Юридическая ответственность в условиях формирования правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая ответственность в условиях формирования правового государства



Примерный план работы

1. Понятие юридической ответственности.

2. Юридическая ответственность как вид социальной ответ­ственности.

3. Роль юридической ответственности в укреплении закон­ности.

Методические указания

Приступая к исследованию темы, студенту следует обратить внимание на то, что в комплексе средств, с помощью которых в обществе решаются задачи воспитания, важное место зани­мает юридическая ответственность. Она способна влиять на формирование у граждан позитивных потребностей, интере­сов, установок и ценностных ориентации. Социальное назна­чение ответственности состоит в воспитании людей в духе осоз­нанного и добровольного соблюдения правовых предписаний, в создании условий, обеспечивающих нормативное развитие об­щественных отношений, с одной стороны. С другой стороны, юридическая ответственность выступает в качестве важнейшей гарантии законности и правопорядка в обществе, т. е. как один из важнейших факторов построения правового государства.

Раскрывая содержание вопросов плана, студент должен про­анализировать понятие и сущность юридической ответственности, ее соотношение с другими видами социальной ответствен­ности. В этой связи стоит обратить внимание на то, что категория «юридическая ответственность» носит комплексный характер, она не может быть оторвана от понятия социальной ответствен­ности, а представляет собой диалектическую связь общего и особенного, наконец, юридическая ответственность имеет как позитивный, так и ретроспективный аспекты.

Для правильного осмысления природы юридической ответ­ственности студенту нужно обратиться к сущности права, что закономерно, так как юридическая ответственность – это пра­вовое явление.

В процессе дальнейшего раскрытия темы студент должен обратиться к анализу юридической ответственности с такими видами социальной ответственности, как моральная, экономи­ческая и политическая ответственность.

Завершается контрольная работа анализом роли юридичес­кой ответственности в укреплении законности.

Рекомендуемая литература

1. Братусъ С. Н. Юридическая ответственность и закон­ность. - М., 1976.

2. Денисов Ю. Л. Общая теория правонарушения и ответ­ственности. - Л., 1983.

3. Духно Н. А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000. № 6.

4. Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. - М., 1986.

5. Кудрявцев В. Н. Правомерное поведение: норма и патоло­гия. - М., 1982.

6. Малеин Н. С. Юридическая ответственность и справедли­вость. - М., 1992.

7. Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. - Киев, 1985.

8. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. – М., 1997.

9. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М., 1997.

10. Шиндяпина М. Д. Стадии юридической ответственнос­ти. - М., 1998.

11. Яковлев A. M. Социология экономической преступнос­ти. - М., 1988.

ТЕМА 15 («Р»)

Личность в политической системе украинского общества

Примерный план работы

1. Соотношение понятий: человек, личность, гражданин.

2. Понятие политической системы: личностный подход.

3. Политико-правовое состояние личности.

4. Взаимоотношение личности с субъектами политической системы.

Методические указания

При изложении данной темы студент должен иметь в виду, что на современном этапе развития потребность исследования теоретических вопросов функционирования политической си­стемы украинского общества, укрепления правовой основы го­сударственной и общественной жизни, анализа роли личности восуществляемых реформах государственно-правовой сферы, конституционного оформления украинской государственности и переходный период, нахождения равнодействующей в систе­ме сдержек и противовесов, особенно в процессе реализации государственной власти, наполнения новым гуманистическим содержанием прав, свобод и обязанностей человека и гражда­нина становится все более актуальной.

Один из главных выводов всей нашей предшествующей по­литической истории состоит в том, что идеи и принципы де­мократии, самоуправления и полновластия народа должны (наряду с их осуществлением в различных направлениях и формах общественной самодеятельности, социальной, духов­ной, производственной, политической активности и т. д.) найти свое надлежащее государственно-правовое воплощение и оформление в виде всеобщей и общеобязательной системы ин­ститутов, норм и процедур. Правовое, государство должно стать государственно-правовой формой организации и функционирования демократии. Сочетание государственных и негосударственных форм демократии и самоуправления народа является гарантией всесторонней реализации полновластия народа. Идея правового государства наиболее точно и адекватно отвечает требованиям демократической концепции соотно­шения общества и государства.

Научное исследование места и роли личности в политической системе украинского общества является задачей, на решении которой должны быть сосредоточены усилия как гуманитарных наук в целом, так и теории государства и права в отдельности. Внимание к личности, как вполне справедливо подчеркивается в литературе, обусловлено общим подъемом борьбы за права че­ловека, новыми подходами не только к организации экономики, политической жизни, к трактовке культуры, но и к решению проблемы личности вообще, к оценке ценностей, на которые ориентируется человек, к соотношению интересов общества и интересов личности.

Исследуя основные черты и особенности правового статуса личности, который зависит от ее гражданского состояния, оп­ределяется им исходя из правосубъектности личности, высту­пающей их предпосылкой, следует заметить, что это самостоя­тельная правовая категория, существующая наряду с правами и обязанностями и свидетельствующая о правовой способности лица иметь права и обязанности, быть их носителем на любой стадии их проявления, в том числе самостоятельно (своими действиями), либо через законных представителей приобре­тать, осуществлять, изменять или прекращать, а также отве­чать за их неправомерную реализацию. Правосубъектность в отрыве от правового статуса в целом не существует, их связь носит конкретизированный (отраслевой) характер.

Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое пра­вовое закрепление в нормах права, характеризующих полити­ко-правовое состояние личности. Правовой статус личности обычно исследуется в двух аспек­тах: в статике ив динамике, что позволяет в некоторой сте­пени «снять» теоретические споры: включать или не включать в его содержание права, свободы и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений.

Огромное значение в процессе реализации прав, свобод и обязанностей принадлежит политико-правовому сознанию лич­ности, ее индивидуальным свойствам и качествам, социально-политической активности.

Важно рассмотреть гарантии правового статуса личности, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей судят прежде всего по их охране, возможности реализации, поэтому в современных условиях проблема гарантий имеет исключительное значение и приобретает еще в большей степени политическую направленность и остроту, что во многом объясняется важнос­тью реализации идеи естественных прав человека. Однако следует заметить, что главная гарантия прав человека – это, в конечном счете, экономическое состояние государства. Кроме этого гарантией осуществления конституции и иных, закрепля­ющих права и свободы человека нормативно-правовых актов являются сознательность и самодеятельность самих граждан.

Рассматривая систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности, которая подразделяется на две группы: общие и спе­циальные правовые (юридические), следует заметить, что правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечиваю­щими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как ре­альный, скорее он будет иметь формальный характер.

Принципиальное значение имеет способ разрешения возни­кающих противоречий между личностью и государством, причем огромный шаг вперед в направлении демократизации общества связан с определением порядка обжалования в суд неправомерных действий государства в лице его органов и дол­жностных лиц, ущемляющих права граждан, введением инсти­тута уполномоченного по правам человека. Представляется, что наличие Конституционного Суда Украины дает основание обра­щаться к нему с соответствующими исками о защите своих кон­ституционных прав в случае их нарушения различными органа­ми власти.

Право на судебную защиту относится к числу важнейших, исконных, неотъемлемых прав человека. Потребность в силь­ной, действенной, оперативной и компетентной судебной защи­те значительно возросла в последние годы, приобрела особую остроту в условиях экономического, социального и политичес­кого кризиса, переживаемого Украиной. Чем уязвимее становят­ся основные конституционные права – на труд, на здоровье, на имущество, на жилище, тем незащищенней чувствует себя украинец перед лицом растущей безработицы, жилищного кризиса, инфляции, разгула преступности, тем важнее для поддержа­ния стабильности и правопорядка в стране всемерное укрепле­ние, развитие и совершенствование судебной власти как силы, способной защитить нарушенные и оспоренные права граждан и организаций.

Анализируя международно-правовое регулирование положе­ния личности в обществе, следует подчеркнуть, что в условиях демократических реформ в Украинском государстве появляется необходимость введения новых характеристик, раскрывающих качество общественного положения людей. Оценкой измерения такого качества принято считать общечеловеческие ценности, международно-правовые стандарты, среди которых одно из глав­ных мест занимают права человека. Актуальность проблемы прав человека в современной Украине как раз и связана с введе­нием в юридическую практику общепризнанных оценок, вы­ступающих не только мерой, но и ориентиром в общественном развитии.

Проблема взаимодействия прав человека и прав граждани­на остается малоисследованной, так как при такой постановке вопроса личность выступает и как субъект прав человека, и как субъект прав гражданина. Современное осмысление значения соблюдения прав человека приобретает не только теоретичес­кую, но и практическую ценность, в частности в связи со вступ­лением Украины в Совет Европы.

При освещении первого вопроса темы студенту следует проана­лизировать соотношение понятий «человек»«личность»«гражданин», так как утверждение правовых начал во взаимо­отношениях государства и личности выступает одним из суще­ственных моментов демократизации политической системы общества. Государство должно быть одной из форм гражданско­го общества, в котором недопустимы узурпация власти со сто­роны кого бы то ни было, тоталитарное политизирование как экономики, так и духовной жизни.

При рассмотрении вопроса развития политической системы украинского общества следует опираться на цивилизованную, демократическую идею о самоуправлении. Ее главное содержа­ние заключается в обеспечении реального, практического уча­стия народа в управлении политическими процессами, разра­ботке, обсуждении, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений, так как политическая система связана с особой сферой деятельности людей – полити­кой, которая отражает область взаимоотношений между соци­альными группами, коллективами, личностями по поводу государственной власти.

Анализируя место и роль государства в политической систе­ме общества, где оно выступает как особое звено в ее структуре, следует отметить, что его роль и место в этой системе не отож­дествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии или блока партийна с другой – иных звеньев этой сис­темы. Государство не просто самое массовое политическое объе­динение граждан, а политическая организация всех без исклю­чения граждан, всех членов общества, находящихся в полити­ко-правовой связи друг с другом и государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлеж­ности. Государство должно быть выразителем их общих инте­ресов, поэтому с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широ­кие возможности для всех граждан участвовать в политичес­кой жизни общества.

Приступая к анализу вопроса о политико-правовом состоя­нии личности, необходимо обратить внимание на то, что обще­ственное положение личности находит конкретное выражение в совокупности экономических, политических, социальных, культурных и иных отношений, частично закрепляющихся в политико-правовом состоянии личности, выступающем юриди­ческой формой выражения ее взаимоотношений с государ­ством, отражающихся в зависимости от особенностей полити­ко-правовой связи в ее правовом статусе. Исследование поли­тико-правового состояния личности с позиции общей теории государства и права должно опираться, с одной стороны, на положения и выводы, содержащиеся в разработках специаль­ных отраслевых наук, с другой – иметь свою собственную об­щетеоретическую базу, позволяющую абстрагироваться в неко­торой степени и говорить «вообще» о состоянии личности, за­крепленном в праве.

При анализе гражданского состояния личности следует об­ращать внимание на то, что принадлежность лица к определен­ному государству устанавливается в результате возникновения юридического факта, а до этого момента существует общая не­определенная политико-правовая связь личности и государ­ства. После того как возникает юридический факт, который признается государством в качестве такового, происходит кон­кретизация общей политико-правовой связи. Только государ­ство, в конечном счете, окончательно решает вопрос об их изме­нении, трансформации, переходе из одного вида в другой.

Изменение связей, естественно, сказывается на видоизмене­нии правового статуса. Например, принятие лица без граждан­ства в гражданство ведет к трансформации политико-правовой связи лица без гражданства в политико-правовую связь гражда­нина, что и означает превращение правового статуса лица без гражданства в правовой статус гражданина. Отметим, что изме­нение прав, свобод и обязанностей в пределах правового статуса не влечет преобразования гражданского состояния личности, а изменение правового статуса в целом возможно только в резуль­тате модификации гражданского состояния личности.

Завершается работа анализом взаимоотноше­ния личности с субъектами политической системы на основе положений Конституции Украины, где нашло отраже­ние юридическое закрепление взаимоотношений личности с субъектами политической системы, при этом взаимные отношения опираются на политико-правовые, моральные принципы, и прежде всего на такие, как справедли­вость, гуманизм, интернационализм, патриотизм и другие.

Современная демократия в условиях все более возрастающе­го ее восприятия (теоретиками, практиками, теми или иными слоями населения) как общечеловеческой непреходящей ценно­сти должна обладать глубоко гуманистическим содержанием.

Рекомендуемая литература

1. Даль Р. О демократии. - М., 2000.

2. Кузьмин Э. Л. Демократия: некоторые вопросы теории, методологии и практики. - М., 1986.

3. Лобер В. Л. Демократия от зарождения идеи до современ­ности. - М., 1991.

4. Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. - М., 1974.

5. Марченко М. Н. Очерки теории политической системы современного буржуазного общества. - М., 1985.

6. Оболонский А. В. Права человека на пороге гражданско­го общества и консервативный синдром как главное препят­ствие их реализации // Права человека и политическое реформирование / Отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 1997.

7. Основы теории политической системы. - М., 1985.

8. Политическая реформа: цели, противоречия, этапы. - М., 1990.

9. Права человека как фактор стратегии устойчивого раз­вития / Отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 2000.

10. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. - М., 1992.

11. Шабров О. Ф. Политическая система: демократия и уп­равление обществом // Государство и право. 1994. № 5.

12. Чиркин В. Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индекс эффективности // Государство и право. 1982. № 5.

13. Юдин Ю. Л. Политические партии и право в современном государстве. - М., 1998.

ТЕМА 16 («С», «Т»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.027 с.)