Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридическая ответственность в условиях формирования правового государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Примерный план работы 1. Понятие юридической ответственности. 2. Юридическая ответственность как вид социальной ответственности. 3. Роль юридической ответственности в укреплении законности. Методические указания Приступая к исследованию темы, студенту следует обратить внимание на то, что в комплексе средств, с помощью которых в обществе решаются задачи воспитания, важное место занимает юридическая ответственность. Она способна влиять на формирование у граждан позитивных потребностей, интересов, установок и ценностных ориентации. Социальное назначение ответственности состоит в воспитании людей в духе осознанного и добровольного соблюдения правовых предписаний, в создании условий, обеспечивающих нормативное развитие общественных отношений, с одной стороны. С другой стороны, юридическая ответственность выступает в качестве важнейшей гарантии законности и правопорядка в обществе, т. е. как один из важнейших факторов построения правового государства. Раскрывая содержание вопросов плана, студент должен проанализировать понятие и сущность юридической ответственности, ее соотношение с другими видами социальной ответственности. В этой связи стоит обратить внимание на то, что категория «юридическая ответственность» носит комплексный характер, она не может быть оторвана от понятия социальной ответственности, а представляет собой диалектическую связь общего и особенного, наконец, юридическая ответственность имеет как позитивный, так и ретроспективный аспекты. Для правильного осмысления природы юридической ответственности студенту нужно обратиться к сущности права, что закономерно, так как юридическая ответственность – это правовое явление. В процессе дальнейшего раскрытия темы студент должен обратиться к анализу юридической ответственности с такими видами социальной ответственности, как моральная, экономическая и политическая ответственность. Завершается контрольная работа анализом роли юридической ответственности в укреплении законности. Рекомендуемая литература 1. Братусъ С. Н. Юридическая ответственность и законность. - М., 1976. 2. Денисов Ю. Л. Общая теория правонарушения и ответственности. - Л., 1983. 3. Духно Н. А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000. № 6. 4. Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. - М., 1986. 5. Кудрявцев В. Н. Правомерное поведение: норма и патология. - М., 1982. 6. Малеин Н. С. Юридическая ответственность и справедливость. - М., 1992. 7. Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. - Киев, 1985. 8. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. – М., 1997. 9. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М., 1997. 10. Шиндяпина М. Д. Стадии юридической ответственности. - М., 1998. 11. Яковлев A. M. Социология экономической преступности. - М., 1988. ТЕМА 15 («Р») Личность в политической системе украинского общества Примерный план работы 1. Соотношение понятий: человек, личность, гражданин. 2. Понятие политической системы: личностный подход. 3. Политико-правовое состояние личности. 4. Взаимоотношение личности с субъектами политической системы. Методические указания При изложении данной темы студент должен иметь в виду, что на современном этапе развития потребность исследования теоретических вопросов функционирования политической системы украинского общества, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, анализа роли личности восуществляемых реформах государственно-правовой сферы, конституционного оформления украинской государственности и переходный период, нахождения равнодействующей в системе сдержек и противовесов, особенно в процессе реализации государственной власти, наполнения новым гуманистическим содержанием прав, свобод и обязанностей человека и гражданина становится все более актуальной. Один из главных выводов всей нашей предшествующей политической истории состоит в том, что идеи и принципы демократии, самоуправления и полновластия народа должны (наряду с их осуществлением в различных направлениях и формах общественной самодеятельности, социальной, духовной, производственной, политической активности и т. д.) найти свое надлежащее государственно-правовое воплощение и оформление в виде всеобщей и общеобязательной системы институтов, норм и процедур. Правовое, государство должно стать государственно-правовой формой организации и функционирования демократии. Сочетание государственных и негосударственных форм демократии и самоуправления народа является гарантией всесторонней реализации полновластия народа. Идея правового государства наиболее точно и адекватно отвечает требованиям демократической концепции соотношения общества и государства. Научное исследование места и роли личности в политической системе украинского общества является задачей, на решении которой должны быть сосредоточены усилия как гуманитарных наук в целом, так и теории государства и права в отдельности. Внимание к личности, как вполне справедливо подчеркивается в литературе, обусловлено общим подъемом борьбы за права человека, новыми подходами не только к организации экономики, политической жизни, к трактовке культуры, но и к решению проблемы личности вообще, к оценке ценностей, на которые ориентируется человек, к соотношению интересов общества и интересов личности. Исследуя основные черты и особенности правового статуса личности, который зависит от ее гражданского состояния, определяется им исходя из правосубъектности личности, выступающей их предпосылкой, следует заметить, что это самостоятельная правовая категория, существующая наряду с правами и обязанностями и свидетельствующая о правовой способности лица иметь права и обязанности, быть их носителем на любой стадии их проявления, в том числе самостоятельно (своими действиями), либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять или прекращать, а также отвечать за их неправомерную реализацию. Правосубъектность в отрыве от правового статуса в целом не существует, их связь носит конкретизированный (отраслевой) характер. Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах права, характеризующих политико-правовое состояние личности. Правовой статус личности обычно исследуется в двух аспектах: в статике ив динамике, что позволяет в некоторой степени «снять» теоретические споры: включать или не включать в его содержание права, свободы и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений. Огромное значение в процессе реализации прав, свобод и обязанностей принадлежит политико-правовому сознанию личности, ее индивидуальным свойствам и качествам, социально-политической активности. Важно рассмотреть гарантии правового статуса личности, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей судят прежде всего по их охране, возможности реализации, поэтому в современных условиях проблема гарантий имеет исключительное значение и приобретает еще в большей степени политическую направленность и остроту, что во многом объясняется важностью реализации идеи естественных прав человека. Однако следует заметить, что главная гарантия прав человека – это, в конечном счете, экономическое состояние государства. Кроме этого гарантией осуществления конституции и иных, закрепляющих права и свободы человека нормативно-правовых актов являются сознательность и самодеятельность самих граждан. Рассматривая систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности, которая подразделяется на две группы: общие и специальные правовые (юридические), следует заметить, что правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, скорее он будет иметь формальный характер. Принципиальное значение имеет способ разрешения возникающих противоречий между личностью и государством, причем огромный шаг вперед в направлении демократизации общества связан с определением порядка обжалования в суд неправомерных действий государства в лице его органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан, введением института уполномоченного по правам человека. Представляется, что наличие Конституционного Суда Украины дает основание обращаться к нему с соответствующими исками о защите своих конституционных прав в случае их нарушения различными органами власти. Право на судебную защиту относится к числу важнейших, исконных, неотъемлемых прав человека. Потребность в сильной, действенной, оперативной и компетентной судебной защите значительно возросла в последние годы, приобрела особую остроту в условиях экономического, социального и политического кризиса, переживаемого Украиной. Чем уязвимее становятся основные конституционные права – на труд, на здоровье, на имущество, на жилище, тем незащищенней чувствует себя украинец перед лицом растущей безработицы, жилищного кризиса, инфляции, разгула преступности, тем важнее для поддержания стабильности и правопорядка в стране всемерное укрепление, развитие и совершенствование судебной власти как силы, способной защитить нарушенные и оспоренные права граждан и организаций. Анализируя международно-правовое регулирование положения личности в обществе, следует подчеркнуть, что в условиях демократических реформ в Украинском государстве появляется необходимость введения новых характеристик, раскрывающих качество общественного положения людей. Оценкой измерения такого качества принято считать общечеловеческие ценности, международно-правовые стандарты, среди которых одно из главных мест занимают права человека. Актуальность проблемы прав человека в современной Украине как раз и связана с введением в юридическую практику общепризнанных оценок, выступающих не только мерой, но и ориентиром в общественном развитии. Проблема взаимодействия прав человека и прав гражданина остается малоисследованной, так как при такой постановке вопроса личность выступает и как субъект прав человека, и как субъект прав гражданина. Современное осмысление значения соблюдения прав человека приобретает не только теоретическую, но и практическую ценность, в частности в связи со вступлением Украины в Совет Европы. При освещении первого вопроса темы студенту следует проанализировать соотношение понятий «человек» – «личность» – «гражданин», так как утверждение правовых начал во взаимоотношениях государства и личности выступает одним из существенных моментов демократизации политической системы общества. Государство должно быть одной из форм гражданского общества, в котором недопустимы узурпация власти со стороны кого бы то ни было, тоталитарное политизирование как экономики, так и духовной жизни. При рассмотрении вопроса развития политической системы украинского общества следует опираться на цивилизованную, демократическую идею о самоуправлении. Ее главное содержание заключается в обеспечении реального, практического участия народа в управлении политическими процессами, разработке, обсуждении, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений, так как политическая система связана с особой сферой деятельности людей – политикой, которая отражает область взаимоотношений между социальными группами, коллективами, личностями по поводу государственной власти. Анализируя место и роль государства в политической системе общества, где оно выступает как особое звено в ее структуре, следует отметить, что его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии или блока партийна с другой – иных звеньев этой системы. Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а политическая организация всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи друг с другом и государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство должно быть выразителем их общих интересов, поэтому с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества. Приступая к анализу вопроса о политико-правовом состоянии личности, необходимо обратить внимание на то, что общественное положение личности находит конкретное выражение в совокупности экономических, политических, социальных, культурных и иных отношений, частично закрепляющихся в политико-правовом состоянии личности, выступающем юридической формой выражения ее взаимоотношений с государством, отражающихся в зависимости от особенностей политико-правовой связи в ее правовом статусе. Исследование политико-правового состояния личности с позиции общей теории государства и права должно опираться, с одной стороны, на положения и выводы, содержащиеся в разработках специальных отраслевых наук, с другой – иметь свою собственную общетеоретическую базу, позволяющую абстрагироваться в некоторой степени и говорить «вообще» о состоянии личности, закрепленном в праве. При анализе гражданского состояния личности следует обращать внимание на то, что принадлежность лица к определенному государству устанавливается в результате возникновения юридического факта, а до этого момента существует общая неопределенная политико-правовая связь личности и государства. После того как возникает юридический факт, который признается государством в качестве такового, происходит конкретизация общей политико-правовой связи. Только государство, в конечном счете, окончательно решает вопрос об их изменении, трансформации, переходе из одного вида в другой. Изменение связей, естественно, сказывается на видоизменении правового статуса. Например, принятие лица без гражданства в гражданство ведет к трансформации политико-правовой связи лица без гражданства в политико-правовую связь гражданина, что и означает превращение правового статуса лица без гражданства в правовой статус гражданина. Отметим, что изменение прав, свобод и обязанностей в пределах правового статуса не влечет преобразования гражданского состояния личности, а изменение правового статуса в целом возможно только в результате модификации гражданского состояния личности. Завершается работа анализом взаимоотношения личности с субъектами политической системы на основе положений Конституции Украины, где нашло отражение юридическое закрепление взаимоотношений личности с субъектами политической системы, при этом взаимные отношения опираются на политико-правовые, моральные принципы, и прежде всего на такие, как справедливость, гуманизм, интернационализм, патриотизм и другие. Современная демократия в условиях все более возрастающего ее восприятия (теоретиками, практиками, теми или иными слоями населения) как общечеловеческой непреходящей ценности должна обладать глубоко гуманистическим содержанием. Рекомендуемая литература 1. Даль Р. О демократии. - М., 2000. 2. Кузьмин Э. Л. Демократия: некоторые вопросы теории, методологии и практики. - М., 1986. 3. Лобер В. Л. Демократия от зарождения идеи до современности. - М., 1991. 4. Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. - М., 1974. 5. Марченко М. Н. Очерки теории политической системы современного буржуазного общества. - М., 1985. 6. Оболонский А. В. Права человека на пороге гражданского общества и консервативный синдром как главное препятствие их реализации // Права человека и политическое реформирование / Отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 1997. 7. Основы теории политической системы. - М., 1985. 8. Политическая реформа: цели, противоречия, этапы. - М., 1990. 9. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 2000. 10. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. - М., 1992. 11. Шабров О. Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5. 12. Чиркин В. Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индекс эффективности // Государство и право. 1982. № 5. 13. Юдин Ю. Л. Политические партии и право в современном государстве. - М., 1998. ТЕМА 16 («С», «Т»)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.80 (0.009 с.) |