Понятие прокурорского надзора в Российской Федерации. Цели и задачи прокурорской системы в Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие прокурорского надзора в Российской Федерации. Цели и задачи прокурорской системы в Российской Федерации.



Понятие прокурорского надзора в Российской Федерации. Цели и задачи прокурорской системы в Российской Федерации.

 

Нет законодательного определения. Специфические признаки.

1. Специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени РФ специально созданными для этого органами. Характер – всеобъемлющий. Права и обязанности прокурора не могут быть возложены на другое лицо или орган.
Семантическое различие понятий надзора и контроля.
Подразумевается судебный контроль и контроль ОИВ.
Судебный – особая форма осуществления правосудия в различных сферах судопроизводства. Отличия:

a. По субъектам (суд, а не органы прокуратуры)

b. По формам деятельности (судебный – в особых процессуальных формах, а не в административных и процессуальных)

c. По предмету деятельности (судебный – с целью рассмотрения и разрешения дел, проверки законности, обоснованности, справедливости вынесенного в суде решения, соблюдения ПИСЧ, а не выявление, пресечение нарушений КРФ, ФЗ с помощью правовых способов и средств прокурорского реагирования)

d. По правовым последствиям (акт правосудия)

Государственный – проведение специально уполномоченными ОИВ проверок выполнения ЮЛ или ФЛ при осуществлении деятельности предъявляемым к этой деятельности требованиям, установленным ФЗ или иными НПА:

a. Надзорные полномочия прокурора не включают возможность распорядительной деятельности (отмена НПА, возложение обязанности провести процедуру, наложение взыскания, определение целесообразности расстановки сил и средств)

b. Контрольные полномочия ОИВ распределены в рамках предоставленных полномочий (а не всеобъемлющий характер – как к подконтрольным органам, так и к контролирующим организациям)

c. Оценка не только законности, но и эффективности, целесообразности (не только правовой характер, нельзя вмешиваться в ОХД)

Пример: Закон об ОРД – контроль ОРД и ПН за ОРД разведены.

2. Всеобъемлющий характер, распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулированы нормами права. Это как контролирующие, так и подконтрольные субъекты.

Что касается граждан, за ними ПН не осуществляется (в отличие от Закона 1979 г.)

3. Осуществляется исключительно в рамках ЗОП, других законов и приказах, указаниях и распоряжениях ГП РФ..

4. Надзор за соблюдением Конституции и исполнением ФКЗ и ФЗ + вступивших в законную сил МД и коллизионных норм.

Что касается ведомственных актов, вопрос неоднозначный. В ТК есть положение, что проверку соблюдения ТЗ осуществляется ГП и подчиненные ему прокуроры.

5. Цель деятельности – в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, создания правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества, государства. Неоднородный характер, можно выделить отрасли: соблюдение КРФ, соответствие законам НПА, ПИСЧ, надзор за ОРД, за приставами, за администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание. Отрасли закреплены законодательно.

Цель и задачи:.

Цель: создание на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение КРФ, исполнение законов РФ, сформировать надежный механизм защиты ПИСЧГ, охраняемых законом интересов общества и государства.

Посредством задач:

1. Обеспечение единства правового пространства в государстве (единообразие и точность соблюдения, соответствие НПА КРФ и ФЗ, соблюдение ПИСЧГ, судебная защита)

2. Борьба с преступностью (неотвратимость УО, согласованное взаимодействие ПО, законность исполнения наказания и иных мер принудительного характера)

3. Организационные задачи (оперативное поступление информации от всех субъектов права, эффективное сотрудничество с ПО других стран и правовая помощь, высококвалифицированные кадры)

Основные направления:

1. Общий надзор за соблюдением КРФ и исполнением законов.

2. Уголовное преследование в соответствии с ее полномочиями

3. Координация деятельности ПО по борьбе с преступностью

4. Участие в рассмотрении судами гражданских, арбитражных, административных дел, опротестование решений, приговоров и определений, противоречащих закону

5. Рассмотрение и разрешение жалоб, заявлений и иных обращений граждан

6. Участие в правотворческой деятельности

7. Участие в заседаниях ФОИВ, ФОЗВ, на уровне субъектов и на уровне ОМС

8. Организация издания литературы

9. Прямые связи с ПО других государств

10. Подготовка и повышение квалификации прокурорских кадров.


6.

Генерал-прокурор соединял в себе функции министра юстиции, финансов, внутренних дел, гос. казначейства, гос. контроля.

Уже глава 27 «Учреждения для управления губернией» определила полномочия губернских прокуроров. Именно губернский прокурор были обязаны обеспечивать законность на местах и докладывать губернскому начальству, об отдельных случаях и Генерал-прокурору, о фактах нарушения законности.

Следующий основной этап – правление Александра II. 29 сентября 1862 император утверждает основные положения преобразования судебной части в России. При судах создаются должности прокуроров и их помощников, закрепляются принципы организации деятельности прокуратуры:

1. единство и централизация

2. независимость от влияния местной администрации

Полномочия прокуратуры в сфере так называемого общего (административного) надзора были ограничены. Фактически деятельность прокуратуры свелась к участию в рассмотрении уголовных дел в судах, надзором за органами дознания и предварительного следствия.

В 1917 Прокуратура России ликвидируется – Декрет СНК РСФСР «О суде»

5 лет Россия была без прокуратуры. 28 мая 1922 года 3-я сессия ВЦИК принимает положение о прокурорском надзоре в РСФСР.

17 декабря 1933 формируется систему прокуратуры СССР. Принимается Положение о прокуратуре СССР. 24 мая 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР принимается Положение о прокурорском надзоре в СССР. 30 ноября 1979 – Закон о прокуратуре СССР.

17 января 1992 Верховный Совет РФ принимает Закон РФ «О прокуратуре РФ».

17 ноября 1995 года ФЗ №22-02/1 «О внесении изменений и дополнений в Закон о прокуратуре РФ». В соответствии с этими изменениями было введено новое направление деятельности – надзор за соблюдением прав и свобод человека. Закон был приведен в соответствие с Конституцией РФ.

ФЗ №31 от 10 февраля 1999 года – вводится направление деятельности – надзор за исполнением законов судебными приставами и раздел 5 – Служба в органах и учреждениях прокуратуры.

Последние изменения касаются создания СК при Прокуратуре РФ. ФЗ от 5 июня 2007 года «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» + Указ Президента РФ от 1 августа 2007 года №1004 «Вопросы СК при Прокуратуре РФ» + Приказ ГП РФ №35 от 6 ноября 2007 года «О регламенте СК при Прокуратуре РФ».

 


 

Функции, направления деятельности прокуратуры, отрасли прокурорского надзора.

 

По направлениям, отраслям и участкам: направления надзорные и ненадзорные; в надзорном – отрасли надзора (общий, за милицией, за судебными приставами, за ИТУ); более углубленно – участки. В общем (за законами, КРФ; за соблюдением ПИСЧГ). Есть «подучастки» по несовершеннолетним, по видам объектов.

 

Организационные направления деятельности прокуратуры, их назначение и виды.

К ним относятся:

Координация

Это деятельность прокуратуры по объединению усилий компетентных правоохранительных органов по борьбе с преступностью на определенных участках профилактика, организация деятельности ПО, повышение эффективности их работы. Это совершенствование правотворческой деятельности международного сотрудничества.

В данном случае прокурор не является надзирающим органом, он координатор деятельности соответствующих органов.

Прокурор в данном случае не администратор, а организатор.

Цель координации: повышение эффективности борьбы с преступностью за счет комплексного использования потенциальных возможностей правоохранительных органов. Это достигается путем разработки и реализации согласованных мероприятий.

 

Правовые основы координации: конституция РФ, закон о прокуратуре, положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью утвержденное указом президента РФ от 18 апреля 1996 года №567

Статья 8 закона о прокуратуре РФ специально посвящена координации. В системе координации действуют государственные органы, поэтому в данном случае понятие правоохранительные органы может пониматься несколько шире, чем обычно.

Основные направления координации:

a. Взаимный обмен информацией

b. Совместные выезды для проведения проверок

c. Организация совместной учебы, повышения квалификации

d. Организация международного сотрудничества

e. Координационные совещания – основная форма координации.

Координационные совещания проводятся не реже 1 раза в квартал. Готовится координационное совещание специально создаваемой рабочей группой из состава сотрудников правоохранительных органов. Эта рабочая группа собирает информацию, приглашает компетентных работников, готовит проекты решений, решает другие организационные вопросы.

Руководит координационным совещанием соответствующий прокурор.

По итогам координационного совещания принимается решение, голосование не проводится. Решение координационного совещание подписывается руководителями ПО. С этого момента решение является организационным документом для каждого ПО в пределах его компетенции.

Применительно к взаимодействию с судом термин координация не применяется.

Основная форма взаимодействия с другими ведомствами - междуведомственные совещания. Как правило это решение задач требующих долгой, длительной работы, развиваются перспективные планы борьбы с преступностью.

Координационное совещание.

Председателем координационного совещания является соответствующий прокурор или лицо, исполняющее его обязанности. Участниками координационного совещания являются руководители правоохранительных органов соответствующего уровня.

По решению председателя и участников совещания на заседании могут присутствовать иные представители государственных органов, органов местного самоуправления, представители общественных организаций и средств массовых информаций.

Решения координационного совещания принимаются по согласованию со всеми участниками, подписывается председателем. Решение реализуется посредством издания руководителями ПО нормативных актов.

2. Следственная оперативная группа (в состав входят следственные работники, прокурорские работники, оперативные работники, экспертные работники). Для расследования, выявления, пресечения преступлений


 

Оказание правовой помощи

Европейская конвенция по взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года

Под оказанием правовой помощи понимается:

1. исполнение судебных поручений по уголовным делам, связанных с получением свидетельских показаний, передачей вещественных доказательств и документов.

2. Также к оказанию правовой помощи относится вручение повесток, постановлений о явке в суд запрашивающей стороны, свидетелей, экспертов, обвиняемых.

3. передача выдержек из судебных материалов, уголовных дел, а также информации об уголовных делах,

4. информирование государств участников конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении граждан

Формами международного сотрудничества является:

1. оказание правовой помощи по судебным делам,

2. экстрадиция,

3. заключение и реализация международных договоров по борьбе с преступностью,

4. Исполнение судебных решений иностранных государств, а также решений иностранных правоозранительных органов по гражданским, уголовным делам

5. Обмен информации, интересующие правоохранительные органы

6. Проведение совместных научных исследований по вопросам борьбы с преступностью

7. Содействие в подготовке, переподготовке кадров

8. Взаимное представление консультативной и материально-технической помощи

Основные понятия курса «Прокурорский надзор в РФ». (Предмет прокурорского надзора. Его объект. Методика и тактика надзорной деятельности. Прокурорский работник. Прокуратура. Прокурорский надзор).

Предмет надзора

Прокурорский надзор – это:

1) Наука, комплекс научных знаний

2) Позиция кафедры УрГЮА – отрасль права

3) Учебный курс

4) Основная функция прокуратуры

Прокурорский надзор – это особый вид гос. деятельности по обеспечению режима законности на всей территории РФ, основная функция прокуратуры, содержанием которой является выявление и предупреждение нарушений законности, реагирования на правонарушения, их причины и условия.

Краткий структурно-функциональный анализ:

1) Данная деятельность осуществляется органами прокуратуры от имени РФ, от ее высших ОГВ – президента и парламента (лектор убежден, что прежде всего прокуратура действует от имени президента, по его поручению). Эти органы делегируют прокуратуре полномочия по надзору за единым пониманием и применением законов, по защите прав и свобод человека и гражданина.

2) Данная деятельность носит всеобъемлющий, системный характер, то есть надзор за исполнением всех законов всеми субъектами права (кроме судов, граждан, Президента РФ, парламента РФ). Все сферы законодательства на всей территории РФ.

3) Выявление, профилактика, устранение, реагирование.

Выявление правонарушений – обнаружение путем проведения проверки.

Пресечение (устранение) – принятие мер прокурорского реагирования. Н-р, принесение протеста на незаконный правовой акт

Предупреждение правонарушения – недопущение правонарушения. Н-р, путем объявления предостережения о недопустимости нарушения закона.

4) Постановка вопроса и о привлечении к ответственности виновных лиц

5) Решение вопросов о возмещении ущерба путем предъявления исков в порядке гражданского судопроизводства

 

В тесной взаимосвязи с данным понятием находится понятие прокурорской власти – право требовать устранения нарушения законов и обязанность другой стороны исполнить это требование.

Есть ли у прокуратуры реальная власть? Вправе ли прокурор требовать устранения нарушений? Сейчас у прокуратуры роль просителя по отношению к органам предварительного следствия, но по отношению к органам дознания она может требовать.

Прокурорская власть проявляется в местах лишения и ограничения свободы. Все требования прокурора обязательны для устранения.

Нет власти по отношению к судам.

В связи с вопросом о прокурорской власти, к какой ветви власти относится прокуратура РФ? В теории существует этот вопрос и активно обсуждается в практике. В конституции ст. 129 находится в главе 7 «Судебная власть».

Есть следующие позиции:

1) законодательная власть

2) судебная власть

3) исполнительная власть

4) прокуратура вообще власти не имеет

5) Шинт, Скуратов: прокуратура – это самостоятельная ветвь власти, которая обеспечивает взаимодействие ветвей власти, является гарантией сдерживания и противовеса ветвей власти

Генеральный прокурор РФ

Назначается на должность и освобождается от должности по представлению президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Срок полномочий составляет 5 лет.

Генеральный прокурор осуществляет руководство прокурорской системой, издает приказы, указания, инструкции (нормативные акты), а также издает распоряжения по конкретным вопросам.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей. Кандидатуры на должность первого заместителя и заместителей Генерального прокурора представляется в Совет Федерации Генеральным прокурором РФ. Причем представление происходит в порядке предусмотренном для представления Президентом РФ кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ. Аналогично решается вопрос освобождения от должности этих должностных лиц.

Заместитель Генерального прокурора вправе исполнять его обязанности. Причем предельный срок исполнения этих обязанностей законом не определен. Заместители Генерального прокурора направляют и координируют работы главных управлений, управлений и отделов на правах управлений в соответствии с установленным Генеральным прокурором РФ распределением обязанностей, принимают управленческие и процессуальные решения по отнесенным к их ведению вопросам. Это распределение обязанностей закрепляется в приказе Генерального прокурора.

Территориальные прокуратуры

Территориальные прокуратуры РФ образованы в соответствии с федеративным устройством и административно-территориальным делением РФ – это республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономные округа и автономная область.

В каждом субъекте РФ действует прокуратуры, название которой соответствует названию субъекта РФ, например Прокуратура Свердловской области.

Основное звено территориальных прокуратур – прокуратуры городов, районов, межрайонные прокуратуры.

В Москве действуют межрайонные и окружные прокуратуры.

В Республике Саха (Якутия) образованы прокуратуры Улусов

Промежуточное положение между первичными звеньями и прокуратурами субъектов РФ занимают прокуратуры городов с районным делением.

По прокуратурам субъектов РФ можно добавить, что они во многом воспроизводят систему федеральной прокуратуры.

Ст. 15 ЗОП посвящена закреплению структуры субъекта РФ. Поэтому при ее рассмотрении нужно обратиться к структуре прокуратуры РФ.

Возглавляет ПСРФ руководитель с заместителями. Работают старшие прокуроры и др.

 


 

Военные прокуратуры

Статья 46 Закона о Прокуратуре РФ.

В систему военных прокуратур входят - главная военная прокуратура руководящий орган в составе генеральной прокуратуры РФ, нижестоящее звено - военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегических назначений, московская городска военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ

Низшее звено военных прокуратур – военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры. В военных прокуратурах приравненных к прокуратурам районов могут образовываться участки.

В местностях где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами РФ, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено на органы военной прокуратуры.

Содержание организации работы в органах прокуратуры, ее целевое назначение.

Организация работы в органах прокуратуры

Под организацией работы прокуратуры понимается своевременная постановка задач перед коллективом и каждым работником, правильная расстановка членов коллектива по участкам работы, обеспечение работы коллектива как единого слаженного механизма, это установление необходимых контактов с ОГВ, ОМС, контроля и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, службой судебных приставов. В основном, такие контакты сводятся к информационным связям, с целью своевременного поступления информации о совершении правонарушений, о деятельности компетентных органов, о восстановлении нарушенных прав граждан и результативности прокурорского надзора. Нужно поддерживать информационные связи, которые возникли в процессе согласования по целям, по месту, по исполнителям, по программе деятельности участников, по подготовке и поведению координационных совещаний, по разработке совместных мероприятий и контролю исполнения принятых решений.

Составной и важной частью организации работы органов прокуратуры являются управленческая деятельность, которая включает в себя сбор и первичную обработку информации, аналитическую работу и планирование, руководство деятельностью коллектива, повышение деловой квалификации кадров и другое.

Виды организации работы в Прокуратуре:

1. Организация работы каждого прокурорского органа. По своим характерным признакам орган прокуратуры является государственным учреждением с соответствующим юридическим статусом. Уровень надзорной деятельности, специфика решаемых задач определяют внутреннюю структуру органа, штатную численность работников и соответственно специфику организации работы.

2. Организация работы структурно подразделения. Структуры Генеральной Прокуратуры составляют Главные управления, управления и отделы, которые могут быть на правах управлений и в составе управлений. Прокуратура субъектов РФ приравненных к ним военных прокуратурах и иных специализированных прокуратурах образуется управления и отделы. По решению генерального Прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть созданы отделы. Специфика организации работы структурного подразделения обусловлена тем, что формирование является составной частью соответствующего органа прокуратуры. На каждое такое подразделение возложено решение задач относительно локального характера. Содержание работы прокуроров управлений и отделов зависит от того какой участок надзорной деятельности закреплен за ним либо какой комплекс вопросов организационного характера они решают.

3. Организация индивидуальной работы каждого должностного лица. - это оптимизация и упорядочение личной работы прокуроров и следователей. Содержание личной работы прокуроров определяется характером возложенных на них должностных обязанностей. Для надлежащего выполнения обязанностей прокурорские работники должны обеспечить а работы, самоконтроль и оценку результативности проведенных ими мероприятий, организовать свой рабочий день и рабочее место. Чтобы прокуратура действовала как единый слаженный механизм нужно оперативное руководство – это означает, что возглавляющий ее прокурор должен обеспечивать выполнение подчиненными данных им поручений, взаимодействие между ними, вносить коррективы в кадровую структуру и функциональные полномочия, решать возможные коллизии, а так же принимать меры к созданию ритмичности и слаженности в работе коллектива, к своевременному устранению неблагоприятных факторов и ошибок и т. Д. Необходимо иметь в виду, что управленческая деятельность регулируется локальными актами. Важнейшим документом является Приказ о распределении обязанностей. Чтобы правильно подготовить эффективный приказ прокурору надо знать виды работ, которые составляют содержание деятельности вверенного ему подразделения, также время необходимое для их выполнения и сложность работы. На основании общего фонда рабочего времени он обеспечивает равномерную нагрузку всех работников прокуратуры, четко фиксируя должностные обязанности каждого работника, учитывая его квалификацию, стаж и опыт работ по специальности, психофизиологические особенности и друге факторы. Этот документ используется как правило для распределения обязанностей в прокуратурах низшего звена, то есть в прокуратурах района, города и приравненных к ним прокуратурах. В вышестоящих органах прокуратуры применяются иные управленческие акты, такие как должностные инструкции, положения об отделах и управлениях, приказы о распределении зон обслуживания и другие документы.

 

Планирование – важнейшее направление упорядочения деятельности органов прокуратуры. В наиболее общей форме планирование можно определить как решение вопроса о порядке, последовательности и сроках выполнения комплекса или отдельных видов работ с учетом имеющихся возможностей.

Виды планирования:

По временной протяженности планы работы можно подразделить на:

1. Перспективные – планы, которые составляются на 1 год. Направлены на решение задач требующих длительного, поэтапного решения. Это прежде всего вопросы исполнения законодательства по борьбе с преступностью.

2. Текущие, составляются на пол года. Основной вид планирования. На пол года планируется работа Генеральной прокуратуры и нижестоящих прокуратур. То что планы составляются на полугодие объясняется динамикой жизни, необходимостью решения новых проблем требующих незамедлительного решения защиты нарушенных прав граждан и организаций, требующих обеспечения экономической безопасности страны, борьбы с терроризмом.

3. Оперативные планируются на 1 или несколько месяцев. Реальность текущего планирования обеспечивается оперативным планированием. По своей сути это планирование индивидуальной работы прокуроров на месяц и на неделю и на каждый день. Индивидуальное планирование позволяет правильно организовать личный труд работников прокуратуры, помогает им рационально использовать каждый рабочий час, обеспечивает последовательное, поэтапное решение функциональных задач. Предполагает самоконтроль за соблюдением сроков намеченных мероприятий. Часть этих сроков устанавливается законом (для рассмотрения жалоб и рассмотрения заявлений граждан), другая част работ осуществляется в сроки определенные основным планом работы прокуратуры. В рамках этих сроков работники прокуратуры сами намечают конкретные даты проведения тех или иных мероприятий. К планам работы в прокуратуре предъявляются определенные требования или принципы планирования:

1. Объективность и реальность. Число мероприятий должно быть оптимальным. Они должны отражать действительно существующие, а не выдуманные прокурором проблемы борьбы с правонарушениями, в конкретном городе, районе, и должны соответствовать правовым, кадровым и материально-техническим возможностям прокуратуры.

2. Результативность. Планы работы должны быть направлены на достижение конкретных результатов.

3. Комплексность

4. Конкретность

План работы обычно включает преамбулу и несколько разделов. В преамбуле дается краткий анализ состояния законности в стране или регионе, формулируются основные цели и задачи. В разделах предусматривается:

1. Мероприятия общеорганизационного характера, обеспечивающие координацию деятельности ПО по борьбе с преступностью, информирование ФОГВ, ОГВ Субъектов РФ, ОМСУ, а так же населения о состоянии законности. В соответствии с подпунктом 2.2 Приказа от 26.06.97 № 34 об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью прокуратуры не реже 2 раз в год должны проводить анализ состояния преступности, условий и причин ей способствующих. По результатам данного анализа принимаются организационно распорядительные решения, вносятся предложения по усилению борьбы с преступностью.

2. Проверки и обобщения в рамках каждой конкретной отрасли надзора. Отдельным разделом предусматриваются мероприятия по осуществлению надзора по исполнению законов о несовершеннолетних.

3. Изучение практики участия прокуроров в рассмотрении дел судами, кассационного и надзорного обжалования ими незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений судов.

4. Мероприятия по контролю исполнения, обеспечения взаимодействия структурных подразделений, повышению деловой квалификации кадров и другие мероприятия.


 

Протест прокурора

Наиболее часто применяемое средство прокурорского надзора. Это заслуженно считается наиболее эффективной формой прокурорского реагирования. Данная форма прокурорского реагирования закреплена в статье 23 Закона «О прокуратуре РФ», которая так и обозначена в Законе «О прокуратуре» - «Протест прокурора».

Предназначение (цель) данной формы прокурорского реагирования: отмена или изменение незаконного правового акта, как нормативного, так и индивидуального ненормативного характера. Кроме того одновременно с этой основной целью решаются вопросы о восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций. Допускается постановка вопроса об ответственности лиц виновных в правонарушениях.

В данном случае применительно к протесту действует правило – протест приносится на один незаконный правовой акт либо группу однородных правовых актов, но не на множество разных правовых актов.

Если правовой акт носит индивидуальный характер и последствия уже наступили - протест не приносится, в данном случае можно применить или представление или вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Основные формулировки: протест приносится, представление вносится, постановление выносится, предостережение направляется или объявляется.

Кто вправе принести протест? – протест вправе принести только прокурор и его заместитель, но не помощник прокурора, хотя на практике помощники прокурора по результатам проведенных ими проверок готовят проекты актов прокурорского реагирования, в том числе и протестов.

Порядок реализации

Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали правовой акт либо вышестоящему органу или должностному лицу, либо обращаются в суд в порядке предусмотренном процессуальным законодательством. Необходимо иметь ввиду следующее: протест может быть принесен в органы государственной власти как представительной так и исполнительной, то есть в органы законодательной власти субъектов РФ, органы исполнительной власти – начиная с комитетов и заканчивая правительством и иными органами исполнительной власти субъектов, руководители и должностные лица органов контроля, органов военного управления, органы местного самоуправления и должностные лица. это руководители и органы управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Принести протест вышестоящему органу или должностному лицу прокурор вправе только через вышестоящую прокуратуру. Районный прокурор не вправе принести протест руководителю областного уровня. В данном случае это возможно только через областную прокуратуру.

Определимся с понятием правового акта. Правовой акт:

1. Должен быть издан, то есть соответствовать всем атрибутам официального документа. Протест не может приноситься на устное распоряжение руководителя.

2. Должен содержать обязательные предписания, влекущие юридические последствия не просто констатацию каких либо фактов. Такие акты могут носить как нормативный, то есть устанавливающий правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, так и индивидуальные ненормативные правовые акты, то есть устанавливающих, определяющих либо отменяющих права и обязанности конкретных лиц либо конкретные юридические события.

Сроки рассмотрения протеста

Основной срок: протест рассматривается не позднее 10ти дней с момента поступления – это общий срок, который наиболее часто, практически всегда реализуется в практике прокурорской деятельности. О результатах рассмотрения протеста руководитель либо орган должен незамедлительно сообщить прокурору.

Сокращенный срок: речь идет об исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона. Это такие обстоятельства, которые могут привести к серьезным, тяжким последствиям – причинение вреда жизни и здоровью граждан, причинение вреда окружающей среде, вероятность техногенной катастрофы и т.д. Это, например, труд несовершеннолетних с нарушением норм трудового кодекса, нарушение правил охраны труда и техники безопасности, нарушение правил эксплуатации ж\д, автомобильного, воздушного транспорта и т.д. Этот срок нигде не установлен. На практике сокращенный срок менее 3 дней не является оптимальным, на практике сокращенный срок устанавливается на срок от 3х и более дней. Если ситуация требует безотлагательного вмешательства прокурора, то нужно вызывать руководителя и объявлять предостережение, если не поможет, то обращаться в вышестоящую прокуратуру.

3ий срок: рассмотрение протеста коллегиальными органами, когда протест рассматривается на ближайшем заседании представительного, законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании.

Необходимо иметь ввиду, что органы управления и должностные лица обязаны проинформировать прокурора о дне рассмотрения протеста (если протест рассматривается коллегиальным органом). В данном случае необходимо ориентироваться на статью 7 Закона о Прокуратуре, устанавливающую, что прокурор вправе присутствовать органах представительной власти, органов местного самоуправления, органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Протест может быть отозван тем прокурором, который принес протест. Может ли отозвать протест вышестоящий прокурор? – в силу единства и централизации прокурорской системы вышестоящий прокурор вправе отозвать протест, который принес нижестоящий прокурор.

Вопрос об обращении прокурора в суд о признании недействующим или недействительным правового акта. Речь идет о трансформации протеста в заявление. В каких случаях прокурор обращается в суд с соответствующим заявлением?

1. когда требования, изложенные в протесте, не исполнены, либо правовой акт не отменен или не изменен

2. когда заранее понятно, что требования прокурора выполнены не будут. Например, прокурор неоднократно приносил протесты должностному лицу, однако эти требования не удовлетворялись.

3. Когда правовой акт принят коллегиальным органом, органом законодательной власти или органом местного самоуправления и отмена данного акта не терпит отлагательства

Необходимо иметь ввиду, что прокуроры не могут одновременно приносить протест или обращаться в суд о признании акта недействительным или недействующим, также прокуроры не вправе после вынесения судебного решения приносить протесты. В данном случае необходимо действовать в соответствии с процессуальным законодательством.

В данном случае также необходимо иметь ввиду, что на нормативные правовые акты законодательных органов субъектов РФ судом не может быть принято решение о признании данных правовых актов недействительными, то есть нормативные акты в данном случае признаются противоречащими закону и недействующими. Если возникает необходимость отмены таких актов, в случае если они противоречат конституции РФ и федеральным законам прокурор вправе обращаться в суды общей юрисдикции, но если речь идет об уставах либо конституциях республик в составе РФ, то прокуроры субъектов РФ после принесения протеста обязаны, в случае его неудовлетворения, направить необходимые материалы Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ вправе обратиться с соответствующим запросом в конституционный суд РФ.

Если речь идет о нормативных актах нарушающих права юридических лиц и предпринимателей, то прокурор обращается с соответствующим заявлением в арбитражные суды.

Обращение прокурора в суды общей юрисдикции осуществляется в соответствии со статьей 45 ГПК, в арбитражные суды – в соответствии со статьей 52 АПК РФ.

Структура и содержание протеста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.097 с.)