав или на переправочное средство.

· Воинские площадки - погрузочно-выгрузочная площадка, построенная в уровень с подошвой или головкой рельса, мощенная камнем или покрытая гравием или шлаком.

Платформы по месту установки относительно пути бывают:

· Боковые сплошные и боковые секционные – т.е. вдоль ж/д пути

· Торцевые – т.е. в тупиках. Должны иметь горизонтальную площадку шириной не менее 6м, монтируется автосцепное устройство.

· Комбинированные

· Островные – т.е. между ж/д путями

Классификация погрузочно-выгрузочных мест

 

Билет№101

Погрузочно-выгрузочным местом наз-ся совокупность сооружений и устройств(в том числе и специальных), предназначенных для погрузки(выгрузки).И включают в себя следующие основные элементы:

-ж/д путь(или несколько путей)

- погрузочно-выгрузочную постоянную воинскую платформу

-подъезды к погрузочно-выгрузочной платформе или площадке

Ж/д путь должен укладываться на площадках и прямых, т.к использование сборно-разборных погруз-выгруз устройств(ПВУ). Допускается уклон 1,5% и радиус кривой 1200.

ПВУ по устройству:

-постоянные

-сборно-разборные

-передвижные

-нетиповые из местных материалов

ПВУ по конструкции:

-платформы

-аппарели

-воинские площадки

По материалу:

-каменные

-металлические

-бетонные

-кирпичные

- с булыжным, гравийным, шлаковым и металлическим покрытием

По месту установки относительно пути:

-боковые сплошные и секционные, сооружаемые вдоль жд пути

-торцовые, сооруженные в тупиках

- комбинированные (соединение боковой и торцевой поверхности)

-островные,сооруженные между жд путями

Торцевые платформы должны иметь горизонтальную площадку длиной не менее 6 метров, устанавливается автосцепное устройство.

Достоинства постоянных ПВУ состоит в том:

-очень удобны для погрузки и выгрузки боевых, специальных и транспортных средств

-постоянно готовы к работе. Но очень дорогие и тормозят последующее развитие станций.

К сборно-разборным ПВУ относятся:

-платформы и аппарели, собираемые из рельсов и шпал

-металлические аппарели МПС образца 1954 и 1975 года

9 типов сборно разборочных ПВУ.

Достоинства сборно-разборных ПВУ:

-возможность установить в любом месте на горизонтальном участке

-относительная дешевизна

-простота устройства

Погруз-выгруз способность погруз-выгруз места зависит от:

-типа использованных погруз-выгруз устройств

-путевого развития станции

В качестве передвижных погруз выгруз устройств мб использована табельная техника инженерных войск.

Погрузочно-выгрузочная способность одного места зависит от:

-типа используемых погрузочно-выгрузочных устройств

-путевого развития станций

-вида техники и груза, подлежащих погрузке(выгрузке)

В качестве ПВУ(передвижных) могут использоваться:

-универсальный танковый мостоукладчик (МТУ)

-копейный механизированный мост (ММК)

-тяжелый механизированный мост (ММТ)

- элементы тяжелого понтонного парка

Погрузочно-выгрузочная способность отдельного места погрузки (выгрузки) определяется по формуле:

* K)/(a*( + )+ +b()+ ) {поездов/ сутки}

Билет№102

Виды платформ

Остановочная платформа, раньше также перрон — благоустроенная площадка на станциях или остановочных пунктах железных дорог для удобного и безопасного прохода, накопления, а также посадки пассажиров в вагоны и их высадки. Остановочная платформа имеет, как правило, твёрдое покрытие (асфальт, бетон). Встречается на железнодорожных вокзалах, на станциях метрополитена, а также других видов общественного транспорта.

По расположению относительно здания вокзала:

· основные;

· промежуточные.

Основные платформы всегда имеют непосредственную связь с вокзалом и могут размещаться сбоку от путей (боковые) и перпендикулярно к перронным путям (торцевые, или распределительные, устраиваемые только на станциях тупикового типа).

Промежуточные (островные) платформы размещаются между приёмо-отправочными путями и соединяются с основными платформами и зданием вокзала пешеходными тоннелями, пешеходными мостами или переходами.

На железных дорогах СНГ платформы различаются по высоте на высокие и низкие. Высокие платформы преимущественно стоят на Московской железной дороге и Октябрьской железной дороге, где обслуживают не только поезда дальнего следования, но и электропоезда. На других крупных вокзалах обычно стоят высокие платформы исключительно для поездов дальнего следования; для электропоездов стоят низкие платформы.

Платформы подразделяются на:

§ островные;

§ боковые;

§ трёхпутные;

§ четырёхпутные.

Платформы по материалу:

-каменные

- металлические

-бетонные

-кирпичные

-с булыжным, гравийным,шлаковым и металлич покрытием

По месту установки относительно пути:

-боковые сплошные и секционные, сооружаемые вдоль жд пути

-торцовые, сооруженные в тупиках

- комбинированные (соединение боковой и торцевой поверхности)

-островные,сооруженные между жд путями

Торцевые платформы должны иметь горизонтальную площадку длиной не менее 6 метров, устанавливается автосцепное устройство.

 

Билет№104

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

Водные пути- используемые для различных перевозок водные пространства:

-океаны

-моря

-озера

-образуемые речными гидроузлами водохранилища и подпертые бьефы

-водотоки(реки, их притоки и каналы)

Водные пути принято делить на внешние и внутренние, кот в свою очередь подразделяются на естественные и искусственные, а порты на морские и речные, к которым обычно относят и порты (пристани) в устьях рек.

Внешние водные пути-моря и океаны- используются для судоходства в основном ввиду больших глубин. Если глубины недостаточны для прохода судов, сооружают морские каналы.

По характеру использования водные пути делятся на судоходные, сплавные, судоходно-сплавные и судоходно-оросительные.

Судоходные каналы по назначению разделяются на три основных типа: соединительные, обходные и подходные каналы.

Соединительные каналы устраивают для создания транзитного водного пути между отдельными судоходными реками или озерами, например: Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером; канал имени Москвы — р. Волгу с р. Москвой; Волго-Донской канал — р. Волгу с р. Дон и др.

Обходные каналы устраивают для обхода препятствий, встречающихся на основном водном пути. Такими препятствиями могут быть порожистые участки рек, плотины и озера, если речные суда непригодны для озерного плавания. Примерами таких каналов служат Приладожский, Белозерский и Онежский.

Подходные каналы обычно являются тупиками, играют роль подъездных путей и чаще всего устраиваются для соединения морских портов с судоходными реками или транзитными судоходными каналами. В зависимости от условий плавания судоходные каналы различают открытые (свободные) и шлюзованные.

Открытые каналы обычно устраивают без шлюзов при соединении водных путей, имеющих незначительную разность уровней воды. Почти все обходные каналы открытого типа.

Шлюзованные каналы сооружают при значительной разности уровней в бьефах соединяемых водных путей, а также для уменьшения объема земляных работ на водораздельных участках. Поэтому соединительные судоходные каналы обычно являются шлюзованными.

Билет№105

Внутренние водные пути разделяются на естественные и искусственные.

Естественными внутренними водными путями называются реки и озера, где регулярное судоходство осуществляется с помощью дноуглубления и выправительных работ.

К искусственным водным путям относятся реки, где уровень воды для обеспечения судоходства поднят плотинами, а проход судов осуществляется через шлюзы. Эти реки называются зарегулированными. К искусственным водным путям относятся каналы, соединяющие различные реки, и обводные каналы вокруг озер и водохранилищ.

Категории внутренних водных путей:

1.Сверхмагистрали(глубина судового хода-более 2,6; обеспеченность 99%;навигация-более 3-х мес)

2.магистрали(1.1-2.6 м;98%,1,65-3 мес)

3.пути местного значения(0,6-1,4;97%;1-1,65 мес)

4.малые реки (0,45-0,8;95%;до 1 мес)

 

Билет №106

Бассейн реки — это часть суши, включающая данную речную систему. Между двумя бассейнами соседних рек проходят водоразделы, обычно это возвышенности или горные системы. Бассейны рек, впадающих в один и тот же водоём, объединяются соответственно в бассейны озёр, морей и океанов. Выделяют главный водораздел земного шара. Он разделяет бассейны рек, впадающих в Тихий и Индийский океаны с одной стороны, и бассейны рек, впадающих в Атлантический и Северный Ледовитый океаны, — с другой. Кроме того, на земном шаре есть бессточные области: реки, протекающие там, не доносят воду до Мирового океана. К таким бессточным областям относятся, например, бассейны Каспийского и Аральского морей.

Бассейны рек впадающих в разные моря разделены водоразделами что ограничивает водные перевозки грузов пределами этих бассейнов. Необходимо создавать строительство гидроузлов судоходных каналов и межбассейновых водотранспортных соединений.

Билет №107

Речная сеть - Совокупность речных систем, крупных и мелких, расчленяющих местность сетью долин. Через речную сеть осуществляется поверхностный сток атмосферных осадков и питание грунтовых вод.

Для характеристики речной сети важное значение имеет ее густота, определяемая климатом, составом пород (их водопроницаемостью и устойчивостью) и рельефом. Под густотой речной сети понимают степень изрезанности земной поверхности водотоками. По расположению долин в плане выделяют нейтральную или дендритовую, прямоугольную, перистую и радиальную речную сеть. При нейтральной речной сети реки располагаются в самых разнообразных направлениях, в результате чего получается неправильная древовидноветвящаяся сеть. Развивается она на равнинах и плато, сложенных горизонтально залегающими отложениями однообразного состава или однородными массивными породами.

Прямоугольная речная сеть характеризуется сложными долинами, состоящими из участков, одни из которых перпенднкулярно пересекают орографические возвышенности (хребты), другие идуг параллельно. Она развивается в складчатых областях путем перехватов. Короткие участки, пересекающие хребты, являются остатками согласных долин, длинные, проходящие вдоль них - остатками последующих долин.

Перистая речная сеть образуется в горных районах. Главные реки располагаются при этом параллельно друг другу между горными хребтами, а боковые притоки стекают с гор. При своем развитии перистая речная сеть переходит в прямоугольную. Радиальная речная сеть образуется, когда реки стекают в разные стороны с одного водораздела.

Речная сеть не обеспечивает даже при проведении на ней работ по улучшению судоходных условий, возможности водных перевозок грузов между различ экономич районами.

Билет №108

Для движения судов и плотов по реке, озеру или водохранилищу выделяются обычно наиболее глубокие места — судовой ход, или фар­ватер.

Судовой ход— это водное пространство на внутреннем судо­ходном пути, предназначенное для движения судов и обозначаемое на местности или на карте.

Судовым ходом наз. непрерывная полоса водного пространства на входящих в состав водного пути реках, озерах и морях, а также подпертых бьефах и водохранилищах, в пределах которой обеспечены заданные габариты- ширина и глубина.


Различают следующие судовые ходы: основные на транзите водных путей и подходные — с транзита к причалам портов, пристаней, к судоремонтным объектам и другим пунктам.

Габариты судового хода на водном пути, а также глубина на нем должна соответствовать:

- размерениям

-осадке

- составам наибольших плавающих по нему судов и плотов

В состав элементов, характеризующих размеры судового хода, входят следующие: глубина, ширина и радиус закругления, возвыше­ние над фактическим уровнем воды нижней кромки ферм мостов и ширина судоходных пролетов мостов, а также высота от уровня воды до проводов воздушных линий связи и электропередач.

Билет№109

Гидроузлом наз. группа водоподпорных гидротехнических сооружений, объединенных общим местом расположения на водном пути и связанных между собой в эксплуатационной деятельности.

Речные гидроузлы подразделяются на:

-энергетические

-воднотранспортные

-водозаборные и др.

На крупных судоходных реках возводят комплексные гидроузлы, одновременно выполняющие несколько функций.

По величине напора гидроузлы подразделяют на 3 типа:

-назконапорные(напор 2-8 м)

-средненапорные(9-40 м)

-высоконапорные(более 40 м)

Низконапорные гидроузлы бывают ведомственного назначения:

-транспортные

-водозаборные

Большинство средненапорных гидроузлов- комплексного транспортно-энергетического назначения.

Водохранилище при средненапорном гидроузле осуществляет годичное, недельное и суточное регулирование стока.

Высоконапорные гидроузлы чаще возводятся на горных и полугорных реках и имеют энергетическое назначение.

На некоторых реках в составе такого гидроузла имеется судоходный шлюз или судоподъемник.

Требования к компоновке гидроузлов:

- затраты должны быть минимальными

-должен быть создан резерв транспортного обеспечения

У гидроузлов с однобережной компоновкой транспортное и энергетическое сооружение возводятся на одной площадке- компактно.

По расположению ГЭС водосливной плотины и шлюзов с подходами различают пойменный и русловой варианты компоновки.

При пойменном варианте основные сооружения возводятся на пойме.

Для возведения нижней части необходим глубокий котлован(или несколько котлованов)

 

Билет №110

Состав и основные элементы гидротехнических узлов

Состав гидроузла:

-здание гидроэлектростанции

-водосливная бетонная плотина

-глухая земляная плотина

-судоходный шлюз с подходами и причальными сооружениями

-трансформаторная подстанция

-рыбопропускные сооружения

Со стороны нижнего бьефа подход судов к шлюзу осуществляется по подходному каналу. При наличии в верхнем бьефе крупного водохранилища перед шлюзом устраивают аван-порт- авкатория, защищенная от волнения оградительными сообружениями.(остальное смотреть в билет №9)

 

 

111. Классификация шлюзов.

Судоходный шлюз-напорное гидротехн. сооружение, предназначенное для перемещения судов из одного бьефа в другой.

По числу камер и их расположению судоход. Шлюзы делятся на однокамерные, многокамерные и парные(двухниточные). Число камер шлюза зависит от величины напора. Однокамерные шлюзы применяются обычно при напорах, не превышающих 15—20 м. Многокамерный шлюз представляет собой несколько последовательно располож. Шлюзов с общими средними(промежуточными) головами.

При строительстве многокамерного шлюза уменьшается объем земляных работ, расход воды на шлюзование, облегчается конструкция, возможно применение типовых сборных элементов и типового оборудования. Однако пропускная способность многокамерных шлюзов меньше, и они сложнее в эксплуатации.

На участках с интенсивным судоходством строят парные шлюзы.

Разновидности судоходных шлюзов:

а) шлюзы без стенки падения. Их применяют обычно при малых напорах, когда для простоты устройства пороги верхней и нижней головы закладывают на одинаковой отметке. В таких шлюзах глубина воды над порогом верхней головы значительно больше необходимой судоходной глубины, принятой на нижней голове, вследствие чего объемы работ по устройству верхней головы и подходного канала получаются преувеличенными;

б) шлюзы со стенкой падения. В таких шлюзах отметку порога верхней головы назначают так, чтобы обеспечить в верхнем бьефе лишь необходимую судоходную глубину. Верхняя голова сопрягается с камерой при помощи стенки падения, высота которой получается примерно равной напору на шлюзе. Такое устройство камеры позволяет уменьшить высоту верхних ворот и объем работ по устройству верхней головы и подходного канала;

в) шлюзы со вспомогательной (промежуточной) головой. В длинных однокамерных шлюзах иногда в пределах камеры устраивают вспомогательную голову, которая делит камеру на две, обычно неравные, части. Вспомогательная голова выполняет роль или верхней, или нижней головы полукамер и тем самым допускает шлюзование судов трех размеров по длине, позволяет уменьшить объем сливной призмы и сократить время шлюзования;

г) шлюзы со смещенными головами. Такие шлюзы имеют укороченную длину и удвоенную ширину камеры. Шлюзуемые суда вводятся в камеру по очереди и размещаются рядом, что увеличивает период шлюзования и ухудшает условия эксплуатации. Поэтому такие шлюзы устраивают обычно при ограниченности выбора места по топографическим или геологическим условиям;

д) шахтные шлюзы применяют при одной камере с большим напором и при сравнительно небольших габаритах шлюзуемых судов. Они имеют глубокую камеру и большой объем сливной призмы. Для уменьшения размера и веса нижних ворот устраивают забральную стенку, стесняющую надводные судоходные габариты, что является основным недостатком шлюзов шахтного типа;

е) шлюзы со сберегательными бассейнами. Их применяют для уменьшения расходования воды при шлюзовании, что особенно важно для водораздельных участков шлюзованных каналов, не Имеющих естественного питания. Сберегательные бассейны устраивают рядом с камерой и соединяют друг с другом галереями, перекрываемыми затворами. При опорожнении камеры воду сливают в эти бассейны, а при наполнении камеры в нее постепенно сливают воду из сберегательных бассейнов и лишь недостающее количество воды пополняют из верхнего бьефа.

ж, з) поворотные (стрелочные) шлюзы устраивают в местах пересечения нескольких водных путей. Камеры таких шлюзов имеют в плане различную форму. Размеры камеры назначают из условия разворота судов для перехода из одного-водного пути в другой. В зависимости от уровней воды устраивают с двусторонним подпором. Это достигается устройством двух пар ворот, из которых одна поддерживает подпор в одном направлении, а другая — в обратном.

112. Устройство шлюзов.

Шлюз состоит из 3 частей:-верхняя голова

-нижняя голова

-камера, соединяющая верхнюю и нижнюю головные части канала и имеющая объём, достаточный для включения в себя одного, или нескольких судов. Положение камеры фиксированное, однако уровень воды в ней может изменяться.

Головы шлюза воспринимают напор воды и предназначены для размещения оборудования и водопроводных систем. В головах шлюза размещены: -оборудование

-механизмы

-водопроводные системы- устройства, предназначенные для наполнения, либо опустошения камеры. Как правило, в качестве такого устройства используется плоский щитовой затвор. В крупных шлюзах могут использоваться перекачные насосы.

-пульт управления

Как правило верхние ворота дублируются аварийными.

Размеры камер шлюза определяются самым крупным судном (его размерами), кот. может в него войти. Габариты судоход. шлюза характеризуются: -полезной длиной

-шириной камеры шлюзов

-и ее глубиной

Полезная длина камеры шлюза ограничивается спокоительным участком и шкафной частью нижней головы шлюза. Глубина на пороге верхней головы шлюза отсчитывается от уровня навигационной сработки водохранилища, на пороге нижней голдовы шлюза-от наинизшего уровня нижнего бьефа(проектного). В РФ полезная длина камер шлюзов от 100 до 300 м, полезная ширина от 15 до 30 м.

В верхнем и нижнем бьефах (водоемах) к шлюзам подходят подходные каналы, огороженные специальными причальными сооружениями.

На обоих концах камеры располагаются ворота, служащие для впускания и выпускания судна из камеры перед началом шлюзования и герметизирующие камеру во время шлюзования.

 

Схема однокамерного шлюза: 1)подходной канал; 2) камера; 3) верхняя головная часть; 4) нижняя головная часть; 5) водопроводная система; 6) ворота; 7) причалы; 8) направляющие палы; 9) мост; 10) длина камеры; L –длиня камеры; B-ширина камеры; H –напор; У.В.Б. –уровень верхнего бьефа; У.Н.Б.-уровень нижнего бьефа.

113.Принцип дейсвия шлюза.

Входные ворота открываются, и судно заходит внутрь камеры.
Входные ворота закрываются.
Открывается перепускной клапан, вызывая падение уровня воды в камере с находящимся в ней судном. Для повышения уровня воды в шлюзе до отметки верхнего бьефа камеры наполняют водой, поступающей по специальным водопроводным системам самотеком под действием напора — по принципу сообщающихся сосудов.
Впускные ворота открываются, судно выходит из камеры.
Шлюзование длится как правило от 10 до 20 минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды.

При шлюзовании как правило стараются чередовать направление пропускания судов: после того, как судно, идущее, к примеру, вниз по течению, завершило шлюзование, в камеру уже пониженным уровнем воды в ней может сразу же зайти судно, движущееся в обратном направлении. Таким образом не требуется выполнять лишнее заполнение, либо слив воды из камеры.

К шлюзу подходят на самом малом ходу, обеспечивающем управляемость судна. При наполнении шлюза образуются волны, поэтому для безопасности все суда должны быть пришвартованы за специальные устройства на стенах камеры: на современных шлюзах это плавучие рымы, на старых - вмонтированные в стены крючки и швартовные тумбы на парапетах стен. Стенки шлюза предохраняются от навала судов специальными плавающими или навесными кранцами.

Шлюзование происходит только по команде начальника вахты шлюза.

114. Режим пропуска судов через шлюз.

А) Односторонние: пропуск судов в одном направлении; отсутствует необходимость расхождения судов на подходах к шлюзу

Б) Двусторонние:поочередная смена направления пропуска судов: из верхнего бьефа в нижний, затем из нижнего в верхний.

В 2002 г. порядок пропуска судов через шлюзы в РФ стал определяться приказом министра транспорта РФ «Об утверждении правил пропуска судов и составов через шлюзы внутр. Водных путей РФ» от 24 июля 2002г.

Пропуск пассажирских и других судов, работающих по расписанию, осуществляется согласно расписанию их движения. Остальные суда пропускаются в порядке их подхода к шлюзу, а при наличии очереди на подходах к шлюзам должна обеспечиваться следующая последовательность их пропуска:
а) первая очередь - нефтеналивные суда и составы с нефтепродуктами или их остатками с температурой вспышки паров ниже 60 град. С, суда с взрывчатыми и отравляющими веществами, суда со скоропортящимися грузами;
б) вторая очередь - спецобъекты и суда технического флота;
в) третья очередь - сухогрузные самоходные суда и толкаемые составы, нефтеналивные суда и составы с нефтепродуктами или их остатками с температурой вспышки паров +60 град. С и выше;
г) четвертая очередь - сухогрузные буксируемые составы.

С целью наиболее эффективного использования судоходных шлюзов и транспортного флота, а также экономии воды разрешается совместное шлюзование судов:
а) нефтеналивные суда и составы с грузами (или их остатками) всех классов в любом сочетании;
б) сухогрузные суда и составы, суда технического флота с нефтеналивными самоходными судами, груженными нефтепродуктами (или их остатками) с температурой вспышки паров +60 град. С и выше;
в) пассажирские суда (в том числе скоростные) с сухогрузными судами и составами и судами технического флота;
г) совместное шлюзование любых судов с судами, перевозящими отравляющие и взрывчатые грузы, запрещается.

115. Виды пропускной способности шлюзов

Судопропускная способность шлюза- это число судов и составов, кот. Может пропустить шлюз за конкретный промежуток времени(сутки, месяц, навигицию).

Грузопропускная способность шлюза-это количество груза в тонах, кот. Способен пропустить шлюз за тот же промежуток времени.

Пропускная способность шлюза зависит от: - ритмичности подхода судов со стороны верхнего и нижнего бьефов,

- полноты загрузки камеры шлюзующимися судами,

-соблюдения оптимальной последовательности в выполнении операций,

- экономии времени при выполнении этих операций,

-загрузки судов.

Пропускная способность техническая и эксплуатационная зависит от:

-количества пропущенных судов иди груза с учетом неравномерного подхода судов к шлюзу,

-их неполной загрузки,

-неполного использования полезной площади камеры,

-некруглосуточной работы камеры.

Одним из показателей загрузки шлюза явл. коэф. запаса пропускной способности, равный отношению времени полных суток ко времени загрузки шлюза в наиболее напряженный период навигации.

Составляются графики движения судов и их подходов к шлюзу.

116. Системы питания шлюзов

-это совокупность водопроводных устройств, обеспечивающих наполнение или опорожнение шлюза.

Требования:- симтема питания должна обеспечивать возможность быстрого наполнения или опорожнения камеры

-время наполнения, опорожнения не должна быть больше времени, принятого при расчете пропускной способности шлюза.

По характеру поступления воды в камеру различают две основные системы питания — сосредоточенную и распределительную.

При сосредоточенной системе питания вода в камеру подается чаще всей через верхнюю голову в верхний конец камеры и при опорожнении сбрасывается через нижнюю голову. Однако сосредоточенная система питания при больших напорах и размерах камер имеет ряд существенных недостатков, основными из которых являются: медленное наполнение и опорожнение камеры и неудовлетворительные гидравлические условия отстоя судов.

Улучшить условия отстоя судов и сократить время наполнения камеры можно путем перехода к более современной, но более сложной, а следовательно, и более дорогой распределительной системе питания.

При распределительной системе питания водопроводные галереи устраивают по всей длине камеры и вода подается в камеры и выпускается из них через большое число выпусков, сообщающихся с галереей. При этом галереи располагают либо в боковых стенах шлюзных камер, либо в днище камеры.

Распределительные системы питания делятся два типа — простые, когда вода подается из основных продольных галерей через отверстия непосредственно в камеру, и сложные, когда вода в камеру поступает через отверстия вспомогательных поперечных галерей.

117. Судоподъёмники

-это комплекс механизмов, позволяющий осуществлять подъем и спуск судов с одного уровня водного пути на другой, например, для пропуска судов через плотины гидроэлектростанций(При строительстве гидроэлектростанции водный бассейн реки разделяется комплексом глухих и водосливных плотин на две несообщающиеся части, что не позволяет осуществлять судоходство. Для возможности перемещения судов между верхним и нижним бьефом плотины традиционно используются судопропускные шлюзы. Однако, если перепад высот достаточно велик, то строительство шлюза невозможно. В этом случае сооружается судоподъёмник.)

Различают судоподъёмники, предназначенные для перемещения судов через плотины в специальных судовозных камерах или на тележках, и судоподъёмники для спуска построенных судов или подъёма судов из воды с целью осмотра и ремонта их подводной части (промышленные). Судоподъёмники применяются в составе гидроузлов при больших напорах и на межбассейновых судоходных каналах с малой обеспеченностью водой вместо шлюзов.

Судоподъёмники на водных путях делятся на две группы: вертикальные и наклонные.

118. Преимущества и недостатки судоподъёмников

Преимущество судоподъёмников перед шлюзами — относительно малая потеря воды из верхнего канала при подъёме и спуске судов.

Недостатки — более сложная конструкция, более высокая цена сооружения, а также ограничения по размерам и водоизмещению судов, из-за огромной массы, которую необходимо поднимать.

119. Классификация судоподъёмников

Судоподъёмники различают по способу перемещения судов, по направлению перемещения, по типу привода и балансировке. Судоподъёмники, способные перемещать одновременно несколько судов, разделяют на двойные и парные.

А) По способу перемещения

Судно может перемещаться либо на плаву — в камере, наполненной водой, — либо без воды, по принципу сухого дока.

Без воды

В таких судоподъёмниках судно поднимается из воды, перемещается на специальных опорах и затем снова спускается на воду. Преимущества этого метода в том, что работа затрачивается лишь на перемещение самого судна, а также в отсутствие потерь воды из верхнего канала. Недостаток заключается в том, что возможно повреждение корпуса, если судно очень тяжелое или специально не оборудовано для такого подъёма.

На плаву

Судно перемещается в подвижной камере, наполненной водой. Камера и торцы каналов запираются водонепроницаемыми затворами. По сравнению с подъёмом без воды, повреждение корпуса маловероятно, поскольку судно находится в камере на плаву. Кроме того, сокращается время подъёма, потому что достаточно лишь пришвартоваться, как в шлюзах.

Вместе с судном приходится поднимать громадный объём воды в камере. Однако по закону Архимеда вес судна в камере равен весу вытесненной им воды, следовательно, вес камеры всегда одинаков. Это позволяет точно подобрать противовесы или подъёмную силу поплавков так, чтобы работа по перемещению судов сводилась к работе против сил трения.

Б) По направлению перемещения

Бывают наклонные, вертикальные и вращающиеся судоподъёмники. Наклонные подразделяются на продольные и поперечные.

Продольные

Судно расположено вдоль направления перемещения. Это самый простой тип судоподъёмников, который можно применять лишь на подъёмах с небольшим уклоном.

Особый вид наклонного продольного судоподъёмника — «наклонный шлюз». Однин из затворов такого «шлюза» подвижен, за счёт чего можно изменять длину рабочей камеры, а следовательно, регулировать высоту уровня воды в ней. Такие судоподъёмники сооружены во Франции.

Поперечные

Судно располагается перпендикулярно направлению перемещения. Такое расположение позволяет сооружать судоподъёмники с большим уклоном, чем у продольных..

Вертикальные

Судно перемещается вертикально вверх или вниз. Различают три вида вертикальных судоподъёмников:

  • механические работают аналогично обычному лифту. Камера висит на тросах и уравновешивается противовесом,
  • в поплавковых камера поддерживается поплавками, которые находятся в подземных резервуарах (т. н. шахтах или колодцах). Изменяя количество воды в шахтах, можно поднимать или опускать камеру,
  • в плунжерных две камеры связаны между собой и приводятся в движение по принципу гидравлического пресса.

Вращающиеся

Работают по принципу колеса обозрения. Суда перемещаются в двух камерах, подвешенных к большому колесу, которое вращается вокруг своей оси. Единственный в мире вращающийся судоподъёмник — Фолкеркское колесо в Шотландии.

В) По типу привода и балансировке

Почти все современные судоподъёмники работают по принципу машины Атвуда, с применением противовесов, что позволяет значительно сократить энергозатраты. Судоподъёмники, в которых противовесом является вторая камера для подъёма судов, называют парными. Когда первая камера опускается, вторая поднимается, и наоборот. Если камеры могут двигаться независимо друг от друга, судоподъёмник называют двойным.

Водяной балласт

Некоторые парные судоподъёмники работают исключительно за счёт силы тяжести, подобно фуникулёрам с водяным балластом. Если верхнюю камеру заполнять водой чуть больше, чем нижнюю, то из-за небольшой разницы в весе верхняя камера будет опускаться, а нижняя соответственно подниматься. Таковы, например, судоподъёмники на центральном канале в Бельгии.

Гидравлический привод

Большинство гидравлических судоподъёмников — парные. Камеры соединены с поршнями в гидравлических цилиндрах под землей. При спуске одной камеры гидравлическая жидкость выталкивается в цилиндр другой камеры, поднимая её. Дополнительные гидравлические насосы используются лишь для компенсации отклонений в весе камер, открытия и закрытия затворов или работы в аварийном режиме.

Электрический привод



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.1 (0.138 с.)